Как уехать на афон и стать монахом

Обновлено: 18.09.2024

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает проректор Санкт-Петербургской академии теологии и искусств иеромонах Закхей (Анисимов).

– Есть два варианта ответа. Первый – канонический. Мы знаем, что миряне от монахов отличаются тем, что не давали обетов. Обетов, отличающих монахов от мирян, собственно, всего два: безбрачия и нестяжания. Обет послушания Церкви дается каждым мирянином при крещении, и все остальные правила Церкви соблюдаются мирянами в той же степени, что и монахами.

Если брать эти два обета, отличающие монаха от мирянина, то для любого современного человека это подвиг. Поэтому издревле на Руси сложилось отношение к монахам как к людям, которые становятся на путь отречения от чего-то. И становится некой загадкой, как же монахи живут. Один из первых вопросов, который задают монаху миряне, именно о том, как же монахи пребывают в этом воздержании, в этом нестяжании. Но когда становишься монахом, встаешь на этот путь.

Принося обеты, монашествующий уже берет на себя ответственность. Так же, как любой воин на тренировках перед настоящей битвой учится наносить и отражать удары, здесь происходит практически то же самое: к постригу послушник подходит с тем, что он стяжал, чему научился в своей жизни до принятия обетов, и с той ответственностью, которую каждый монах берет на себя перед Богом.

Конечно, не каждый мирянин, приходя в монастырь в послушничество, становится послушником. Послушник – это уже первая ступень монашества. Искус начинается с простого трудничества в монастыре, когда работаешь во славу Божию. Многие не проходят и этот искус. Почему? Потому, что первое, что вносит враг в мысли человека, начинающего свой подвиг, это то, что он бесплатно работает на монахов, живущих в монастыре. Это одно из искушений.

– Интереснейшая традиция. Во-первых, человек в монастыре не получает никакого вознаграждения за свой труд. И правильно говорит монах в фильме, что труд, который не оплачивается, – благодатный. Возникает другой вопрос. В нашей современной жизни мы все вынуждены заботиться о том, чтобы заработать деньги. И труд, который отнимает у нас практически всю жизнь и все время, для кого-то превращается просто в служение деньгам. Кажется, что денег не хватает, трудишься больше и больше. И вот вроде бы и денег достаточно, но начинаешь думать о том, чтобы заработать на будущее. Что делать, чтобы это не превратилось в постоянную заботу о хлебе насущном?

– Вы говорите о деньгах. Именно это слово само по себе символизирует то, чему уделяется внимание. Но ведь деньги – это всего лишь средство для жизни, средство к существованию. Именно к существованию; так и принято говорить. Я, конечно, говорю с высоты человека, который дал обет нестяжания, и мне, может быть, отчасти проще об этом говорить. Но сейчас это действительно стало культом, некоторые даже называют такое поклонение деньгам новым неоязычеством.

Был один яркий пример в моей жизни. Мы плыли на корабле в паломничестве и стояли разговаривали с одним архимандритом. Мимо нас часто проходил немного выпивший человек, видно было, что он хотел что-то сказать. В итоге он набрался смелости, подошел и выпалил, что Бога нет, есть доллар. И отошел. Это было некое исповедание его веры; он должен был сделать это именно перед нами.

Вот такой культ денег, к сожалению, очень сильно развит, люди очень много думают о деньгах. В то время как в Евангелии, к которому мы призваны обращаться, написано, что трудящийся достоин пропитания. И в монашестве это понимаешь лучше всего, потому что если посвящаешь свою жизнь Христу, то трудишься ради Христа. Монах делает любую работу и не думает о том, сколько он заработает. И Господь ему дает. Господь дает именно через пожертвования, которые приносят монашествующим для поддержания их жизни. Это совершенно естественно и в традиции монашества; монахам всегда приносили какую-то корзину с едой, которая принималась в пещеру, либо жертвовали какие-то продукты в большом количестве. Сейчас, например, бывает, что на счет храма вдруг поступают какие-то средства на оплату коммунальных услуг неизвестно откуда.

По правде сказать, средств от свечек и записок, которые принимаются в храме, конечно же, недостаточно для того, чтобы оплачивать все счета, платить налоги, платить зарплату людям, работающим в приходских храмах, монастырях. Большую часть средств составляют пожертвования. Что такое пожертвование? Это деньги от Бога, которые поступают через людей. Это, можно сказать, некий канал, по которому Господь действует через жертвующих людей. И это приобщает этих людей к Христу, к Церкви.

Мы до эфира начали с Вами говорить о том, что в 90-е годы люди стали приходить в Церковь в огромном количестве. Но потом многие ушли, потому что их жизнь в Церкви не стала полной. Когда жизнь в Церкви становится полной? Когда человек исполняет какое-то послушание, даже будучи простым мирянином. Например, Вы, Глеб, работаете на церковном канале, это Ваше послушание, Ваш вклад в жизнь Церкви. Точно так же для людей, которые приносят какие-то пожертвования, – это послушание. Тогда жизнь человека в Церкви становится полной.

Монашеское государство Афон… Вы там были, наверное, не один раз. Вы общаетесь с людьми, которые там живут. Скажите, есть разница между жизнью на Афоне и жизнью монаха в Санкт-Петербурге, например? Монашеская жизнь везде одинакова? Или Афон – это место, где хочется быть всегда?

– Хочется быть всегда – это, конечно, лирика, потому что на Афоне довольно тяжело. Такое впечатление, как у Вас, может сложиться, когда человек приезжает туда ненадолго. Мне посчастливилось по благословению духовника в 2004 году приехать туда, прожить там почти три года и ощутить на себе ту благодать. Это была некая командировка на Афон для повышения квалификации, как говорится в миру, чтобы что-то ощутить, вкусить и чему-то научиться на Афоне.

Многие понимают, что они не могут там жить, и уезжают оттуда именно из-за климата. Другое дело, что для монахов здесь, конечно же, все совершенно по-другому (женщин туда не пускают уже больше тысячи лет). Это мужское сообщество, и братство монахов там, естественно, чувствуется. Действительно, этот мир немножко другой. Почему немножко? Потому, что, в общем-то, страсти у людей те же, грехи те же. И борьба с ними, может быть, там даже обостряется, потому что это передний край. Эти люди, монахи, вызвались лишь на такую борьбу со своими страстями и служение Господу. Внутреннее делание на долгих службах, всенощных бдениях, особенно праздничных, порой по 18 часов, для паломника просто экзотика. А жить там, например, зимой, даже на берегу моря совсем непросто, потому что приходится прыгать в море по пояс, чтобы подтащить лодку, таскать на себе тяжелые рюкзаки, в которых есть все – начиная от провизии и заканчивая необходимой келейной утварью.

Наш старец (а старцы на Афоне – это в основном начальники кельи, то есть старшие) пытался жить в пещере Григория Паламы, когда шел ремонт его кельи. Он прожил там неделю и после этого два месяца лежал в больнице в Салониках. То есть для современного человека жить там, можно сказать, невозможно, особенно для человека, родившегося и выросшего в городе. Для него это просто непосильная задача.

Был еще один очень интересный момент. Мы ставили там солнечные батареи, и у нас упали плоскогубцы. Полезли их доставать и увидели маленькую пещеру, в которой лежали желтенькие косточки, по-видимому, святой жизни монаха, который подвизался в этой чуть ли не щели, и в ней он и остался. Причем было очевидно, что ни звери, ни птицы его не тронули. Мы, конечно, достали косточки, омыли, и они и сейчас там хранятся – косточки неизвестного подвижника.

В общем, правильно говорят об Афоне, что никто не видит, кто там подвизается, никто не знает имен подвижников, которые молятся за весь мир, и сравнивают их молитву со звоном колокола – все его слышат, но никто не знает звонаря. Афон – особое место, где научаешься молитве, тишине, богомыслию, к которым призваны монахи.

– Посмотрим небольшой отрывок из фильма об Афоне. В нем есть совершенно уникальной красоты кадры.

– Удивительная красота. Скажите, режиссер, который был с Вами на этих съемках, он же невоцерковленный, обычный светский человек?

– Не очень воцерковленный, скажем так. Нет, он причащается, исповедуется, но дело в том, что у всех своя мера жизни с Богом. Поэтому, конечно, я немножко ревновал, что он не пользовался той благодатью, которой можно было воспользоваться, пребывая на Афоне, то есть попить и такой воды, и другой. И, конечно же, я был рад тому, что из-за меня снимался этот фильм.

– Я как священник служу обычно без дьякона и сам кажу, мне проще это делать – кадить. Но если у меня есть помощники, я могу сказать им, как правильно положить ладан в кадило, какой ладан можно класть так, а какой по-другому, потому что у меня, слава Богу, уже есть опыт. Но мало кто знает, например, что греческий ладан создан для угля совершенно другой температуры, не такой, какую дает наша береза.

У нас в Софрино и в других мастерских выпускают в основном березовый уголь. Он дает такую температуру, к которой греческий ладан, изготавливающийся холодным способом, как это показано в фильме, не подходит. Максимум, что можно сделать, это положить его рядом, чтобы ладан горел от железа кадила, нагретого этим березовым жаром.

У нас зимой холодно, поэтому Господь дал нам березу. Скажем, в Греции не так холодно, поэтому там используется каштан, другие деревья, и они имеют совершенно другую температуру отдачи. В основном там уголь из виноградной лозы в виде порошка, и он дает очень мягкий жар. В этот порошок бросается кусочек ладана, и отдача идет плавно, постепенно, насыщенно. Почему я это объясняю? Потому, что, Бог даст, кто-нибудь услышит и будет делать все это правильно.

Ладан привозится очень хороший, действительно прекрасного качества, но когда он кладется на эту жаркую березовую таблетку, конечно, получается совершенно другой эффект. Для меня это важнейший момент, поэтому я посвятил этому целую тираду.

– Давайте посмотрим еще один отрывок из фильма, где Вы как раз приготавливаете ладан.

– Совершенно удивительная история.

– Я скучаю по производству ладана. Когда снимался этот фильм, я был дьяконом и у меня была масса времени заниматься этим. Я очень люблю это производство, это рукоделие, но сейчас, к сожалению, заниматься этим у меня нет возможности. Мои друзья в Греции делают ладан по моему рецепту. Им очень понравились те пропорции, которые я подобрал. В общем, сейчас я заказываю ладан у них.

– Подводя итоги нашей передачи, можно сказать, что мы говорили о современном монашестве, о монашестве и современности, но при этом не сказали о том, что монашество сегодня – это такой путь, по которому может пойти не каждый человек. Так ли это?

– Конечно, этот путь не для всех. Даже в Евангелии говорится, что не каждый может ступить на этот путь. Не каждый может стать христианином, в конце концов. Не у каждого есть дар веры, потому что вера – это действительно дар, такой же, как дар жизни. Но не каждому дано жить, ведь даже если человек был задуман, мы знаем, происходят убийства младенцев.

Как говорили святые отцы, свет мирянам – монахи, а свет монахам – ангелы. Хотя иногда мы даже среди монахов видим недостойные примеры, и мы знаем, что СМИ сейчас очень любят муссировать эту тему. Но далеко не все монахи так себя ведут.

Если человек действительно хочет что-то узнать, если он хочет проникнуть в какую-то глубину, а не просто посмотреть что-то поверхностно и опять уйти в свою жизнь без Бога, ему, может быть, стоит изучить монашество – приехать в монастырь, совершить паломничество. Может быть, ему стоит приехать в монастырь для того, чтобы потрудиться, узнать, что это такое – труд ради Христа.

Мы знаем из болгарской традиции, что вся деревня кормит семью человека, уехавшего трудиться в монастырь. Но я так скажу: даже если деревня не кормит такую семью, Сам Господь позаботится о ней.

Расскажу греческую притчу, чтобы можно было лучше понять, о чем я говорю. Один монах ухаживал за очень старым слепым старцем. Уход нужен был постоянный, и время, которое монах проводил на огороде или в каких-то делах, для него было некой отдушиной. Затем он возвращался и снова заботился о своем слепом старце.

Как-то монаху пришло письмо из дома. У него была семья – отец с матерью и сестра, у которой было четверо детей. Мужа сестры забрали на фронт, и он погиб на войне. На руках у нее осталось четверо детей и престарелые родители. Естественно, письмо сестры было полно горечи из-за проблем, которые у нее возникли.

Молодого монаха начал бороть помысел покинуть старца. Он стал задумываться о том, что ему незачем ухаживать за слепым стариком, который и так умрет, в то время как его семья страдает. Помысел все-таки его поборол, и он его принял, потому что не принять такой настойчивый вражеский помысел очень тяжело.

Однажды ночью монах собрался и пошел в сторону дома. Когда рассвело, он повстречал на своем пути еще одного монаха. Они поздоровались, присели и поделились едой, которая у них была. Повстречавшийся монах спросил у него, кто он, откуда и куда идет. У греков, кстати, принято так поступать.

Так кто же может лучше помочь семье – он своими немощными усилиями или Сам Господь? Мне кажется, эта притча во многом символизирует монашество, раскрывает его смысл, поэтому я ее и рассказал.

Посещение и пребывание в монастырях Афона

Каждый святогорский общежительный монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников, независимо от вероисповедания, национальности и тому подобного. Монастырь предоставляет приходящим место в гостинице и пищу, согласно монастырскому уставу. Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Все гости питаются вместе с братией обители за общей братской трапезой.

Православным паломникам в определенное время выносятся для поклонения святые мощи. В более благоустроенных общежительных монастырях с паломниками проводятся беседы (отдельно с православными и неправославными), им устраиваются экскурсии, гостиницы некоторых обителей имеют небольшие духовные библиотечки. Православные паломники могут исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

По святогорским правилам, каждый паломник может остановиться в любом общежительном монастыре на одну ночь. Более длительное пребывание в обители возможно по благословению ее игумена1.

При регистрации паломник должен предъявить паспорт и диамонтирион (виза въезда на Афон). Паломникам, заехавшим на Афон через паломническую службу монастыря, предоставляется возможность пребывания в монастыре на время, определенное при оформлении поездки. Паломникам, заехавшим на Афон, минуя паломническую службу монастыря, ночлег предоставляется только на одну ночь при условии наличия свободных мест. Поэтому лучше заранее договориться о своем пребывании в каждом из монастырей отдельно.

Об одежде паломников в монастыре

Миряне во время Богослужения и трапезы должны быть одеты в рубашки (или другую одежду) с длинными рукавами и не должны носить открытую обувь без носок. Священнослужители во время Богослужений и трапезы должны быть одеты в рясы. Всем паломникам запрещается ходить в шортах и нижнем белье на всей территории монастыря (в том числе и в архондарике). Находясь в монастыре или отправляясь в путешествие по Святой Горе, священнослужители и монахи не должны надевать светлых подрясников (а только черные, или на крайний случай, темные: синие, коричневые и т.п.)

Богослужение

Исповедовать братию и паломников может только духовник монастыря. К Причастию Святых Христовых Тайн на Божественной Литургии допускаются только те, кто был накануне на исповеди и получил благословение духовника монастыря. Желающие причаститься Святых Христовых Тайн не должны пить воду и принимать пищу (тем более курить) после 12 часов ночи (византийское время).

Трапеза

Как правило, паломники и монастырская братия трапезничают вместе, но сидят за разными столами. В отдельных случаях, если паломники пришли в монастырь после трапезы, их могут накормить отдельно. Монастырская еда довольно проста. Например, на трапезе часто бывает овощной суп, чечевичная каша, и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник – красное вино. В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни, и даже в пост греческие монахи едят всякую морскую живность кроме рыбы. Во всех монастырях две трапезы в день – после литургии и после вечерни. В постные дни, а также во время длинных постов во всех монастырях только одна трапеза в день.

Записки О Здравии и Упокоении

Многие слышали о Святой Горе Афон, но до сих пор некоторые люди не знают, что эта монашеская республика не имеет своего игумена. Дело в том, что Святая Гора Афон считается уделом Пресвятой Богородицы и издревле находится под её покровительством. Она и считается игуменьей Афона.

В настоящее время Афон – главный центр и оплот восточно-христианского монашества. Сюда ежегодно съезжаются православные паломники со всех уголков земного шара.

Многие из них в значительной степени меняют свою жизнь под влиянием того, что они увидели здесь. Некоторые же остаются на Афоне, принимая монашество.

Где находится Гора Афон, знают практически все православные, настолько это место популярно и известно в православие. С точки зрения географии Святая Гора представляет собой полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики.

Он далеко вдается в воды Эгейского моря и имеет приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами.

В юго-восточной части Святой Горы возвышается непосредственно сама гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря. Несмотря на то, что это полуостров, добраться до него можно только по морю или на вертолете.

Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года) — крупнейшее в мире средоточие православного монашества.

Обычно Греция во внутренние дела монашеской республики не вмешивается. На Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах. Этим он отличается от большей части Константинопольского Патриархата.

В 2001 году население Афона составляло 2262 человека. Православные считают это место святыней, Уделом Пресвятой Богородицы. Здесь распространено почитание Божией матери как игуменьи Святой Горы.

При этом одним из самых известных обычаев монашеской горы Афон является запрет на въезд суда женщинам и самкам животных. Гора Афон включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 454.

В древности Афон был посвящен Аполлону, но когда сюда ступила Пресвятая Богородица, он стал христианским

В Древней Греции Афонская Гора имела имя Аполлониада. Дело в том, что православный монастырь на горе тогда не стоял, а первоначально здесь помещался языческий храм Аполлона.

Согласно мифу, Афон бросил огромный камень в Посейдона, который упал в Эгейское море. По одной из версий этой легенды, могила Посейдона находилась на Афоне.

История Святой горы начинается в 1144 году, когда император Алексей Комнин определяет официально и окончательно её новое имя: Древнее христианское предание говорит о том, что в 49 году корабль, на котором плыла Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, попал в бурю.

С этого момента пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито.

Появились монастыри, расцвело иночество. Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери.

С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами. В VII веке завоевания Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило христиан-клириков и иноков этих стран покинуть эти земли. Многие из них отправились в монастыри Византии, в том числе, на Афон.


Стефан Урош IV Душан, король Сербии. Король Стефан много сделал для восстановления афонских монастырей

Первые афонские монахи появились в VII —VIII веках. В 971 году византийский император Иоанн Цимисхий подтвердил за афонскими монахами право владения полуостровом. Во времена Крестовых походов, а также в период турецкого владычества Афон пришел в упадок.

В XIV столетии при поддержке благочестивых императоров и сербского царя Стефана Душана монастыри Афона были восстановлены. Также Святой горе помогали и российские императоры.

В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжелый период с лишением всех имений монастырей; положение усугубляли последующие восстания в 1770 г. и в 1821 г. Только в 1830 году, когда Греция стала независимой, для Афона наступил мирный период.

Святая Гора Афон имеет внутреннюю самостоятельность

Юрисдикционно афонская монашеская республика относится к Константинопольскому патриархату. При этом она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго оберегает свою внутреннюю самостоятельность.

Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos). Кроме того, так как Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства.

Паломникам необходимо помнить о том, что в отличие от всей Греции на Афоне для богослужений используется старый юлианский стиль календаря.

Неофициальная столица Афона — городок Карье. Здесь располагается Протат, где осуществляется верховное самоуправление и суд. Афон является как бы монашеской республикой, причем, в каждом монастыре свой устав.

При этом сказать сколько монастырей на Афоне достаточно сложно, так как некоторые заброшенные ранее обители сегодня населяются отдельными монахами или их группами. Протат составляет Кинот и выборный из Кинота совет — Эпистасия.

Кинот составляют антипросопы — доверенные лица, по одному из всех 20-ти монастырей Святой Горы, которые каждый год избираются своими монастырями.

Эпистасия имеет распорядительную и исполнительную власть, ведёт делопроизводство. Она выбирается первого июня каждого года. В её состав ходит по одному представителю от каждой пятерицы монастырей. Всего их четыре.

Первое лицо из четырех эпистатов — прото-эпистат. Прото-эпистатом могут быть лица только из пяти главенствующих монастырей обыкновенно по очереди: Великая лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар и Дионисиат.

Монашеская жизнь на Афоне представлена в виде монастырей и скитов

Все монастыри Афона делятся на пять групп — в каждой группе по четыре монастыря. В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен. Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл,Ставроникита. В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.

В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Современный список монастырей Святой Горы следующий:

  1. Великая Лавра.
  2. Ватопед.
  3. Иверский.
  4. Хиландар (сербский).
  5. Дионисиат (св. Дионисия).
  6. Кутлумуш.
  7. Пантократор (Вседержитель).
  8. Ксиропотам.
  9. Зограф (болгарский).
  10. Дохиар.
  11. Каракалл.
  12. Филофей.
  13. Симонопетра.
  14. Святого Павла.
  15. Ставроникита.
  16. Ксенофонт (преп. Ксенофонта).
  17. Григориат (преп. Григория).
  18. Эсфигмен.
  19. Святого Пантелеимона (русский).
  20. Констамонит.

В настоящее время все монастыри Святой Горы живут по общежительному уставу. Всего же на Афоне проживает около 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников, а также сиромахов.

Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них — женский монастырь Ормилия, являющийся подворьем обители Симонопетра.

Афонский монастырь отличается от всех прочих поселений, размещенных на Святой Горе тем, что они имеют право на участие в органах самоуправления и на земельную собственность.

Среди таких поселений можно назвать 12 скитов, которые мало чем отличаются от монастырей, келлии, каливы из которых стоят скиты, кафисмы или одиночные поселения монахов близ монастыря, исхастерии или места пребывания монахов-отшельников. Все подобные поселения зависят от монастырей.

Афон — это место пребывания великих православных старцев и святынь

Образ жизни афонских монахов подчинён молитвенному служению Богу. При этом они молятся частным образом или же совместно. Основу частной молитвы составляет краткая молитва Исусова. Богородица на Афоне особенно почитается, считающаяся единственной Владычицей Святой Горы.

Каждый монастырь имеет свой распорядок дня, предписанный внутренним уставом. В начале каждого года на соборе каждого монастыря происходит назначение братии на послушания. Большинство работ связаны с обеспечением богослужения, сохранением святынь, обслуживанием братии и паломников

Видео: Афонские старцы. Вопросы Духовной практики. Архимандрит Григорий: украинский кризис. На 0.46 секунде автор переводит слова афонского старца о том, что у христианина перед Христом не может быть врагов

Одним из древних обычаев, сохраняющихся на Афоне, является монашеское гостеприимство. Каждый cвятогорский монастырь принимает на ночлег всех приходящих паломников и туристов, независимо от вероисповедания, национальности и т. п.

Им предоставляется место в гостинице (архондарике) и пища согласно монастырскому уставу. При этом многие паломники отправляются на Святую Гору для того, чтобы пообщаться с афонскими старцами. Дело в том, что традиция старчества культивируется здесь более тысячи лет.

Про афонских старцев ходят легенды. Многие из них — афонские святые и, благодаря своему подвижничеству, привлекли монашеской жизни множество людей. Таким примером может служить святой афонский старец Паисий Святогорец (Эзнепидис; ум. 1994).

Традиция старчества не утеряна на Святой Горе и по сей день. Среди современных старцев на Афоне наиболее известны: духовный писатель архимандрит Софроний (Сахаров) (ум. 1993), Арсений Пещерник (ум. 1983), Ефрем Катунакский (ум. 1998), Феоклит Дионисиатский (ум. 2006) и многие другие

Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопеде, Афон. Афон — это место нахождения великих православных святынь

Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопеде, Афон. Афон — это место нахождения великих православных святынь. Фото: athos.guide

Кроме старцев, Афон славится своими святынями. Так, например, в Великой Лавре хранятся мощи святого Петра афонского, в Ватопеде — Пояс богородицы, Глава Иоанна Златоуста, чудотворные иконы, в Иверском монастыре — Чудотворная икона Богоматери Иверская и т.д. Святыни Афона высоко почитаемы во всем православном мире.

Присутствие русских иноков на Афоне достоверно относят к началу XI века, ко времени царствования императора Алексея Комнина, — в обители Ксилургу.

Кроме того, преподобный Антоний Печерский отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и принял постриг в монастыре Эсфигмен.

В 1591 году братия обители (братия Руссика) получила жалованную грамоту от 5 сентября 1591 года, данную царём Фёдором Иоанновичем. В XVII веке Руссик занимал 5-е место в афонском диптихе. Далее, из-за турецкого завоевания Греции Руссик стоял в запустении в конце XVI века и в 1693 году.

В начале XIX века Руссик был заново отстроен на новом месте, на берегу моря; после греческого восстания 1821 года вновь пришёл в упадок. Вновь заселяться русскими иноками он начал со второй половины этого века. После революции в России жизнь Русского Афона прекратилась снова.

С начала 1970-х годов святогорское монашество стало возрождаться[32], а русское присутствие на Афоне начало медленно восстанавливаться. В 1972 году Святую Гору посетил патриарх Пимен, что было первым в истории посещением Афона патриархом Московским, кроме того его также посещал Президент РФ Владимир Путин.

Для паломников установлены строгие правила посещения Афона

Многие паломники, желающие посетить Афон, спрашивают: как попасть на Святую Гору, а также с какого возраста дети могут посещать афонские монастыри? Дело в том, что в монашеской республике установлены строгие правила. Так, например, женщинам запрещено находится на территории Святой Горы.

За это предусмотрена уголовная ответственность — 8—12 месяцев лишения свободы. На Афоне запрещены также домашние животные женского пола. Исключение сделано только для кур, несущих яйца, которые используют в иконописи, и кошек, которых используют для ловли грызунов

Видео: Афон. Обитель Богородицы. Документальный фильм. На 1.37 журналист Аркадий Мамонтов рассказывает о том, что делает паломник на Афоне

Войти на Афон могут только христиане любой конфессии мужского пола, сектантам и язычникам сюда вход запрещён. Но и для них установлены строгие требования по пребывании.

На Святой Горе: запрещается носить одежду выше колен и плеч, ярких расцветок, купаться, загорать, сквернословить и просто громко разговаривать.

Для посещения необходимо получить специальное разрешение — диамонитирион. Он бывает двух видов:

  • общее разрешение (выдаётся Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в городе Салоники на 4 дня и даёт право пребывания в любом монастыре);
  • индивидуальное разрешение (выдаётся самим монастырём на неограниченный срок с правом ночевать только в монастыре, выдавшем приглашение).

Афон3.jpg

Записки паломника – жанр, известный с очень давних времен. Но и в наше время, когда, казалось бы, все о святом месте можно узнать из Википедии и выложенных в соцсети альбомов с тысячами фотокартинок, живой, искренний и такой личный рассказ человека о путешествии к святыне и тех изменениях, которые произошли в нем за время пути, остается настоящим сокровищем и даром для тех, кто еще не вышел на свою тропу паломника.

Что такое Афон и как туда попадают

Как известно, Афон – место особое. Кто из паломников не мечтал попасть в этот благословенный Богом и пресвятой Богородицей уголок земной юдоли? Даже женская половина православного человечества, лишенная возможности посетить его, вожделенно смотрит в сторону этого святого места, силою обстоятельств расположившегося на территории Греции. Побывавшие же там паломники часто воспринимаются ими (женщинами) как люди, прикоснувшиеся к Небу.

Отступление первое – историко-географическое

Полуостров Афон (по-гречески Агион Орос – Святая Гора) расположен в Восточной Греции, на одном из трех (восточном) выступе полуострова Халкидики. Протяженность его – около 80 км, ширина – от 8 до 12 км, площадь – около 360 кв. километров. Рельеф полуострова в начале ровный, с небольшими равнинами и низкими холмами. По мере продвижения вглубь полуострова появляются горы, которые поднимаются все выше и оканчиваются скалистым и крутым Афоном, вздымающимся на высоту 2033 метра над уровнем моря. Почти вся гора, за исключением южного пика и прилегающих к нему скал, покрыта дикой растительностью. И все это небольшое пространство заселено и обжито монахами, которые являются безраздельными хозяевами на полуострове.

Еще в X-XI веках в районе Святой Горы сложилась особая административная единица Греции, православное монашеское объединение. В настоящее время на Афоне находятся 20 действующих мужских монастырей, семнадцать из которых - греческие, один русский, один сербский, один болгарский. Число это неизменно, и согласно Уставной хартии Святой Горы основание двадцать первого монастыря запрещено. Монастыри господствуют на всем Афоне, территория которого разделена на два десятка соответствующих областей. Двадцати монастырям принадлежат также все прочие находящиеся здесь монашеские поселения – скиты, кельи, каливы и пр. Независимость сохраняет только Карея – административный центр, где сосредоточены власти Афонского государства. Кроме того, монастыри считаются самоуправляемыми, поскольку не подчиняются непосредственно никаким церковным властям, кроме Вселенской Патриархии, зависимость от которой является только духовной.

Афон.jpg

Относительно названия и древнейшей истории Святой Горы существует множество различных легенд и преданий. Древние греки называли весь полуостров Акта (Мыс). Имя Афон носил фракийский гигант, который, согласно одному из мифов, в прадавние времена, во время битвы богов и гигантов, метнул всю эту каменную громаду в Посейдона. Существует и другая версия, согласно которой во время грозных сражений гигантомахии Посейдон одержал победу, после чего похоронил мятежного гиганта под огромной скалой.

Мой путь на Афон начался давно, наверное, еще тогда, когда я родился в семье Афониных. Происхождение нашей фамилии, скорее всего, не связано с греческой святыней, но само созвучие невольно навевает какие-то приятные слуху ассоциации. Однако специально готовиться к поездке на Святую Гору мне пришлось за три недели до вылета самолета в Грецию. Раньше, хоть и мелькала мысль о возможном путешествии, но это представлялось как-то уж слишком нереально.

Еще до поездки я все читал и перечитывал книги, статьи, в общем, любую информацию об Афоне. Доводилось и рассказы бывавших там паломников слушать, но в результате я твердо усвоил лишь то, что случайно попасть на Афон нельзя и что вернуться оттуда безрезультатно невозможно. Оба эти постулата мне и предстояло проверить на личном опыте.

Отступление второе – нравоучительное

Один человек проделал долгий путь по суше и по морю и явился в пустыню, чтобы увидеть прославленного старца.

– Скажи, какие чудеса творит ваш авва? – спросил он у молодого монаха.

– Смотря что называть чудом, – ответил тот. – У вас принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога (Притча).

За три недели, которые оставались до каникул, нужно было получить визу, купить билеты, выучить греческий или хотя бы английский язык, узнать, что может пригодиться паломнику на Святой Горе, прикупить все необходимое, в том числе евро на мелкие расходы. И, главное, составить хоть какой-нибудь план действий.

Там же, в офисе турагентства, Людмила Николаевна, занимающаяся организацией моего паломничества, предупредила о разных проблемах, которые меня подстерегали в пути. Зима – не лучшее время для посещения Святой Горы: часто штормит, а добраться туда можно преимущественно водным транспортом. Причем именно в этот период (начало января) группы на Афон не отправляют – межсезонье. Конечно, в глубине души было немного волнительно, но ведь меня благословили на эту поездку. Да и все устраивалось как-то помимо моей воли, поэтому пусть никто не едет, а я еду! Такой герой-одиночка. Никто меня не ждет, а я – бац! Здрасте, я Афонин. И все двери мне открываются…

Пешком по Афону

Перед отправкой на Афон я смутно представлял, в каких монастырях должен побывать, но восхождение на вершину Афона мне виделось непременным. Однако мой пыл скалолаза быстро остудили. Оказывается, даже летом тропы там едва различимы, а уж зимой перспектива сорваться с горы, не дойдя до вершины, значительно возрастает. Конечно, зима в Греции – это совсем не то, что зима в Сибири. Чтобы было понятно, приведу только несколько штрихов: зеленые лавровые заросли; созревшие плоды апельсинов и хурмы; шмели летают, а на грядках стоит несрезанная капуста. И это начало января! Правда, видел я и снег, но издалека – он красиво обрамлял вершину Святой Горы.

Афонские тропы

От одного афонского монастыря к другому можно добраться с помощью водного транспорта, но зимой такой способ передвижения очень ненадежен из-за непогоды. Однако и летом, и зимой в административный центр Афона – маленький городок Карея, каждое утро стекаются паломники с различных монастырей, где они могут договориться с водителями микроавтобусов о дальнейшем маршруте. Но если идешь по дороге на Святой Горе, то целью пути будет не конечный пункт дороги – монастырь, например, а некая истина или ее часть, которую нужно познать в пути. Именно это я сначала интуитивно почувствовал, а потом узнал на собственном опыте (по крайней мере, так мне показалось). Поэтому я старался меньше передвигаться на автотранспорте и большим дорогам предпочитал тропы.

Тропы на Афоне – это не наши лесные тропинки. Здесь они редко идут горизонтально, чаще вверх или вниз, да еще сильно извиваясь – горы все-таки. Но, так как эти горы обжиты человеком давно, то и внешне они сильно отличаются от лесных тропинок в Сибири. Они, как правило, выложены камнем, иногда по краю сложена аккуратная каменная стенка, видимо, от осыпей. Аккуратные мостики, указатели на перекрестках, замшелые камни, под ногами шуршит дубовая пожухлая листва, местами разрытая кабанами, над головой – шатер из зеленого леса и синего неба. Иди и молись. Фотоаппарат я с собой не брал, да и какая техника сможет передать шум ручья и ветра, щебетанье птиц, широкую панораму гор и моря и непередаваемый запах свежести?

Места эти, хотя и освоены человеком с незапамятных времен и поддерживаются в пригодном состоянии заботливыми руками, все же довольно дикие, а кое-где – и опасные. Правда, страха я не испытывал, несмотря на то, что все пешие переходы совершал в полном одиночестве и дороги выбирал поглуше. Потому что, во-первых, самые опасные места в это свое посещение Афона, думаю, я не увидел. Во-вторых, даже моей слабой веры хватило понять: Господь и Пресвятая Богородица здесь, рядом и меня не оставят, а, в-третьих, красота такая кругом, что поневоле забываешь о страхе. Эти места как-то по особенному величественны даже во время непогоды, а мне довелось блуждать по афонским лесам в дождь при штормовом ветре. Тогда я шел, молился и боялся лишь не понять того, для чего Бог создал мне именно такой антураж.

Есть у афонских дорог одно, главное отличие от тех путей, по которым мы блуждаем в обыденной жизни. Не знаю, как это объяснить, но казалось, что, ступая по дорожным камням Святой Горы, чувствуешь, как они намолены. Подумать только – уже тысячу лет целый сонм святых подвижников веры православной творит молитву здесь, на этом мизерном пятачке! Но то, что кажется мелким по земным меркам, является огромным по меркам небесным. Десять веков не ступала нога ни одной женщины на эту благословенную землю, а, стало быть, ни одна Евина наследница не могла отвлечь потомков Адама от спасительных молитвенных трудов. Лишь одной Деве здесь всегда рады и отдают Ей должное почтение все жители Святой Горы, да и сама Гора – Ее удел, престол Пресвятой Богородицы. Поэтому ходить по афонским дорогам можно только с молитвой. Хотя, по здравому рассуждению, скажите, разве повседневные наши пути-дороги могут быть счастливо пройдены без молитв? Но ведь надо уехать из дома за тридевять земель, чтобы это осознать и прочувствовать.

Еще что интересно в паломничестве по Святой Горе (и это отмечено не только мною, но и другими паломниками): несмотря на усталость после многочасовых скитаний, вполне хватает сил на длинные бдения в храме. А как известно, церковные службы у монахов-святогорцев длятся в среднем четыре-семь часов ночью и от одного до трех часов вечером (бывают и длиннее, но я таких не застал). Я же взял себе за правило выстаивать все монастырские службы в течение недели своего пребывания на Афоне, что мне почти удалось.

О диких кабанах, шакалах и других животных

И, наконец, притча о шакалах. Первую ночную службу на Афоне я отстоял в русском Пантелеимоновом монастыре. В храме было едва освещено, холодно, но все, что происходило на службе, было понятно, близко, тихо и, в то же время, торжественно. Всю службу я боролся с холодом, сном и старался усиленно молиться, тем более что в Братске мне написали множество записок, которые я должен был прочитывать, чем я и занимался, выискивая места в храме, где было посветлее. Наконец, под утро литургия закончилась, я приложился к мощам великомученика Пантелеимона и, окончательно продрогший, но радостный от того, что все-таки не заснул и в меру сил помолился, вышел из храма. И тут я испытал сильное потрясение. Надо мной опрокинулась огромная звездная бездна, висела яркая луна, освещая высоченные, острые кипарисы, купола соборов, монастырские корпуса и под ногами – белые камни. А до самого горизонта, в лунном сиянии, расстилалась широкая гладь Средиземного моря. Легкий плеск волн дополнял картину особым звучанием. Я был переполнен непередаваемыми чувствами. Спать уже не хотелось. Немного погуляв, отправился в свою комнату, где меня встретил мой сосед. Он накануне занемог и решил не ходить на ночную службу, а отлежаться в постели.

– Как служба? – спросил он меня.

– А я так и не смог поспать. Всю ночь под окнами выли шакалы…

Афонские чудеса

Но не гора, не тропы и дороги, не растительный и животный мир Афона привлекают сюда ежегодно тысячи паломников, причем не только православных. Ощущение Божьего присутствия благодаря напряженному монашескому доброделанию – то, зачем текут сюда людские ручейки со всего мира. И вот когда приходит ясное осознание близости Бога, становится и радостно, и, в то же время тревожно: а вдруг оплошаю?

Я почувствовал, что рядом есть надежная рука, сразу по прилете в город Фессалоники (у нас его называют Салоники), когда мне, одинокому иностранцу без путевки, какие-то греки объяснили на чистом русском языке, где останавливается автобус до моей гостиницы. Потом – когда продавец билетов, улыбаясь, смотрел на меня непонимающими глазами, а сзади нежный девичий голос объяснил, что надо сказать торговцу. Признаюсь, я испытывал чувство легкой эйфории, а голос девушки мне показался ангельским. В автобусе оказался попутчик до самой гостиницы, который знал город и мог объясниться по-английски. Он же провел для меня небольшую экскурсию по вечернему городу с посещением храмов Димитрия Солунского и Григория Паламы. А наутро уже другой попутчик, кстати, знающий не только английский, но и греческий языки, составил мне компанию до самого Афона. Евгений, так его звали, всю дорогу рассказывал мне об Афоне, на который он ехал не впервые, но особенно – о Ватопедском монастыре, где он собирался пробыть около недели.

Да будет воля Твоя

Вы ни разу не пробовали молиться, когда за стеной соседи громко отмечают выходной день? Или когда за окном надрывается радостная собачонка под хохот возбужденной молодежной компании? Что и говорить, отвыкли мы от тишины. Ни дома, ни на работе, ни в дороге – нигде современный городской житель не может остаться наедине с собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Но, что самое страшное, наш современник зачастую и не хочет оставаться в тишине! И тем самым лишает себя главного жизненного источника – общения с Богом, ведь совершать молитву, например, под звуки радио в такси, которое мчит тебя на воскресную службу, практически невозможно.

Мне рассказывал один хороший знакомый о том, как он подвизался трудником в монастыре, соседствующем с дачным поселком. Настоящие мучения испытывали насельники этого монастыря в выходные дни летом, когда дачники (и дачницы) дефилировали возле стен обители в полураздетом виде, а звуки, доносившиеся из каждого домика, сливались в один оглушительный поток какофонии. И порой кажется, никуда не денешься от этого вселенского шума…

Слава Богу, что остались еще такие места, где творится монашеская молитва в полной тишине. И не где-нибудь в пустыне или глухой тайге, а в центре Европы. Я продолжаю повествование об Афоне. А начать я хотел бы с рассказа о поразительной афонской тишине.

Над вечным покоем

Конечно, каждый монастырь на Афоне имеет свое лицо и, я бы сказал, свое звучание. Например, Ватопедский монастырь показался мне шумным и несколько суетливым. На службе я никак не мог сосредоточиться из-за постоянного движения по храму и паломников, и монахов, но поют там так, как нигде из всех посещенных мною афонских монастырей. Вообще, Ватопед переживает сейчас подъем. Около 120 монахов, замечательная гостиница для паломников, да и сами паломники – часто люди не простые, это бросается в глаза. Не сравнить со скитом Андрея Первозванного, который, хотя и находится в удобном месте – возле столицы Афона и видно, что был когда-то процветающим (к слову сказать, русским монастырем), но несет на себе отпечаток заброшенности. И молитвенная работа показалась мне чересчур потаенной. Когда я после ужина замешкался в комнате, то, отправившись на службу, не смог сразу найти храм, в котором она совершалась. Большой собор был закрыт, начинало смеркаться, накрапывал дождик. Я стал биться во все двери, но везде – тишина. Какой-то молодой грек, как я понял, строитель, говоривший немного по-русски, взялся было мне помочь, но и у него ничего не получилось. С досады я готов был заплакать. Стою посреди опустевшей монастырской площади и чувствую себя брошенным, никому не нужным чужаком. Но, как я не раз замечал, именно в таком состоянии, если вспоминаешь о Боге, молитва становиться горячее. Нескольких минут хватило, чтобы Господь послал мне в утешение единственного в скиту русскоговорящего послушника, который и указал на надвратную церковь, где едва теплился свет, и шло негромкое богослужение.

Ватопед.jpg

Однако к пониманию того, что является настоящей монастырской тишиной, я приблизился в последнем посещенном мною монастыре. Это было в Каракалле. Но обо всем по порядку.

Первый день на Святой Горе

В Ксенофонтовом монастыре я долго не задержался. Походил по двору монастыря, зашел в архондарик (гостиницу для паломников). Мне предложили отдохнуть, но день только начинался, и мне не сиделось на месте. Зашел в храм, где монахи, не обращая на меня внимания, наводили порядок, возле храма подметали мощеные камнем дорожки. В общем, все заняты, один я тут слоняюсь без дела.

Уже дома, осмысливая паломничество, я обнаружил, на первый взгляд, непонятную мысль, но после афонских скитаний и порой тщетных поисков мудрость старца мне немного приоткрылась.

Арест и освобождение

А пока рюкзак за плечами, надежды на интересные и, конечно, полезные встречи. И, пожалуй, главное, что толкало меня вперед, – это экзотическое, нереально теплое афонское окружение. Шел я в одной футболке, а мне было жарко, хотя на дворе стоял январь. Можно было присесть на аккуратной скамеечке под тенистой оливой, перекусить, что Бог послал, любуясь зелеными холмами и синим морем. Признаюсь, первые дни я был опьянен всем тем, что меня окружало на Афоне, этой необычностью, и поэтому не всегда адекватно оценивал обстановку. Но, слава Богу, наши пути-дороги отслеживаются свыше, и там, где мы забываемся, незамедлительно получаем сигнал. Вот и здесь, когда я уже подходил к Пантелеимонову монастырю, меня догнал полицейский автомобиль и… меня арестовали.

В полицейской машине сидел тот самый симпатичный полицейский, который дружелюбно улыбался мне на выходе из Дохиара, а теперь с суровым видом спрашивал, почему я вместо Ксенофонта иду дальше. Я ему доходчиво, по-русски, объяснил, мол, гуляю, где хочу. Он не сразу, но все же понял мои комментарии (в скобках замечу, что иногда в этой поездке на моем пути встречались странные греки, которые совсем не понимали моего чистейшего русского языка, этот полицейский был из таких, из странных). Проверка документов тоже не выявила изъянов. Все недоумения были улажены, и он предложил мне доехать до монастыря на полицейской машине. В дороге он что-то рассказывал, я мало что понимал, но понял, что зовут его Петрос.

В архондарике Пантелеимонова монастыря меня поселили в двухместной комнатке, где были стол и две кровати. Быстро приведя себя в порядок, я отправился на вечернюю службу, которая длилась не больше двух часов. Возвращался уже после ужина. Смеркалось. Войдя в свою комнату, я увидел, что у меня появился сосед. Какой-то человек пытался зажечь лампадку на столе, но было плохо видно, и я решил ему помочь. Достав свой фонарик, я склонился над столом и уже вблизи разглядел лицо мужчины. Мне оно показалось знакомым.

Читайте также: