Гражданство в риме могло быть установлено тест

Обновлено: 15.09.2024

На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство.

По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населения Древнего Рима были только римские граждане.

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставное имя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима.

Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделение их землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки.

Римского гражданства можно было и лишиться – в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

Правосубъектность лиц в Риме, помимо вышеперечисленного, зависела от трех основных статусов:

• Libertatis – либертатис, статус свободного;

• Civitatis – цивитатис, статус гражданства;

• Familiae – семейный статус.

СТАТУС ЛИБЕРТАТИС.

Статус свободного – главный, базовый статус римской правосубъектности. Субъектами права в Риме являлись только свободные лица – лица, имеющие статус либертатис. Все остальные лица, не имевшие такого статуса – это рабы. Они являются не субъектами, а объектами права, весьма ценными. (Существовала классификация вещей римского юриста Варрона (1 век до н.э.), который делил вещи на три группы: неодушевленные (золото, дерево, ткань, камень, земля), одушевленные (домашние животные, скот), инструментум вокале (вещи одушевленные и говорящие – это рабы). Причем рабы относились к категории ценных, манципируемых вещей, для отчуждения раба требовался обряд манципации. Раб являлся одушевленной говорящей манципированной вещью.)

Источники рабства:

А) (1)Рождение ребенка от рабыни. Если ребенок рождался вне брака, он получал статус матери, а рабыня не может вступать в брак. (2) А свободная женщина сама обращалась в рабство за связь с рабом.

Б) Взятие в плен Римской армией.

В) Подвластный член семьи мог быть продан в рабство домовладыкой за непослушание, это не было распространено, но допускалось юридически.

Г) Вольноотпущенный раб мог быть обращен обратно в рабство за неблагодарное отношение к патрону (бывшему господину). Это решалось претором по справедливости.

Д) При проигрыше в легисакционном процессе выигравший кредитор мог продать должника в рабство за долги

Правовой статус. В архаическом праве рабы правосубъектностью не обладали вообще. Однако в период Империи ряд законов ограничивает права господина на личность рабов: LexPetronia(начало н.э.) запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I в. н.э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого он покинул в старости или болезни; во II в. н.э. установили такую же уголовную ответственность за убийство своего раба без причины, как за убийство чужого.

С развитием имущественного оборота рабов наделили определенными элементами правосубъектности. Это выражалось в том, что:

• Появляется институт рабского пекулия (peculium) – определенное имущество, земля и инвентарь, в фактическое владение и пользование, которое владелец давал рабу с условием, что часть урожая раб мог оставить себе. Юридически собственником урожая был господин, который давал честное слово, что раб может удерживать 10% урожая, остальное – господину. Обманывать раба не было выгодно господину: в итог происходило повышение эффективности труда раба.

• Некоторые доверенные лица господина получают право заключать сделки от имени господина (например, торговать в лавке господина). По идее, такие сделки можно заключать только после договора поручения, но здесь – исключение: некоторым позволяли. При этом действовал принцип, что раб не может ухудшить правовое положение господина. Заключенная рабом сделка в таком случае считалась действительной, но частично натуральной. Права покупателя не защищались исками.

• Если раб причинял 3 лицу вред, ответственность нес господин, но если господин впоследствии отпускал раба, то ответственность – на вольноотпущеннике.

Какие способы освобождения рабов? Просто отпустить на свободу было нельзя,

Римское государство не было заинтересовано в вольноотпущенниках, они были политически ненадежными. Порядок освобождения регулировался законом, существовали следующие способы:

С помощью завещания. Господин мог указать в завещании, что он дарует рабу свободу. Раб должен быть в собственности завещателя как при составлении вещания, так и при смерти. Не оперативно.

Внесение в цензовый список. Раз в 4-5 лет в Риме проводили перепись населения, и если господин указывал раба как вольноотпущенника, раб получал свободу.

• Если освободить раба нужно было срочно, использовалась сделка с фикцией – манумиссио вендикто MANUMISSIO VINDICTA, специальная процедура освобождения раба. Для этого требовалось участие двух домовладельцев. В качестве исца выступал приглашённый домовладыка; в роли ответчика – собственник раба. Предмет спора – раб, которого хотели отпустить на свободу. Истец заявлял виндикационный иск, в котором утверждал, что по праву квиритов данный раб принадлежит ему, ответчик в ответ молчал (не заявлял exceptio) – вроде бы соответствует действительности. Судья решал спор в пользу истца, который сам без личных формальностей выпускал раба на свободу, так как не являлся его собственником.

• При Юстиниане - упрощенный способ - господин мог обратиться в магистрат с заявлением об освобождении раба. Магистрат вносил раба в список вольноотпущенников.

Свободные лица сами делились на группы в зависимости от второго статуса.

СТАТУС ЦИВИТАТИС

Статус гражданства. Этот статус касался только свободного населения Рима. С точки зрения этого статуса, все свободное населения Рима делилось на пять категорий:

Квириты, или цивис романос (cives Romanus) – граждане Рима. Исконно римские граждане. До возникновения Римского государства на территоририи Рима находился лациум – латинский союз 19 племен. При создании Римского государства племя квиритов проявило наибольшую активность, наибольшие заслуги, и они получили статус граждан республики (или цивис романус). Правовое положение квиритов характеризуется следующим образом:

o Они обладали публичными правами. Имели пассивное и активное избирательное право – мужчины с 25 лет могли избирать и быть избранным, также могли назначаться на государственные должности и служить в регулярной римской армии.

o Помимо этого, они обладали правами в частно-правовой сфере. Это

• Юс коммерции (ius commercii) – право заключать любые сделки, заниматься любой предпринимательской деятельностью.

• Юс коннуби (ius connubii) – право вступать в законный римский брак; дети, рожденные в таком браке, приобретали статус квиритов.

Латины. Делились на три разновидности.

o Провинциальные. Впоследствии, в связи с расширением Римского государства, возникает новая категория латинов – провинциальные латины. Это древние латины, которые уехали на предоставленный им государством земельный участок в провинции. Они утрачивали право голосования в народном собрании. Если они возвращаются в Рим – это право восстанавливается.

o Юниани - особая категория граждан, появившаяся с законом Юния Норбана (Lex Iunia Norbana, изданный при Тиберии). Её составляли вольноотпущенники древних и провинциальных латинов: "Живут как свободные, умирают как рабы". При жизни они не имели публичных прав, частные были ограничены: обладали (а) юс комерции (кроме сделок на землю) и (б) юс коннуби (но в брак вступали только с подобными себе), (в) не имели права завещать имущество (в круг наследников по закону входил патрон (он имел преимущество)). Все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину всегда (iure peculii), без обременения господина имущественными обязательствами умершего.

В 212 г. н. э. был принят закон Каракаллы. Он уравнял в правах древних и провинциальных латинов с квиритами.

Перегрины (peregrini), или иностранцы. В цивильном праве иностранцы субъектами права вообще не являлись. Правосубъектность получили благодаря юс генциум – праву народов. Они не имели публичных прав вообще. (Но могли служить в армии могли только в наемном легионе - не регулярной армии). В частной сфере они (а) обладали юс комерции, но в ограниченном объеме (они не могли приобретать в собственность исконно римскую землю (земли бывшего лациума)), но все остальное – могли. (б) Юс коннуби иностранцы не имели – вступать в законный римский брак не могли. (Если сожительствовал, то статус ребенка определялся по статусу матери).

Вольноотпущенники (libertini). Это лица, отпущенные на свободу. Главное правило гласит – статус либертина зависит от статуса лица, отпустившего его на свободу. Кто и как мог отпускать? Квириты, латины и перегрины (по закону Юния Норбана - письмом, в кругу друзей, на пиру). Ни один из видов либертинов публичных прав вообще не получал (он лицо, нелояльное римскому государству), что касается частных прав – либертин квирита и древнего латина имел юс коммерцио, имел ограниченный юс коннуби (мог вступить в брак только с другим вольноотпущенником квирита или древнего латина, но не лицом, свободным от рождения (если скрывал это, происходила реституция статуса – опять возвращали в рабство)). У вольноотпущенника древнего латина такое же положение. А вот вольноотпущенник иностранца имел только юс коммерцио, но в ограниченном объеме – приобретать исконно римскую землю он не мог.

При этом вольноотпущенник сохранял некоторую юридическуюзависимость от патрона, в силу того, что тот дал ему жизнь как субъекта права. Он из вещи превратился в персону. В чем заключалась эта юридическая зависимость? Было несколько форм.

• Вольноотпущенник мог принимать родовое и личное имя своего патрона; должен был алиментировать (платить алименты) патрону, если тот попадал в затруднительное материальное пложение;

• Вольноотпущенник обязан был вести себя благодарно: оказывать почтение и уважение патрону, не мог выступать против него с обвинением по уголовным делам и чинить бесчестящие иски. Иначе патрон мог обратиться к претору и лишить либертина его статуса, превратив обратно в раба.

• Патрон являлся наследником по закону после либертина, будто был его отцом.

Колоны (colonus). Появляются в Риме в постклассическом праве, в период Империи (в 4 веке). В Риме тогда начался кризис рабовладельческих отношений и начали формироваться феодальные отношения, признак этого – появление феодального института колоната. Первоначально колоны – это лица, которые арендовали землю у крупных латифундистов. Была экономическая зависимость, они должны были платить арендную плату. Но в 322 году в Риме издается конституция. Римская казна испытывала дефицит бюджета, и был введен налог для собственника земли – не только за недвижимость, землю, но и за каждого лица, который работал на участке. Но конституция этим не ограничилась. Была установлена мера обеспечения. Конституция предусматривала, что собственник земли не может расторгнуть договор с арендатором, а те не могут уйти с земли. Если колоны покидали земельный участок, для собственника де юре это хуже – налог все равно брали. Но для возврата собственнику предоставили виндикационный иск для колонов, хотя их нельзя было продавать и наказывать.

В эту группу попали (а) те, кто арендовали землю 30 лет, (б) их дети, а также (в) за нищенство и бродяжничество на его земле. Колоны формально сохранили личную свободу, но при этом утратили свободу передвижения.

СТАТУС ФАМИЛИА

Семейный статус. Он касается только квиритов и латинов – то есть лиц, которые имели IUS CONNUBII – юс коннубии, право на вступление в законный римский брак.

Familia – римская семья. Она строилась на основе принципа подчинения членов семьи власти одного лица, на основе принципа строгой субординации. Это лицо называлось домовладыкой, или главой семьи (paterfamilias) – это мужчина, чаще всего старший по возрасту. Все остальные лица, входившие в его семью – жена, дети и остальные – назывались подвластными членами семьи. Домовладыка обладал особой отцовской властью (patria potestas) – патриа потестас. Это выражалось в том, что он (а) давал согласия на сделки, (б) выступал инициатором брака дочерей, (в) давал разрешение на поступления сына на государственную службу. За непослушание можно было продать в рабство, хоть это и не было распространено.

После смерти домовладыки семья распадалась. Сестры и иные женщины становились лицами, свободными от отцовской власти, свободными (эмансипированными) женщинами. А вот вдова попадала под опеку сыновей, если сыновей не было - под опеку третьего лица. Мужчины же сами становились домовладыками, даже если у них собственной семьи не было. Их патриа потестас считалась потенциальной, они ее еще не реализовали.

Впрочем, отношения авторитета постепенно ослабевали с тем, как общество становилось более цивилизованным.

Уже в 1 веке до н.э. появляется институт военного пекулия. Сын мог без согласия домовладыки мог уйти на военную службу. Имущество, которое он заработал там, становилось его собственностью, а не домовладыки – это имущество называлось военным пекулием. Домовладыка посягать на него не мог. При Юстиниане это право распространилось на любые виды государственной службы.

Кроме того, при Юстиниане вводится ответственность за жестокое обращение с подвластными членами семьи – если они доказывал претору, что с ними жестоко обращались, они могли добиться освобождения от отцовской власти.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

  • Корректор
  • Диктатор
  • Magister Equitum
  • Консульская трибуна
  • Рекс
  • Триумвири
  • Децемвири

Гражданство в Древнем Риме ( лат . Civitas ) было привилегированным политическим и юридическим статусом, предоставляемым свободным людям в отношении законов, собственности и управления.

  • Римские женщины имели ограниченную форму гражданства. Им не разрешалось голосовать или баллотироваться на гражданские или государственные должности. Богатые могут участвовать в общественной жизни, финансируя строительные проекты или спонсируя религиозные церемонии и другие мероприятия. Женщины имели право владеть собственностью, заниматься бизнесом и получать развод, но их законные права менялись с течением времени. Браки были важной формой политического союза во времена республики.
  • Граждане государства-клиента и союзники (общества) Рима могли получить ограниченную форму римского гражданства, такую ​​как латинское право . Такие граждане не могли голосовать или быть избранными на римских выборах . [1]
  • Вольноотпущенники были бывшими рабами, получившими свободу. Им не было автоматически предоставлено гражданство и не было некоторых привилегий, таких как баллотирование в исполнительные магистратуры . Дети вольноотпущенников и женщин родились свободными гражданами; например, отец поэта Горация был вольноотпущенником.
  • Рабы считались собственностью и не имели юридического статуса . Со временем они приобрели некоторую защиту римского права. Некоторые рабы были освобождены путем увольнения за оказанные услуги или по завещанию, когда их хозяин умер. Освободившись, они столкнулись с несколькими препятствиями, помимо обычной социальной стигмы, на пути к участию в римском обществе. Принцип, согласно которому человек может стать гражданином по закону, а не по рождению, был закреплен в римской мифологии ; когда Ромул победил сабинян в битве, он пообещал военным пленникам, находившимся в Риме, стать гражданами. [2]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Возможные права
  • 2 класса гражданства
    • 2.1 Цивес Романи
    • 2.2 Латинин
    • 2.3 Общество
    • 2.4 Provinciales
    • 2.5 Перегрини
    • Ius Suffragii : Право голоса в римских собраниях .
    • Ius honorum : Право баллотироваться на гражданскую или государственную должность.
    • Ius commercii : право заключать юридические контракты и владеть собственностью в качестве римского гражданина.
    • Ius gentium : Юридическое признание, разработанное в 3 веке до н.э., растущего международного масштаба римских дел и необходимости римского права для урегулирования ситуаций между римскими гражданами и иностранцами. Таким образом,ius gentiumбыл римской правовой кодификацией широко признанногомеждународного праватого времени и основывался на высокоразвитом торговом праве греческих городов-государств и других морских держав. [3] Права, предоставляемыеius gentium,считались принадлежащими всем лицам; Таким образом, это концепцияправ человека,а не прав, связанных с гражданством.
    • Ius conubii : Право на законныйбракс римским гражданином в соответствии с римскими принципами [4], чтобы иметь законные права paterfamilias на семью, а также на то, чтобы дети от любого такого брака считались римскими гражданами.
    • Юс migrationis : Право на сохранение своего уровня гражданства при перемещении в полис в сопоставимом состоянии. Например, члены cives Romani (см. Ниже) сохранили свои полные civitas, когда они мигрировали в римскую колонию с полными правами по закону: colonia civium Romanorum . Латиняне также имели это право и сохраняли свой ius Latii, если они переезжали в другое латинское государство или латинскую колонию ( Latina colonia ). Это право не сохраняло уровень гражданства, если человек переезжает в колонию с меньшим населением.легальное положение; Полные римские граждане, переселявшиеся в латинскую колонию, были понижены до уровня ius Latii , и такая миграция и снижение статуса должны были быть добровольным актом.
    • Право на иммунитет от некоторых налогов и других юридических обязательств, особенно местных правил и положений. [5]
    • Право на подачу иска в суд и право на предъявление иска.
    • Право на судебное разбирательство (предстать перед надлежащим судом и защищаться).
    • Право обжаловать решения мировых судей и обжаловать решения судов низшей инстанции.
    • После начала 2-го века до н.э. Porcian законов , римский гражданин не может быть подвергнут пыткам или взбитые и могут коммутировать смертные приговоры в добровольное изгнание , если он не был признан виновным в государственной измене .
    • Если римский гражданин обвинялся в измене, он имел право быть судимым в Риме, и даже если его приговорили к смертной казни, ни один римский гражданин не мог быть приговорен к смерти на кресте .

    Чтобы записаться в римские легионы, требовалось римское гражданство, но иногда это игнорировалось. Гражданские солдаты могли быть избиты центурионами и старшими офицерами по причинам, связанным с дисциплиной. Неграждане присоединились к Ауксилии и получили гражданство через службу.

    Правовые классы менялись с течением времени, однако следующие классы правового статуса существовали в разное время в римском государстве:

    Оратор , гр. 100 до н.э., этрусско - римская бронзовая скульптура , изображающая Ауле Metele (лат Авла Метелла), в этрусской человекодетый в римской тоге , а заниматься риторикой ; на статуе есть надпись этрусским алфавитом.

    В cives ромы были полными римскими гражданами, которые пользуются полной правовой защитой в соответствии с римским правом. Cives Romani были подразделены на два класса:

    • Не Optimo юре , который держал ЮС commercii и ЮС conubii (права собственности и брака)
    • Optimo - юре , который занимал эти права, а также ЮС suffragii и ИУС honorum (дополнительные права голоса и занимать должность).

    Socii или foederati были гражданами государств, которые имели договорные обязательства с Римом, в соответствии с которыми, как правило, определенные юридические права граждан государства в соответствии с римским правом обменивались на согласованные уровни военной службы, то есть римские магистраты имели право набирать солдат для римских легионов. из этих штатов. Однако федеральные государства, которые когда-то были завоеваны Римом, были освобождены от уплаты дани Риму из-за их договорного статуса.

    Растущее недовольство правами, предоставленными обществу , и растущими потребностями легионов в людях (из-за затяжной Югуртинской войны и Кимбрийской войны ) в конечном итоге привело к Социальной войне 91–87 гг. До н.э., в которой итальянские союзники восстали против Рима. .

    Lex Julia (в полном объеме Lex Iulia де Civitate Latinis Danda ), принятый в 90 г. до н.э., предоставленные права на cives цыганских всех LATINI и socii государств, которые не участвовали в социальной войне, или которые были готовы немедленно прекратить боевые действия . Это было распространено на все итальянские государства- социумы, когда война закончилась (за исключением Галлии Чизальпина ), эффективно устранив socii и latini как юридические определения и определения гражданства.

    Provinciales - это те люди, которые подпали под влияние или контроль Рима, но не имели даже прав федератов , по сути имея только права ius gentium .

    А Перегрин (множественное число peregrini ) первоначально был любой человек , который не был полноправным римским гражданином, то есть кто - то , кто не был членом cives ромов . С расширением римского права, включившим больше градаций правового статуса, этот термин стал меньше использоваться, но термин peregrini включал в себя термины латини , socii и provinciales , а также этих подданных иностранных государств.

    Мавзолей Юлии, расположенный через Виа Домиция, к северу от входа в город и сразу за ним, датируется примерно 40 годом до нашей эры и является одним из наиболее хорошо сохранившихся мавзолеев римской эпохи. На архитраве здания, обращенного к старой римской дороге, вырезано посвящение, которое гласит: SEX · M · L · IVLIEI · C · F · PARENTIBVS · SVEIS Секстий, Марк и Луций Юлий, сыновья Гая, их предкам. считал, что мавзолей был могилой матери и отца трех братьев Джулиев, и что отец, для военной или гражданской службы, получил римское гражданство и привилегию носить имя Джулиев

    Предоставление гражданства союзникам и побежденным было жизненно важным шагом в процессе романизации . Этот шаг был одним из самых эффективных политических инструментов и (на тот момент истории) оригинальных политических идей (возможно, одной из самых важных причин успеха Рима).

    Идея заключалась не в ассимиляции , а в том, чтобы превратить побежденного и потенциально восставшего врага (или их сыновей) в римских граждан. Вместо того чтобы ждать неизбежного восстания покоренного народа (племени или города-государства), такого как Спарта и завоеванные илоты , Рим пытался заставить тех, кто находился под его властью, почувствовать, что они заинтересованы в системе.

    В Книге Деяний указывается, что апостол Павел был римским гражданином по рождению - хотя и не уточняется, какой именно класс гражданства - факт, который оказал существенное влияние на карьеру Павла и на то, как он сформировал новую христианскую религию.

    Однако к веку, предшествующему Каракалле, римское гражданство уже потеряло большую часть своей исключительности и стало более доступным. [7]

    патриции древнего рима фото

    Положение лиц по праву Древнего Рима разделялось по признаку правосубъектности — возможности осуществления самостоятельно прав и обязанностей.

    Категории статусов лиц в Древнем Риме

    Классификация лиц в Древнем Риме по статусу предполагала состояние:

    1. Libertatis (либертатис) — свободный гражданин;
    2. Civitatis (цивитатис) — по статусу гражданства
    3. Familiae (фамилие) – семейное положение.

    юридические лица в древнем риме
    Статус либертатис в древнем Риме

    Обладали статусом либертатис в Римской империи только свободные граждане, все остальные являлись рабами. Рабы считались не субъектами, а объектами древнеримского права, в отношении которых могли заключаться сделки, их судьбой распоряжались владельцы. Данное положение сохранялось вплоть до I в. до н.э. в классификации вещей юриста Варонна в Риме. Согласно его теории, все предметы делились на три категории:

    • неодушевленные объекты: земля, золото, камни, ткани и др.;
    • одушевленнные объекты: домашний скот;
    • instrumentum vokale (инструментум вокале) — одушевленные и говорящие: рабы.

    Статус раба присваивался в следующих случаях:
    По факту рождения от рабыни. Женщины в Древнем Риме, наделенные статусом рабыни, не могли заклюить брак. Если девушка вступала в связь с мужчиной-рабом, то она теряла статус свободного гражданина и становилась рабыней.

    1. Пленные Рима.
    2. При продаже свободной семьей ее члена в рабство за непослушание.
    3. При возвращении освобожденного раба в случае проявления неуважительного отношения к бывшего хозяину — патрону.
    4. За долги при игре в азартные игры Древнего Рима.

    В ранний период Рима рабы были полностью лишены возможности совершения самостоятельных поступков. С получением государства статуса Империи в I в. н.э. вышел указ о запрете передачи рабов в школы гладиаторов. С этого времени хозяева, оставившие раба в старости или болезни, либо допустившие его убийство без причины, утрачивали собственность.

    юридические лица в древнем риме фото
    Статус лиц в Древнем Риме цивитатис

    Подобное положение в римском обществе могли носить только свободные граждане. Свободное население Рима делилось на пять категорий:

    1. Граждане Рима, civus Romanus, квириты. Они выделялись в отдельную группу за заслуги при создании Римского государства на заре его становления. Квириты наделялись следующими правами:

    • мужчины могли избирать и быть избранными на должности в госаппаратпо достижение 25 лет;
    • служили в армии;
    • заключали коммерческие сделки — ius commercii;
    • вступали в брак, рожденные дети признавались квиритами.


    2. Латины. Подразделялись по статусу на 3 группы.
    Латины не имели статус гражданина Римской империи. Они не могли участвовать в выборах, не служили в армии.

    Подразделялись на группы:

    1. Древние.
    2. Провинциальные.
    3. Юниани. Вольноотпущенники, приобретающие статус свободных граждан.
    4. Перегрины. Граждане иностранных государств, обладали правосубъектностью в силу права народов.
    5. Либертины. Освобожденные по письму или на пиру рабы.

    Латины обладали следующими правами:

    • участия в предпринимательской деятельности;
    • вступления в брак с квиритами, статус детей определяло положение отца.

    В 212 г. законом Каракаллы были уравнены в правах провинциальные латины и квириты.

    Феодальные колоны (colonus). Лица со статусом колоны появляются в Древнем Риме в поздний период — с IV в. н.э. Образование класса началось с аренды земли у латифундистов. С принятием конституции положение как собственников, так и арендаторов усложнилось: устанавливался налог с владения и аренды землей. Договор аренды не мог быть расторгнут, иначе собственнику приходилось платить два налога. К колонам причислялись те, кто арендовал землю на срок более 30 лет, а также их потомки. Они наделялись личной свободной, при этом право передвижения было ограничено.
    Это положение касалось только группы латинов и квиритов, то есть тех, кто мог вступать в брачные отношения.

    рабы в древнем риме

    В семье выделялся мужчина — глава семьи (paterfamilias), несший ответственность за порядок в семье. Он обладал следующими правами:

    • выражал согласие на осуществление сделок;
    • выдавал дочерей замуж;
    • устраивал сыновей на государственную службу.

    После смерти главы женщины освобождались от власти отца и становились эмансипированными, принимали самостоятельно решения. Опеку над вдовой осуществляли сыновья, если таковых не было — третьи лица. Мужчины становились отдельными главами семей, если даже были не в браке.

    Читайте также: