Есть ли в ливане многоженство

Обновлено: 18.09.2024


В июле 1999 года глава Ингушетии Руслан Аушев издал указ, разрешающий многоженство на территории республики. Почти сразу же действие указа было приостановлено президентским указом Борис Ельцина, а чуть позже он был отменен как противоречащий Семейному кодексу РФ. Тем не менее идея о легализации многоженства до сих пор остается относительно популярной, многие политические, религиозные и общественные деятели время от времени выступают с таким предложением. В СССР многоженство поначалу было легально, но затем с ним начали активно бороться как с вредным пережитком. Евгений Антонюк рассказывает, как менялось отношение к многоженству в СССР.

Лояльность царей и большевиков

До революции многоженство в Российской империи существовало легально, но только в виде исключения для мусульман. Имперская администрация предпочитала не вмешиваться в личную жизнь национальных окраин, дабы не усложнять свое положение.

Большевики, после революции искавшие расположения национальных и религиозных меньшинств, поначалу придерживались схожей политики. В обмен на лояльность они позволяли национальным окраинам иметь такие льготы, которые прямо противоречили марксистским установкам. Тем не менее на эти нестыковки большевики закрывали глаза ради высших целей. Таким образом, на протяжении первого десятилетия советской власти многоженство в СССР было абсолютно легально . Уголовный кодекс не предусматривал за него никакого наказания, кроме того, мусульмане оказались в выигрышном положении. До революции вопросами бракосочетаний и разводов повсеместно занимались священнослужители. После революции эти функции были отняты у церкви и переданы специально созданным органам — ЗАГСам. Однако в мусульманских республиках и автономиях это произошло значительно позже. Еще несколько лет после революции брачными вопросами в этих регионах по-прежнему занималось духовенство, действуя в соответствии с религиозными нормами, а не светскими.


Восточное бракосочетание, ФОТО: "Коммерсант"

Раскрепощение женщины

Однако в середине 20-х годов, когда власть большевиков уже стала достаточно крепкой, в национальных окраинах началась масштабная кампания по раскрепощению женщины и борьбе со старыми пережитками. По своему размаху она немногим уступала последовавшей вскоре коллективизации и раскулачиванию, но проводилась гораздо более мягкими методами. Вместо грубой силы ставка была сделана на пропаганду и агитацию.

В 1928 году Уголовный кодекс РСФСР был дополнен новым разделом под названием "Преступления, составляющие пережитки родового быта". В их число входили кровная месть, заключение браков с несовершеннолетними, вымогательство калыма, борьба с похищением невест, многоженство и т.д.

Многоженство впервые стало считаться преступлением. Правда, весьма незначительным. Из всех "пережитков родового быта" оно считалось самым легким. Максимальное наказание, грозившее многоженцам, составляло год исправительно-трудовых работ или штраф до тысячи рублей . Статья вообще не предусматривала тюремного заключения. При этом все, кто успел заключить браки до вступления в силу этих статей, не преследовались и сохранили свой семейный статус. Возможность заключения новых браков была ограничена тем, что вопросы бракосочетаний, как и в остальных частях России, были переданы от духовенства ЗАГСам.


Благодаря политике раскрепощения женщины смогли участвовать в семейных застольях в Узбекистане | Фото: РГАКФД / Росинформ

Кампания по борьбе с пережитками охватила все национальные республики и автономные области. Основная борьба с многоженством развернулась в Башкирии. Этому было несколько объяснений.

Во-первых, в Башкирии был выстроен наиболее крепкий аппарат и имелся влиятельный актив, тогда как в других местах борьбу с пережитками зачастую тормозили сами местные коммунисты, приверженные старым традициям.

Во-вторых, в проблемных в этом отношении регионах основной упор делался на более тяжкие пережитки — борьбу с умыканием невест и ранними браками. Распылять силы еще и на борьбу с многоженством, которое имело достаточно крепкие корни в Средней Азии и отчасти на Северном Кавказе, возможности не было. Так что передовым регионом по искоренению практики многоженства оказалась Башкирия. В докладе Верховного суда РСФСР за 1928 год сообщалось:

Самую значительную группу представляют дела о многоженстве – 46% от общего количества бытовых дел… По абсолютному количеству наибольшее число дел возникает в Башкирской республике (38,4%)…Уголовное преследование двоеженства и многоженства имеет место, по данным изучения, главным образом в Башкирии.

В другом докладе, сделанном на заседании Комиссии по улучшению труда и быта женщин, прямо говорилось о том, что в большинстве национальных республик борьбы с этим явлением не ведется:

Нужно отметить, что многоженство в действительности развито в несравненно большей степени, но оно оставалось невыявленным благодаря тому, что органы революционной законности забыли о существовании статьи: о карательной санкции в отношении этого явления.

Впрочем, многоженство в том или ином виде оставалось достаточно распространенным в некоторых районах Башкирии вплоть до 50-х годов.

Свадьба по шариату

До большей части окраин борьба с пережитками докатилась только к началу 30-х годов, когда был усилены нажим и борьба с подобными преступлениями — например, убийство "раскрепощенной женщины Востока" автоматически приравнивалось к теракту и каралось смертной казнью. Многоженство по-прежнему считалось относительно безобидным преступлением и характеризовалось как "бытовое разложение". По сути ответственность за наличие нескольких жен несли только члены партии, которых начали безжалостно изгонять из ее рядов. В специально созданных инструкциях для ЦКК по чистке партийных ячеек особо оговаривалось, что многоженство является основанием для исключения из партии.


Гарем | Фото: "Русская семерка"

В 1935 году прокурор СССР Вышинский обратился к Молотову с предложением существенно ужесточить наказание за многоженство — предлагалось увеличить его сразу до 5 лет лишения свободы. Но в конечном счете изменять законодательство не стали.

Все желавшие завести 2-ю, 3-ю или 4-ю жену достаточно быстро нашли выход из положения. ЗАГСы не регистрировали новые браки, однако ничто не мешало зарегистрировать их у муллы, тем более что подобные браки пользовались на окраинах куда большим авторитетом, чем "гражданские". В обиходе их именовали "свадьба по шариату". Местное духовенство охотно заключало такие браки. С точки зрения действующих в СССР законов эти браки не считались официальными, зато по местным обычаям они пользовались бОльшим уважением, чем бумага из ЗАГСа. Такое положение устраивало всех, единственным недостатком было то, что юридических последствий подобные браки не имели. Но в национальных республиках традиции и неписанные правила имели большее значение, чем формальные законы.

Коммунисты быстро раскусили этот трюк. В случае с соратниками по партии они имели такой рычаг давления, как исключение из ее рядов, что и практиковалось с той или иной степенью регулярности. Но как повлиять на беспартийных. Доказать сам факт многоженства было довольно трудно. Вдобавок местные судьи в целом весьма сочувственно относились к таким подсудимым. Значительная часть дел закрывалась из-за отсутствия состава преступления. Из тех, что доходили до суда, примерно 80% завершались мягким приговором — трудовыми работами на три-шесть месяцев . Но в подавляющем большинстве случаев исправительные работы назначались в колхозе по месту жительства, так что для многоженца ничего не менялось. Он лишь платил небольшой штраф (часть его заработной платы в период исправительных работ забирало государство). Повторно наказать его за многоженство было уже нельзя. Так что де-факто многоженство процветало в ряде национальных республик СССР даже в суровые сталинские времена.

Портрет многоженца

Наказание за многоженство было скорее символическим. Другое дело, что позволить себе содержать вторую и уж тем более третью или четвертую жену мог только весьма состоятельный человек. В Средней Азии самыми богатыми людьми традиционно были председатели колхозов. Поскольку закупочные цены для продукции этих колхозов были установлены достаточно высокие, среднеазиатские колхозники в сталинские времена получали самые большие начисления на один трудодень во всем СССР. А председатели колхозов зачастую мало отличались от прежних баев (кулаков, богачей - прим. ред.). Эти факты неоднократно зафиксированы в донесениях послевоенного времени.

Так, в 1949 году уполномоченный по делам религиозных культов докладывал о ситуации в Киргизской ССР:

Несмотря на то что за последнее время парторганизациями области за многоженство привлечены к партийной ответственности значительное количество коммунистов, как-то: объявлен строгий выговор председателю колхоза Ашурову, исключен из партии председатель колхоза им. Кагановича Усенов, все же еще очень многие руководящие работники колхозов имеют по две, даже по три жены. В Джалал-Абадской области имеют по 2 жены председатель колхоза "1 мая" Мамадалиев Бужу, секретарь парторганизации колхоза им. Буденного Ходжаев Давран.

Аналогичные факты приводил в своем докладе и уполномоченный по Узбекской ССР:

Районная газета "Большевик колхозлар учун" от 9 января 1949 г. разоблачает следующих лиц: председателя колхоза им. Серго Жияналиева, председателя колхоза им. Молотова Мансурова, председателя колхоза им. Максима Горького Худайбердыева, председателя Аимского сельсовета Парпиева, который исключен из рядов ВКП(б) за многоженство. Каюмов - зав. кадров облпотребсоюза, Кучкаров – директор банно-прачечного комбината и Рашидов - председатель правления облпромсоюза (бывший секретарь Алтынкульского райкома партии), имея в настоящее время жену, женятся на второй. В феврале месяцев 1949 года председатель колхоза им. Ленина Окчинского сельсовета Мархаматского района Хажимбердиев Ташбайака, имея законную жену, женился на второй. Брачные отношения они оформили через бродячего муллу без ЗАГСа.

Заведующий Отделом партийной информации Управления по проверке партийных органов ЦК Поздняк сообщал о неблагополучной обстановке в Туркменской ССР:

Многоженство стало обычным явлением, в особенности среди наиболее обеспеченной части колхозного актива (председателей колхозов, трактористов, зав. фермами и т.д.).

Руководитель советского комсомола Мишакова в докладной записке на имя Сталина и Жданова писала о послевоенном возрождении старых обычаев в Средней Азии:

Широко распространено многоженство, как правило, среди наиболее обеспеченной части населения (председатели колхозов, бригадиры, председатели сельсоветов). Тревожно, что реакционные обычаи получают распространение в среде молодежи; немало комсомолок согласилось быть вторыми или третьими женами . Особенно нетерпимым является то, что среди лиц, попирающих права женщин, преступно нарушающих советские законы, есть коммунисты и даже партийные, советские и комсомольские работники.
Зам. редактора бухарской областной газеты "Бухара Хапыта" имеет двух жен, причем старшая жена его Рахимова работает инструктором обкома партии по работе среди женщин. Имеют по две жены зам. председателя Каркульского райисполкома этой же области Рахимов, председатель Кзыл-Типинского райисполкома, депутат Верховного Совета Узбекской ССР Фарманов.

В другой записке Управления по проверке партийных органов ЦК также приводились факты "бытового разложения" местного партийного актива:

Многоженство за последние годы в Киргизской республике получило широкое распространение. Характерно отметить, что большое количество фактов многоженства падает на руководящих районных работников и на низовой колхозно-советский актив. Председатель колхоза имени Чкалова Ачинского района Джалал-Абадской области Джолчубаев — член бюро райкома партии — в возрасте 50 лет женился второй раз на молодой девушке и сейчас имеет двух жен. Начальник Джалал-Абадского городского отделения милиции, член ВКП(б) Шарафутдинов имеет двух жен.

В том же 1949 году директор знаменитого бухарского медресе "Мири Араб" Расулев был снят с должности за то, что у него обнаружилась вторая жена.


Фото: "Русская семерка"

Оттепель

В хрущевские времена борьба с пережитками прошлого продолжалась, но без особого успеха. В новой редакции Уголовного кодекса от 1960 года наказание за многоженство было повышено до года лишения свободы. Однако теперь в законе четко оговаривалось, что многоженством считается только "сожительство с несколькими женщинами с совместным ведением хозяйства".


Свадьба в Ташкенте, 80-е гг., у входа в Ташкентский филиал Центрального музея В. И. Ленина. Фото: Алексей Варфоломеев

Вплоть до конца 80-х годов в республиках и регионах с преобладанием мусульманского населения регистрировалось от нескольких десятков до нескольких сотен дел о многоженстве. Большинство из них заканчивались штрафами или принудительными работами. Попытки перенести борьбу с самих многоженцев на "бродячих мулл" провалились. Поймать их в момент проведения церемонии было почти невозможно, а посадить не за что. Сам по себе факт незаконных богослужений в позднем СССР был лишь административным правонарушением. Вдобавок преследования "бродячих мулл", пользовавшихся у местного населения огромным авторитетом, грозили серьезными последствиями. Поэтому даже в сталинские времена с "нелегалами" предпочитали не связываться, если те не вели совсем уж враждебной агитации.

Несмотря на все старания советской власти, одолеть "пережитки прошлого" так и не удалось. Многоженство вплоть до распада СССР оставалось достаточно распространенной практикой в ряде регионов страны. Вместе с тем многоженство никогда не было всеохватывающей практикой, позволить себе иметь несколько жен могли лишь представители наиболее обеспеченных слоев общества.

Христианство и мусульманство – монотеистические религии. Их взгляды на священный союз мужчины и женщины во многом совпадают, но все же имеют различия.

Мусульманство

Жена должна быть послушной и покорной мужу, принимать все его взгляды и поступки. Муж в свою очередь должен уважать и почитать свою супругу, ведь она – мать его детей.

Мусульманство

Христианство

По христианским традициям брак между мужчиной и русской девушкой заключается в церкви. Хотя церковь и признает государственную роспись, но рекомендует венчаться в храме. Развод в этом случае возможен, но крайне нежелателен.

В христианстве говорится, что супруги – одна плоть, уравнивая супругов в правах. Однако, признает, что жена слабее мужа и должна ему подчиняться, а муж должен уважать и почитать супругу.

Христианство

Как меняется жизнь мужчины после принятия ислама

В основе своей все религии имеют одни и те же понятия – не согреши, не укради, не убей и другие подобные ограничения. Но и простые человеческие моральные законы и принципы построены на тех же понятиях нормального морального облика. Однако ислам, как религия, налагает еще и дополнительные ограничения на мужчин. К примеру, если христианская религия приемлет умеренное потребление алкоголя, то истинный мусульманин считает возлияния большим грехом. В мусульманстве грешно любое проявление неуважения к женщине, впрочем как и в любых других религиях. Мужчина обязан содержать семью в достатке, но может иметь не одну, а несколько жен.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

В России проживают люди разных конфессий, поэтому брак с человеком другой веры не редкость. Хотя с точки зрения религии подобный союз нежелателен, а в некоторых ситуациях – невозможен.

Мусульманство

Мусульманин может жениться на девушке другой религии, если эта девушка целомудренна и примет жизненный уклад супруга. А вот мусульманка не может выйти замуж за человека другой веры, иначе ее брак будет считаться непризнанным, а она сама – неверной.

Согласно мусульманскому укладу, муж – главный в семье, и супруга всюду следует за ним и подчиняется ему. Если она выходит замуж за иноверца, то отрекается от своей религии, устоев, ценностей.

Христианство

Хотя христианство считается толерантной религией, связь с иноверцами она тоже не приветствует. Более того, такие союзы до 1917 года были запрещены. В Священном Писании даже говорится, что смешанный брак – зло и большой грех.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

Как жениться на мусульманке

В современном мире уже не придается такое значение расовой и религиозной принадлежности, как, к примеру, в XVIII веке, и браки между иноверцами перестали шокировать общественность. Но если христианство допускает брак с партнером другой религии и без принятия им вероисповедания мужа или жены, то ислам и сейчас категорически не приемлет такого союза. Эта религия строго соблюдает все предписания и так называемые каноны, установленные многовековым порядком, и не допускает никаких посягательств на свои границы, хотя с уважением относится к другим религиям.
Мужчина любого другого вероисповедания или вообще не верующий в высшие силы, пожелавший соединить свою судьбу с женщиной-мусульманкой, должен не только попросить руки у представителя старшего поколения ее семьи, но и изучить Коран, принять веру будущей супруги. Это не может произойти за один день или неделю, так как познание и погружение в ислам – это сложный путь обучения и переосмысления жизненных ценностей, как считают его приверженцы.

И только после принятия мужчиной исламской веры возможно вступление в брак. Бракосочетание должно пройти только согласно мусульманским обычаям, с соблюдением всех традиций и церемониалов.

Что представляет собой смешанный союз

Современное общество терпимо относится к смешанным браком – если молодые люди любят друг друга, то религия им не помешает. Но старшее поколение осуждает такие союзы и не признает их.

Конечно, в смешанном союзе возникнет много сложностей:

  • неприятие жениха/невесты семьей;
  • осуждение обществом – особенно фанатичными верующими;
  • разногласия на почве разности менталитетов при выборе образа жизни, в понимании роли супруги/мужа в семье, воспитании детей.

Но при всем этом смешанные браки учат терпимости, пониманию и уважению других культур и вероисповеданий, способствуют примирению разных этносов и даже стран. Дети в такой семье более открытые и разносторонние – они соединяют в себе сразу две культуры, возможно, даже знают два языка, на которых разговаривают их родители.

Связь мусульманки с христианином – взгляд религий

Как совершается брак

Согласно канонам мусульманка не может выйти замуж за иноверца. Поэтому традиционный никак невозможен. Однако, если парень согласится принять мусульманскую веру, то обряд провести можно. Только будущая жена должна следить, чтобы ее новоиспеченный супруг соблюдал правила Шариата.

Если жених не желает менять веру, то свадьба с таким человеком считается в мусульманской среде недействительной и порочит честь девушки. Невеста также может принять веру мужа и совершить обряд в христианских традициях.

Существует и третий вариант: обычная роспись в ЗАГСе без уклона в ту или иную религию. Так поступают многие современные пары, для которых различие в вере не имеет большого значения. Даже воспитанные в той или иной вере люди могут не принимать религию и быть атеистами. Тогда брак заключается между двумя равными гражданами страны.

Как совершается брак

Как совершается развод

В христианском браке развод категорически запрещен. Хотя в последние годы церковь идет на уступки и развенчивает браки, но только по серьезным причинам и делает это неохотно.

Ну а если супруги не связывали себя никакими обрядами, кроме гражданского акта в ЗАГСе, то развод происходит с помощью письменного заявления и согласия обеих сторон.

Брак мусульманки и христианина имеет много преград и трудностей, связанных не только с религией, но и с мировоззрением каждого из них. Перед вступлением в такой смешанный брак вы должны быть абсолютно уверены, что с этим человеком готовы провести всю свою жизнь.

Браки между христианами и мусульманами на Кипре. Права и обязанности женщины в мусульманской семье


Смешанные браки между христианами и иноверцами стали разрешаться на Кипре после санкционирования брака, регистрируемого в государственных инстанциях, для которого в отличие от брака церковного, разное исповедание супругов не служит препятствием. Смешанные браки оформляются на основании специального документа Martimonial Causes Act, принятого в 1950 году.

На Кипре в последнее время смешанные браки между мусульманскими мужчинами и женщинами – христианками перестали быть редкостью. По статистическим исследованиям, выполненным Министерством финансов Кипра, число подобных браков растет с каждым годом. Естественно, что подобные браки, запрещавшиеся церковным правом с древних времен (канон №14, IV Вселенский Собор), не признаются и сегодня Кипрской Церковью (статья Устава №220b). Смешанный брак допускается, по церковным канонам, только после принятия мусульманином крещения в православного.

Чтобы понять проблему смешанных браков между христианами и мусульманами на Кипре, необходимо не только знать статистику, но и иметь четкие представления о том, что такое мусульманский брак и каким образом он расторгается. Я вкратце расскажу о тех сторонах мусульманского брака, которые необходимо иметь в виду женщине-христианке прежде, чем выйти замуж за мужчину мусульманского вероисповедания.

Брак в исламе является официально оформленным соглашением взаимного обмена, при котором муж обязуется обеспечить приданое и полное содержание для жены в обмен на право пользования супружескими связями, которые запрещены вне брака. Речь не идет о религиозном соглашении, как в иудаизме, или христианском таинстве.

Несмотря на то, что разрешение Аллаха на брак молодожены получают во время религиозной церемонии при чтении отрывков из Корана, в последние годы наблюдается склонность к регламентированию брачного соглашения законами государственного частного права. В Тунисе, к примеру, только оформленный государством брак считается действительным.

На Кипре, равно как и в других европейских странах, мусульмане, приезжающие на заработки, оформляют государственный брак с женщинами- христианками и после нескольких лет жизни в стране жены стремятся перевезти семью к себе, на свою историческую родину.

А что будет, если жена христианка не последует за своим мужем на его мусульманскую родину? С какими проблемами она может столкнуться в исламской культуре? В какой вере будут воспитаны ее дети? Есть ли уверенность в том, что она не столкнется с проблемой многоженства?

Эти и многие подобные вопросы стоит изучить каждой христианке прежде, чем вступать в брак с иноверцем, и просто задуматься об особенностях общественного уклада жизни в мусульманской культуре.

*** Женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему полное послушание, за исключением тех случаев, когда он требует запрещенное исламом. Женщина приходит в семью мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома, а также заниматься профессиональной деятельностью. Это запрещение сформулировано в современном законодательстве, к примеру, Египта, Сирии, Ирана и Ирака.

Абсолютное притязание прав отца на воспитания детей в исламе станет понятным только в том случае, если мы будем иметь в виду, что повседневная жизнь мусульманина гораздо в большей мере, чем европейца пропитана религией, которая объемлет все сферы его жизни, от семейной до общественной.

Если принять за аксиому тот факт, что в конечном итоге законы всегда приспосабливаются к обычаям, то необходимо также признать, что незаконное многоженство европейцев однажды также станет частью законов.

Среди многочисленных причин полигамии, которые я еще не назвал, есть и такие, которые свойственны лишь определенным классам общества.

Берберская женщина

Берберская женщина из окрестностей Бискры, по фотографии автора книги

Будет полезно привести их здесь, чтобы показать, в какой мере этот общественный институт прижился в некоторых странах. Внимательно изучив народы Востока, где зародилась полигамия, даже самые религиозные европейцы были вынуждены признать ее необходимость.

Причины полигамии

«Поскольку старшие сыновья семейств женятся в основном в очень раннем возрасте, – говорит автор, – их первая жена, мать многочисленной семьи, уже становится старой к тому времени, когда сами они еще находятся в полной силе. Такие мужчины заключают новый брак, зачастую по просьбе и почти всегда с согласия первой жены…

Это может показаться удивительным, — продолжает мсье Ле Плей, — но жена сама может склонить мужа на заключение нового брака. Но стоит напомнить, что в мусульманских семьях (занимающихся сельским хозяйством) женщины, живущие в доме, обязаны выполнять всю работу по ведению хозяйства, какой бы тяжелой и утомительной она ни была.

Положение женщины на Востоке

Женской прислуги у крестьян не существовало, женщины могли рассчитывать только на помощь рабов или родственников, живущих в той же общине. Родственников может оказаться недостаточно; и часто не хватает средств для покупки женщин-рабынь.

Впрочем, именно они чаще всего и становились сожительницами главы семьи, в которую они были определены, и, тем самым, соперницами первой жены, так что у последних были все причины предпочесть сожительницам законных жен.

Автор также подчеркивает, что среди наиболее важных причин полигамии у жителей Востока доминирующим является «желание оставить большое потомство.

Материнство на Востоке

Все тот же автор обращает внимание впоследствии на тот факт, что ревность и соперничество не существуют в полигамных браках. Нам, с нашими европейскими предрассудками, такое положение дел, несомненно, покажется невозможным.

Однако это нам кажется невозможным оттого, что мы всегда рассуждаем, руководствуясь нашими чувствами, не желая представить себе чувства и нравы других людей. Достаточно смены нескольких поколений, чтобы заглушить одни и создать другие представления.

Можем представить, насколько изменилось бы наше мнение по этому вопросу, если бы мы жили во времена первобытных обществ, когда женщины принадлежали всем членам племени. Даже в сравнительно недавнее время или в наши дни, когда подобные нравы до сих пор еще наблюдаются в некоторых областях Индии: одна и та же женщина использует в качестве мужа всех членов своей семьи.

Ливанскую политическую элиту окончательно расколол вопрос в отношении Организации освобождения Палестины (ООП) и нахождения палестинцев в Ливане вообще. Так мусульманские лидеры, включая премьер-министра, осудили действия армии против ООП, призвав военнослужащих-мусульман к неповиновению. Одновременно в христианских районах Ливана прошли демонстрации в поддержку армии. Ливанская армия стала стремительно распадаться, бывшие военнослужащие пополняли ряды всевозможных военных формирований (милиций), которые создавались разными конфессиональными группами и партиями. Все крупнейшие движения создали свои собственные вооруженные формирования.

Таким образом, Ливан раскололся по политическому и конфессиональному признаку — правые христиане против левых мусульман, включая палестинцев. В свою очередь правых христиан поддерживал Израиль и США, а левых мусульман — арабские страны и СССР.

Как началась Ливанская война. Ч. 2


Руководитель "Национально-патриотических сил Ливана" Камаль Джумблат (справа)

Первый этап гражданской войны



Уличные бои в Бейруте

Симпатии Советского Союза были в это время целиком на стороне НПС Ливана и палестинцев. И это было не удивительно. Акции правохристианских формирований отличались крайней жестокостью и сначала на порядок превосходили палестинские вылазки по степени кровавости. Это хороший пример тем, кто считает, что христианство — это религия добра и милосердия (что крестовые походы, инквизиция и действия христианских колонизаторов давно в прошлом), а ислам — оплот радикализма. В реальности любые войны под знаменем религии отличаются крайней степень жестокости и легко перерастают в геноцид.

Вмешательство Сирии

К январю 1976 года относится и начало вмешательства Сирии в дела Ливана. Правая христианская милиция начала активные действия, установив блокаду двух лагерей палестинских беженцев в контролируемом палестинцами пригороде Бейрута Карантина. Карантина была преимущественно мусульманским районом трущоб в христианском восточном Бейруте, который контролировали силы Организации освобождения Палестины. Население составляли курды, сирийцы, армяне и палестинцы. Карантина занимала стратегически важное положение, отрезая христианские кварталы Восточного Бейрута от христианских предместий города и христианской зоны контроля в Горном Ливане с центром в г. Джуние. Результат штурма и последующей зачистки 18 января 1976 года — 1000-1500 погибших палестинцев, включая мирных жителей. В итоге палестинцы обвинили фалангистов в намеренном истреблении мирных жителей, что было абсолютной правдой. В мировом сообществе прокатилась волна возмущения действиями фалангистов. Симпатии мирового сообщества склонились в сторону палестинцев.


Фотография сделанная Франсуазой Демюльдер во время резни в Карантине

Возобновляются столкновения в Бейруте. Установив контроль над банковской улицей в Бейруте, палестинцы предпринимают одно из самых знаменитых ограблений в мировой истории. В течение марта-апреля они грабят 11 банков! Для вскрытия банковских сейфов в Бейрут прибывают лучшие криминальные специалисты из Европы. В частности, было взорвано хранилище филиала Британского банка, а ценности, находящиеся в нем украдены. Сумма, заявленная министром финансов страны, составила 50 миллионов долларов в золотых слитках, наличными, в акциях и драгоценных камнях.

Читайте также: