Отдых русских студентов в турции

Обновлено: 19.09.2024

Прилетели в Мариуполь (раньше он назывался Жданов), приехали в лагерь. Нас поселили в комнате человек на 10–12. Кровать, тумбочка, чемодан под кроватью, остальные удобства — общие на этаже. Вообще-то раньше так было и в лагерях, и даже в санаториях, где в комнатах было не 10, а 3–4 человека. Так что это никого не удивляло и не напрягало. Всеобщий хостел. Общая столовка с дурацкой невкусной едой по строгому расписанию. Но нам это было даже не так важно. Оказалось, что в лагере не очень много народа, а те, кто были — тоска зеленая… Девченки занудные, ребят — вообще ни одного мало—мальски привлекательного. И что же нам делать 3 недели. Ладно, решили, что будем загорать-купаться. Но море было под стать всему остальному — мелкое, мутное, с плавающей травой, похожее на коричневый теплый компот, но никак не на МОРЕ.

Ну, а в тот июль мы были в неправильном месте моря, хоть оно и считается курортным. Вокруг отдыхали в основном мамаши с детьми (это море идеально для маленьких детишек, так как мелкое, очень теплое и вокруг — большая песочница). Но мы-то были не с детьми! Про детей тогда мы даже не думали. Нам нужно было то, что предшествует появлению этих продолжателей человеческого рода, только без возможности появления их в то время. Короче, хотелось того, чего хочется всем молодым особям любого пола и вида — красивого и светлого чувства. Или, хотя бы, чтобы было весело и интересно… А интересного вокруг не было. Мы познакомились с еще одной прикольной студенткой нашего же института — Наташкой и вместе пытались хоть как-то разбавить наш отдых. Наши девичьи фото на пляже.

Больше на этом пляже мы находиться не хотели. И мы пошли вперед в поисках приключений. То есть буквально пошли по пляжу (а он очень длинный) вперед.

Ребята жили в маленьком отдельном домике практически на берегу. У них были карты, гитара, да и сами они были очень милыми интеллигентными и веселыми. Мы решили, что вместе нам будет лучше отдыхать. Чтобы нас не искали, мы сходили в лагерь и предупредили девчонок, что нас дня три не будет. Вообще-то там всем было все равно где ты ходишь-бродишь. Это не пионерский лагерь. Но мы девочки ответственные.

Увы, ребятам пора было уезжать домой, а нам возвращаться в лагерь. Мы потом еще около года переписывались, меня приглашали опять приезжать на Азовское море, но что-то не срослось, а потом начались такие события в стране и в жизни, что связь прекратилась. Но это уже не важно.

Вернувшись в лагерь, мы поняли, что еще почти 2 недели в этом болоте мы жить не сможем. Мало того — мы даже дня здесь больше оставаться не намерены! Что же мы решили? Ехать в Крым на Черное море! Куда? Мы не знали. Мы там ни разу не были, с географией у нас было не супер (хоть все трое почти отличницы). Но то, что Черное море, однозначно, лучше и там будет веселее, мы решили единогласно. Собрали чемоданы и рано утром поехали в Мариуполь, сказав, что мы уезжаем, нас больше не ждите!

На всякий случай завернули на пляж самого Мариуполя. Но там по грязному пляжу только ходили толстые тетки. Нет, нам здесь делать точно было нечего.

В Турции можно получить качественное образование, благодаря которому для выпускников открываются новые горизонты и возможности. Большой популярностью пользуется стажировка в Турции для студентов, в ходе которой студенты смогут не только получить практические знания по своей специальности, но и заработать некоторую сумму.

Среди главных преимуществ турецкого образования можно назвать:

  • качество мирового уровня;
  • признание дипломов в любой стране мира;
  • высокий уровень учебного, технического и бытового оснащения кампусов;
  • доступные цены.

Система обучения в Турции предполагает довольно раннее начало – дети в школу идут с 5 с половиной лет. Помимо этого, государственные школы сильно загружены, учеба происходит в 2 смены. Также в школах не предусмотрены медицинские пункты.

Что касается системы высшего образования, то для его получения необходимо будет предоставить справку об удовлетворительном финансовом состоянии, позволяющем оплачивать получение диплома. Плата берется ежегодно за обучение, проживание, питание, медицинскую страховку.

Получение образования в Турции

Турецкая система образования включает формальное и неформальное образование. Формальное представляет собой получение дошкольного, начального, среднего и высшего образования. Неформальное образование включает то обучение, которое оплачивается министерством и не включено в формальное. Неформальной формой образования является также обучение ремеслу в Турции.

Получение дошкольного образования

Как и во многих других странах, дошкольное образование в Турции начинается с детских садов. Оно является обязательным для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Презентация дошкольного образования в Турции осуществляется частными детскими садами. Их основная цель – подготовка ребенка к начальной школе, развитие способностей детей в форме игры. Некоторые детские сады имеют связь с государственными начальными школами.

Обучение в школах

Школьное образование в Турции состоит из двух этапов: начальная и средняя школа. С 6 до 14 лет каждый гражданин этой страны обязан обучаться в начальной школе. Они представлены как государственными, так и частными.

В Стамбуле сосредоточены главные школьные учреждения, однако лучшие школы Стамбула – это Британская международная школа, MEF международная школа и 2 международные IICS. Обучение в них организовано на европейском уровне. Здесь могут получить образование как местные граждане, так и иностранные школьники, в том числе и русские. Для того чтобы поступить в данные образовательные учреждения, необходимо пройти вступительные испытания.

Обучение в Турции для русских и местных школьников, а также других иностранцев состоит из трехлетнего обучения в общей школе, затем -образование в профессионально-технических колледжах, длительность которого составляет 4 года.

Данные школы в основном находятся на государственном обеспечении, и обучение в них бесплатное.

Когда сотрудники Министерства иностранных дел России вместе с семьями временно находятся в Стамбуле, школа при генконсульстве России в Стамбуле является отличным вариантом, где ребенок может продолжить обучение без сдачи каких-либо экзаменов. Преподавание осуществляется на русском языке, имеется отличный педагогический состав, а по окончании выпускник получает диплом российского образца.

Что касается вопроса цены за образование для русских школьников в Турции, то расположенная при российском генконсульстве русская школа в Стамбуле стоимость обучения имеет небольшую; уточнить актуальные расценки можно непосредственно в учебном заведении или по телефону.

Получение высшего образования

Высшие учебные заведения являются завершающим этапом формального образования. В Турции насчитывается большое число университетов, поступление в которые осуществляется на основе конкурса. Однако каждый университет разрабатывает свою индивидуальную систему зачисления.

Длительность учебы в магистратуре Стамбула составляет 2 года, для поступления необходимо наличие базовой степени бакалавра.

Завершающим этапом высшего образования в Турции является докторская степень, которая требует еще 3 года учебы и написания диссертации.

Получение высшего образования в Турции платное. Однако обучение в государственном вузе обойдется гораздо дешевле, чем в частном.

Проживание иногородних студентов

Для иностранных или иногородних студентов некоторые университеты предоставляют места в общежитии. Однако очень часто мест для всех не хватает. Поэтому многим приходится арендовать жилье.

Существует реальная возможность снять квартиру или комнату по приемлемой цене. Все зависит от расположения, общей площади и района.

Рейтинг вузов

На сегодняшний день Турция входит в список 50 стран с самым качественным высшим образованием.

Правительство страны стремится сделать высшее образование максимально приближенным к европейскому уровню, благодаря этому университеты Турции входят в Болонскую систему.

Также важным моментом является доступность получения высшего образования как для местных, так и для иностранных студентов.

Университет Бахчешехир в Стамбуле на данный момент входит в тройку лучших университетов страны. Здесь обучается более 1000 студентов из разных стран мира. Благодаря отличному высокоспециализированному преподавательскому составу данное учреждение добилось значительных успехов. Здесь образовательный процесс осуществляется на английском языке, предусмотрены упрощенные условия зачисления для иностранных студентов.

Престижные частные высшие учебные заведения в Турции представляет университет Фатих в Стамбуле. Преподавание здесь по большей части ведется на английском языке, при этом студентам предоставляется возможность выучить дополнительный язык – турецкий, немецкий, русский, французский. В данном университете работают преподаватели из 30 различных стран мира.

В рейтинг крупнейших высших учебных заведений страны входит университет Акдениз в Анталии. Средиземноморский университет выделяется различными выдающими достижениями как на национальном, так и международном уровнях. Он активно сотрудничает со многими зарубежными университетами и является главным образовательным центром Турции. Здесь реализуются около 250 научных и исследовательских программ различных направлений, ведется сотрудничество с вузами Европы.

Университет Мармара в Стамбуле – самое старое высшее образовательное учреждение Турции. С 2013 года его дипломы признаются Европейской ассоциацией университетов.

В Турции получение высшего медицинского образования находится на высоком уровне. Тем не менее в последнее время в республике существует некоторый дефицит врачей. Данную проблему постепенно решают, предлагая обучение иностранным студентам.

Популярным является получение образование медсестры. Срок, сколько учиться на медсестру в Турции, может показаться продолжительным – обучение длится 4 года в вузе, однако после окончания университета медсестра обладает высокой компетенцией и во многом может заменять врача.

Особенности поступления для иностранцев

В последнее время популярность турецких вузов среди иностранных студентов возрастает. В первую очередь это обусловлено качеством образования и признанием дипломов на международном уровне. Однако каждый вуз устанавливает свои требования к зачислению студентов.

Правила поступления в вузы для иностранцев

Университеты Стамбула для иностранцев и другие высшие учебные заведения страны главным требованием к иностранцам считают превосходное владение турецким либо английским языком. Однако в последние годы предпочтение отдается английскому.

Иностранный абитуриент подает заявление в Центр по отбору и зачислению студентов. При подаче заявления должны соблюдаться такие критерии:

  • заявитель не имеет турецкого гражданства;
  • не является владельцем двойного гражданства;
  • знает один или два языка.

Услуги Центра платные, поэтому при подаче заявления нужно приложить чек об их оплате.

Что нужно для поступления

Иностранцу для поступления в турецкий университет, необходимо иметь следующее:

  • аттестат о полученном образовании;
  • итоги пройденных международных и национальных тестов;
  • другие документы, перечень которых определяет каждый конкретный университет.

Широко раскрывают свои двери вузы в Турции для казахстанцев и русских студентов. Здесь имеются гораздо большие перспективы и возможности, чем в университетах других европейских стран.

Граждане стран СНГ могут обучаться в вузах страны на бесплатной основе при участии в специальных летних программах по обмену.

Учебная виза

Важно отметить, что образование в Турции для украинцев и других иностранных студентов невозможно без студенческой визы. Она может быть выдана лишь после зачисления иностранного студента в учебное заведение.

Для получения студенческой визы необходимо иметь такие документы:

    ;
  • заявление установленного образца;
  • фотографию;
  • приглашение университета Турции на учебу.

Срок действия полученной визы составляет от 6 месяцев до года.

Стоимость получения образования в Турции

Цена обучения в турецких государственных университетах и институтах намного ниже, чем в частных. Важно отметить, что стоимость учебы в государственных заведениях на протяжении нескольких лет подряд остается неизменной.

Обучение в высших государственных учебных заведениях в год обойдется:

  • с турецким языком обучения: 80—250$ для граждан Турции, 240-750$ — для иностранных граждан;
  • с английским языком обучения: 150-500$ — для турецких граждан, 450-1500$ — для иностранных.

Если рассматривать обучение в частных вузах, то его стоимость составляет примерно от 5 до 12 тысяч долларов США. Также отдельно потребуется сумма в размере 300 долларов на учебную литературу. Что касается получения неформального образования, то за относительно небольшую плату можно пройти в Турции курсы массажа в Анталии.

Гранты и стипендии

Гранты и стипендии для обучения в Турции могут получить не только местные студенты, но также и иностранные, если пройдут конкурс и выполнят все необходимые условия.

Обучение русскому языку в Турции

Изучение русского языка в Турции входит в обязательную программу некоторых начальных школ. Помимо этого, многие ведущие университеты страны предоставляют такую услугу.

Владение русским языком становится необходимостью, так как ежегодно увеличивается связь Турции с русскоговорящими странами, растет приток не только русских туристов, но и тех, кто приезжает в республику из России на постоянное проживание.

Для длительного пребывания русскоговорящих иностранцев разработаны курсы турецкого языка для русских в Стамбуле, позволяющие быстрее адаптироваться к новой стране.


В субботу, 28 ноября, ВИВТ (Воронежский Институт Высоких Технологий) собрал своих турецких студентов в количестве восьми человек. Перед каждым из ребят на стол положили бумагу и настоятельно попросили подписать: позже студенты не смогли дать чёткого определения этому документу, но вполне ясно изложили его суть. Формулировка документа может отличаться от оригинала, так как мы составили его со слов студентов. В нём, от первого лица, было напечатано примерно следующее:

Из этого исходит, что ребята как бы добровольно отказываются от образования и теряют студенческую визу. К сожалению, ни копии документа, ни его фото у нас нет, так как все материалы, по словам студентов, лежат в деканате.

На этой встрече представители института якобы сказали, что у турок есть время до следующей субботы (5 декабря), чтобы добровольно покинуть РФ. В противном случае эти бумаги станут основанием для начала процедуры депортации. Также студентов якобы предупредили, что даже если они откажутся подписать бумаги, то просто-напросто не смогут сдать экзамены и поедут домой по причине отчисления. Двое из восьмерых не подписали документ. Остальные поставили под ним свои подписи. Такую версию развития событий мы услышали от представителя турецкой студенческой диаспоры в Воронеже.

Мы связались с Еленой Ильиничной КОЛЕСНИКОВОЙ, помощником ректора ВИВТ, и попросили ее прокомментировать сложившуюся ситуацию:

Никаких документов на подпись мы студентам из Турции не давали, учебный процесс идёт по плану, без каких-либо изменений. Приказа об отчислении не было, и даже разговор об этом не шел. Никакие права студентов не нарушались. Турецкие студенты учатся, готовятся к сессии. Если они и поедут в Турцию, то только на каникулы.

Еще один наш источник в ВИВТ на условиях анонимности сообщил, что разговор с турецкими студентами все-таки состоялся, но это была всего лишь профилактическая беседа, связанная с рекомендацией больше самим заботиться о собственной безопасности: поменьше гулять в темное время суток и вообще вести себя аккуратно.

Какая же из сторон правдива, а какая нет? Представители ВИВТ уже опровергли в СМИ слухи в соцсетях о якобы случившемся отчислении турецких студентов. Но ведь об отчислении речь пока не идет, а вот не случилось ли, скажем так, мягкого принуждения покинуть Россию?

Причины случившегося, если это действительно имеет место, выяснить не удалось ни нам, ни туркам.

Сегодня двое турецких студентов лично пошли в ВИВТ, чтобы попробовать урегулировать ситуацию, так как возвращаться на родину у них особого желания нет. Как нам сообщили, увы, переговоры плодов не принесли. Ситуация остается напряженной.

За консультацией мы обратились к Светлане ЧЕРЕДНИКОВОЙ, представителю Воронежского штаба по правам студентов:

– Сложившаяся с турецкими студентами ситуация нам пока не ясна. Наш штаб будет рассматривать все поступающие обращения и давать юридические консультации по этому вопросу, соблюдая анонимность. Как заявил сегодня министр образования Дмитрий Ливанов, ограничений в отношении турецких студентов не будет. Если информация об отчислении или каких-либо притеснениях по национальной принадлежности подтвердится, мы постараемся помочь.

Как нам стало известно, незадолго до событий в ВИВТ в ряде воронежских вузов прошли встречи руководства с преподавателями, ответственными за работу с иностранными студентами. На них речь шла об усилении бдительности в отношении пропусков занятий иностранными студентами и повышенного контроля за ними. Связано это было не только с обострившейся международной обстановкой, но еще и с тем, что якобы пятеро воронежских студентов-иностранцев не так давно отправились воевать в Сирию, и один из них уже погиб.

Турецкая культура настолько богата и многогранна, что не вписывается в рамки какого-то простого определения. За тысячи лет традиции многих народов Анатолии, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии и, конечно, античного мира слились в ни на что не похожий сплав, который в наши дни принято обобщенно называть турецкой, или малоазийской культурой. К этому следует добавить, что и сами турки, до начала XX века не являвшиеся единым народом, принесли с собой из глубин Средней Азии множество уникальных элементов, органично вписавшихся в современную жизнь страны.


Тяжело ли было получить место для стажировки в Турции?

Целью поехать по обмену я задался несколько лет назад, и поэтапно шёл к этому.

Первый год, когда я подал заявку, были программы по стажировке в Италию, Испанию, Португалию, Ирландию, Англию, Францию, Чехию, и ещё несколько стран . К сожалению тогда я совершенно не имел представления что такое мотивационное письмо, несмотря на то, что оно является одним из самых важных документов из списка . Я поздно начал готовить документы, и д оделывать их мне пришлось в Париже в последний день до дедлайна . Результат был очевиден : через 2 месяца я получил ответ, что я не прошёл . Не могу сказать, что это стало для меня потрясением - я был готов к этому и даже ожидал, что скорей всего так и будет, но это стало для меня важным уроком на будущее. Нельзя затягивать с документами до последнего, и начинать подготовку следует как можно раньше. Проанализировав свои ошибки, мне захотелось чего бы мне это ни стоило добиться желаемого результата. После этого я постоянно старался следить за новой информацией , мониторил сайт . Не надо думать, что спустится волшебник, и сделает всю работу за вас. Пока сам не загоришься идеей, никто не сможет в этом помочь. Мы рискнул и , и нам повезло получить грант и возможность стажироваться в лучшем и престижнейшем университете Турции. Если честно, я только там понял, насколько это круто!
Я был не один – со мной были мои друзья и одногруппники: Александр Джонатан Карпицкий, Васильева Ксения, Надежда Наумович, Ольга Бондарчук, а также ещё 2 студента БрГТУ: Виталий Каковко, и Роман Гайворонский. Это редкая удача, когда на программу Erasmus отбирают сразу так много людей из одного университета.
Конечно, Erasmus , как и многие программы по обмену – это своеобразная лотерея, сложно выделить какие-то чёткие критерии отбора. Но думаю, что определяющим моментом стала наша мотивация. Ведь по другую сторону монитора в международном отделе сидят такие же живые люди, которые читают мотивационное письма, рассматривают документы и принимают окончательное решение. И это очень сильно заметно, когда человек писал от души, либо следовал шаблону или просто рассчитывает на стипендию.

Не страшно ли было ехать на учёбу в Турцию? Если верить СМИ, сегодня там фактически горячая точка.
Лукавить не стану, ситуация в стране довольно сложная. И мы все это прекрасно знаем. Из интернета, по радио, по телевиден ию . Об этом постоянно говорят в СМИ, и тут добавить особо нечего. На самом деле всё намного сложнее, чем у нас привыкли об этом говорить. Другой вопрос, как всё это воспринимается внутри страны. А ответ простой - да никак. Люди попросту привыкли жить с этим - с тем, к чему в нашем сознании привыкнуть невозможно. Это как люди, у которых обнаружили страшный диагноз – если упадут духом – погибнут. Найдут в себе силы бороться – будут продолжать жить и двигаться вперёд несмотря ни на что. Какие бы проблемы перед тобой не стояли.
И я вижу эту борьбу в обществе. Сегодня Турция, ещё недавно пережившая попытку военного переворота, а сегодня страдающая от террористических атак, по моему мнению, испытывает очередной всплеск патриотизма. Государственные флаги можно было видеть буквально везде и не только по праздникам. Их вывешивают на фасады жилых домов, витрины магазинов, в транспорте. Трагические события всегда делают людей более сплочёнными. Чем больше их прессуют – тем чаще они выходят на митинги и демонстрации. Темперамент у них такой. Могу сказать лишь одно – турки привыкли жить со своей бедой, и неплохо с этим справляются. Они просто не думают о плохом, живут сегодняшним днём и стараются делать этот мир лучше.
Безусловно, р одители дома очень волновались. К слову все документы я готовил в тайне от них, и рассказал о своих намерениях только когда получил положительный ответ. И тем не менее, не так все страшно, как показывают по телевизору. Если есть возможность не смотреть телевизор – лучше вообще его не смотрите…

Какие впечатления произвела на вас Турецкая столица?

Анкара не представляет собой традиционного в нашем представлении города. Она довольно хаотична, но при этом это упорядоченный - систематизированный хаос.
В практике сложились шесть основных схем построения уличных сетей

города: радиальная, радиально-кольцевая, лучевая (веерная), прямоугольная, комбинированная и свободная. Планировочную структуру Анкары всё же скорее можно охарактеризовать как свободную. Это очень хорошо видно с самолёта, когда пролетаешь над городом.


В городе практически нет ни одной прямолинейной улицы, но при этом все дома выстроены в определённой последовательности и подчинены логике, которую довольно сложно понять. Во многом городское планирование определяют ландшафт и история развития города.
Несмотря на то что Анкара очень старый город с богатой историей ( 1800 — 1180 до н. э.), в столице туристов практически нет, в отличие от Стамбула , Измира и всего южного побережья Турции. Пожалуй, самая знаменитая история , связанная с окрестностями города - это история про Гордиев узел , когда Александр Великий, не долго мудрствуя, разрубил его мечом.

В современном городе фактически есть 2 центра, административный - Кизылай и исторический – Улус. Последний опасен из-за бесчисленных лабиринтов ветхого и заброшенного жилья на подступах к главной достопримечательности - крепости, в котором зачастую проживают маргинальные слои общества, прибавить к этому плохое освещение ночью, горы мусора, оставшиеся после закрытия рынка, который здесь размещается на городских улицах… Но вознаграждением поднявшемуся на самый верх спутнику станет прекраснейший вид на город, простирающийся до самого горизонта. И в этом есть некий дух авантюризма.

В остальном же Анкара – это динамично развивающийся огромный город, с многоуровневыми сумасшедшими развязками, тоннелями, бешеным трафиком , огромными шопинг-молами и стихийной уличной торговлей . Водители к слову никогда не пропускают, и, что свойственно для многих азиатских стран, чтобы перейти дорогу, приходится в буквальном смысле бросаться под колёса, тогда они может быть объедут, или остановятся. В этом отношении культура наших водителей намного выше. В городе построена сеть автобанов, вдоль которых сегодня активно растут деловые кварталы. Совершенствуется и транспортная инфраструктура города. К существующим линиям метро недавно была добавлена ещё и городская канатная дорога, самая крупная на евразийском континенте.

Есть очень интересные градостроительные решения. Однако ощущаются проблемы с нехваткой парковых и зелёных зон в городе. Плотность застройки просто шокирует, равно как и отсутствие каких-либо норм по инсоляции помещений. Лично я не почувствовал в этом городе естественности, создаётся впечатление искусственного города. И если Анкара – это сердце Турции, то душа её, без сомнения - Стамбул.


Понравилась ли учёба в ODT Ü? В чём отличия от учёбы в нашем университете?
Что касается ODT Ü, жизнь в университете была настолько интересна и многогранна, и то, что происходило за его стенами, порой интересовало нас в значительно меньшей степени. Ведь сам университет – это был настоящий город в городе. По университету курсировало несколько бесплатных студенческих рингов – автобусов, развозивших студентов на учёбу и в корпуса общежитий, а также долмуши (аналог маршруток), городские автобусы и такси. Большой популярностью пользовался автостоп. Сам университет находился на охраняемой территории, вход только по студенческим билетам, случайным людям на территорию попасть было достаточно проблематично, машины в основной своей массе досматривались. Территория кампуса составляет 4500 Га, из которых 3000 Га - леса. Здесь располагаются многофункциональный и обычные торговые центры, выставочный центр, библиотека, тренажёрные залы, большой стадион Devrim (в переводе – революция), целый музейный квартал, в котором собраны экспозиции со времён палеолита до наших дней! Есть даже небольшой детский сад. Как это часто бывает за границей, в университете есть свои студенческие традиции. Одной из таких традиций было выкрикивать “Гектар” на стадионе – кто слышал эту историю, тот непременно вспомнит и улыбнётся.

З десь всё электронное, система отслеживания транспорта, система регистрации курсов, домашних заданий, оценок и так далее. По всему университету свободный Wi - Fi – здесь он выполняет в первую очередь учебную функцию. Даже столовая имеет свой сайт. Платишь по студенческому билету (он выполнял так же функции электронного пропуска, и карточки, которую можно было пополнять), и получаешь фиксированное меню. Если не нравится – есть более дорогая столовая, где выбор намного больше, цен нет в принципе - всё на развес. Что уже говорить, если в Турции на развес продавали даже полотенца. Не нравятся столовые - есть кафе, бары, есть магазины – можешь готовить сам. Полная свобода выбора.
Расскажи немного о факультете, в котором ты учился. Чем он тебе запомнился?
Факультет, внешне не очень примечательный, внутри однако формирует весьма интересные композиции , интерьеры и пространства . Много необычных аудиторий, двухэтажных мастерских, с панорамными окнами в соседние кабинеты. Присутствуют и нтересные решения по затенению фасадов с южной стороны. Поскольку факультет построен на сложном рельефе, вход в здание может располагаться как со второго (1th floor), так и с первого (ground floor) этажа.
Что касается учебного процесса - з ащита презентаций или критика проходят практически на каждом занятии, постоянно есть какая-то работа. Домашние задания, равно как и необходимый для обучения материал, постоянно сбрасывается на электронную почту, либо доступен в университетском аккаунте. Книги стоят дорого, поэтому многие делают фотокопии.

Часто приходилось выезжать на местность, изучать и анализировать проблемные аспекты городской среды. На архитектурном факультете большое внимание уделяется анализ у территории , схемам , концепциям . Другим интересным моментом для меня стала практика защиты своих идей, система жюри. Интересные приёмы использовались и в макетировании. Итогом коллективной работы становились постеры, которые сбрасывались в общий dropbox и все имели доступ к этой информации, и использовали её в индивидуальных работах. Считаю такой подход очень полезным и правильным.


Нужно отметить, профессора и студенты интересовались нашим подходом к проектированию, и по многим аспектам были так же приятно удивлены - в частности проработкой чертежей, эскизированием (академический рисунок не входит в список обязательных дисциплин для архитекторов и даже не относится к факультету), подходом к организации общественных пространств. Поэтому, безусловно, это было полезно для всех нас. Лекции так же были очень интересными и увлекательными. Большинство профессоров имеют солидный список работ и диссертаций за своими плечами, многие из них параллельно ведут свою профессиональную деятельность вне университета. Своё мнение никто из них не навязывает – прислушивайся, но проектируй, как считаешь правильным. Ты обязательно должен уметь защитить свою идею, в противном случае оценка будет соответствующая.

Какой у тебя распорядок дня?

Распорядок дня в общем-то разный и зависит от дня недели . Во первых , расписание мы себе составляли сами в начале семестра, выбирали предметы, следовательно у нас есть возможность распределять и регулировать загруженность по дням недели. К редитная система сильно отличается от нашей, приходится привыкать, но это интересно, есть существенные отличия и в системе образования, и в подходах, хотя фундаментальные принципы остаются неизменными .
Во вторых, такая система подразумевает ответственность, и дисциплинирует. Есть предметы, обязательные к изучению, есть выборочные курсы, которые мы можем выбрать в зависимости от своих предпочтений. В теории мы можем взять предметы даже не со своего факультета, такие как бильярд или пение, лепка из глины, иностранные языки и так далее. Они будут давать кредиты, но для диплома особой роли не сыграют. Зачастую бывают накладки по времени, и приходится выбирать, какой курс для тебя важнее. Вся регистрация для постоянных студентов электронная. Вполне вероятно, что желающих записаться на курс будет слишком много, и вы просто не сможете на него зарегистрироваться. И такая вероятность очень высока, поэтому определиться и зарегистрироваться надо успеть как можно раньше. Как следствие, стирается такое понятие, как группа в принципе. Традиционная группа в нашем понимании. Ведь общий предмет, который повторяется из года в год, у них только один – архитектурный проект.


Здесь все сидят от звонка до звонка - эта правда, и все работают, почти все. Иногда приходится задерживаться, и расходиться глубоким вечером. Бывало и такое, что мы ночевали в студии.
Списывать тут не принято априори. Знаешь материал – сдашь, не знаешь – за красивые глаза оценку не поставят. Посещаемость тоже важна, во многом зависит конечно от преподавателя, но в целом за этим строго следят. Впрочем, есть профессора, для которых главное - это экзамен, а посещаемость не играет существенной роли. В любом случае здесь никто ни за кем не бегает и не заставляет учиться - те, кто учатся в ODTÜ, понимают, что в первую очередь это нужно для них самих. А случайных людей тут практически нет.


Нравилась ли турецкая кухня?
Свинина не встречается в местной кухне вообще, равно как и гречка, супы так же представляют в нашем понимании традиционные бульоны, зато широко представлены блюда из баранины, говядины и курицы, риса, здесь хорошо готовят кебаб, кёфте, лахмаджун, и другие блюда, которые не встречаются на нашей кухне.
Цены на еду в Турции в среднем в 2-2,5 раза выше, чем у нас, но это сопоставимо с их уровнем зарплат, и со стипендией. Что было действительно неоправданно дорого, так это чёрный хлеб, он стоил в 5 раз дороже, чем в Беларуси.
Славится Турция и своими приправами. Турецкий кофе или кофе по-турецки давно стало устойчивым словосочетанием. А между тем сами турки, в основной своей массе, предпочитают не кофе, а другой бодрящий, горячий и ароматный напиток. Его название звучит на русском точно так же, как и на турецком – чай. Чай турки пьют из небольших прозрачных стаканчиков, похожих по форме на любимый всей страной цветок – тюльпан. Говорят, что такая зауженная к верху форма позволяет дольше сохранять напиток горячим. Ну и конечно же турки знают толк в сладостях: рахат лукум, пахлаву здесь готовят просто божественно. Чего точно там не хватало всё это время – так это домашнего борща.

Был ли языковой барьер?

Языковой барьер безусловно был, но со временем он преодолевается проще. Прежде всего надо перестать бояться общаться на английском . Первое время это тяжело. Даже если вы говорите с ошибками, и уровень вашего языка всё ещё оставляет желать лучшего (хотя уровень B 2 предусмотрен программой Erasmus ), но вы постоянно общаетесь - это даёт результат. Уровень B 2 необходим в первую очередь для нормального восприятия учебного материала. И всё же если вы будете сидеть только лишь за учебниками, пусть даже написанными на английском, изолировавшись от внешнего мира, это не даст вам так много пользы, как живое общение с местными студентами, преподавателями, носителями языка. И дело не только в языковой практике…

METU Medieval East Technical University ( ODTÜ Orta Do ğ u Teknik Ü niversitesi ) является первым и единственным университетом в Турции, преподавание в котором проходит п олностью на английском языке . Это касается не только студентов по обмену, а всех студентов. Многие тут на протяжении года изучают язык, прежде чем поступить, но есть и такие, кто поступает сразу. Поэтому и местные студенты так же всегда будут рады общению с вами - это взаимовыгодный опыт. По сути это ещё и возможность абсолютно бесплатно улучшить свой английский. Но приезжать конечно же надо уже с определённой языковой подготовкой.
Живое общение всегда считалось самым действенным методом изучения языка. Наверное, это и есть самое ценное в программах обмена – ведь именно через людей ты узнаешь новую для себя культуру новых стран, обмениваешься опытом, впечатлениями, учишься с ними, работаешь с ними, вместе проводишь время – так и появляются международные контакты…

Говорят, что Erasmus создан скорее для путешествий, нежели для учёбы. Так ли это на самом деле?
Эрасмус создан для для поддержки и развития студенческих обменов . Что это значит на практике? Комплексный подход: полную вовлечённость студентов не только в учебный процесс, но и в культурную жизнь университета, всевозможные мероприятия, флэшмобы, симпозиумы, культурный обмен, установление устойчивых дружеских связей между иностранными студентами и дальнейшая их коммуникация. У каждого студента (протеже), который приезжает по обмену, есть свой хост (ментор), который первую неделю помогает ему с документами и в адаптации к новой среде. Они же устраивают всевозможные студенческие вечеринки и Эрасмус-туры в различные города страны.


Есть возможность путешествовать и самим. К слову авиаперелёты по Турции относительно недорогие. Таким образом за 4 месяца мы успели побывать в таких городах как Стамбул, Аланья, Анталия, Бодрум, Каппадокия, Памуккале. И с каждой поездкой связаны свои неповторимые эмоции и воспоминания. Стоит ли говорить, как сильно нам будет этого не хватать…
Заметно увеличились и география новых знакомств, как дружеских, так и профессиональных: помимо турков, с нами учились так же студенты из Украины, Грузии, Азербайджана, Ирана, Пакистана, Казахстана, Киргизстана, Иордании, Саудовской Аравии, Албании, Македонии, Германии, Испании и Марокко. И именно такие туры знакомили нас ближе друг с другом.
И всё же, если вы планируете поехать по обмену, что называется “потусить”, особо не рассчитывайте на это. Учёба в университете довольно сложная, если подходить к ней со всей ответственностью, а яркие впечатления станут для вас приятным бонусом за ваш труд.

Будешь ли ты использовать в практике то, чему тебя там научили?

Разумеется, я планирую использовать на практике полученные знания . Для начала хочу применить их в своём дипломном проекте и в последующем – в своей профессиональной деятельности.

Думаю, и без слов понятно, как сильно мы будем тосковать по ODTÜ , и всему что было с ним связано. Пожалуй, это были самые яркие 4 месяца моей жизни! Главное не останавливаться на достигнутом, и идти дальше…

Читайте также: