Что значит везувий зев открыл

Обновлено: 15.09.2024

Эта статья ожидает перевод на Английский. Для участия в международной команде переводчиков пишите, пожалуйста на почту [email protected] Изображения в статье уже есть, но по желанию, Вы можете предложить и свои для любого понравившегося абзаца. Статья вычитана, но если Вы заметите неточности, ошибки или опечатки, то сообщите пожалуйста. Эта статья ожидает аудио версию Эта статья ожидает видео версию. Если готова аудио начитка, то Вы можете её скачать и добавить видео-ряд.

Статья ждёт Вашего участия

Данные иконки обозначают направления, в которых любой человек может принять участие. Портал GeoCenter.INFO создан и существует благодаря объединению усилий международной команды волонтёров, просто людьми, которым интересна эта тема и небезразлично будущее человечества.

Приглашаем всех желающих принять участие в подготовке качественных статей и дополнительных творческих проектов. Для участия пишите, пожалуйста, на почту [email protected]

- эта статья ожидает перевод на Английский. Цветная иконка означает, что перевод уже есть, но Вы можете его вычитать и предложить улучшения.

- эта статья ожидает изображения. Цветная иконка означает, что заглавная картинка уже есть, но по желанию, Вы можете предложить изображение для любого абзаца для добавления к статье.

- эта статья ожидает вычитку. Цветная иконка означает, что статья уже вычитана, но если Вы заметите неточности, ошибки или опечатки, то сообщите пожалуйста.

- эта статья ожидает аудио начитку. Цветная иконка означает, что аудио начитка готова, но по желанию Вы можете предложить свой вариант.

- эта статья ожидает видео версию. Цветная иконка означает, что видео версия готова, но по желанию Вы можете предложить свой вариант.

Вулкан Везувий: повторится ли история с Помпеей?

Читать книгу АллатРа онлайн

Гора Везувий, находящаяся на стыке совмещения Африканской и Евразийской плит, сформировалась в результате перемещения Африканской плиты под Евразийскую. Горячий и твердый поверхностный слой расплавился, превратившись в жидкую скалу, а, поскольку магма была менее плотной, чем окружающая её горная порода, она вышла вверх, образуя вулкан.



Об исполине имеются подтверждённые данные о 80 разрушительных извержениях. Наиболее известное случилось 24 августа 79 года, когда были уничтожены древнеримские города Помпеи и Геркуланум, которые были основаны героем мифов и легенд, легендарным Геркулесом. Извержение 1669 года поразило жителей города Неаполь – на них осыпался дождь, гранулы которого были в форме крестиков (двойные кристаллы пироксена).

В Италии есть не менее известные вулканы: Этна — на острове Сицилия, и Стромболи — на Липарских островах.


Многие деятели культуры предполагают, что именно описание событий, которые произошли из-за пробуждения Везувия послужили прототипом ада из "Божественной комедии", созданной Данте Алигьере (1265-1321 гг.), в которой автор строит строгую систему загробного мира, представляя его в виде 9 кругов, окружающих замороженного во льду Люцифера.

Последнее историческое извержение Везувия произошло в 1944 году.

На сегодняшний день в Италии возобновилась подготовка плана эвакуации на случай извержения вулкана, окончательные результаты которого, будут представлены общественности в конце 2016 г. Толчком для этой работы послужили выводы ученых, которые наблюдали за деятельностью стратовулкана в последние несколько лет. Стоит отметить, что три года назад японский ученый Накада Сетсуя из Университета Токио обращался к властям Неаполя, призывая их разработать план в случае пробуждения Везувия, чтобы тем самым спасти город от повторения судьбы Помпеи.

История учит, что отсутствие единения человеческого общества на духовно-нравственных основах и совместных действий людей на планете, континенте, регионе в отношении подготовки к крупномасштабным катаклизмам и бедствиям приводит в результате к уничтожению большей части этих людей. Только лишь заблаговременная подготовка и единение народов мира перед грозящей природной опасностью даёт человечеству большие шансы на выживание и совместное преодоление трудностей в эпоху, связанную с глобальным изменением климата планеты.


Современный уровень научно-технического прогресса позволяет некоторым развитым странам масштабно с помощью космических спутников отслеживать ситуацию на Земле. Созданы комплексы программ и системы связи, благодаря которым осуществляется мониторинг и прогнозирование состояния процессов, происходящих на планете или на конкретном локальном участке Земли, фиксируются параметры физических изменений.

Подводя итог, стоит отметить, что у людей есть все инструменты для создания и поддержания полноценной жизни. Всем людям необходимо объединиться, ведь только доброта человеческая способна помочь людям и пережить эти годы.

Везувий — самый известный вулкан в мире, в западном мире точно. И всё благодаря Помпеям, Геркулануму, Стабиям и другим древнеримским городам, которые он похоронил. В результате этого знаменитого извержения, произошедшего в 79 году нашей эры, вулкан Везувий сильно уменьшился в размерах. А материал, из которого состоял его конус, обрушился на окружающую местность, засыпав всё вокруг толстым слоем.

О Везувии

Везувий — действующий вулкан, который расположен на материковой части Европы (как я помню из школы, действующим называется вулкан, извержения которого проходили на исторической памяти человечества). Причём расположен он в районе с очень высокой плотностью населения.

вулкан Везувий

Вид с Везувия. Окрестности вулкана покрыты домами

Так что вздумай Везувий проснуться, бед будет много. Но людской век недолог, и обыватели быстро забывают о минувших бедах, несмотря на то, что последнее извержение произошло в 1944 году, а последнее разрушительное землетрясение совсем недавно – в 1980.

И ведь не только в Европе так. Везде, где вулканы расположены в климатических зонах, благоприятных для жизни людей, вокруг них, а часто и прямо на их склонах, проживает множество людей. Например, в Индонезии, и в Японии, и в Корее. А там плотность населения и поболе, чем в Италии, будет. И живут-поживают люди прямо на вулкане, и добра наживают, и в ус не дуют.

Их можно обвинять, и заслуженно, в легкомысленности.

Но вулканические почвы очень плодородны, окрестности вулканов безумно красивы, а когда ещё будет извержение…

Вулканов на Земле много. А Везувий — один из самых молодых: он появился примерно 25000 лет назад. Первое из известных его извержений произошло примерно 9000 лет назад. Потом их было много.

Извержение, происшедшее 3800 лет назад, было настолько сильным, что покрыло пирокластическими потоками территорию, охватывающую современный Неаполь и окрестности.

Сильные извержения были и в 1631, и в 1794, 1822, 1872 и 1906 гг.

вулкан Везувий

таким был Везувий до извержения 79 года

вулкан Везувий

а так вулкан Везувий выглядит сейчас

Извержение 1631 года было во много раз слабее знаменитого извержения 79 года. Однако к этому времени население окрестностей вулкана возросло, чем и объясняется большое число погибших, около 4000 человек. В 1805 году извержение было ещё слабее, но жертв было больше — около 26 тысяч человек, по той же причине. К чему может привести подобное извержение сейчас, когда население Неаполя и окрестностей превышает миллион человек, можно только предполагать.

И сегодня Везувий притягивает множество туристов, хотя не горит, и дым из жерла почти не идёт. Он входит в число главных достопримечательностей, которые нужно посетить в Италии. А вот первое восхождение на эту гору было совершено лишь в конце 18 века. Видимо, в старые времена поднятия на горы мало интересовали людей.

Как взойти на вулкан Везувий

С 1880 года на Везувий можно было подняться даже с удобствами, на фуникулёре. Однако извержением 1944 года фуникулёр был разрушен. Потом был построен кресельный подъёмник, но и он был разрушен землетрясением 1980 года.

В настоящее время вулкан открыт для посещений только по тропе. Тропа начинается на высоте примерно 1000 метров над уровнем моря. До её начала от подножия горы ведёт автомобильная дорога. Высота вулкана 1281 метр. Длина тропы примерно 900 метров. И это расстояние можно преодолеть только ножками.

вулкан Везувий

тропа на вершину вулкана

Открыта тропа с 9.00 до 15.00 с декабря по февраль, до 16.00 в марте и октябре, до 17.00 в апреле-июне и сентябре, до 18.00 в июле-августе.

До тропы можно добраться самыми разными способами.

Подъехать на автомобиле, собственном или арендованном. Это удобно и быстро.

Пешком, но это долго и нудно.

На велосипеде — думается, это тяжело и, вообще, на любителя.

На автобусе. Это самый простой и распространённый способ.

Автобусы на Везувий идут от станции Эрколано-Скави (Геркуланума) и из Помпей.

Из Геркуланума ехать ближе, но чуть дороже.

Я бы рекомендовал ехать на Везувий именно от Эрколано-Скави. Во-первых, станция Эрколано-Скави ближе к Неаполю, во-вторых, от Эрколано до Везувия всего 10 км, а от Помпей – 30. Автобус от Эрколано до начала тропы идет 20 минут, а от Помпей – около часа.

Автобусы из Помпей идут по следующему расписанию: 9.40, 10.30, 11.20, 12.10, 13.00, 13.50 и 14.40. Стоимость билет 5.50 туда-обратно (данные 2017 года). Дополнительно оплачивается билет в Национальный парк Везувия – 10 евро.

Автобус от Эрколано стоит 20 евро, и в эту стоимость входит и билет в Национальный парк. И по времени получается значительно быстрей.

Везувий на карте

Я ехал из Неаполя на электричке до платформы Эркулано-Скави железнодорожной ветки Чиркумвезувиана. Поезда компании Ente Autonomo Volturno идут от станции Napoli Porta Nolana и проходят через центральный вокзал. Сесть на поезд можно на любой из станций, но на первой станции электричка будет ещё незаполненной. Расположение станций смотрите здесь.

Подъем на Везувий

Подъём на вулкан на автобусе не впечатлил. Видывали дороги и покруче, и пострашнее, например, на Капри или на Сицилии (подъём на Эриче). Запоминаются кучи мусора и полу-абстрактные скульптуры вдоль дороги. Их изваяли из лавы в 2005 году 10 скульпторов, и вокруг них тоже навален мусор, и они разрисованы граффити, как и большинство других поверхностей в Неаполе.

Склоны покрыты молодым сосновым лесом, дроком, цветами.

вулкан везувий

вулкан Везувий

А сама тропа идёт по почти лишённой растительности поверхности серо-коричневого цвета.

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

Под ногами хрустит вулканический шлак.

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

Народу немного, хотя постоянно кто-то либо поднимается либо уже спускается.

вулкан Везувий

Внизу в легкой дымке лежит Неаполь с пригородами, и прекрасный залив виден почти полностью.

вулкан Везувий

Даже обворожительный Капри различим.

вулкан Везувий

вид на Капри с Везувия

Подъем несложен, и вскоре уже идёшь по краю кратера.

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

Край вулкана отгорожен перилами из толстой верёвки и жердей.

вулкан везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан везувий

Повсюду надписи, предупреждающие об опасности.

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вход в преисподнюю наглухо задраен

вулкан Везувий

и святой Януарий на страже безопасности

вулкан Везувий

вулкан Везувий

Тропа проложена вдоль половины окружности кратера. Дальше проход только для неких авторизованных туристов.

вулкан Везувий

Перекусив (почему-то многие едят здесь; видно, что-то к этому располагает, даже устроены специальные столики), приходится возвращаться. Да и на автобус нужно успеть. Всего дается 1 час и 40 минут. В общем, вполне хватает.

вулкан Везувий

вулкан везувий

Старина Везувий тих и только немного покуривает.

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан везувий

Вулкан Везувий меня несколько разочаровал. В детстве я представлял жерло действующего вулкана заполненным раскалённой лавой, которая клокочет и выделяет пахнущие серой испарения.

С тех пор я побывал на трёх вулканах: Этне, Сольфатаре и вот — на Везувии. На Этне хоть земля была горячей, на Сольфатаре пахло сероводородом. А тут лишь слабый дымок. Даже трава и кустики какие-то прорастают прямо в колодцеобразном жерле.

вулкан Везувий

Спит, спит Везувий крепким сном.

А может, коварно притворяется?

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан Везувий

вулкан везувий

Есть мнение, что весь Неаполитанский залив – это жерло огромного вулкана. И уж если он взорвется, то мало не покажется никому на всей планете.

А если подумать, то Земля так беззащитна и её подстерегает столько опасностей: извержение супервулкана, взрыв сверхновой звезды, падение гигантского метеорита… Непонятно, как человечество до сих пор существует.

Но существует, и жизнь на планете не прерывается уже несколько миллиардов лет. Значит, есть надежда, что будет существовать и дальше, исполняя какую-то неведомую нам, смертным, миссию.

Библиографический обзор ко дню рождения Карла Павловича Брюллова. 1792-1852.

К. П. Брюллов

…У Брюллова является человек для того, чтобы по­казать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы.

Н. В. Гоголь

Творчество Брюллова охватывает более тридцати лет. Его богато одаренную натуру отличала много­гранность таланта, широта творческого диапазона, огромный живописный темперамент. С равным ма­стерством Брюллов выполнял исторические компо­зиции и монументальные росписи, станковые картины, акварели и рисунки.

Брюллов родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Его предки происходили из Франции. Они посели­лись в России в 1770-х гг. Профессия художника бы­ла в его семье традиционной: прадед, дед, отец – все принадлежали к художественному цеху. Замечатель­ный резчик по дереву, отец Брюллова за свои работы получил звание академика. Девятилетним мальчи­ком Карл поступил в Академию художеств, где сразу обратил на себя внимание не только выдающимися способностями, но и серьезной подготовкой. Учите­лями Брюллова, воспитанника исторического клас­са, были А. Е. Егоров и А. И. Иванов.


Карл Брюллов


К. Брюллов. Итальянский полдень


К. Брюллов. Итальянское утро

К. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя


В основе содержания этого историческо­го полотна, размеры которого около тридцати квадратных метров, — траге­дия римского города, погибшего при извержении Везувия в I в. н. э. Описа­ние этой катастрофы художник нашел в письмах очевидца римского писателя Плиния Младшего историку Тациту. Действие в картине развертывается со стремительной быстротой: весь город полон смятения, все кругом рушится, люди пытаются спастись бегством. И перед лицом разбушевавшейся стихии, перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

Идея картины романтична. Слепая сила, стихия губит человеческие жиз­ни. В то же время люди у Брюллова в самых тяжких испытаниях сохраняют достоинство и высокие нравственные качества.

Автор прославляет благородство че­ловека, противопоставляет его физи­ческую и нравственную красоту жестокости разрушения. Увлекатель­ность повествования, разнообразие характеристик отдельных лиц, пласти­ческая красота форм придают этому произведению огромную выразитель­ность и художественную силу. Обра­тившись к сюжету из древнеримской истории, художник сумел в своем по­лотне выразить мысли и идеи, волно­вавшие лучших из его соотечествен­ников.

Выставленная сначала в Риме и Милане картина произвела большое впечатление и сразу была отнесена к выдающимся творениям. Современ­ники рассказывали, что экспансивные итальянцы, встречая знакомых, вмес­то обычного приветствия начинали разговор словами: “Видели ли вы кар­тину “Последний день Помпеи”, о ко­торой говорит весь Рим?” Брюллов показал картину и в Париже, а в 1834 г. она была привезена им в Россию. Для современников ее появление стало со­бытием. Впервые живописное произ­ведение вызвало столь широкие отклики и живой общественный инте­рес. Некоторые русские зрители, в том числе и А. И. Герцен, считали, что со­бытия, происходившие на Сенатской площади в Петербурге в декабре 1825 г., нашли эмоциональное отраже­ние в полотне художника. О ней пуб­ликовались статьи, ее воспевали поэты.

А. С. Пушкин посвятил картине та­кие строки:

Везувий зев открыл – дым хлынул, клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон!

Е. А. Баратынскому принадлежит экспромт:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал “Последний день Помпеи ” –

Для русской кисти – первый день!

Под живым впечатлением от встре­чи с этой картиной написана статья Н. В. Гоголя “Последний день Помпеи (Картина Брюллова)”. Писатель счи­тал произведение мастера “одним из ярких явлений XIX века”.

Глубоко, проницательно уловил ос­новную суть творения Брюллова А. И. Герцен:

“На огромном полотне теснятся в беспорядке испуганные группы; они на­прасно ищут спасения. Они погибнут от землетрясения, вулканического извер­жения, среди целой бури катаклизмов. Их уничтожит дикая, бессмысленная, беспощадная сила, против которой вся­кое сопротивление невозможно. Это вдохновения, навеянные петербургской атмосферой ”.

Картина явилась важным этапом в развитии русской исторической живо­писи. Это была смелая попытка пред­ставить многообразие переживания массы людей, народа в момент грозно­го бедствия. От “Помпеи” потянулись нити к историческим полотнам И. Е. Репина и В. И. Сурикова.

За двенадцать лет (1823-1835) пре­бывания в Италии Брюллов создал много полотен. Помимо “Помпеи” он написал около ста двадцати портретов, десятки жанровых сцен из итальян­ской жизни, разработал несколько ис­торических замыслов, выполнил множество акварелей и рисунков.

Возвращение Брюллова на родину в 1836 г. было триумфальным. Его чест­вовали как героя. В. А. Тропинин на­писал его портрет на фоне дымящегося Везувия. Скульптор И. П. Витали со­здал бюст художника. С 1836 г. Брюл­лов стал профессором портретного и исторического класса Петербургской академии художеств, в которой пре­подавал в течение четырнадцати лет. Мастерская Брюллова не вмещала всех желающих у него заниматься. По воспоминаниям учеников, в препода­вании мастер не придерживался акаде­мической системы, требовавшей исправления натуры по образцам ан­тичного искусства, а советовал вдум­чиво изучать живую натуру, считая ее постижение основой обучения.

Он по-отечески заботился о своих питомцах, не только встречался с ни­ми в классах, но и утраивал вечерние занятия у себя на квартире.

Новаторская педагогическая дея­тельность Брюллова стала основой для дальнейшего развития реалистическо­го искусства в России. Художник Н. Н. Ге, учившийся в академии в 1850-х гг., писал, что имя Брюллова было знаменем живого творчества в борьбе против академической рутины.

Человек глубокого и острого ума, блестящий собеседник, любитель ли­тературы и музыки, Брюллов быстро вошел в круг петербургской художе­ственной интеллигенции. Дружба связывала его с А. С. Пушкиным и В. А. Жуковским, с композитором М. И. Глинкой, поэтом и драматургом Н. В. Кукольником.


Осада Пскова

Начатый им заказ в Исаакиевском со­боре в Петербурге завершили другие мастера. Сделав картины росписей и уже приступив к работе в куполе со­бора, Брюллов заболел. Заказ был пе­редан другому художнику, не сумевшему воссоздать замысел Брюл­лова.



К. П. Брюллов. Портрет В. А. Перов­ского


К. П. Брюллов. Портрет сестер О. А. и А. А. Шишмаре­вых


К. П. Брюллов. Портрет М. П. Салтыковой


К. П. Брюллов. Портрет графини Ю. П. Самойловой с Амацилией Па­чини

К замечательным произведениям русской живописи второй трети XIX в. принадлежат его психологические, ка­мерные портреты русских писателей, художников, артистов: поэтов В. А. Жу­ковского, Н. В. Кукольника, А. К. Тол­стого; писателя А. Н. Струговщикова, баснописца И. А. Крылова, актера В. В. Самойлова и др.


К. П. Брюллов. Портрет поэта В. А. Жу­ковского


К. П. Брюллов. Портрет поэта Н. В. Кукольника


К. П. Брюллов. Портрет поэта А. К. Толстого


К. П. Брюллов. Портрет писателя А. Н. Струговщикова


К. П. Брюллов. Портрет баснописца И. А. Крылова


К. П. Брюллов. Портрет актера В. В. Самойлова


К. П. Брюллов. Автопортрет

В 1849 г. Брюллов уехал из Петер­бурга лечиться за границу. В 1850 г. он вновь приехал в Рим. Здесь был создан многогранный по психологической характеристике портрет археолога М. Ланчи, портреты семейства Титто ни. К этому же времени относится и ряд произведений бытового жанра. Так, художник с исключительной не­принужденностью и меткостью вопло­тил в серии набросков сцены из жизни неополитанской бедноты.


К. П. Брюллов.

Портрет археолога Микеланджело Ланчи


К. П. Брюллов. Портрет семейства Титтони

Скончался Брюллов 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано близ Рима.

Искусство Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романти­ческим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторического про­цесса.

В последние годы в Италии было найдено много работ художника, место­нахождение которых было неизвестно.

Хороший материал. Когда была маленькой, мама вышивала, и у нас была вышитая картина,
Брюллова “Всадница”. Спасибо Любовь Николаевна.


История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке деАлькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.


На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

Читайте также: