Отдых в загородном лагере

Обновлено: 18.09.2024

ЗАГОРОДНЫЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ПОДРОСТКА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗОВАННЫЙ ОТДЫХ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАГЕРЯ / COUNTRY RECREATION CAMP / SOCIAL EXPERIENCE / TEENAGER / SOCIAL ENVIRONMENT / THE ORGANISED REST / CAMP ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шигаева Елена Петровна

В статье рассмотрены отличительные особенности детского оздоровительного лагеря, а также его возможности в формировании социального опыта подростка, обобщены результаты педагогического исследования. Статья будет интересна специалистам в области организации летнего отдыха детей

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шигаева Елена Петровна

Children's health camp as an environment of teenagers' socialization

The article describes the distinctive features of children's health camps, as well as its potential in shaping the social experience of adolescents, summarizes the results of pedagogical research. Article will be of interest to specialists in the field of children's summer holiday

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ лагерь отдыха КАК СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА

В статье рассмотрены отличительные особенности детского оздоровительного лагеря, а также его возможности в формировании социального опыта подростка, обобщены результаты педагогического исследования. Статья будет интересна специалистам в области организации летнего отдыха детей

Организация отдыха, оздоровления и досуга детей и подростков всегда в центре внимания отечественной педагогики. Передовые педагогические ориентиры мирового опыта организации детского движения - гармоничное соединение оздоровительного отдыха с природой, романтика и практическая направленность скаутских лагерей, сочетание коллективистских начал и бережного отношения к личности каждого подростка. Все эти тенденции отечественная педагогика каникул сохраняет, развивая свои традиции, рожденные в опыте лучших загородных оздоровительных лагерей России.

Педагогическая система деятельности детских лагерей связана с системой воспитания школьников во внеурочное время, выполняет ряд существенных функций, направленных на достижение определенных государственных, педагогических, психологических целей [3].

В отечественной педагогической литературе главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе. Роль детских лагерей и организаций, по мнению С. А. Шмакова, пре-

дельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить социальные способности, умение жить среди людей, научиться гражданственности [6].

Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности лагеря является система взаимодействия медицинских, педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей, социального опыта в целом.

Социальный опыт подроста как педагогическое явление - важная сфера жизнедеятельности растущего человека, требующая специального педагогического внимания, обеспечивающего создание гуманного пространства для взаимодополнения процессов социализации и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.

Детский оздоровительный лагерь является учреждением, содействующем естественному продолжению дополнительного образования детей, характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально ориентируется на запросы и потребности ребенка и социума в целом. При этом наиболее эффективными в деятельности оздоровительного лагеря являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации подростка. Воспитательное пространство лагеря выдвигает в качестве важнейших задач обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социали-

зации и приобретению подростком социального опыта [1].

Добровольность и свобода выбора в детском оздоровительно-образовательном лагере, отсутствие жесткой регламентированности деятельности, возможность реализации прав и свобод в условиях каникулярного времени создают уникальные условия для социализации и обогащения опыта личности. Включение подростка в значимое для него событие, стимулирование его саморазвития на основе рефлексии происходящего требует от педагогов применения новейших педагогических технологий, которые создают условия для формирования социального опыта подростка.

В лагере моделируется организованная социальная среда, основными характеристиками которой являются: относительно пространственная автономность существования; сбор-ность состава; отсутствие предыстории и возможность изменения позиций и социальных ролей; доминирование коллективного характера жизнедеятельности, разнообразие форм, видов, способов осуществления деятельности, создающих возможности для разностороннего проявления свойств и качеств личности, ее самореализации и самоутверждения; насыщенность жизнедеятельности; интенсивность общения; благоприятные возможности для развития инициативы и самодеятельности подростка, включая участие в управлении сообществом.

В проведенном нами исследовании приняли участие 623 подростка в возрасте от 7 до 16 лет. 40% - дети педагогических работников образовательных учреждений области, 50% - дети, направленные на отдых сторонними организациями, 5% - дети сотрудников лагеря.

На основе анализа результатов опросов родителей и детей, а также педагогического опыта предыдущих лет был разработан алгоритм структуры жизнедеятельности лагеря:

Время знакомства детей с лагерем, с архитектурной, эколого-природной средой, детей друг с другом, с коллективом взрослых людей, окружающих ребенка в течение дня, с педагога-ми-воспитателями, с традициями лагеря и пр.;

формирование межличностных отношений, микроклимата в отрядах, творческих объединениях, в лагере в целом; определение потребностей и интересов детей на основе опроса до отъезда в лагерь, творческого потенциала детей (первые 3 дня).

Пик творческой и социальной активности детей и взрослых; включенность в массовые, командные формы и виды деятельности, где постоянно изменяется состав и возраст объединений; развитие у детей старших отрядов навыков проявлений заботы и ответственности за малышей; создание теплой семейной атмосферы внутри лагеря, мотивация коллектива на успех (4-18 дни).

Завершение отдыха, подготовка к расставанию - анализ и оценка пережитого опыта, поддержание сформировавшегося микроклимата в коллективе взрослых и детей, осознание ценности полученных индивидуальных и коллективных результатов, прогнозирование будущего (19-20 дни).

- создание информационного вестника; факультет общей физической подготовки - индивидуальные и командные зачеты спортивных достижений.

По окончании смены рабочей группой был проведен анализ эффективности программы, выявлены наиболее популярные предметы, отвечающие интересам и склонностям детей, определены оптимальные варианты для доработки и внедрения в программу следующего сезона.

На основе полученных результатов проведенной смены была создана и реализована про-

подготовка по различным видам спорта: футбол, стрельба из пневматической винтовки, каратэ, настольный теннис, полоса препятствий, установка палатки, разведение костра и вязка узлов.

Действующим этапом формирования социального опыта подростков является организация самоуправления. Самоуправление вырабатывает небезразличное отношение к событиям, происходящим в детском сообществе, формирует общественное мнение, способствует осознанию ребенком своего места в жизни, формирует определенные социальные качества личности, в том числе качества гражданина-патриота. Эффективное самоуправление предполагает участие большей части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осу-

Следующим этапом нашего эксперимента стало кардинальное изменение образовательно-познавательной деятельности в летнем лагере, что предусматривало реализацию в загородном лагере целевых программ образовательно-оздоровительной деятельности, обеспечивающих комфортное вхождение подростка в систему социальных отношений, социальное обучение и социальное воспитание как базис социального опыта.

Подростку предлагалось полное погружение в избранную им образовательную область. С этой целью воспитателями были разработаны программы профильного обучения по направлениям деятельности их микрогрупп. В результате диагностического исследования уровня образования на период начальной стадии и в

стадии завершения мы отметили корреляционную зависимость между многообразием образовательных форм и уровнем сформированности социального опыта подростков: чем разнообразнее спектр услуг дополнительного образования, тем ярче и активнее протекает процесс социализации.

Таким образом, деятельность загородного лагеря отдыха характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям ребенка и социума в целом. Сущностным показателем действенности лагеря являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации человека.

Особенности деятельности детского оздоровительного лагеря, заключающиеся в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности (культурно-досуговая, исследова-тельско-познавательная, спортивно-оздоровительная, игровая, трудовая и др.); целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектноориентированных формах воспитания, находят выражение в специфике содержания формируемого социального опыта подростков. Жизнь детского оздоровительного лагеря содержит реальные социально-педагогические предпосылки формирования социального опыта подростков, так как предметно-практическая деятельность в избранном виде деятельности имеет социально ориентированную направленность, позволяя сочетать личный и социальный интерес.

1. С. В. Сальцева. Активизация социального воспитания школьников : учеб. пособие /- Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2006. - 110 с.

2. Байбородова Л, Рожков М. Коллективный анализ жизни в лагере // Воспитательная работа в школе. - 2005. - №2. - С.67-71.

3. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных систем. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

4. Литвак Р. А. Деятельность детских общественных объединений в современных условиях как фактор социализации подростков: моногр. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 336 с.

5. Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции // Народное образование. - 2003. - №3. - С.33-41.

6 Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня : методич. пособие / С. А. Шмаков ; МО РФ ; Департамент по молодежн. политике. -Липецк: Инфол, 2002. - 83 с .

В Ростовской области предусмотрено право детей в возрасте от 6 до 18 лет в течение календарного года на предоставление бесплатной путевки или компенсации за самостоятельно приобретенную путевку:

  • один раз за пребывание в оздоровительном лагере;
  • один раз за пребывание в санаторном лагере (при наличии медицинских показаний).

Размеры компенсации:

детям из малоимущих семей путёвка предоставляется бесплатно или выплачивается компенсация за самостоятельно приобретённую путёвку в размере 100% стоимости путёвки;

для детей из семей, среднедушевой доход которых не превышает 150% величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, - 90% стоимости путевки;

для детей из семей, не относящихся к вышеназванным категориям, - 50% стоимости путевки.

ВАЖНО! Компенсация за самостоятельно приобретенные путевки производится в размере не более средней стоимости путевки, рассчитанной Региональной службой по тарифам Ростовской области, утвержденной протоколом областной межведомственной комиссии по организации отдыха и оздоровления детей.

Законным представителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приёмных семьях, предоставляются бесплатные путёвки или компенсации за самостоятельно приобретенные путевки.

Выплата компенсации за самостоятельно приобретенную путевку осуществляется за общее количество дней пребывания ребенка в течение календарного года в организациях: не более 24 дней - в санаторном лагере и не более 21 дня - в оздоровительном лагере.

Компенсация за самостоятельно приобретенные путевки предоставляется в текущем финансовом году и за отчетный финансовый год.

ВАЖНО! Предоставление бесплатных путевок и выплата компенсаций осуществляется за отдых и оздоровление в организациях, состоящих в реестрах организаций отдыха детей и их оздоровления субъектов Российской Федерации

Выплата компенсаций родителям (законным представителям) за самостоятельно приобретенные путевки также производится за отдых и оздоровление детей в организациях, включённых в перечень санаторно-курортных учреждений согласно приказу Минтруда России № 301н, Минздрава России № 449н от 10.07.2013 года

Куда обращаться

Для получения путевки или компенсации за самостоятельно приобретенную путевку для ребенка один из родителей обращается в орган социальной защиты населения по месту регистрации по месту жительства ребенка или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Законные представители детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях, а также родители одаренных детей, проживающих в малоимущих семьях, по вопросам получения бесплатных путевок и получения компенсации за самостоятельно приобретённые путевки в санаторные лагеря и оздоровительные лагеря обращаются в органы управления образованием муниципальных районов (городских округов).

Компенсации организациям

Организациям, закупившим путевки, и организациям, имеющим на балансе санаторные лагеря, оздоровительные лагеря, предоставляется компенсация затрат на оздоровление детей граждан, работающих в этих организациях, в размере 50 % стоимости путевки, но не более средней стоимости путевки.

В Ростовской области реализуется практика организации семейного отдыха, отдыха многодетных семей на базе оздоровительных организаций области.

Средняя стоимость детской путевки на 2021 год

(рассчитывается Региональной службой по тарифам, утверждается протоколом областной межведомственной комиссии)

  • в загородные стационарные оздоровительные лагеря – 1 472,08 руб. на одного ребенка в сутки;
  • в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия – 1 857,78 руб. на одного ребенка в сутки.

Стоимость набора продуктов питания для детей в лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных организаций на одного ребенка в день – 180,42 руб.

Необходимые документы

Вместе с заявлением предоставляются следующие документы:

Для предоставления компенсации за самостоятельно приобретенную путевку дополнительно представляются:

В случае частичной оплаты родителями путевки, закупаемой с участием средств организаций, представляются:

Государственная программа


От чего страдают жители больших городов?

Городской образ жизни всегда считался более комфортным по сравнению с сельским, ведь жизнь в мегаполисе дает много преимуществ. Здесь можно легко найти работу или обучиться новой специальности, есть перспективы карьерного роста и самореализации, зарплаты здесь выше, чем в сёлах. Городские сервисы – магазины, школы, больницы, детские сады – находятся в шаговой доступности от дома. Крупные супермаркеты работают круглосуточно, и купить в них можно все, что угодно. А на досуге можно посетить многочисленные театры, концерт-холлы, ночные клубы, развлекательные комплексы, кинотеатры, торговые центры, рестораны и просто уютные городские пространства.

Однако, несмотря на все достоинства, городской стиль жизни не лучшим образом сказывается на физическом и психическом здоровье человека. Некоторые исследователи считают, что жизнь в мегаполисе в принципе для нас противоестественна.

  • Мегаполисам присущ бешеный ритм жизни. Большой город – это большой поток людей, постоянная смена событий и ощущение, что ничего не успеваешь. При этом люди перегружены информацией, поскольку должны идти в ногу со временем и быть в курсе последних событий.
  • Городской образ жизни часто сопровождается усталостью, которая нередко переходит в хроническую форму. Утро жителя города нередко начинается не с радостной встречи нового дня, а с противного звука будильника, разбитости и раздражительности.
  • Горожане загружены на работе и постоянно находятся в нервной обстановке за пределами своих квартир, их личное пространство нарушают в общественном транспорте, а пробки ещё больше усугубляют эту проблему. Поэтому неудивительно, что горожане часто ведут себя агрессивно.
  • Зацикленность на работе и карьере нередко приводит к тому, что родители толком не общаются со своими детьми и в какой-то момент отдаляются от них. К этому располагают многочисленные детские сады, а потом продлёнки, школы развития и творчества, спортивные секции. У городских детей есть куча возможностей в жизни, но часто нет контакта с мамой и папой.
  • В крупных городах, как правило, плохая экология. Множество предприятий, заводов, фабрик, автомобилей ежедневно загрязняют окружающую среду. Поэтому люди чаще болеют.
  • Часто горожане ведут малоподвижный образ жизни, потому что проживание в мегаполисе не предполагает физической активности: все пользуются такси, метро или другим общественным транспортом, количество личных автомобилей приближается к числу взрослого населения. Конечно, можно выбираться по выходным на природу, кататься на лыжах и велосипедах, ходить на тренировки. Но городская жизнь в целом – это продукт урбанизации, автоматизации и цифровизации.
  • Родительский стресс от проживания в городе передаётся и детям. Хронический стресс опасен тем, что он становится почвой для развития физических и психических заболеваний. У ребенка может быть постоянно повышенная температура, головные боли и другие недомогания, малыш может стать нервным, агрессивным, тревожным или, наоборот, уйти в себя. У него может появиться нежелание контактировать ни с кем из окружения, чувство одиночества, ненужности. И родители, которые постоянно заняты своими делами, могут даже не заметить, что ребёнок страдает и нуждается в помощи и внимании.

Как решить эти проблемы, не переезжая из города?

Внешне будни такого лагеря похожи на отдых в деревне и клуб развития на природе – подъем, зарядка, творческие или активные занятия для всей семьи, вечерние посиделки у костра со сказками и задушевными разговорами. Но в семейном лагере нет цели научить участников новым навыкам, как в спортивном лагере, или передать знания, как в развивающем центре. Здесь в окружении природы участники начинают слышать себя, чувствовать контакт в семье и уметь этот контакт сохранять. Это особое пространство, призванное показать, как много общих интересов у детей с их родителями и насколько включёнными они могут быть в одну и ту же деятельность, будь то экскурсия, мастер-класс или физическая активность.

Как правило, для семейных лагерей выбирают местность с необычными пейзажами, свежим воздухом, далекие от туристов и индустрии края. Одним из таких мест на Урале является поселок Павда, расположенный в 350 км от Екатеринбурга. Самая старая деревня Свердловской области сохранилась в первозданном виде и расположена среди вершин Уральских гор. Здесь можно не только проникнуться атмосферой древности, но и заняться активным горным и таёжным туризмом.

Наш лагерь отличается строгой дисциплиной и высокой культурой поведения. Вожатые всегда и повсюду сопровождают детей, но не в качестве надзирателей, а в качестве добрых и открытых друзей.































































Детский лагерь "ОтдыхКласс" основан в 2000 году

На протяжении более 18 лет мы организуем каникулярный отдых для детей в возрасте от 6 до 16 лет. И имеем большой опыт в проведении языковых, спортивных, театральных и других тематических программ.
Многие родители впервые отправляют своих детей в лагерь и, конечно, беспокоятся об их самочувствии и настроении. Не стоит волноваться! Опытная команда вожатых, физруков, психологов, руководителей студий и кружков, педагогов-носителей английского языка, а также медсестра, под предводительством директора лагеря не дадут никому скучать и окружат вниманием и заботой каждого.
Родители могут навещать своих детей в любой день.
Возможен вариант дневного пребывания детей в лагере (без ночевок) - скидка 20%.

Ответы на многие вопросы Вы можете найти на странице "Часто задаваемые вопросы".

Маша Узянова, 2 отряд


Мария Миронова

Директор детского лагеря "ОтдыхКласс" - с 2011 года.

Образование: ПГПУ им. В.Г.Белинского, специальность "Журналистика", МГУКИ, факультет хореографии.

"Детский лагерь – уникальное место, которое увлекает тебя не только на несколько рабочих часов, оно занимает кусочек твоей жизни, и без нее эта жизнь уже кажется пустой.


Анна Морозова

"Мой путь в этой нелёгкой, но интересной профессии начался с 2012 года. За это время было столько интересного! Что зажигает меня день ото дня совершенствоваться и изучать новое в своей профессии? Это, конечно же, дети.


Сергей Глазков

Куратор детского лагеря "ОтдыхКласс".


Кирилл Мазуркин

Инструктор по спорту.

Стаж работы в детском лагере вожатым - 6 лет


Кристина Маранды

Заместитель директора по творческому направлению, режиссер.

Опыт преподавания актерского мастерства детям в Москва и Европе с 2009г. В ОтдыхКлассе с 2012 года.

"У меня профессиональное актерское образование. К тому же я постоянно держу себя в тонусе и посещаю разные мастер-классы и курсы для повышения своего мастерства. Но все основное для себя я почерпнула в детской театральной студии, которую посещала с 14-17 лет.

Мы в социальных сетях

Здоровое питание

Мы стремимся к тому, чтобы меню в лагере было разнообразным и максимально учитывало предпочтения детей и родителей. Каша на завтрак, фрукты на полдник и салаты из свежих овощей - составляющие диетического, сбалансированного питания. Наши повара готовят только из свежих продуктов.

Некоторые дети придерживаются определенных диет по медицинским показаниям. Мы с пониманием к этому относимся: родители могут привезти ребенку те продукты, которые он ест, и мы поместим их в холодильник или отдельный шкаф. Медсестра проследит за этим.

Стоит отметить, что детям не рекомендуется привозить с собой в лагерь скоропортящиеся продукты, а также пиццу, фаст-фуд (Макдонадлс и т.п.), чипсы, энергетические напитки, сладкие газированные напитки (Кока-кола и прочие). Просим родителей с пониманием отнестись к нашим рекомендациям. Мы действуем исключительно в интересах детей!

Читайте также: