Как долететь до ирана

Обновлено: 18.09.2024

Страна восточной сказки, загадочная Персия, вот уже почти 90 лет называется Ираном. Колыбель мировой цивилизации оставила невероятное культурное наследие и красивую архитектуру, а природа одарила страну теплым побережьем. Иран привлекает сегодня все больше туристов. Их не пугает пустыни, высокие горы и экстремальные температуры. Главное – знать, когда ехать, ведь климат Ирана очень разнообразный, и погода здесь зависит от многих факторов, бывая очень комфортной для путешествия.

Климатические зоны Ирана

Географически Иран расположился в юго-западной Азии. С двух сторон он омывается морями: Каспийским на севере, и Индийским океаном (Персидским и Оманским заливами) – на юге.

В Иране преобладает тропический пустынный климат.

Особенности по регионам:

  • Север Ирана лежит в субтропическом климате благодаря воздушным массам с Каспия.
  • На юге - очень жарко. Повышенная влажность в летний период усугубляет сильную жару.
  • Прикаспийская низменность (северо-восток) – мягкий климат.
  • Запад Ирана в горной местности – зимой выпадает снег (на высоте около 2000 м температура зимой -2-10°C).

Туристические сезоны Ирана

В район Персидского залива можно ехать круглый год – вода теплая, температура резко плюсовая. Но повышенная влажность и высокие температуры не позволят комфортно отдыхать людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями или не переносящим сильную жару.

Высокий сезон – с апреля по июнь, еще один комфортный период – с сентября по ноябрь, когда не очень жарко и нет такой сильной влажности, отсутствуют осадки.

Есть на территории Ирана вулкан Демавенд. Правда, он потухший, и является наивысшей точкой горной цепи Эльбурс. Это один из полдюжины вулканов на территории страны. Если вы думали, что Иран – это одна лишь пустыня, то это распространённый миф. В Иране действительно есть две солевые пустыни, но территория страны по большей части покрыта горными цепями.

Что взять с собой

Восток – дело тонкое, особенно, когда оно касается Ирана. Здесь, как нигде, чтят традиции и соблюдается определенный дресс-код. Особые правила в одежде касаются женщин. Местные, соблюдая традиции, носят длинную одежду, обязательно закрывающую шею, запястья и щиколотки. Голова должна быть покрыта платком. К туристкам требования менее суровые, но настоятельно рекомендуют соблюдать общеиранские правила приличия. Обязательно носить длинную юбку или джинсы, не допускать открытых плеч. Голова должна быть покрыта, но допускается не полностью, для туристок – символически покрытых волос будет достаточно. Ни о каких коротких юбках или загару топлесс в Иране речь идти не может.

Для мужчин тоже есть ограничения – шорты и голый торс не разрешаются.

За нарушение норм в одежде, вас могут оштрафовать – страна живет по законам шариата, и нарушать их нельзя никому.

Население Ирана – преимущественно персы. Называть их арабами нельзя.

Итак, для путешествия по Ирану в чемодан сложить:

  • Платок-шарф, палантин
  • Легкий плащ и джинсы, кардиган, манто для осени и весны
  • Туники для лета
  • Длинную юбку, платья

Цвет значения не имеет.

Летом – все, что поможет не сгореть на солнце! Для пляжей – закрытый купальник.

Погода в Иране по месяцам

Январь

Официальный иранский календарь называется Солнечная хиджра. У него интересная хронология месяцев года: первые шесть состоят из 31 дня, следующие пять имеют 30 дней, а последний считается 29-дневным (30-дневным в високосный год).

Февраль

В феврале теплее. До +14°C в центре Ирана. В горах сохраняются минусовые температуры. Уровень осадков как в январе.

Как бы это странно ни звучало, но в стране, где есть пустыня, существуют горнолыжные курорты! Самый старый, был открыт еще в 50-е годы 20-го века, называется Абу-Али. Два современных - Дизин и Шемшак, - находятся неподалеку от Тегерана.

В районе Шираза и Кермана, которые расположены в центральной части Ирана, преобладает теплая погода – воздух прогревается до +17°C.

Часто в марте случаются туманное утро, иногда идут дожди с грозами, бывает град.

21 марта здесь празднуют Новый год. Если ваше путешествие намечено на эту дату, стоит позаботиться о бронировании билетов заранее. Многие иранцы в этот период путешествуют, поэтому с местами на транспорт или поселением в отель могут быть проблемы.

Апрель

Пожалуй, лучшее время для путешествия в Иран. Средняя температура днем – около +20°C.

Вода в заливах Индийского океана прогревается до +26°C. Уровень осадков снижается, дожди, если и выпадают, то в ночное время.

В этом месяце температура держится на уровне +26°C, и только на равнинной территории, к примеру, в Кермане поднимается выше +30°C.

На островах в Персидском заливе на юге Ирана есть опасность наткнуться на ядовитых скатов. Поскольку туристов немного, а скаты живут на мелководье (в 20-ти метровой зоне от берега), то можно легко получить травму.

На курорте Киш температура воздуха около +26°C, в то время как в центре страны столбики термометров показывают уже +36°C. В заливах вода прогревается до +26+29°C.

На территории Ирана есть один из древнейших городов мира с историей в 5000 лет. Это центр зороастризма - Йезд (Язд).

В июле начинается настоящая жара – днем редко ниже +36°C, иногда +38°C.

Летом на южное побережье стоит отправляться только тем, у кого нет проблем с переносимостью сильной жары и влажности. Остальным лучше приезжать весной-осенью. Прохладнее только в горах – в июле +25°C. Осадков почти нет.

Август

Средняя температура дня около +36°C. В Каспийском море вода +26°C, в заливах – до 32°C.

Сентябрь

В сентябре чуть менее жарко, чем в августе, но температура почти та же. Иногда случаются дожди, в горных районах бывает град.

Октябрь

Ноябрь

Днем в среднем по стране около +15°C. В конце ноября часто дует промозглый ветер, начинает моросить дождь. Комфортно путешествовать до первой половины ноября.

Посетите Тегеран. В столице Ирана можно увидеть, как жили настоящие шейхи. Вас поразят роскошь и великолепная архитектура дворцов Голестан, Нияраван и Саадабад. Обязательно посетите и Персеполь – увидите руины на месте древней столицы империи Ахаменидов.

Декабрь

Осадки в виде мокрого снега – не редкость. Ночью – отрицательные температуры, днем максимум +8°C, на юге – до +15°C.

Погода в городах и курортах по месяцам

Тегеран

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 6 8 13 20 25 31 34 34 29 22 14 9
Средний минимум, °C -2 -0 4 10 14 20 23 22 18 12 5 1
Погода в Тегеране по месяцам

Исфахан

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 9 12 17 22 28 34 36 35 31 24 17 11
Средний минимум, °C -2 -0 5 9 14 19 22 20 15 9 4 -1
Погода Исфахан по месяцам

Мешхед

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 7 9 14 21 27 32 34 33 29 23 16 10
Средний минимум, °C -4 -2 3 8 12 16 19 17 12 6 2 -2
Погода Мешхед по месяцам

Тебриз

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 2 5 11 17 23 29 33 33 28 21 12 5
Средний минимум, °C -6 -4 1 6 11 15 19 19 15 8 2 -3
Погода Тебриз по месяцам

Шираз

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 12 15 19 24 31 36 38 37 34 28 21 14
Средний минимум, °C -0 1 5 9 13 17 20 19 14 9 4 1
Погода Шираз по месяцам
Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 12 15 20 22 33 36 40 36 35 27 19 17
Средний минимум, °C -1 0 5 10 18 20 23 20 19 9 2 -1
Погода Йезд по месяцам

Погода 33

Мы стараемся представить не только долгосрочный прогноз на 33 дня, важный в первую очередь туристам. В разделе климата стран мира собраны все рекомендации когда и как лучше посещать ту или иную страну мира.


На Ближнем Востоке разгорается очередной военно-дипломатический скандал, в орбиту которого невольно может попасть и Россия. Ведущее иранское издание пригрозило серией ракетных ударов по Израилю. В ответ израильские военные объявили, что готовы сами нанести удар по Ирану, если там не одумаются относительно прекращения ядерной программы. Новая война не за горами?

Haaretz: игра в кошки-мышки между израильскими диверсантами и иранскими ядерщиками

Причем, очевидно, это заявление адресовано и России, которая является одним из гарантов ядерной сделки.

Самое влиятельное израильское издание Haaretz указывает, что Израиль не намерен отказываться от прекращения диверсионных атак на иранские объекты, где ведется обогащение урана. Причем, судя по описанию Haaretz, это напоминает игру в кошки-мышки: израильские диверсанты взрывают ядерные объекты, а Иран быстро устраняет повреждения и даже устанавливает более современные центрифуги. И так снова…

CNS News: Иран уже много лет грозит бомбардировками израильским городам

Американский консервативный телеканал CNS News напоминает, что после Иерусалима Тель-Авив и Хайфа являются крупнейшими населенными пунктами Израиля, и они периодически фигурируют в угрожающих заявлениях иранских пропагандистов.

The Newsweek: для победы над Израилем Иран готов нанести удар даже по своим союзникам

На самом деле не очевидно.

The New York Times: только подготовка израильского контрудара потребует 2 года

Во время недавнего визита в США израильский министр обороны Бени Ганц публично объявил, что приказал израильской армии готовиться к возможному военному удару по Ирану. Наиболее влиятельное издание на арабском языке Al Jazeera пишет, что израильские военные уже готовы вступить в кооперацию с американскими, дабы разработать реальный план уничтожения иранских ядерных объектов.

Причем речь идет не о диверсиях, а о полноценной военной операции. Для нее американцы даже будут готовы представить Израилю Massive Ordnance Penetrator — 14-тонные авиабомбы, которые позволяют поражать бункеры из армированного бетона. Такие снаряды были разработаны американцами именно для бомбардировок иранских ядерных объектов, которые, как считается, расположены на глубине более 50 метров.

Американская газета The New York Times абсолютно резонно замечает, что начало боевых действий потребует подготовки длительностью не менее 2 лет. Уничтожить десятки ядерных объектов Ирана, разбросанных в отдаленных от границы районах, — это сейчас не под силу израильским ВВС.

У Израиля пока нет самолетов, способных нести Massive Ordnance Penetrator. Значит, скрытые глубоко под землей ядерные объекты придется поражать менее эффективными ракетами. А это, по мнению генерала Шафира, может занять недели.

И, судя по крайне воинственным ответным заявлениям Ирана, израильтяне движутся в верном направлении. Вот только последует ли реальная война за этим обменом угрозами?!


Советы всем, кто из всех стран в мире выбрал Пакистан для своего следующего путешествия.

Павло Морковкин

Читать Павла можно в Facebook, Vk, Instagram и, конечно, в Telegram.

Потому некоторые из этих рекомендаций могут оказаться абсолютно бесполезными, зато другие спасут вам пусть не жизнь, но нервы и время. Так что не удивляйтесь, это же Пакистан.


Виза в Пакистан. Как получить и продлить?

Гражданам почти всех государств мира для поездки в Пакистан надо оформлять визу заранее. Причем делать это придется в вашей родной стране. Если вы попытаетесь податься на визу в третьей стране без вида на жительство, разрешения на работу или подобного документа, то почти со стопроцентной вероятностью вам откажут. Даже если вы придете в консульство в иранском Захедане в 20 километрах от пакистанской границы, вас все равно отправят домой.

Адрес нужного вам посольства можно узнать на сайте пакистанского МИД. Перед визитом лучше позвонить и уточнить условия получения визы. Можно написать на электронный адрес, но в таком случае вероятность ответа не очень велика.


Для визы вам понадобится следующее

Визовый сбор. Зависит от вашего паспорта. Гражданам Республики Беларусь однократная туристическая виза обойдется в 60 долларов, гражданам России — в 120 долларов, а вот жителям Украины придется заплатить целых 165 долларов. Но есть один приятный нюанс: если вам откажут в визе, сбор вы не платите. Поэтому не бойтесь и несите документы пакистанским бюрократам.

Копия первой страницы загранпаспорта.

Заполненная анкета. Ее можно скачать на страничке посольства в разделе Consular Services.

Фотографии. Пишут, что требуется два снимка. Хотя у автора этого текста взяли аж шесть (!) штук.

Авиабилеты в и из Пакистана. Практика показывает, что можно брони — их все равно вряд ли будут проверять по PNR.

Приглашение из Пакистана (Letter of Invitation). Получать его придется в одной из пакистанских туристических фирм. Возможно, вам прямо в посольстве дадут их контакты. Если чиновники ничего вам не посоветуют, то попробуйте получить тут:
Lost Horizon — около 100 долларов;
Caravanistan — 55 евро;
The Broke Backpacker — 80 долларов.

Хотя это же Пакистан, и тут возможно все. Спросите у посольского работника, вдруг они согласятся рассмотреть вашу заявку без приглашения.

Парни из посольства очень сильно любят разные бумаги со штампами. Поэтому можете их порадовать дополнительными документами: справками с работы, выписками из банка, страховками. Еще хорошо бы приложить письмо, в котором вы в вольной форме на английском языке рассказываете о неудержимом желании посетить Пакистан и описываете свой маршрут и цель поездки.


И еще несколько важных советов.

Не пишете в анкете, что будете ехать в или из Пакистана по земле. То есть въезжать-то вы можете, но лучше об этом умолчать, а в анкете написать, что добираетесь по воздуху. Брони авиабилетов после получения визы можно отменить.

Есть разные рекомендации по поводу того, что писать в списке пакистанских городов, которые вы собираетесь посетить. Однозначно стоит отказаться от любых упоминаний Белуджистана, Азад Кашмира и Зоны племен (на последние две территории вы все равно вряд ли попадете). О Хайбер-Пахтунхва тоже лучше умолчать. В принципе, достаточно будет указать Карачи, Мултан, Исламабад и Лахор.

Не говорите о каких-то личных контактах в Пакистане, не подтвержденных официальными бумагами, каучсерфинге и езде автостопом.

Если вам удалось получить визу, продлить ее можно в Исламабаде или столице любой из провинций: Кветте, Карачи, Гилгите, Пешаваре или Лахоре. Причем это можно сделать, даже если ваша виза уже истекла. Для этого надо обратиться в Directorate General of Immigration & Passports в соответствующем городе.

Время продления зависит от места подачи. В Гилгите и Лахоре это три-четыре дня. В Исламабаде все может затянуться до двух недель. Чтобы продлить время пребывания в стране россиянам придется заплатить 80 долларов, а для граждан Украины и Республики Беларусь эта услуга бесплатна. Если же у вас в планах покинуть Пакистан, а потом въехать снова, то это будет стоить дороже.

Не забудьте сделать ксерокопию первой страницы паспорта, визы и корешка, который вам выдадут в департаменте — это и будет вашим удостоверением личности, пока вы не получите свой паспорт обратно.



Внутренние пермиты и перемещение по стране

Для поездок по большей части Пакистана никаких дополнительных разрешений не надо. Исключения связаны с проблемами безопасности, которые существуют сейчас или существовали в недавнем прошлом.

Самые труднодоступные территории Пакистана — это Зона племен (Federally Administered Tribal Areas) и Азад Джамму и Кашмир (Azad Jammu and Kashmir). Получать пропуск надо будет в МВД Пакистана в Исламабаде. Оно находится в Красной зоне около остановки метробуса Pak Secretariat. Ваш запрос будут рассматривать в течение четырех недель. Впрочем, есть вариант подаваться заранее и не лично.

Для перемещения по провинции Белуджистан вам придется получить так называемый NOC (No Objection Certificate). Причем неважно, едете вы из Ирана в Пакистан или в обратную сторону. Если вы въехали со стороны Ирана, то под конвоем вас сопроводят до столицы провинции Кветты, где поселят в отель, а потом опять под охраной повезут оформлять NOC, без которого вы не сможете купить билет на поезд и уехать дальше на восток — в поезде вас, кстати, тоже будут стеречь. Если же вы собираетесь уезжать из Пакистана, то до Кветты вы доберетесь нормально, а по прибытии уже попадете в заботливые руки полиции, будете поселены в гостиницу, а когда оформите NOC — с автоматчиками поедете в сторону Ирана.

NOC оформляется в учреждении под названием Home & Tribal Affairs Department, оно же Civil Secretariat. Платить ничего не надо, и никаких дополнительных документов тоже не требуется. Вам просто нужно взять с собой паспорт и потратить несколько часов времени: своего и пакистанских чиновников.


Немного запутаннее ситуация с NOC в провинции Хайбер-Пахтунхва. Еще несколько лет назад там была не самая благоприятная в плане безопасности ситуация, и сейчас в отдельных регионах то перестают требовать этот документ, то снова начинают. Поэтому стоит зайти в Home & Tribal Affairs Department в Пешаваре и попросить выдать вам NOC. Эти ребята не работники посольства, и от них не стоит скрывать ваши планы — наоборот, подробно расскажите, куда вы собираетесь ехать. Это не виза, и никакую проверку вам устраивать не будут. Если же вам ответят, что для вашего маршрута NOC не нужен, то попросите специальную бумагу с печатью и подписями важных людей о том, что иностранцам NOC в конкретном месте уже не нужен. Потому что даже если NOC уже давно отменен, то солдаты и полицейские на блокпостах об этом, как правило, вообще не в курсе. Полученные документы придется показывать на каждом блокпосту — так что лучше сделать несколько копий.

Для посещения долин Бумбурет, Румбур и Бири, где живут калаши — единственный немусульманский народ Пакистана, — тоже придется получить пермит. Его выдают быстро и бесплатно в отделении полиции города Читрала. На въезде в долины придется заплатить сбор 200 рупий (около 2 долларов) за человека.

На севере Пакистана на каждом блокпосте, даже если не спрашивают NOC, у вас будут проверять паспорта и записывать ваши данные. Эта процедура может растянуться надолго, потому что не все пакистанские полицейские отличаются умом и сообразительностью и часто не могут найти визу в вашем паспорте (не шутка!). Самые смышленые просто передают вам в руки журнал и просят, чтобы вы сами вписали свои данные. Для остальных же лучше заранее приготовить несколько копий первой страницы паспорта и визы. Тогда вы сможете просто отдать их на блокпосте, и всему автобусу не придется ждать, пока полиция будет разыскивать вашу фамилию по страницам паспорта.


Транспорт в Пакистане

Городской транспорт

В больших населенных пунктах вам не обойтись без городских автобусов. Можно найти описание маршрутов городского транспорта в интернете — в основном на сайтах муниципалитетов, — но там не разберешься без пол-литра и совета местных людей.

В Лахоре, Мултане и агломерации Исламабад-Равалпинди есть так называемый Metrobus — быстрый автобус, едущий по отдельной дороге. Им удобно пользоваться как метро — скоростным транспортом с вменяемой картой, на маршруты которого нанизаны районы города. К сожалению, у всех этих метробусов пока что всего одна линия. В Карачи метробус будет иметь несколько маршрутов, но он пока что в процессе строительства.

Самый очевидный вариант — это такси. Можно ловить прямо у дороги, а можно использовать Uber или его местный аналог — Careem. Но такси в Пакистане — это не только легковые автомобили, но и рикши и мотоциклы. Для их вызова есть даже специализированные сервисы: Rocket Rickshaw и Bykea. А если вы женщина и очень сильно переживаете по поводу своей безопасности, то можете воспользоваться Paxi и заказать машину с водителем одного с вами пола.

При этом в Исламабаде с его огромными пространствами отлично работает городской автостоп. А вот рикшам в этом городе ездить запрещено.



Железные дороги

На поезде можно доехать от Карачи на юге до северных предгорий и от Кветты, столицы Белуджистана, до Индии. Билеты можно купить онлайн на сайте пакистанских железных дорог, но перед поездкой их придется распечатать. При покупке онлайн система может спросить у вас номер CNIC — пакистанского удостоверения личности. В идеале нужно попросить эту карточку у кого-то из местных и взять ее копию с собой в дорогу. На практике вряд ли контролер будет искать номер CNIC в вашем билете и высаживать вас из поезда, если у вас не окажется копии ID-карты.

Цена начинаются примерно от 10 долларов за тысячу километров. Правда, такие дешевые билеты стоит покупать заранее — в день отправления поезда их, скорее всего, уже не будет. Условия в самых бюджетных вагонах похуже, чем в индийском Sleeper Class, но получше, чем в индийском же General Class. Так что если вы не большой ценитель колоритной азиатской грязи и бардака, то имеет смысл потратиться и взять класс повыше. При покупке обратите внимание на то, что места в вагоне могут быть сидячими и лежачими — вторые, естественно, немного дороже.



Автобусы

В Пакистане работает несколько автобусных компаний, каждая из которых в крупных городах имеет отдельный вокзал. На равнинных территориях самым комфортным и одновременно самым дорогим перевозчиком является компания Daewoo Express. Например, билет Мултан — Равалпинди (540 километров) стоит 12 долларов.

В центральной части страны ездит Faisal Movers. Эти автобусы немного дешевле: от Равалпинди до Пешавара (190 километров) можно добраться за 3,5 доллара. При этом качество сервиса ничуть не хуже: сиденья мягкие, салон чистый, кондиционер работает так, что хочется достать куртку со дна рюкзака — разве что проводница раздает бисквиты и колу не так часто, как в автобусах Daewoo.

На севере страны ездит NATCO. Автобусы там похуже: нет ни кондиционера, ни бисквитов — но и альтернативы им тоже особой нет. Кроме NATCO, по Северному Пакистану люди ездят на маршрутках и shared taxi, которые отправляются от автостанций по мере заполнения. Цена примерно такая же, как и у равнинных перевозчиков: автобус Пешавар — Читрал (380 километров) стоит 9 долларов. В таком транспорте на сиденье шириной меньше двух метров садятся четыре человека. Для пакистанцев этого пространства достаточно, а вот европейцы, как правило, крупнее, и, бывает, чувствуешь себя некомфортно.

В таких местах еще придется уточнять, как часто ходит транспорт и нужна ли предварительная запись: иногда пассажиропоток настолько маленький, что единственная машина может ездить раз в день и отправляться в пять утра. И еще при планировании стоит учесть, что это горы и путь там измеряется не расстоянием, а временем, поэтому кое-где жалкие 40 километров можно ехать два часа. А еще даже в самый сухой сезон — конец лета — на дорогах сходят сели, и ваше путешествие может быть прервано на несколько дней.


Самолеты

Международных аэропортов в Пакистане тоже несколько. Поэтому можно выбрать, куда лучше прилетать в Пакистан, исходя из запланированного маршрута.

Автостоп

Автостоп в Пакистане очень даже неплохой — сказывается исключительное пакистанское гостеприимство. Из негативных сторон — иногда населенные пункты сильно вытянуты вдоль трассы, и приходится долго выходить на позицию. И, возможно, местная полиция, будет мешать такому способу передвижения, потому что, по ее мнению, это может быть небезопасно для белого мистера.


Жилье

В маленьких городах альтернатив, естественно, меньше. Скорее всего, придется искать кров прямо на месте. Но, чтобы не бродить бесцельно по улицам, почитайте соответствующую статью на Wikitravel или даже в путеводителе Lonely Planet 2008 года выпуска — некоторая информация там до сих пор актуальна. В провинциальных гестхаусах номер на двоих вполне может обойтись всего в 6–8 долларов за ночь. Это при условии, что вы смиритесь с не самыми чистыми простынями и краном и ведром вместо полноценного душа. И не смотрите на ценник, висящий на ресепшене, — это же Пакистан, и тут всегда можно немного поторговаться.

Паромы в Иране: Забронировать

С севера Иран омывает Каспийское море и проходит морская граница с Азербайджаном, с юга - Персидский и Оманский залив, Ормузский пролив и граница с с Оманом, ОАЭ, Саудовской Аравией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Бахрейном, на северо-востоке с Туркменией.

Так, вполне благополучно и комфортно можно добраться на пароме из Ирана в ОАЭ или Кувейт. О том, как и когда мы напишем в этой статье.

Паром Иран – ОАЭ

Из материковой части Ирана добраться на пароме можно не только до островов страны, но и до соседних государств, с которыми граничит Иран. До ОАЭ ходят паромы из прибрежных портов Ирана.

Из Банера - Ленге, расположенного в 184 км. от Бандер - Аббаса, каждую субботу и среду отправляется паром до Дубая. За 12 часов в комфортной каюте за вполне приемлемую цену можно добраться до эмирата.

До Шарджи можно добраться на пароме из Бандер - Аббаса, который отправляется каждую субботу и среду.

Паром из Ирана в Катар

Из Ирана, с порта Бушер планируется в перспективе отправлять паром до города Доха в Катаре.

Паром Иран – Кувейт

В Кувейт можно добраться из Ирана на пароме из Хорремшехра. Он отправляется по субботам и средам в 10:00.

Паром на остров Киш

В Иране расположено более 10 островов. Самый известный среди них остров Киш. Этот остров является одним из популярных мест любителей пляжного отдыха Ирана. Оборудованные пляжи, развитая инфраструктура, отсутствие старого автопарка, свободная экономическая зона - здесь создано все для туристов. Добраться до острова Киш можно на самолете, либо на пароме из порта Бандер - Чарак, который расположен в 271 км. от Бандер - Аббаса. Время в пути на пароме до острова Киш составляет около 1 часа.

Паром на остров Кешм

Паром на остров Ормуз

Недалеко от острова Кешм расположены менее крупные острова. Среди них выделяется остров Ормуз. Благодаря содержанию в почве более 80 оттенков, этот остров считается идеальном местом для любителей фотографироваться. От алого до янтарного, здесь можно найти все оттенки радуги. Добраться до острова Ормуз можно на пароме, который отправляется каждый день утром из порта Кешм, либо из порта Бандер - Аббаса. Время в пути 45-50 минут.

Паром на остров Ларак

Недалеко от острова Ормуз находится еще один небольшой остров Ларак. На острове проживает около 700 человек. Среди достопримечательностей острова фосфоресцирующий пляж. Благодаря фитопланктонам, берег острова начинается светиться оттенками синего цвета. Выглядит это очень необычно. Но происходит это явление не часто.

До острова Ларак можно добраться на пароме из Бандер-Аббаса, либо на пароме из острова Кешм.

Паром на остров Хенгам

Паром Иран – Казахстан и паром Иран – Азербайджан в будущем имеет определенную перспективу. Периодически в интернете появляются статьи о том, что планируется запустить круизную линию по Каспийскому морю, но по факту пока ходят только грузовые суда.

Сотрудник Гульназ Зайнукова

Здравствуйте, Друзья. Накопленные за время моего проживания в Иране знания по истории и культуре Ирана, помогут нам адаптировать любой из наших туров по Ирану под Ваши индивидуальные пожелания. Я готова поделиться с Вами личным практическим опытом путешествий по Ирану, поведать секреты и рассказать об уникальных возможностях провести незабываемые дни в Иране.

Отчет путешественника, который на собственном автомобиле проехал от Киева (Украина) до Тегерана (Иран) через Россию, Грузию и Турцию. Особенности поездки, фотографии и полезные советы туристам.

Неожиданный план

Летом 2017-го года, неожиданно для всех членов нашей семьи (четыре голоса "за"), было принято решение поехать в Иран на машине, хотя на руках у нас уже были билеты на самолет. Мой муж родом из этой страны, а я украинка. С нами поехали два сына 11-ти и 16-ти лет. Маршрут Киев - Тегеран казался немыслимым и совсем неблизким. Помимо этого, нужно было пересечь три страны — Россию, Грузию и Турцию. Было немного страшно.

Собрались быстро — примерно за три дня. Муж занимался подготовкой машины, я — чемоданами.

Поездка в Иран на машине

Выезд из Киева. Украинско-российская граница

Планировали выехать с утра в среду 5-го июля. Нам почти удалось не отклониться от плана: Киев мы покинули в среду, только не с утра, а в 18:00.

Поля подсолнухов в Киеве

Прощайте, родные просторы

  1. Киев - Белгород - Новый Оскол - Россошь - Ростов-на-Дону - Тихорецк -Армавир.
  2. Минеральные Воды - Нальчик - Владикавказ.
  3. Верхний Ларс - Гудаури - Гори - Батуми - Туркджезу.
  4. Карс - Ыгдыр - Догубаязит.
  5. Базарган -Тебриз - Решт -Тегеран.

Мы думали, что за день сможем проезжать по 1200 километров, ведь водителей двое — муж и я. Однако наши планы разрушились еще на первой таможне Украины и России — Гоптовке, где мы благополучно провели три часа. Оказалось, что необходимо оформить декларацию на ввоз машины и на каждого пассажира (вспомнила 90-е).

Покинув таможню в 02:00 ночи и проехав еще пару часов, мы решили остановиться в гостинице. Тут нас ждал сюрприз — поблизости не было ни одного варианта. Нашли какой-то мотель над дорогой с общим туалетом. Стоимость четырехместного номера, напоминающего общежитие, в котором, кроме четырех кроватей, ничего не было, — 4000 рублей. В поисках лучшего ночлега встретили рассвет в дороге. Плюс к этому попали на участок с ремонтом, где можно было ехать со скоростью не более 5 км/ч. Казалось, это никогда не кончится. Муж был уставшим и злым, и я уже пожалела, что не согласилась на мотель. Однако вскоре наши муки были вознаграждены: прямо над дорогой выросла хорошая гостиница. Сняв два номера (одноместный и трехместный) за 3000 рублей (60 долларов), мы завалились спать. Проснувшись, я удовлетворенно оценила комнату: свежий современный ремонт, чистота, качественная мебель, кондиционер и плазменный телевизор, хорошее постельное белье. Наверное, из-за усталости я не запомнила название гостиницы. Быстро перекусив, мы двинулись дальше.

Итог первого дня — всего лишь 600 километров.

Дорога до Тихорецка

Мы выехали в 15:00. В пути провели два часа, прежде чем оказались на долгожданной трассе Москва - Ростов-на-Дону. Теперь-то мы быстро доедем. Трасса настолько хорошая, что можно выжимать 130-150 км/ч. Дело пошло веселей. Однако ближе к Ростову-на-Дону опять начался ремонт дороги, и мы встали в пробку на несколько километров. Задержались на два часа. Увы, Дон пересекали в темноте, не увидев его красот. Поужинали в "Макдональдсе" за 1300 рублей.

В Тихорецке в час ночи задумались о ночлеге. С помощью карт Google нашли несколько гостиниц — выбор пал на "Канцлер". Взяли два шикарных двухместных номера за 4500 рублей (90 долларов). Внутри все новое и чистое: белоснежная постель, очень тихий кондиционер, удобные матрасы. Гостиница добротная, персонал культурный, обходительный.

Итог второго дня — 700 километров.

Верхний Ларс

После завтрака в гостинице за 1000 рублей (три яичницы, сырники, чай и кофе) продолжили путь. Дорога от Тихорецка до Армавира местами не очень хорошая. На некоторых участках всего по одной полосе в каждую сторону с непрерывной линией. Грузовик уже не обгонишь.

Пятигорск

В этот день нас трижды остановили сотрудники ГАИ. Сначала — сразу за Тихорецком, потом еще два раза — в Северной Осетии, по территории которой мы ехали со скоростью всего лишь 100 км/ч. Именно здесь мы встретили много работников ГАИ, а до этого на протяжении 1900 километров мы лишь один раз видели доблестных представителей закона. Об этом интересном факте я уже была проинформирована, прочитав заранее отзывы в интернете. Сотрудникам ГАИ не понравились наши тонированные стекла.

Стоит сказать, что мы пересекли еще два таможенных пункта: на въезде в Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Это заняло у нас не более пяти минут. Наконец, мы в Верхнем Ларсе — на границе России и Грузии. Было очень холодно, видимо, из-за гор. Пригодилась теплая одежда.

Прохождение российской таможни заняло два часа — нужно было сдать декларации на машину и пассажиров. Грузинскую таможню прошли за 10 минут. Читала много отзывов в интернете о красоте Верхнего Ларса, но вот незадача — на улице стояла ночь. Решили где-нибудь поесть и потом переночевать.

В Гудаури (30 километров от границы) заметили над дорогой ресторан Dariali. Зашли поужинать в полночь — нас любезно обслужили, хотя рабочий день у них уже закончился. Еда была очень вкусной, персонал — обходительным. Ужин стоил 70 лари (35 долларов). Оказалось, там же есть и гостиница. Сняли два двухместных номера за 120 лари (60 долларов). Сначала цена была 200 лари, но хозяин уступил нам, узнав, что мы уедем рано утром. Гостиница только открылась, внутри все новое. Уснули без задних ног.

Ресторан Dariali

Грузинская еда

Грузинский шашлык

Необычная подача шашлыка

Итог третьего дня — 700 километров. Увиденные достопримечательности: гора Казбек, Дарьяльское ущелье, горнолыжная трасса.

Дорога до Батуми

Проснулись в 07:00, чувствовали себя отдохнувшими. Видимо, воздух здесь очень чистый — организм быстро восстановился. В номере было холодно. Оказалось, на улице всего + 10 градусов. Выглянув в окно, я поразилась красоте природы: белые воздушные облака слегка прикрывали горы, на вершинах которых в июле лежал снег. Позавтракали хачапури с сыром, заплатили 20 лари (10$). В 10:00 выехали.

Горы в Гудаури

Горы, район Гудаури

Горы Грузии

Отдых в Грузии

Вид из гостиницы

Гудаури - Мцхета

Дороги в Грузии

Горная дорога в Грузии

Путешествие по Грузии

Горная дорога Гудаури - Мцхета

Проехали около 80 километров в живописных горах. Речушки то тут, то там стекали со склонов, также было много водопадов. Вдали увидели красочное водохранилище Жинвали с водой насыщенного синего цвета — оно раскинулось у подножия гор.

Водохранилище Жинвали

От Мцхета дорога ровная почти до самого побережья Черного моря. Дальше начинаются серпантины, и поэтому мы снизили скорость. К 18:00 были в Батуми. Сняли очень хорошую трехкомнатную квартиру в историческом центре в пяти минутах ходьбы от моря за 120 лари (60 долларов). Погода в Батуми очень переменчивая, часто идет дождь. Жара приятная, влажности, как обычно бывает у моря, не чувствуется.

Итог четвертого дня: 440 км.

Отдых в Батуми

Заранее ознакомились в интернете с достопримечательностями, пошли посмотреть на них воочию. Скульптура "Али и Нино", Башня Азбуки, колесо обозрения, порт, Мечеть Орта Джаме, площадь Пьяцца, перевернутое здание "Белый ресторан", дом юстиции, музыкальные фонтаны, маяк — почти все они сосредоточены в одном месте.

Скульптура

Скульптура "Али и Нино"

Башня часов на площади Пьяцца

Башня часов на площади Пьяцца

Перевернутое здание

Перевернутое здание "Белый ресторан"

Хотелось бы отметить ненавязчивость туристического сервиса и торговых точек — за руки не хватают, в магазин не тащат, ничего не заставляют купить. Действительно, можно расслабиться и отдохнуть. Атмосфера в Батуми очень дружелюбная, приятная. Выбор жилья, ресторанов и кафе очень большой, как говорится, на любой вкус и кошелек. Мы останавливались поесть в турецкой сети ресторанов "Стамбул". Обед на четырех человека стоил 50 лари (25 долларов) — все не осилили, забрали с собой.

Теперь о море: оно достаточно чистое, но обязательно нужно надеть специальную обувь для купания. Берег там каменистый, очень легко пораниться. Людей на пляже мало, хоть это и сезон. Также в Батуми есть порт. Здесь ходит паром до Ильичевска два раза в неделю. Время в пути — 36 часов. Стоимость — около 120 долларов с человека с питанием и 400 долларов — за внедорожник. Кроме того, есть паром из Поти (80 километров к северу от Батуми) до Ильичевска.

Ключи от квартиры оставили в ящике (так попросил хозяин). При выезде состояние помещения никто не проверял — очень интересный подход. Сделали вывод — здесь, вероятно, высокий уровень безопасности.

Грузино-турецкая граница

Выехали в сторону турецкой границы. До нее рукой подать — всего 170 километров. Через 100 километров дорога начала подниматься в гору и потому резко испортилась. Асфальт сменился грунтовкой с камнями, крутыми разворотами почти на 180 градусов. Мы держали скорость не более 10 км/ч. Кто бы мог подумать, что в Грузии очень хорошие дороги — даже в горной местности (Гудаури).

Вечерело. У местных жителей узнали, что через 25 километров дорога станет немного лучше. Оказалось, проехать надо было в два раза больше — 50 километров. Кто любит острые ощущения, кому не хватает адреналина и не жалко машину — рекомендую дорогу Батуми - Хуло - Ахалцихе - Туркджезу. Эти несчастные 50 километров мы ехали пять часов.

В грузинских горах установлено очень много крестов. Я не знаю, с чем связана эта традиция. Мне пришла в голову мысль, что тот, кто выжил на такой дороге, в благодарность поставил крест, а атеисты же уверовали в Бога, когда живыми выехали из этих гор. Наконец, наши мучения закончились. Еще 20 километров, и мы попадем на границу с Турцией — Туркджезу.

К нашему счастью, таможню прошли быстро — меньше, чем за час. Однако потом мы выехали на дорогу и попали в такой туман, что дальше капота ничего не было видно — даже противотуманки не помогали. Крутые горные развороты добавляли остроты ощущениям. На улице было всего + 13 градусов. Через 50 километров дорога стала ровнее, а мы тем временем спустились вниз. Еще три часа провели в пути, прежде чем увидели гору со снежной верхушкой — древний Арарат.

Гора Арарат

Через час мы попали на границу Турции и Ирана. Прошли ее за час. Мест в гостинице не было. С трудом нашли номер за 25 долларов с мини-кухней и мобильным кондиционером. Было очень жарко — днем +40 градусов.

Итог седьмого дня: 500 км.

Турецко-иранская граница

Преодолели маршрут Базарган - Тебриз - Зенджан - Решт - Чалус. Было очень жарко, но кондиционер в машине нас спас. Обед в придорожном ресторане на четверых обошелся в 20 долларов. Кстати, доллары тут уже не берут, нужны риалы.

Парк Шах-Голи, Тебриз

Парк Шах-Голи, Тебриз

Музей Каджаров

Поселок Кандован

Кандован — поселок в горах (неподалеку от Тебриза). Дома вырублены в скалахы

Дорога Тебриз - Зенджан

Дорога Тебриз - Зенджан

Тах-чин

Иранские вкусности — тах-чин

С обменниками проблемы — их просто нет. Можно попытаться поменять валюту в частных магазинах. Ехали около 10 часов. Дороги хорошие. Нам повезло — мы сняли двухэтажный домик на берегу Каспийского моря в коттеджном городке за 50 долларов.

Итог восьмого дня: 1000 км.

Отдых на Каспийском побережье

Каспийское море теплое, чистое, но очень мелкое. Женщинам разрешено купаться только в буркини (исламский купальный костюм) или на специальном пляже. Еще забыла сказать: женщины непременно покрывают голову платком, даже туристки. Мы также покатались на канатной дороге в Чалус.

Каспийское побережье

Канатная дорога в городе Чалус

Канатная дорога в городе Чалус

Дорога в Тегеран

Маршрут этого дня простой: Чалус - Тегеран. Пять часов ехали по неописуемо красивой горной дороге. У нас по-настоящему захватывало дух. Скорость на некоторых участках — не более 40 км/ч. Около 20 тоннелей в горах протяженностью до двух километров в длину, построенные более 80 лет назад, поражают взор наблюдателя.

Дорога Чалус - Тегеран

Горная дорога Чалус - Тегеран

Дорога в Тегеран

Горная дорога Чалус - Тегеран

Тоннель

Горные реки стекают в виде водопадов с крутых обрывов скал. Температура на вершине всего + 18 градусов, в то время как у подножия было + 38 — только представьте себе этот контраст. Мы провели еще четыре часа в пути, преодолели последние 160 километров. Наконец, мы в Тегеране. Июль и август — самые жаркие месяцы здесь (+ 40 градусов). Днем находиться на улице просто невозможно. Население Тегерана — около 15 миллионов человек, поэтому здесь очень большие пробки и грязный воздух.

  • Телебашня Бордже Милад (высота — 435 метров, скоростной лифт поднимает на смотровую площадку).
  • Старинный Базар Таждриш.
  • Горный парк Джамшидие с большим количеством горных речушек хорошо охлаждают в жар.
  • Дербенд — место отдыха в горах с ресторанами и кафе.
  • Музей ковров.
  • Парк Або-о-Аташ со светящимся пешеходным мостом.
  • Мечеть Имамзаде Салех.
  • Дворец Голестан.
  • Башня Азади.

Телебашня Бордже Милад

Телебашня Бордже Милад

Мечеть Имамзаде Салех

Мечеть Имамзаде Салех

Мост в парке Або-о-Аташ

Мост в парке Або-о-Аташ

Мечеть

Мечеть в Тегеране

Мечеть в Тегеране, Иран

Экскурсия в мечеть в Тегеране

Мечеть в Тегеране

Торговый центр в Тегеране

Вот и закончилась наша поездка. В конце августа мы вернулись в Украину. В планах была поездка на пароме из Батуми до Ильичевска. Однако это уже совсем другая история.

Читайте также: