Как называлось судно на котором нансен плавал в арктику а амундсен в антарктику

Обновлено: 18.09.2024

Подготовка. Сборы. Финансы

Северо-Западный проход через Северо-Американский континент искали многие. Для Руаля Амундсена же подобная экспедиция была детской мечтой. Однако, поскольку средств для организации такого путешествия у Амундсена не было, он, как человек незаурядный, объявил своей целью исследование Северного магнитного полюса.


Под научную экспедицию деньги, хоть и со скрипом, собрать удалось. В середине июня команда покинула Кристианию под проливным дождем в авантюрной обстановке, спасаясь от кредиторов. Стоит отметить, что позднее этот факт опровергался исследователями деятельности Руаля, утверждавшими, что Амундсен и его команда финансовых затруднений не испытывали и отплывали в полном спокойствии.

Исследование Северо-Западного прохода

Судно успешно пересекло Атлантический Океан, обогнуло Гренландию, Баффинов залив, пролив Ланкастера. Далее опытная команда медленно продвигалась через лабиринты канадского побережья, уклоняясь от плавучих льдин, противоборствуя сильным ветрам, туману и мелководью.

1 марта 1904 года Амундсен с командой, несмотря на погодные условия (температура колебалась от −53 °С до −57 °С), отправился к Северному магнитному полюсу. За несколько дней они провели необходимые исследования, вернувшись в лагерь 5 марта. Позднее Амундсен ещё раз выдвигался на исследование магнитного поля. Однако из-за того, что полюс поменял положение, поход растянулся практически на два месяца.

Полярный исследователь-путешественник Руаль Амундсен

Помимо этого, Амундсен активно перенимал опыт у местного населения – эскимосов. Он изучал их обычаи, перенимал искусство добычи пищи и управления упряжками. Позднее он передал вещи, полученные в подарок от аборигенов, в этнографический музей.

Вскоре, правда, общение с эскимосами стало напряжённым. Амундсен обнаружил у них сифилис и запретил команде контактировать с местными женщинами (чему команда явно не обрадовалась). Кроме того, эскимосы украли часть провизии с корабля. В ответ на это Руаль отреагировал довольно своеобразно: он подорвал их жильё и окончательно разорвал все контакты.

Полярная экспедиция Руаля Амундсена - маршрут путешествия

Желая оповестить мир о своих достижениях, Амундсен в октябре отправился в путешествие на Аляску, преодолев более 500 миль на собачьих упряжках. Местный телеграф оказался неисправен, поэтому Руалю пришлось еще и преодолеть расстояние до Юкона, чтобы рассказать о своём подвиге.

Когда экспедиция подходила к концу, её омрачило неприятное событие. Заболел один из членов команды, которого, к сожалению, спасти не удалось.

Возвращение

Обратный путь начался в июле 1906 года. Команда с трудом преодолела мыс Барроу, попав в сильный шторм. 19 октября полярники ступили на землю Сан-Франциско, а 18 ноября – вернулись в Кристианию, где их встречал премьер-министр со всеми почестями. Не смотря на то, что экспедиция была крайне изматывающей и опасной, она внесла неоценимый вклад в развитие науки и исследование Арктики.

В издательстве "Манн, Иванов и Фербер" выходит книга Элен Черски "Физика и жизнь". ТАСС публикует отрывок о трехлетней экспедиции Фритьофа Нансена, который решил вморозить корабль во льды, чтобы пересечь Арктику

В "Физике и жизни" Элен Черски, физик, разбирает привычные явления с научной точки зрения, например, объясняя, где у бутерброда центр массы и как от этого зависит, какой стороной он упадет на пол. В приведенном отрывке идет речь об удивительном (хотя мы ему, конечно, не удивляемся) свойстве воды: в отличие от большинства других веществ, в твердом состоянии она занимает больше места, чем в жидком. В море это свойство может привести к катастрофе, но великий исследователь Арктики Фритьоф Нансен додумался, как его использовать для своих нужд.


Удивительного и увлекательного в замерзшей Арктике более чем достаточно: белые медведи, лед, северное сияние. Но есть в ее истории один эпизод, который чрезвычайно меня волнует. Он связан с особенностями образования льда и напоминает о том, что человек поступал бы гораздо разумнее, действуя в содружестве с природой, а не против нее. Это история небольшого корабля, которому удалось уцелеть в ходе одного из самых драматичных плаваний в арктических водах, корабля под названием "Фрам".

Гибель дирижабля "Италия" и долгая жизнь его капитана Почему великий Амундсен бросился спасать экспедицию Нобиле и что фашистский конструктор искал в СССР

Гибель дирижабля

Через три года после гибели "Жанетты" обломки ее корпуса (несомненно принадлежавшие "Жанетте") были обнаружены вблизи берегов Гренландии. Это была поистине удивительная находка, поскольку обломки "Жанетты" пересекли все северные моря — всю Арктику — из конца в конец. Океанографы задались вопросом, нет ли в этих местах течения, которое начинается у побережья Сибири, тянется через Северный полюс и движется в сторону Гренландии. У молодого норвежского ученого по имени Фритьоф Нансен возникла смелая идея построить корабль, способный выдержать напор льдов, добраться на нем до побережья Сибири (до того места, где затонула "Жанетта"), подождать, пока корабль вмерзнет в льдину, и двигаться вместе с ней в надежде, что она доставит его к берегам Гренландии. Самым важным в плане Нансена было то, что на своем пути льдина вместе с вмерзшим в нее кораблем должна была пересечь Северный полюс. От команды требовался минимум усилий и почти никаких забот: знай, плыви себе вместе со льдиной — все остальное сделают за вас море и ветер. Единственная проблема заключалась в ожидании. Нансена за его идею восхваляли как гения и высмеивали как безумца. Но отступать было не в его правилах. Он собрал необходимую сумму денег и решил воспользоваться услугами одного из лучших кораблестроителей, потому что корабль Нансена должен был стать лучшим для своего времени. Так на свет появился "Фрам".

Проблема заключалась в том, что при замерзании воды ее молекулы должны занять свои места в кристаллической решетке. При достаточно низкой температуре между молекулами образуются прочные связи. А если для занятия молекулами определенных мест недостаточно пространства, они выталкивают наружу все, чтобы его освободить. Любой корабль, вмерзший в лед, испытывал бы проблемы, связанные с тем, что его вмерзание сопровождалось бы расширением льда и, соответственно, сжатием корпуса корабля. Никакое судно того времени не могло выдержать такого давления. К тому же никто не знал, какой может оказаться толщина льда посреди Северного Ледовитого океана. Судостроители, взявшиеся за строительство "Фрама", блестяще справились с задачей, решив придать ему оригинальную форму: он должен быть "толстым", почти круглым. Длина корабля составила 39 метров, а ширина — 11 метров. "Фрам" напоминал скорлупу половинки грецкого ореха. У него почти не было киля, а двигательную установку и руль можно было поднять из воды. Когда появился лед, "Фрам" стал походить на плавающую чашу. Если сжать снизу какой-либо предмет круглой формы, например чашу или цилиндр, он слегка приподнимется. Если бы сжатие льдом оказалось слишком сильным, "Фрам" просто приподнялся бы — по крайней мере с теоретической точки зрения все должно было происходить именно так. Корабль строили из дерева, толщина которого местами превышала один метр. Была предусмотрена надежная теплоизоляция, чтобы экипаж не испытывал дискомфорта при наступлении сильных холодов.

Экспедиция Нансена пользовалась горячей общественной поддержкой. В июне 1893 года "Фрам" с экипажем из тринадцати человек покинул берега Норвегии, отправившись в путь вдоль северного побережья России, и в конце концов достиг того места, где затонула "Жанетта". В сентябре примерно на 78° северной широты команда "Фрама" заметила лед, а вскоре после этого корабль окружило сплошное ледяное поле. Впервые оказавшись в ледяном плену, "Фрам" скрипел и стонал, но, будучи зажат льдами со всех сторон, как и ожидалось, приподнялся. Итак, "Фрам" надежно вмерз в лед и отправился в путь, повинуясь лишь ветру и морским течениям.

Большая Норильская экспедиция. Дневник

Хотя "Фрам" так и не достиг Северного полюса, научные измерения, сделанные во время экспедиции, оказались поистине бесценны. Теперь мы знали наверняка, что Арктика — это океан, а не земля, что Северный полюс скрыт под толщей подвижного морского льда и что Арктику пересекает морское течение, тянущееся от северного побережья России до Гренландии. На "Фраме" были проведены еще две знаменитые научные экспедиции. Первой стала четырехлетняя картографическая экспедиция в канадскую арктическую зону. А затем, в 1910 году, Амундсен вместе со своими людьми отправился на "Фраме" в Антарктику в попытке добраться до Южного полюса. В наши дни "Фрам" занял место в музее собственного имени в Осло и почитается как величайший символ полярных исследований, проводившихся норвежцами. Вместо того чтобы бороться с непреодолимым натиском льда, создатели "Фрама" попытались воспользоваться этим льдом для плавания через "макушку мира". И попытка им блестяще удалась.


10 октября 1861 года в небольшой усадьбе Стурё-Фрён неподалёку от нынешней столицы Норвегии – Осло в старой норвежской аристократической семье Нансенов родился мальчик Фритьоф. За свою насыщенную и полную приключений жизнь он успел очень многое – запустить моду на полярные исследования, создать новую отрасль науки, добиться независимости своей родины и короновать её короля, спасти сотни тысяч военнопленных, беженцев и голодающих, получить Нобелевскую премию и стать, пожалуй, самым известным норвежцем в истории. Его именем названы горы, острова, корабли, астероиды и даже кратер на Северном полюсе Луны. Теперь таких людей уже не делают. И у нас до сих пор не было большого текста про Нансена! Восполняем этот пробел прямо сейчас: рассказываем про главные достижения норвежца, сыгравшие не последнюю роль в истории XX века.

Нансен основал новую науку – физическую океанографию

По возвращении домой Нансен не стал восстанавливаться в университете, а поступил на должность препаратора отдела зоологии в Бергенском музее, где работал следующие 6 лет, занимаясь изучением нервной системы беспозвоночных. В 1886 году Нансен отправился в итальянскую Павию, чтобы учиться у профессора Гольджи новейшим методам окраски микроскопических препаратов, нужным ему для работы над докторской диссертацией. Затем переехал в Неаполь, где работал на морской биологической станции, собирая материал для своих исследований.


Но в историю Нансен вошёл вовсе не как зоолог, а как основатель новой науки — физической океанографии. В 1890-х и 1900-х годах он принял участие в нескольких океанографических экспедициях в Северной Атлантике, изучая течения и физику океанской воды. Ему принадлежит изобретение основных океанографических приборов для сбора образцов воды с разных глубин, батометр Нансена до сих пор используется учёными практически в неизменном виде.

Нансен первым пересёк Гренландию и жил, как эскимос


Главным увлечением Нансена с самого детства был спорт. Его мать Аделаида Нансен была буквально влюблена в лыжи и сумела привить эту страсть своему сыну – с двух лет маленький Фритьоф рассекал по снежным просторам вокруг фамильного поместья на маленьких лыжах, ловко отталкиваясь коротенькими палками. В возрасте 17 лет Нансен выиграл свой первый национальный чемпионат по лыжным гонкам — первый из двенадцати.

Подготовка к путешествию заняла 5 лет. Родной университет Кристиании и Норвежская академия наук отказали в финансировании самоубийственной затеи, а пресса начала высмеивать дерзкого лыжника. Деньги на экспедицию дал датский предприниматель Августин Гамель, поверивший в безумного норвежца.


Нансен использовал вынужденную зимовку, чтобы набраться опыта полярных путешествий – он поселился в эскимосском иглу и всю зиму ходил с аборигенами на охоту и рыбалку, катался на каяке, изучал их быт и традиционное снаряжение.

Но самое главное – Нансен привёз из Гренландии неоценимый опыт организации полярных путешествий и революционно-новый подход к личному снаряжению. Все последующие полярные исследователи так или иначе обращались к опыту эскимосов, используя в своих экспедициях их одежду из меха, каяки, сани и лыжи.

Нансен изобрёл корабль для полярных путешествий…


После возвращения из Гренландии все мысли Нансена занимала лишь одна цель – первым достигнуть Северного полюса. Гипотеза Нансена предполагала существование морского трансполярного течения, проходящего от района Берингова пролива через околополюсное пространство в Гренландию. Согласно его расчётам, если хорошо подготовленный корабль вмёрзнет в лёд где-то в районе русских Новосибирских островов, то спустя год он сам по себе окажется на Северном полюсе, а ещё спустя год благополучно освободится ото льда в районе Гренландии.

Оставалось только добыть где-то 400 тысяч крон и построить такой корабль. Норвежский парламент Стортинг, проявляя уважение к молодому национальному герою, согласился выделить на его амбициозную экспедицию 200 тысяч крон — и при условии, что в состав экспедиции будут входить только норвежцы. Остальные средства удалось изыскать при помощи добровольной подписки.



Нансен умудрился потолстеть там, где другие едва не погибли


Тогда Нансен решил действовать сам и достигнуть полюса на собаках. 14 марта 1895 года, спустя почти два года после начала плавания, Нансен вместе со своим напарником Ялмаром Йохансеном на трёх нартах и с 28 собаками стартовали к полюсу, намереваясь дойти туда примерно за месяц и затем вернуться на Шпицберген, либо на Землю Франца-Иосифа, где их могли подобрать промысловые суда. Затея была ещё более самоубийственной, чем поход по Гренландии.

Но практика внесла свои коррективы – путь оказался куда более труден, чем это представлялось норвежцам. Нансен и Йохансен постоянно проваливались в трещины между льдинами, купаясь в ледяной воде при температуре воздуха в −30-40°C, одежда вскоре превратилась в ледяные панцири, а собаки выбивались из сил и отказывались тащить груз. На всём протяжении пути они боролись с сильным встречным ветром, который относил лёд обратно на юг, делая их продвижение практически незаметным. В день им удавалось проходить по 13-15 километров, чего было ничтожно мало для достижения цели.


ФВ итоге, после месяца мучительной борьбы, 8 апреля достигнув 86°13′36′′ с. ш. Нансен решил повернуть назад. Никто до них не забирался так далеко на Север, теперь оставалось самое главное – сохранить свои жизни, чтобы мир узнал об этом рекорде.

14 апреля путешественники обнаружили, что оба хронометра, с помощью которых они определяли своё географическое положение, остановились. Прошлым вечером они просто забыли их завести из-за усталости. Это делало возвращение домой практически невозможным – ошибка в один градус могла увести их с нужного маршрута и оставить ближайшую землю далеко в стороне.

В августе Нансен и Йохансен добрались до острова Соседний – первой земли за последние два года. К сентябрю удалось дотащиться до острова Джексона, где решили делать зимовку. Норвежцы построили на продуваемом всеми ветрами берегу каменную хижину, подобие жилища первобытного человека. До прихода зимы удалось застрелить нескольких тюленей и белого медведя, мясом которых питались всю зиму, так как запасы с Фрама уже покрылись толстым слоем плесени. Температура в их логове едва поднималась выше нуля; оно продувалось всеми ветрами; то, что двоим норвежцам удалось выжить и сохранить здоровье за 8 месяцев вынужденной зимовки, иначе как чудом объяснить нельзя.

21 мая 1896 года Нансен и Йохансен вылезли из своей берлоги и тронулись дальше. Разводья преодолевали на каяках, временами ставили парус на нарты. 12 июня во время ночёвки сильный ветер унёс каяк Нансена в море – это была настоящая катастрофа. Путешественникам повезло – они вовремя заметили пропажу и Нансен, рискуя жизнью, проплыл несколько сотен метров в ледяной воде и умудрился поймать своё судёнышко. Через три дня во время очередного перехода между большими льдинами на путников напал агрессивный морж. Своими клыками он распорол парусиновый борт каяка и едва не потопил Нансена, но тому удалось отбиться от зверя и быстро зашить пробоину.


17 июня во время короткой стоянки на берегу Нансен внезапно услышал собачий лай. Йохансен подтвердил, что это вовсе не галлюцинация и напарники, побросав весь свой скарб, побежали навстречу родному звуку. Это оказалась экспедиция британца Фредерика Джексона: по невероятному стечению обстоятельств они задержались на острове Нортбрук (архипелаг Земля Франца-Иосифа), ожидая пополнения запасов. Если бы не Джексон, норвежцы едва бы продержались ещё один сезон в Арктике, ожидая прихода случайного китобойного судна.

Но каково же было удивление британцев, когда экспедиционный доктор, осматривавший Нансена и Йохансена, с хохотом сообщил, что за время тяжелейшей зимовки первый набрал 10, а второй 6 килограмм живого веса. Диета из медвежьего и тюленьего мяса благотворно сказалась на жировом запасе путешественников, чего нельзя было сказать об их пищеварении, не привыкшем к такому количеству жира и белка.

Нансен вернул Норвегии независимость


Очень скоро норвежское правительство отправляет его в качестве неофициального дипломатического советника для тайных переговоров по этому вопросу сначала в Берлин, а затем и в Лондон. После Нансен отправляется в Копенгаген, где встречается с 32-летним принцем Карлом Датским, чтобы конфиденциально обсудить с ним возможность занять норвежский престол. Карл, член династии Бернадотов, был идеальным кандидатом на эту роль – его отец будущий король Дании Фредерик VIII, мать – дочь шведского монарха Карла XV, а жена – принцесса Мод – младшая дочь британского короля Эдуарда VII. Его родственные связи позволяли рассчитывать на поддержку Великобритании и благосклонность Швеции. После долгих переговоров согласие Карла Датского было получено и теперь ничто не препятствовало обретению норвежцами независимости.


Карл Датский, будущий Хокон VII

В июне 1906 года в старинном соборе Нидарос в Трондхейме Карл Датский был коронован под именем Хокон VII и с тех пор на долгие годы стал одним из близких друзей Нансена, практически собственноручно водрузившего корону на его голову.

Вернул домой военнопленных Первой Мировой…


С началом Первой мировой войны Нансен был назначен президентом Норвежского союза обороны, а затем вёл сложные переговоры в США, добиваясь снятия эмбарго на поставки продовольствия, введённого в 1917 году.

Всемирная известность, неподдельный авторитет и выдающиеся достижения в науке и дипломатии в итоге привели Нансена на пост Верховного комиссара Лиги Наций по репатриации военнопленных в апреле 1920 года. Недавно организованная Лига Наций, призванная прекратить все войны на Земле и обеспечить лучшее будущее для всех жителей планеты, была обеспокоена судьбой сотен тысяч военнопленных Первой мировой, содержавшихся в Европе и Советской России. Единственным их желанием было – вернуться на родину, и кто-то должен был организовать этот процесс.

Нансен, бывавший в России и хорошо знавший местный уклад жизни, рьяно принялся за работу. После тяжёлых переговоров с советским правительством и мучительного поиска средств на перевозку, питание и расселение военнопленных, он сумел в течение полугода при помощи Международного Красного Креста организовать три двусторонних маршрута репатриации – через Балтику, Чёрное море и порт Владивостока. Немцы возвращались в Германию, австрийцы в Австрию, а русские — в новую для них Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

В своём окончательном отчёте 1922 года Нансен заявил, что за два года удалось репатриировать 427 886 военнопленных из более чем 30 стран. Одни обвиняли Нансена в симпатиях к большевикам, другие в любви к милитаристской Германии, но результат был налицо – почти полмиллиона солдат вернулись домой, наконец-то закончив свою бесконечную войну.

Нансен спас тысячи голодающих в России


Другим делом Нансена на посту Верховного комиссара Лиги Наций стала борьба с голодом в Советском Союзе. Революционные потрясения, Гражданская война и две засухи 1920 и 1921 года подряд привели к страшному голоду в русском Поволжье и на Украине. Катастрофа затронула около 30 миллионов человек, ежедневно от истощения погибали тысячи людей – требовалось немедленно их спасать. И в то же время большевики настороженно относились к предложениям помощи от иностранцев, вполне справедливо видя за ними недружелюбные политические мотивы.

И тут всех снова выручил всемирный авторитет Нансена. Знаменитый полярник, учёный, представитель нейтральной Норвегии внушал доверие подозрительным большевикам и уже показал себя как беспристрастного и эффективного помощника, решив вопрос с репатриацией военнопленных.

Нансен придумал паспорт для беженцев


В 1921 году, оценив успехи Нансена по возвращению военнопленных Первой Мировой и борьбе с голодом в России, Лига Наций нагрузила его ещё одним поручением. Нансену предложили должность Верховного комиссара по делам русских беженцев, считая, что эта тема будет логичным продолжением всей его работы и никто не справится с ней лучше него. Нансен охотно согласился.


Нансен получил Нобелевскую премию мира


Нансен пользовался невероятным успехом у женщин

От родителей и самой природы Нансену достались выдающиеся внешние качества – высокий рост, широкие плечи, белокурая шевелюра и пронзительный взгляд. Привлекательная внешность, жгучий темперамент и жёсткий характер обеспечивали ему успех у женщин, которым он пользовался без всякого стеснения.

Первая возлюбленная Нансена — Эмми Касперсен, отказалась от помолвки с нищим препаратором Бергенского музея в 1884 году, о чём, вероятно, потом не раз жалела.

В 1886 году в Неаполе Нансен познакомился с шотландкой Марион Шарп, которая путешествовала по Европе вместе со своей матерью. Из этого романа тоже ничего не получилось, но Марион осталась его подругой на всю жизнь и помогла Нансену перевести диссертацию на английский язык.

К этому же периоду относятся и свидетельства о его связи с Софьей Ковалевской, одной из самых умных женщин своего времени.


Софья Ковалевская


Ева умерла от воспаления лёгких в 1907 году, когда Нансен служил послом в Лондоне. Её смерть оказала на него сильное влияние, но свою натуру он изменить не мог.

В 1911—1912 ходили упорные слухи о его романе с Кэтлин Скотт – женой британского полярника Роберта Фолкона Скотта. Они почти не скрывали своих романтических чувств, и Нансен строил далеко идущие планы, но всё оборвалось с известием о трагической гибели Роберта Скотта в Антарктике в 1912 году, тогда Кэтлин решила прекратить общение с Нансеном. Другие слухи утверждали о возможной связи Нансена и королевы Мод, жены норвежского короля Хокона VII, так близко дружившего с Фритьофом – но это всего лишь слухи.

В 1919 году многолетний вялотекущий роман Нансена и Сигрун Мюнте увенчался их браком. Сигрун Мюнте развелась со своим мужем – пожилым художником Герхаром Мюнте и до конца жизни Фритьофа стала новой хозяйкой семейного поместья Нансенов, переехав буквально в соседний дом.


Сигрун Мюнте в 17 лет.

Едва ли в мировой истории найдётся ещё с десяток людей с биографией такого накала, но даже среди них Нансен выделяется своей практичностью и целеустремлённостью. Нансен не был авантюристом, но каждый свой шаг делал выверенно и каждой работе отдавался до самого конца.

В этот день пять из десяти участников экспедиции во главе с Амундсеном покинули лагерь и направились к Южному полюсу. Их сопровождали четыре пары нарт и 52 собаки. До точки назначения по неисследованным антарктическим землям им предстояло вслепую пройти 1380 км.

Амундсен: движение к точке, противоположной мечте

В отличие от своих современников, Амундсен по характеру был не исследователем — им в первую очередь двигал соревновательный инстинкт. И на своем пути к победе норвежец сделал ставку на чистый расчет. Планируя экспедицию, он обратился к опыту северных народов — его люди были одеты в меховую одежду, а единственным средством передвижения стали запряженные собаками нарты. Эти же собаки, по плану Амундсена, должны были стать пищей для участников экспедиции. Из 52 собак, покинувших лагерь 20 октября, обратно вернулись 11. Большая часть из них была забита каюрами 21 ноября, уже недалеко от конечной точки назначения.

Амундсен: движение к точке, противоположной мечте

Письмо для Роберта Скотта

14 декабря 1911 года экспедиция Руаля Амундсена достигла Южного полюса — в пути они провели 54 дня. Победу отпраздновали курением сигар, припасенных одним из членов экспедиции, плотником Олафом Бьоланом.

Скандал в Королевском обществе

Амундсен: движение к точке, противоположной мечте

Хотя сам Амундсен, узнав об этом, утверждал, что с радостью пожертвовал бы деньгами и славой, если бы это спасло британского исследователя, весть о гибели Скотта, имевшего в отличие от Амундсена репутацию романтика, негативно сказалась на отношении к норвежцу — в первую очередь в Великобритании. Если экспедицию Амундсена можно было назвать деловым предприятием, то историю Скотта современники теперь называли первоклассной трагедией.

Иначе встретили первооткрывателя в Париже, где он был произведен в офицеры ордена Почетного легиона, и Риме, где он удостоился аудиенции у короля. От норвежского парламента Амундсен получил почетный оклад в 6 тыс. крон, каждый член экспедиции получил премию в 4 тыс. крон.

Возвращение Руаля Амундсена было омрачено еще одной смертью — 9 января 1913 года покончил жизнь самоубийством норвежский полярник и член экспедиции Амундсена Фредерик Юхансен. Амундсен и Юхансен не поладили еще во время длительной зимовки 1911 года — тогда Юхансен упрекнул его в том, что Амундсен пользуется лучшими условиями, чем остальные участники экспедиции. Они не разговаривали вплоть до выхода к Южному полюсу, куда Амундсен напарника не взял. А вскоре после прибытия в Австралию Юхансен получил расчет — ему было предложено вернуться домой не в составе экспедиции, а своими силами.

Амундсен: движение к точке, противоположной мечте

Но когда в 1928 году дирижабль Нобиле во время второй экспедиции потерпел крушение, Амундсен с первых же дней начал искать средства на его поиски. 14 июня Франция предоставила ему для поисков гидросамолет, а 18 июня Амундсен вылетел на нем из Тромсё в сторону Шпицбергена. К Шпицбергену его самолет не прибыл, связь с ним была прервана. 31 августа 1928 года в море нашли поплавок от его самолета, а 7 октября — пустой бензобак.

Читайте также: