Как уехать в тибет к монахам

Обновлено: 18.09.2024

Традиционно в каждой тибетской семье одного из детей отдавали в монахи. Во-первых, прокормить всех детей сложно. Во-вторых, это хорошо для кармы. В-третьих, там мальчик может получить образование и дом, да и иметь своего монаха в семье – всегда хорошо.

Я бы не хотела отдавать свою дочь в монахини. Я слишком жадная до опыта побыть матерью - пока что ребенок у меня один, и пропустить это потрясающее время, полное неожиданных открытий и откровений о самой себе я не хочу. Зато я знаю страну, где отдавать детей в монахи перешло в традицию, и одного из детей, коих в семье обычно было много, всегда ждала такая завидная, или не всегда завидная, участь. Я говорю об одном из самых удивительных мест на земле – о Тибете.

Положение монашества в Тибете

Ликир (Гималаи, Индия).JPG

Тибетцы, особенно до середины 20 века, представляли собой традиционное общество, достаточное закрытое от внешних экономических и культурных влияний.

Если вы можете представить себе горы, вокруг которых горы и снова горы – то вот так выглядит большая часть Тибета. И вот среди этих бесконечных гор тут и там (даже на машине от тут и до там иногда пара часов езды) скрываются маленькие деревушки и в самых неожиданных и удивительных местах – монастыри.

Почему именно монашество? В горах Тибета с древних времен прятались, уходили в затворничество великие Учителя. Может быть, от того, что там так пустынно, или от того, что медитировать в холоде лучше, чем в жаре, или просто эта местность располагает – воздух разрежен, и медитируется лучше, потому что возникает меньше мыслей? Всё может быть.

До прихода китайской освободительной армии в Тибете было более 6000 монастырей. Более 6000 монастырей было разрушено во время завоевания Тибета. В середине 20 века 20% всего населения составляли монахи. После разрушения официально было восстановлено чуть больше сотни монастырей (с целью привлечения туризма), разрешено классическое буддийское монашеское образование только в нескольких. Большинство из монастырей – своеобразная показуха, якобы Китай не пытается стереть тибетскую культуру с лица земли.

Многие монахи в монастырях – подставные, и на самом деле – китайские шпионы. С XX века традиция монашества в Тибете изменилась. Ее пытаются продолжать на территориях, признанных официальными поселениями тибетцев (в частности, в Индии). В нашей стране активно восстанавливается традиция различных школ буддизма в Бурятии, Туве и Калмыкии. Однако учиться монахи пока предпочитают в Индии.

Занскар (Гималаи, Индия) 4.jpg

Традиционно в каждой тибетской семье одного из детей отдавали в монахи. Во-первых, прокормить всех детей было сложно. Во-вторых, это было хорошо для кармы. В-третьих, там мальчик мог получить образование и дом, да и иметь своего монаха в семье – всегда хорошо.

Редко, когда мальчики самостоятельно выбирали путь монашества: чаще всего их об этом не спрашивали. Просто привозили в монастырь или отдавали с попутным монахом. Позже такой человек мог вернуться в ту же деревню и служить людям: тибетцы заказывают определенные ритуалы при разных положительных и негативных обстоятельствах жизни. Для каждого события жизни нужен ритуал, которым обычно обучали монахов – рождение, смерть, препятствия на пути, болезни. В монашество так же могли отдать ребенка, если так предсказал оракул или монах, который умел гадать, а родители решили узнать о его судьбе.

Кстати, в этом случае монашество даже не противоречит теории привязанности: мальчика могли забрать в монахи, начиная с трехлетнего возраста, но отношение к детям у тибетцев совсем иное. Для тибетцев все дети – общее. Они ко всем детям испытывают одинаковое чувство любви и необходимости позаботиться. Так, даже друг семьи может ухаживать за детьми пока родители в отъезде, что уж говорить о монахах, у которых нет своих семей и чувство любви к детям остается нереализованным. Вот они и практикуют его на детях.

О вере и желании мальчиков стать монахами, как я уже говорила, особо никто не спрашивал. Во взрослой жизни они могли пойти и размонашиться, то есть снять с себя монашеские обеты.

Такие метаморфозы часто происходят у мужчин-беженцев, покинувших свою страну и переселившихся в новые места (в Европу, США, Австралию, Индию). В Тибете, где тебя все знают, снять с себя обеты неприлично, однако на новом месте можно построить и новую жизнь. Тибетцы, которые живут за пределами Тибета, более открыты в отношении монашества и других строгих правил, принятых на родине.

Например, в самом Тибете принято падать ниц при виде монаха. В Дарамсале - городе, где проживает нынешний Далай Лама XIV, а также находится несколько монастырей и куда стекается основная часть паломников и монахов со всего мира, если при виде монаха все бы падали на землю, то ничем другим тибетцы бы и не занимались, кроме как лежали на асфальте, так как в городе каждый третий прохожий на улице – монах.

Интересно, что хотя монахов и обучают письму и грамоте, это не делает их кругозор широким: так как полная форма высшего монашеского образования была запрещена в Тибете (это степень приравнивается на западе к кандидату наук), то обучение часто сводится к заучиванию молитв и текстов для проведения простых ритуалов для мирян. То есть о том, чтобы эта форма образования учила глубоко мыслить, речь идет не всегда.

Полная же форма образования и раньше не была распространена повсеместно, и заканчивали высшие учебные заведения далеко не все: обучение поистине требует незаурядных интеллектуальных способностей и усердия.

Однако, если говорить о практиках и буддизме в целом, то кроме монашества есть и другие формы практики – йогические (не та физическая йога, что принята на западе), практики божеств, которые выполняют миряне. В некоторых традициях монахам разрешено иметь семьи (в традиции школы Нингма). Поэтому, не смотря на кажущуюся строгость тибетского буддизма, в отличие от, например, тайской традиции есть варианты и в монахах побыть, и семью завести, и святым стать, и хозяйство иметь. (Примечание: В Таиланде практика ухода в монахи распространена как уход в армию – юноши отсиживают свое монашество в определенном возрасте и это считается хорошо. Именно по этой причине тайских монахов можно застать с сигаретой в баре, ведущим непринужденную беседу с женщиной, что для тибетцев было бы недопустимым и такой монах должен был бы пойти и тут же размонашиться).

- Зачем российские ученые отправились в горы Тибета?

Александр Каплан: Это нейрофизиологи, которые изучают, как работает и живет мозг человека. Не все ресурсы мозга раскрываются, если изучать его у обычного европейского человека, поэтому есть интерес двинуться на Восток, потому что там есть культура медитаций. Эта культура позволяет человеку проникать в себя, вдумываться, более концентрированно разбираться в состояниях, самочувствии. Что при этом происходит с мозгом, как он ведет себя, какая у него активность? Это все интересно.

- Зачем это нужно монахам?

Александр Каплан: Далай-лама проявил даже первым инициативу – на встрече с ним вдруг было высказано такое пожелание, мы тут же откликнулись. Для буддистских монахов, для буддистских учений, для Далай-ламы в том числе интересно, чтобы это учение воспринимало как можно больше людей на Земле. Как его воспринимать, если мы будем говорить, что это мистика, что люди уходят куда-то в тонкое сознание? Мы привыкли это в разговорах с экстрасенсами слышать. Если попробовать изучить, как работает мозг во время медитации, получить отклики мозга при медитативных состояниях, мы получим доказательства того, что эти состояния проявляются в активности мозга, следовательно, мозг имеет такие режимы, чтобы работать с наибольшим сосредоточением, пониманием сути проблем. В этом дело в буддистских учениях.

- Как проводятся исследования?


Александр Каплан: Можно монаха поместить и в трубу томографа, и в самые разные приборы, но это означает, что надо извлечь его из обычного его пребывания в монастыре, потому что там не поставишь томограф – его надо везти в Москву, в Нью-Йорк. Наша цель была – приехать к ним, в тот монастырь, в те помещения, где они медитируют, и только там, в наиболее привычных для них условиях, регистрировать активность мозга. В таких условиях наиболее практичной оказалась электроэнцефалограмма – метод, который позволяет регистрировать электрическую активность мозга прямо с кожной поверхности головы. Монахам это комфортно, потому что просто накладывается легкая сеточка – в нашем случае было 40 каналов отведения. Одновременно мы регистрируем и работу сердца, дыхания – это тоже легкие датчики, фотосессия, которая идет непрерывно, и так далее. Мы сидим в стороне, по минимуму – один – два человека, пока не закончится медитация, его не тревожим.

- Какие-то данные уже удалось получить?

Александр Каплан: У нас пропало несколько таких визитов в Индию в связи с ковидной обстановкой. Мы должны набрать определенную выборку – мы рассчитываем на 35 – 40 человек – это очень много, так не бывало в мире, чтобы в монастырях, тем более, в тантрических (это монастыри, куда с трудом можно попасть), мы сейчас набрали только 13 записей, 13 монахов, и разбираемся с ними. Все это непросто. Даже специалист, который работает с энцефалограммой много лет, не отличит ее от энцефалограммы обычного человека. Наша задача – посмотреть, как она меняется у монахов в течение медитации, где они проходят восемь регламентированных стадий. Мы нашли намеки, некоторые стадии, где монах находится, и нам интересно, что это за особая энцефалограмма в конкретной стадии медитации. Этим мы сейчас заняты.

- Медитация меняет работу мозга человека? Как меняет?


Александр Каплан: Буддистское учение нацелено не просто на то, чтобы люди тренировались в максимальном сосредоточении. Если мы сосредотачиваемся на каком-то образе, особенно, на его многомерности, например, на каком-то человеке с его позитивными и негативными свойствами, и мы пытаемся вжиться в этот образ, в его позитивные свойства, то мозг настраивается жить именно таким образом, сохраняя в себе все эти детали. Меняются связи нейронов, мозг становится таким, как если бы я был тем позитивным человеком. Это так называемая идеомоторная тренировка, но она используется очень редко, а в медитациях это основной тезис и продукт – стать лучше путем вдумчивого отношения к идеалам, к образам своих гуру.

- Монахи в тибетских монастырях чувствуют себя гораздо более счастливыми, чем люди на всей остальной планете?

Александр Каплан: Что касается счастья, это одно из ключевых понятий буддизма. В этом они преуспевают по сравнению с обычными людьми со множеством их проблем. Мы можем надеяться не на абсолютное счастье, но хотя бы на духовный и душевный комфорт. Этого может достичь и европейский человек. Здесь несколько стадий достижения абсолютного счастья. Давайте будем рассчитывать на то, что нам будет комфортно жить, чтобы мы создавали комфорт для других людей. В этом тайна медитации.

- Получив такие данные, вы сами медитируете?


Александр Каплан: Медитация технически – очень сложный процесс. Даже если я знаю и десятки лет много раз там бывал, это нужно практиковать каждый день, как и любое умение, любой навык. Просто скажу, что не умею медитировать в том смысле, как это делают монахи, но технически это можно делать, а эффекта не будет, если это не делать правильно, если нет навыка. У монахов навык – примерно 10 – 20 лет фактически ежедневных медитаций.

- Исследования медитаций что могут дать в глобальном смысле?

Александр Каплан: Мы таким образом изучаем тот ресурс мозга, который есть у человека, который, возможно, мы не используем, который еще надо развивать. Мы в силу цивилизационных особенностей утратили способность использовать наши ресурсы до конца, а монахи сохраняют это дело, потому что традиция идет несколько тысячелетий, и в монастырях они изучают тибетские учения от учителей, которым передали это другие учителя. Традиции сохраняются, а мы такие традиции потеряли. Дело не только в тибетском буддизме или в буддизме, в любой культуре, видимо, использовались эти особенности и ресурсы организма, но европейская цивилизация потеряла эту часть.


Многие люди имеют представление о Тибете только по книжкам разного рода мистификаторов наподобие Лобсанга Рампы и офтальмолога Мулдашева. Стоит ли говорить, что в реальности все совершенно иначе?

Рассмотрим наиболее распространенные мифы о Тибете.

Тибетская культура – очень древняя

Очень древние культуры – это индийская и китайская, что же касается тибетской, то она, конечно, самобытная, представляющая огромный интерес, но, тем не менее, — молодая. В Тибете очень уж суровые условия проживания, и понятно, что люди поселились там тогда, когда места с более приемлемыми условиями уже были заняты. Только из-за этого тибетская культура не может быть такой уж древней, как об этом пишут разного рода фантазеры, такие как Лобсанг Рампа, Мулдашев и их последователи.

О том, что о тибетской культуре можно что-либо определенное говорить начиная только с 6-7 го веков нашей эры свидетельствуют и исторические документы, и археологические находки.

Тибетские монахи и простые тибетцы живут очень долго благодаря древним знаниям тибетской медицины

Если хотите окунуться в Океан духовности, отправляйтесь в Тибет

Что же касается тибетской духовности, то чтобы прикоснуться к ней, отправляться лучше все-таки не в Тибет (в котором всё, что имело к ней отношение, активно уничтожалось китайцами в годы Культурной революции и завуалированно продолжает уничтожаться сейчас), а в Индию: Ладакх, Спити и места массового поселения тибетцев и тибетских монахов (такие, как Дхармасала).

Например, в долине Спити (Индийские Гималаи) в селении Табо имеется одноименный монастырь. Основан он был в 998 году. За прошедшую тысячу лет традиция не прерывалась ни на секунду, и попадая в него, словно на машине времени переносишься в далекое-далекое прошлое.

Миф четвертый.

Книги Мулдашева – серьезные научные труды о тайнах Тибета

Поездка в Малый Тибет (Индийские Гималаи) в июле 2016 года.

Иисус Христос проходил обучение в Тибете в буддистских монастырях

При всем желании он не смог бы это сделать. Я считаю уткой и россказни о его посещении Индии (что является темой отдельного разговора), но теоретически это было возможным. Что же касается Тибета, то первые буддистские тибетские монастыри появились самое ранее через 600 лет после смерти самого Христа.

Попав в Тибет и пообщавшись с тибетскими монахами можно обрести сверхспособности

Этими сверхспособностями подавляющее большинство тибетских монахов и сами-то совершенно не обладают. Попав в тибетские монастыри можно лишь прикоснуться к уникальной тибетской культуре, тибетской медицине и фундаментальным основам тибетского буддизма. Всё остальное — долгая и, не исключено, что суровая практика. Некоторые иностранцы идут на это. Некоторые даже становятся ламами (не все школы тибетского буддизма, правда, их признают). Но мгновенного пробуждения одним лишь попаданием в тибетские монастыри не добиться.

Одна из самых высокогорных школ в мире. Селение Киббер. Высота 4 200 м. Малый Тибете.

Я уже шесть лет каждый год провожу много времени в местах, где в нетронутом виде сохранилась тибетская культура и традиции. Я много общаюсь с тибетцами и тибетскими монахами. Это суровые, порой жесткие, люди. А какими могут быть люди в тех местах, где не живешь, а выживаешь? Но в то же время они искренние, добрые и простые, и просто не способные и на малейшую долю тех преступлений, которые им приписывают китайские пропагандисты.


https://wowavostok.livejournal.com/2018/08/16/

Н.Рерих-"Шамбала сияющая". Из Сети

Для многих Тибет это - "райский уголок с благородными монахами", "светлой религией", "мудрыми правителями" и "бесконечно трудолюбивым верным народом". Однако.

Тибет. Западная пропаганда вбила в голову странное клише "оккупация Тибета". Запад мягко забыл, что почти тысячу лет до 1959 года Тибет был частью Китая, и только несколько десятилетий японской оккупации и гражданской войны находился вне юрисдикции центрального китайского правительства.

Если кратко, то и в 1959 особой надобности в "оккупации" у Китая не было. Надобность появилась, когда США сообразили, что ракета средней дальности, помещенная на высокогорье на 4-5 тысяч метров над уровнем моря, превращается в ракету очень высокой дальности.. [more]

И как только это открытие было сделано, Тибет поднял мятеж против центрального правительства. Странно, кстати – как можно поднять мятеж против того, кому ты не подчиняешься? Чтобы тебя затем "оккупировали"?

Тем не менее, "оккупация" произошла. Но вопросы остались.
Почему высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться?
Почему страна монастырей не уперлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье?
Почему веками строящиеся мощнейшие укрепления не оказали никакого сопротивления мягко говоря, слабовооруженной и очень не сытой китайской НОАК?

Да потому что защищать теократический режим было некому. Треть населения Тибета в 1959 году были рабы. Треть – крепостные. Причем и рабы и крепостные были не картонными – а самыми что ни на есть настоящими.

Раб был имуществом. Скотиной. Раба можно и должно было истязать, унижать, морить голодом и пытками. Можно было искалечить – в Тибете ламы очень любили обереги из отрубленных человеческих рук, кистей и ступней. Носили на поясе. Некоторые экземпляры обвешивались человечиной в несколько слоев.

Крепостной не отличался в правовом статусе практически ничем. ЕГо обязанность была одна – платить.
Когда платить было нечем – его обращали в раба.
Долги крепостного монастырю индексировались – иногда под 50-80% годовых (наши банки громко сглатывают слюну и облизываются) и переносились на детей, внуков и правнуков. Должок по процентам забирался человечиной – членов семьи обращали в монастырских рабов.

Это – не средневековье. Это – 50 годы 20 века.

Тибетские ламы были теократическими правителями горной страны. В миллионном Тибете - 200 тысяч населения были монахи. Остальные – рабы и крепостные.

Монахи, кстати, тоже не были высшей кастой. Большинство было бесправно и находилось на положении практически тех же рабов.
Каждый монастырь имел свой боевой отряд, задачей которого было поддерживать покорность подданных на монастырской земле. Как вы понимаете, из карателя бойца не сделаешь – поэтому противостоять "оккупации" такая армия не могла даже теоретически.

Вот, собственно, здесь и кроется ответ – почему жители Тибета не встали грудью на защиту родной земли от кровавых оккупантов. Это была не их земля. Это была земля лам.
Ну, а пропаганда – да, она нарисовала из Шамбалы райский уголок с благородными монахами, мудрыми правителями и бесконечно трудолюбивым верным народом. Которых поработили кровавые завоеватели. Никого ведь не интересует, как там на самом деле, когда все познания берутся из фильмов Джеки Чана и журнальных статей про "буддиста” Стивена Сигала.

Этот "прекрасный и загадочный" Тибет.

Как то зашла речь о Тибете времен правления Далай-ламы и кто то удивился рассказу о том, что в 20-х годах прошлого века, пытаясь найти деньги на войнушку с соседями, духовным правителем Тибета - Далай-ламой был введен налог на уши.

Т.е. те, кто хотел, чтобы его уши остались с хозяином, должны были уплатить подать, иначе их отрубали. Мне воскликнули "И это тот самый свободный Тибет, который угнетают китайцы?".

Ну хорошо, давайте посмотрим на то, каким был Тибет до 1959 года, когда на "штыках Национальной освободительной армии Китая" в Тибете, последнем из всех государств Земли было отменено рабство. Переживающие за находящегося в изгнании Далай-ламе эти фото о тибетском рае никогда не опубликует. Смотрите их сами:

Верхний ряд слева направо: Поделки тибетских лам из черепов казненных рабов - Обереги из отрубленных рук (их следовало носить у пояса) - Раб тащит на спине другого раба, которому отрубили ноги за ослушание хозяина.

Нижний ряд слева направо: Раб и собака: одна подстилка на двоих - Раб в колодке - Женщина раб с отрубленной ступней

Слева: раб, которому хозяин за провинность выколол глаза. Справа: орудия наказания рабов

Места проживания рабов. Вдалеке виднеется белый дворцовый комплекс

Раб, держащий свою отрубленную хозяином руку

Так жили рабы. Слева скарб, справо само семейство

Старый, умирающий раб

Рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо

Теперь немного о том, за что могли наказать раба.
Известен случай, когда хозяин послал раба в отдаленное селение с поручением. Тот не успел вернуться засветло и заночевал в поле. Поле оказалось принадлежащим какому то местному землевладельцу и тот потребовал с раба денег за ночлег. Денег у того, естественно, не было и тогда в наказание ему отрубили руку.

Когда он ослабевший вернулся обратно к хозяину, то тот, разгневанный тем, что здоровый, хороший раб стал инвалидом, приказал отрубить ему и вторую руку.
Неправда ли, эта замечательная сказочная страна заслуживает всякого одобрения со стороны правозащитных организаций?

Однако издевательствам подвергались не только рабы. Известный журналист Всеволод Очинников, в 50-е годы посетивший Тибет вспоминает:

«Несколько столетий спустя армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет отроду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета.

Воспоминания тибетского генерала, жившего в XVIII веке, содержат описания борьбы между буддистскими сектами – такой же кровавой и беспощадной, как и все другие религиозные конфликты. Эта мрачная история остается незамеченной сегодняшними последователями тибетского буддизма на Западе.

Крепостные облагались налогом на женитьбу, рождение каждого ребёнка и на каждую смерть члена семьи. Они платили налог на посадку дерева в своём дворе и на содержание животных.
Были налоги на религиозные праздники, публичные танцы и игру на барабанах, налогом облагалось даже заключение в тюрьму и освобождение из неё.

Те, кто не мог найти работу, платили налог за то, что были безработными, а если они отправлялись в другую деревню в поисках работы, то платили налог на проезд. Если люди не могли платить, монастыри одалживали им деньги под 20-50%. Иногда долги переходили в наследство от отца к сыну, от деда к внуку. Задолжники, бывшие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, рисковали быть проданными в рабство.

Теократические религиозные учения опирались на классовый порядок. Бедным и угнетаемым внушалось, что они сами навлекли на себя свои несчастья, так как грешили в предыдущих жизнях. Поэтому они обязаны были смириться со своим горьким жребием в жизни нынешней и принять его как кармическое возмездие, живя надеждой на улучшение своей судьбы в будущих инкарнациях. Богатые и сильные рассматривали свою удачную судьбу в качестве награды за заслуги в прошлой и нынешней жизни.

Тибетские крепостные не всегда хотели мириться с ролью кармических жертв, виновных в своём угнетенном положении. Как мы видели, некоторые бежали; другие сопротивлялись открыто, зачастую подвергаясь за это суровым наказаниям.
В феодальном Тибете пытки и нанесение увечий – включая выкалывание глаз, вырывание языка, отрывание конечностей – были излюбленными видами наказаний, применявшимися к ворам и к беглым или строптивым крепостным.

В 1959 году Анна Луиза Стронг посетила выставку пыточного оборудования, использовавшегося тибетскими властителями.
Там были наручники всех размеров, включая крошечные для детей, инструменты для отрезания носов и ушей, ломки рук и подрезания сухожилий ног.
Были приспособления для горячего клеймления, кнуты и специальные устройства для потрошения.
На выставке были представлены фотографии и свидетельства жертв, подвергшихся ослеплению, покалеченных или лишенных конечностей за кражу.

Одному пастуху хозяин должен был уплатить компенсацию в юанях и пшенице, но выплачивать отказался. Тогда пастух забрал у хозяина корову. За это ему отрубили руки. Другому скотоводу, противившемуся, чтобы у него забрали жену и отдали её помещику, поломали руки. Были представлены фотографии коммунистических активистов с отрезанными носами и порванными губами, а также женщины, которую сперва изнасиловали, а затем отрезали ей нос.

Впечатляющие свидетельства для мирной и доброй религии и ее главы, неправда ли?

Вот, кстати, и еще один миф (самим Далай-ламой, впрочем и придуманный) – что Далай-лама это глава всех буддистов. На самом деле он глава всех ламаистов - религия тибетских лам, вобравших в свои практики страшные изуверства - традиционной тибетской религии Бон и подобных.

Дадим еще раз слова М. Паренти:

«Для богатых лам и помещиков коммунистическая интервенция оказалась страшным несчастьем. БОльшая их часть иммигрировала заграницу, включая и самого Далай-ламу, которому бежать, помогло ЦРУ.
Некоторые к своему великому ужасу обнаружили, что им придется самим зарабатывать себе на жизнь.

Такая вот, совсем нелицеприятная, для тибетских лам картина вырисовывается, если делать суждения о ламаисткой теократии, не по репортажам западных телеканалов, голливудским фильмам и сочинениям г-жи Блаватской, Рериха и прочих теософов.

Нам могут возразить, что, дескать, положительно-загадочно-сакральный образ Тибета сложился задолго до присоединения Тибета к КНР и люди там бывшие ничего подобного не упоминают.
Для этого достаточно просто посмотреть, что знали европейцы о Тибете в XIX веке, когда эти мифы начали зарождаться. Да ничего, фактически, не знали.

Была некая таинственная страна, высоко в горах, в которой, как говорили, жили мудрецы. В принципе, данной матрицы вполне достаточно, чтобы на ней сформировать ряд псевдорелигиозных спекуляций (как известно, чем таинственней информация и чем меньше ее подаешь, тем сильнее затягивает).

Большинство из тех, кто формировал мифы о Тибете либо там никогда не были, либо были там уже после того, как сформировали о нем свое совершенно определенное мнение, а таких людей не переубедишь, даже в том случае, если бы ламы у них на глазах, начали готовить в пищу младенцев. Они бы и в этом нашли свой сакральный смысл.

Очень жаль, что тема Тибета на долгие годы была отдана на откуп разного рода мошенникам и проходимцам околорелигиозного толка, в силу чего вокруг него сформировался эдакий флер недоступности и загадочности.

Скованные по двое рабы

Умирающий ребенок-раб

Раб, с отрубленной хозяином рукой

Тибетские рабы за работой

Рабы за едой (ели они один раз в день)

Этой рабыне всего 35 лет

Рабы клянчат пищу

Мальчик раб и собаки: одна миска еды на всех

Ослепленный своим хозяином раб

Хозяин отрубил ногу, в наказание за провинность

Подарки Далай-ламе на день рождения: высушенный человеческий желудок, 2 головы, человеческая кровь, выделанная человеческая кожа

Высушенная человеческая кожа

Высушенная кожа младенца

Читайте также: