Как выйти на рынок японии

Обновлено: 18.09.2024

Япония – признанный лидер автомобильных новаций. Причем все новые изобретения сначала испытываются на автомобилях, изготовленных для внутреннего рынка страны. Соответственно, двух- или трехлетняя машина внутреннего японского рынка зачастую имеет новейшие системы, которых нет даже на новых машинах в Европе.

Русские машины в Японии особым спросом не пользуются, а вот японские автомобили в России и других странах СНГ очень привлекательны для их граждан.

Японский автомобиль – это престижная торговая марка и уровень комфорта и оборудования, до которого далеко некоторым производителям Европы и США.

К этим достоинствам следует добавить относительно невысокую цену даже новых машин. А купить авто в Японии с пробегом можно дешевле, чем где бы то ни было в мире.

Именно в Японии машины, побывавшие в употреблении, падают в цене быстрее всего: одна и та же модель, скажем, фирмы Toyota, одного и того же года выпуска и с одинаковым пробегом потеряет в Японии больший процент от первоначальной стоимости, чем в Европе или в России.

Покупать б/у автомобили в Японии может быть выгодно и не только по этой причине. Многие осуществляют привоз авто из Японии под документы. Суть этой не вполне легальной схемы состоит в том, что под уже имеющийся технический паспорт автомобиля, выданный в вашем государстве, ввозится машина той же марки и модели.

Японские автопроизводители подолгу сохраняют название модели, вводя в нее все новые и новые инновации. Таким образом, автомобили с одинаковым названием разных годов выпуска могут кардинально отличаться. Нелегальная часть схемы состоит в выдаче новой машины за старую – ту, на которую есть документы: это не просто, но достижимо.

Существуют и более жесткие схемы. Например, в странах СНГ в продаже часто можно встретить квадроциклы из Японии без документов вообще. Откуда берутся и как ввозятся на таможенную территорию такие транспортные средства, остается только догадываться, но о самом факте существования подобных схем известно всем.

Существуют специалисты, знающие, как оформить распил из Японии под ПТС. Нужно только их найти и не попасть на мошенника. Сам автомобиль, естественно, после прохождения таможни в качестве запчастей (так дешевле) собирается снова.

Благодаря дешевизне подержанных автомобилей в этой островной стране и тому, что большая часть агрегатов машин подходит к автомобилям, изготовленным для европейского и американского рынка, авторазбор в Японии процветает, поставляя запасные части, бывшие в употреблении, с хорошим качеством и по невысокой цене.

Кстати, на автомобильных аукционах продаются не только легковые машины. Там можно купить грузовики, строительную и специальную технику на базе автомобилей, сельскохозяйственные агрегаты и другие интересные машины. В последнее время все большую популярность приобретают дома на колесах из Японии.

Порядок заказа машины с японского аукциона

Аукцион от обычных продаж отличается в первую очередь отсутствием фиксированной цены. Как только продавец получает устраивающее его предложение, автомобиль продается. Естественно, продавец мечтает о максимальной цене, но он всегда представляет себе коридор цен, в котором находится его машина, так что при достижении минимального порога и отсутствии иных предложений происходит сделка.

Довольно часто продавцы, желающие продать машину быстрее, соглашаются и на цену, которая ниже той, что они себе первоначально назначили. Поэтому покупать машины на аукционах выгодно.

Для жителей СНГ дополнительным удобством является то, что в интернете достаточно широко представлены аукционы в Японии по продаже автомобилей на русском языке.

В качестве примера, а не рекламы мы предложим вам некоторые из них:

  • Карвин Огромное предложение машин. Для первоначального просмотра цен регистрация не требуется.
  • Камура Широкий выбор автопредложений. Необходима регистрация.
  • Веросса . Сайт в доступной форме рассказывает о правилах участия в аукционах. Для просмотра предложений требуется регистрация и авторизация.

Автомобильный аукцион

Все эти и многие другие компании предлагают вам участие в японских автомобильных аукционах, на которых продается до 100 000 автомобилей в день.

Следует понимать, что к реальным торгам допускаются только аккредитованные дилеры. Дилерское место покупается на год за весьма значительную сумму, для обычного покупателя неподъемную.

Поэтому японские автомобильные аукционы онлайн без регистрации, которые, в частности, предлагает компания Токидоки на своем сайте , скорее являются маркетинговым ходом. На самом деле во всех приведенных выше компаниях покупатель будет участвовать в выборе автомобиля и регулировании цены, но покупать машину будет дилер, и это хорошо.

Все эти компании давно и плодотворно работают не только на самих аукционах, но и в сфере доставки и оформления машин. Именно их представители расскажут вам, сколько стоит сделать документы на машину из Японии, выберут лучший маршрут доставки автомобиля в ваш город и помогут оформить покупку. Разбираться во всем этом самостоятельно, если вы не планируете заняться покупкой машин профессионально, излишне сложно.

Виды аукционных торгов

Мировая аукционная практика предлагает семь различных типов аукционов:

  • Открытый аукцион – участники видят ставки конкурентов.
  • Закрытый аукцион – участники не видят ставки конкурентов.
  • Аукцион первой цены – победителем признается лицо, предложившее максимальную цену.
  • Аукцион второй цены: победитель определяется, как и в предыдущем случае, но платит он меньшую сумму – равную цене, предложенной ближайшим конкурентом.
  • Двойной аукцион – количество продавцов и покупателей более одного.
  • Английский аукцион – аукцион на повышение цены начиная с минимальной.
  • Голландский аукцион – аукцион на понижение цены начиная с максимальной.

Автомобильные аукционы на первоначальном этапе являются закрытыми аукционами второй цены, а затем – английскими. Подробнее мы расскажем об этом ниже.

Почему выгодно приобретение б/у машин на японских аукционах

Цены на б/у автомобили зависят от большого количества параметров, таких, как марка автомобиля, год его выпуска, состояние машины и т. д. Диапазон стоимости таких автомобилей чрезвычайно широк, и приводить здесь огромные таблицы просто ни к чему. Откройте сайт любого из дилеров, приведенных выше, подберите машину, которая вам подходит, а после этого сравните ее цену с ценой, предлагаемой на аналогичный автомобиль в вашем городе. Разница этих сумм вам все объяснит.

Даже с доставкой и оформлением машина, купленная в Японии, обойдется значительно дешевле.

С учетом того, что процессом доставки вам лично заниматься не придется, выгоды очевидны.

Как происходят торги

Перед началом торгов дилеры подают заявки на конкретный автомобиль: цена, предлагаемая конкурентами, им неизвестна. Допустим, ваш дилер предложил 10 000 $, а ближайший конкурент – 9 000 $. Цена машины в этом случае определяется как 9027$: по правилам аукциона второй цены плюс минимальный шаг торгов. В Японии этот шаг обычно равен 3000 иен, что и составляет 27 $. Если после определения цены желающих торговаться нет, то победитель покупает машину по ней.

Если торг не окончен, он продолжается по английскому варианту. Криков аукциониста и стука молотка там нет. Все тихо и компьютеризовано. У дилеров есть кнопка, позволяющая повышать цену на шаг торгов. Кто нажмет эту кнопку последним, тот и победит в аукционе.

Доставка и оформление автомобиля

Покупателей обычно в первую очередь интересует стоимость таможни авто из Японии. Но мы сначала скажем о том, что ввести в страны СНГ автомобиль старше семи лет законным путем не получится. Наиболее рентабельной является покупка автомобилей в возрасте 3-4 года, приличной марки и комплектации. Купленный автомобиль обычно отправляется паромом во Владивосток, а далее железной дорогой в выбранный вами город.

По прибытии машины ее нужно будет оформить. Основную сумму расходов составят таможенная пошлина и утилизационный сбор на авто из Японии.

Величина таможенной пошлины зависит от массы параметров: стоимости автомобиля, года его выпуска, мощности и типа двигателя и других. Чтобы ее рассчитать, удобно пользоваться таможенным калькулятором: введя параметры, вы получите сумму. Вот один из таких калькуляторов для России.

Некоммерческие легковые автомобили – 20 000 рублей (331 $).

Коммерческие автомобили, грузовики, автобусы – 150 000 рублей (2485 $).

После ввода нужных данных в предложенный нами калькулятор

Вводим данные

Вы получите расчет всех обязательных платежей по следующей форме:

Получение расчета

Преимущества и недостатки покупки через аукцион

К недостаткам покупки автомобиля на аукционе можно отнести разве что невозможность потрогать его руками. Однако с учетом того, что реальное состояние машины будет оценено профессионалами и представлено для ознакомления, можно считать этот недостаток несущественным. В остальном это очень удобный, комфортный и относительно бюджетный способ приобретения машины.

Саито Даисукэ

По данным Банка Японии, объем прямых инвестиций в Россию в 2018 году превысил $350 млн. За первые 6 месяцев 2019 года этот показатель уже превысил $200 млн и продолжает расти. Однако он явно не достигает того уровня, на который можно рассчитывать, учитывая размеры японской экономики и возможности, которые открываются для японских компаний в России. О текущем состоянии и перспективах инвестиций в Россию партнеру КПМГ Петру Королеву рассказал Глава представительства Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами Саито Даисукэ.


Господин Саито, как вы оцениваете текущую инвестиционную активность японских компаний в России?

Конечно, я недоволен текущим состоянием японско-российского экономического взаимодействия. Особенно по сравнению с Китаем, США или ЕС. В прошлом году торговый оборот Японии и России составлял $23 млрд. Это в 10–14 раз меньше, чем оборот Японии с Китаем или США. В Китае работает около 32 тысяч японских компаний, в США – около 10 тысяч. В России же их всего 350–400 – это очень мало.

В 2014 году из-за кризиса в Украине отношения России, США и стран ЕС были испорчены, в силу вступили экономические санкции, и это оказало негативный эффект на японско-российские экономические отношения. Например, к 2016 году объем инвестиций из Японии в Россию сократился до $100 млн, а объем торговли – до 16,4 млрд долларов США. При том, что в 2012 году объем японских инвестиций составил $757 млн. Несмотря на то, что из-за санкций значительного сокращения числа японских фирм, входящих в Россию, не наблюдалось, процесс продвижения новых компаний на российском рынке стагнировал.

В последние годы растет количество японских малых и средних предприятий на Дальнем Востоке, и на данный момент оно составляет приблизительно 70 компаний. Сферы их деятельности обширны – от лесопереработки и сельского хозяйства до логистики, финансов, медицины и т.д. Японо-российские отношения на Дальнем Востоке имеют совершенно другое лицо по сравнению с японо-российскими отношениями в Москве, где собраны самые крупные японские компании.

Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО)

Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами была основана 16 января 1967 года. РОТОБО является единственной в Японии организацией, содействующей развитию делового сотрудничества с бывшими социалистическими государствами. На сегодняшний момент в нее входят 140 компаний.

Давайте поговорим о конкретных примерах или проектах сотрудничества. Расскажите, пожалуйста, о наиболее знаковых историях?


Японская торговая компания Sumitomo совместно с российской компанией управляет лесоперерабатывающим заводом в маленьком поселке Пластун в 600 км от Владивостока. На заводе работают сотни сотрудников, и компания обеспечивает не только их, но и всех местных жителей. Для японских компаний очень важно максимально сохранить занятость сотрудников. Инвестирование и строительство новых предприятий означает создание новых рабочих мест, что влечет за собой социальную ответственность. В медицинской сфере уже есть три проекта. Из уже реализованных – та же JGC в прошлом году открыла на территории Свободного порта Владивосток реабилитационный центр. В дальнейших планах находится создание больницы.

Что касается ИT, в октябре наша Японская ассоциация по торговле РОТОБО была одним из спонсоров форума Open Innovations 2019 в Москве. В рамках форума мы провели B2B питч-сессию, в ней приняли участие несколько десятков предприятий из Японии. Они быстро нашли общий язык с российскими компаниями, думаю, результаты скоро будут. В Японии Россия считается достаточно развитой страной с точки зрения IT, поэтому японцы заинтересованы в поиске российских партнеров в этой сфере. Японо-российское сотрудничество в сферах IT, дрон-технологии, искусственного интеллекта и т.д. не одностороннее, а двустороннее. И используя сильные стороны России и Японии, можно построить успешные взаимовыгодные отношения.

В Японии Россия считается достаточно развитой страной с точки зрения ИT, поэтому японцы заинтересованы в поиске российских партнеров в этой сфере.


Как вы думаете, можно ли ожидать каких-то крупных проектов в ближайшее время? Есть ли сейчас в процессе разработки новые идеи?

У меня есть эта информация, но пока я не могу сказать более конкретно. Несколько японских компаний ведут переговоры с российскими потенциальными партнерами, может быть, в следующем месяце или в начале следующего года об этом будет объявлено. О чем можно рассказать – несколько японских компаний сейчас планируют строить тепличные комплексы в Подмосковье и на Дальнем Востоке. Еще один новый проект – создание совместно с РЖД медицинского центра профилактической диагностики в Хабаровске.

Вы много упоминаете Дальний Восток, что логично в контексте японских инвестиций. Скажите, пожалуйста, как японские инвесторы оценивают эффективность территорий опережающего развития (ТОР), созданных на Дальнем Востоке?

В настоящий момент количество резидентов ТОР – более 400 предприятий, Свободного порта Владивосток – свыше 1600. Японских компаний из них всего около десятка. Тем не менее, лично я высоко оцениваю работу Минвостокразвития и работу ТОР и СПВ. Политика создания особых экономических зон (ТОР и СПВ) является одним из двигателей развития экономики Дальнего Востока. Важно продолжать эту политику, не менять ее – больше всего инвесторы боятся перемен.

Многие страны, включая Россию, используют налоговые льготы для привлечения иностранных инвестиций, но для японских компаний наличие налоговых льгот не является решающим фактором. Наиболее важным для нас является активный подход к привлечению инвестиций и поддержка инвесторов со стороны местного правительства. Поддержка инвесторов в затруднительных ситуациях является важнейшим пунктом для многих японских компаний. Еще один важный момент, который волнует инвесторов, – это своевременное решение вопросов, связанных с инфраструктурой: электричество, канализация, водоснабжение, газ и так далее.

Многие страны, включая Россию, используют налоговые льготы для привлечения иностранных инвестиций, но для японских компаний наличие налоговых льгот не является решающим фактором. Наиболее важным для нас является активный подход к привлечению инвестиций и поддержка инвесторов со стороны местного правительства.

В последние годы Япония тоже фокусируется на привлечении иностранных инвестиций. Для этого используются такие механизмы, как налоговые льготы для иностранных компаний. На самом деле Япония давно не занималась активным привлечением иностранных инвестиций. Откровенно говоря, в Японии исторически сложилась культура стыда, обусловленная долгой закрытостью страны от внешнего мира. Стыдно просить иностранца о помощи, стыдно привлекать инвестиции извне. Японцы привыкли всегда справляться своими силами. Именно поэтому после Второй мировой войны японские компании смогли восстановить страну и поднять её на новый уровень, развить передовые технологии, производя их в Японии и экспортируя за рубеж. При этом Япония всегда вкладывала средства в зарубежные страны и никогда не требовала никаких иностранных инвестиций взамен. Но времена изменились, и сейчас Япония тоже активно работает над привлечением иностранных инвестиций. Однако влияние сложившегося менталитета всё еще очень сильно, и японцы всё еще не привыкли искать помощи у зарубежных коллег. Поэтому иностранных инвестиций в стране не так много.

Вывеска в торговом районе Акихабара в Токио

Плакат Avon

Абсолютное лидерство

Еще каких-то 10-15 лет назад продукция японских компаний считалась премиальной и высококачественной — иметь ее стремились покупатели по всему миру. Японцы практически захватили рынок бытовой электроники — делали и телевизоры, и микроволновки, и цифровые музыкальные плееры. Toshiba, например, в середине 1950-х первой в Японии начала производство цифровых вычислительных машин, транзисторных телевизоров и микроволновых печей. В 1980-е стала первой делать ноутбуки, удерживая лидерство в этой нише в течение нескольких лет. А в 1990-х именно она придумала формат DVD и выпустила первые DVD-плееры.

В активе другого пионера рынка — Sony — знаменитые кассетные плееры Walkman, ставшие символом корпорации на долгие годы, и ее более поздний хит — игровая приставка Sony PlayStation.

Sony Walkman

Одним из самых прибыльных для компании стало производство телевизоров. "Люди жили в домах, где висели телевизоры Sony, этот феномен получил название Sony homes", — отметили аналитики Forrester Research.

Несмотря на то что японская продукция стоила дорого, высокий ценник, казалось, говорил потребителям: вы платите за качество и инновационность. И они были готовы платить, а японцы действительно были новаторами. По этой причине уважение потребителей завоевали и японские игроки второго эшелона, такие как JVC, которая разработала стандарт видео VHS.

Кадр из фильма Дом видеокассеты

Качество не на высоте

Сокрушительный удар по японским компаниям нанес финансовый кризис 1997 года. Toshiba, в частности, провела масштабную реорганизацию, сократила несколько тысяч сотрудников и закрыла ряд подразделений, а ее ключевой бизнес — персональные компьютеры — за год потерял почти 90% чистой прибыли.

Ситуацию осложнило то, что компания начала допускать ошибки в производстве. В 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках Toshiba завалили исками более чем на миллиард долларов.

По неверному пути пошла и Sony — она продавала свои телевизоры по всему миру, но c приходом южнокорейских компаний поклонники японского бренда начали отворачиваться от него: оказалось, что корейские телевизоры дешевле и больше, а разница в качестве невелика.

Генеральный директор Apple Стив Джобс показывает iPhone на конференции MacWorld Expo. 9 января 2007 год

Корейцы атакуют

Наблюдатели отмечают: первой дорогу японцам перешла южнокорейская Samsung Electronics. Этот в прошлом десятилетии низкобюджетный производитель оказался в итоге куда более эффективным, чем неповоротливые японские конкуренты.

Жилые здания с логотипом Samsung в Сеуле

В чем именно проиграли японские производители? Во-первых, практически все они оказались не готовы к переходу на плоские панели. И если на раннем этапе усиления конкуренции и снижения маржинальности бизнеса крупные японские компании еще держались на плаву, то игроки послабее — JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC и Pioneer — дружно вышли из бизнеса.

Тон на рынке начали задавать Samsung и LG. Они наладили выпуск плоскопанельных телевизоров с большим набором функций при конкурентоспособной цене и начали агрессивно наращивать долю рынка. В результате именно они стали новыми лидерами в этом сегменте, а их японские соперники остались далеко позади.

Консервативные японцы уперлись и в другую проблему: большое количество некогда инновационных продуктов, которые были востребованы в прежние годы, сегодня уже никому не нужны. В век стриминговых сервисов немногим понадобятся DVD или Blu-ray-плееры. Падают продажи и цифровых музыкальных плееров — их легко заменяют смартфоны.

Blu-ray плеер

Проспали мобильный рынок

Японские компании проворонили и развитие мобильного рынка. Например, Sharp пробовала делать смартфоны для США, о которых мало кто слышал, а Panasonic попыталась было развивать линейку смартфонов Eluga, но безуспешно: у обоих не хватило ни влияния, ни ресурсов.

Глава компании Xiaomi Лэй Цзюнь о время презентации смартфона Xiaomi Note. 15 января 2015

Sony была привязана к совместному бизнесу с Ericsson, который одно время был достаточно успешным. Второе дыхание ей подарил выпуск линейки Xperia, но с появлением iPhone стало ясно: Sony на мобильном рынке — довольно слабый конкурент.

Позже на рынок прибыла Google c мобильной платформой Android, и пока японцы думали, каковы же перспективы растущей и далекой от совершенства платформы, в ситуации быстро сориентировались Samsung и молодой тайваньский производитель HTC, перехватив инициативу.


Лет двадцать назад бизнес по японским автомобилям был предельно криминализирован в России: вначале машины покупали в Японии в салонах подержанных авто, причем нередко выбирали подешевле за 1-3 тысячи долларов, со скрытыми изъянами и явными следами аварий. Потом эти некондиционные агрегаты отправляли из порта Ниигата в Находку и Владивосток, где творился полный хаос: ускоренная растаможка за взятки, замазывались явные царапины и повреждения, перебивались номера кузовов. На выходе получалась внешне нормальная машина, которую по "дороге жизни" гнали в европейскую часть страны. По пути перегонщиков грабили бандиты, ГАИшники, конкуренты. Наконец, машины доезжали до пункта назначения, где находили своего покупателя. Убитое ведро с болтами продавалось за неслабые деньги (но все же дешевле новой) и спустя какое-то время счастливые автовладельцы начинали обнаруживать сюрпризы в виде битого кузова и кривой электрики.

Так было раньше, и, к счастью, в наше время ситуация в корне поменялась. Никто в наши дни не ищет машины на парковках для автомобильного сэконд-хэнда. Для этого созданы автомобильные аукционы, напоминающие фондовую и форексовую биржу. Они даже внешне мало чем отличаются от финансовых институтов -



За торговый день выставляются сотни автомобилей и вы можете детально рассмотреть фотографии и технические характеристики нужного автомобиля. Если решили брать - нажимаете на соответствующую кнопку. Излишне говорить о том, что каждый брокер имеет депозит на аукционе, откуда снимается сумма сделки. Вы не можете ткнуть на кнопку покупки, а затем передумать. Часть машин вы идете и смотрите лично перед покупкой (все они выставлены во дворе и на многоуровневой парковке), другую часть покупаете без визуальной оценки.

Как можно покупать машину не видя ее своими глазами? Логичный вопрос. Одним из преимуществ покупки машины на аукционе является тот факт, что сам аукцион проводит предпродажную проверку всех автомобилей. Продавец пригоняет свою машину на парковку аукциона, оставляет все необходимые документы включая собственное описание технического состояния, платит аукциону некую сумму от 100 до 300 долларов комиссии (зависит от категории) за право выставить свой автомобиль. Затем оценщики аукциона его машину смотрят, тестируют и выдают свою предпродажную оценку. Как правило, проверки весьма серьезные и оценке специалистов аукциона можно доверять. Даже если продавец что-то скрыл, они это найдут обязательно.

Рабочее место автомобильного брокера -




Немалую часть брокеров, а я даже сказал бы что значительную, составляют иностранцы. Принято считать, что подержанные японские машины отправляются лишь в Россию. Это не так. Огромное количество машин уезжают в Бангладеш, ЮАР, Индонезию, Пакистан и даже в Новую Зеландию. Удельный вес пост-советского рынка сильно уменьшился в последние пару лет из-за кризиса и ныне составляет лишь малую часть бизнеса.



Тут есть даже столовая для брокеров, причем условно бесплатная - участникам торгов выдаются талоны на питание. Мелочь, а приятно. Мне талончика не досталось, так что вкусовые свойства обеда для автоброкеров оценить не смог.


Меню на сегодня, не правда ли, все понятно?


Даже в столовой народ ни на минуту не отвлекается от экранов мониторов. Продается битый внедорожник, очень интересно, дядьки из Бангладеш активизировались, привезут машину к себе в Дакку (столица Бангладеш - редкая задница мира, см. мой отчет оттуда "Адская жизнь на реке"), починят и продадут как почти новую -


Все эти машины вскоре будут погружены в контейнеры и отправятся в далекие страны, где получат вторую жизнь -


Машин на продажу настолько много, что их паркуют на шести этажах -


На этом этаже выставлены автомобили элит-класса. Они почти новые, от силы 2014 год выпуска, а то и новее. Но их цена в автосалоне будет где-то на треть выше. Разумеется, что новизна машины не означает ее идеальное состояние, и надо проверять в любом случае. Скажем, вот вам на первый взгляд новенькая Тойота-Ландкрузер, но в ее сопроводительном листе значится замена переднего крыла после аварии.



Почти новенький Мерседес, пробег 24 тысячи километров, но он битый, хотя и отлично восстановленный -


Все это указано в этой бумаге лежащей под лобовым стеклом -



Искусство автомобильного брокера определить соотношение цены к техническому состоянию машины. Незначительная царапина может существенно уменьшить цену, но при этом не принесет проблем будущему владельцу, все эти вопросы согласуют покупатель и брокер при заключении договора.




Да, чуть не забыл - листочек на стекле с желтым это не цена, а порядковый номер на торгах. Собственно, в данном случае указывать цену не имеет смысла, поскольку окончательный ценник определится по результатам продаж.




Вот такая "Субару" 2005 года с пробегом в 50 тысяч километров продастся ориентировочно за 2 тысяч долларов, плюс комиссия брокера 200-300 долларов, плюс расходы на доставку машины в порт и погрузку. Во Владивостоке такая машина сойдет на берег с себестоимостью порядка 3 тысяч долларов, к которым надо добавить российские таможенные пошлины.


Мазда слева, 2013 год выпуска, стоит в пределах 2 тысяч долларов со средним пробегом. Плюсом комиссия, доставка, пошлины, и в России ее купят где-то за 6-7 тысяч долларов.



Хозяин этой машины творческий человек, выложил пол ламинатом -


Эти крохотули класса Кей-Кар (660 кубиков) вы вряд ли встретите на просторах бывшего СССР, тут для внутреннего японского рынка -



Такие слабенькие машинки категорически в России не популярны -


Отдельным пунктом я бы выделил битые и аварийные автомобили. Раньше они были популярнее, чем сейчас по перечисленным выше причинам. Российские дилеры и просто самостийные хитрованы скупали битые агрегаты за копейки (скажем, этот новенький но битый автомобиль внизу можно взять 1-1,5 тысяч долларов), переправляли их в Россию, доводили до ума и продавали как чистые (не битые), но уже за 10-12 тысяч долларов.


Битого "добра" здесь хватает, его любят не только россияне, но и в еще большей степени Бангладеш, Индонезия и прочие -


Чем более экономический кризис углубляется, тем спрос на такие машины возрастает. Людям все еще хочется жить красиво, но денег уже нет. Битая и хорошо восстановленная машина - спасение, причем владелец может и не знать о том, что за месяц до покупки его стальной конь выглядел так -




Смотрю на эти машины и думаю, как пройдет совсем немного времени и какой-нибудь мелкий бизнесмен из Челябинска, или Хабаровска будет рассекать на этом внедорожнике, чуток починенном умельцами. И девушки в соседнем дворе будут томно вздыхать: "Ах, мой герой", а когда у него отвалится криво присобаченное колесо вместе с подвеской, наш герой скажет: "-Готовимся к взлету , избавляемся от балласта" :)))


Отличный семейный автомобиль -




Здесь вроде бы ничего серьезного нет, трещина на бампере. А может быть и не только на бампере, машина еще только ждет оценку -




Не только легковушки продаются на аукционе, но и фуры с автобусами. Схемы все те же -




В качестве резюме расскажу, какие для себя сделал выводы:

1. Подержанные японские машины безусловно предпочтительнее европейских, поскольку при строгих ограничениях скорости и общепринятой японской бережливости, они почти все в прекрасном состоянии. Машины катаются при малых оборотах и износ двигателя и шасси минимален. При прочих равных, пятилетний Фольксваген из Германии хуже, чем пятилетний Фольксваген из Японии. Минусом правый руль, но это вопрос субъективный. Второй момент в том, что, покупая машину напрямую у японского брокера, вы гарантируете себе реальный пробег автомобиля, он никогда не будет накручен, как если бы вы покупали в России.

2. Покупать подержанную японскую машину надо у японского брокера, а не с рук у российского посредника. Дело в том, что российский дилер вполне мог намеренно закупить битые машины у японского брокера, починить их уже в России и продать вам по цене как за машину в идеальном состоянии. Потом дефекты начнут вскрываться, но, как вы понимаете, концов будет не найти.

3. Автомобильные аукционы лучше обычных "автобазаров" тем, что выбор больше на несколько порядков, а цена, соответственно, может быть меньше, чем в салоне подержанных авто. Также аукцион гарантирует вам соответствие заявленных технических данных реальному состоянию машины, это ответственность японского аукциона, и они люди серьезные. Как вы понимаете, большая часть аукционных машин все же в Японии и остается, а не уходит тотально за границу. А японцы быстро нашли бы управу на жуликов, если бы такие были.

4. Меня удивило, что комиссия брокера варьируется в пределах скромных 200-300 долларов от стоимости автомобиля.

После посещения аукциона я побывал в брокерской компании "Shiawasedo" в крупном портовом городе Кобе, откуда автомобили сразу же отправляются в порты назначения по всему миру. Большущий просторный офис, десятки сотрудников; они продают ежегодно тысячи автомобилей, причем Россия в их списке занимает далеко не первое место. Не без удивления узнал, что четырехмиллионная Новая Зеландия закупает у компании даже больше подержанных японских машин, чем 145-миллионная Россия.

Брокеры одновременно мониторят десятки автоаукционнов, подбирая варианты под запросы многочисленных клиентов. Собственно, необязательно даже физически идти на аукцион, поскольку крупные компании подключены к электронным торгам и все те же действия осуществляют из офиса. Рабочий стол брокера выглядит так -


Вот программа аукционов, маленькие квадратики на фотографии внизу как раз и есть разнообразные аукционы. Кликаешь и смотришь что там торгуется сегодня, все в онлайн режиме -


Общая схема работы с клиентами достаточно проста:

1. Вы связываетесь с брокером через сайт, по телефону, по электронной почте. Лучше конечно все это делать через сайт, поскольку там вы заполняете ваш запрос и указываете чего именно хотите во всех деталях.

2. Затем вы вносите депозит в районе 1000 долларов. Эта сумма гарантирует брокерской компании серьезность ваших намерений. Пока автомобиль не куплен - ваш депозит полностью возвратен, вы даже не обязаны обьяснять причину отказа от покупки. Но если автомобиль уже куплен на аукционе - пути назад нет. Компания вкладывает свои деньги в ваш автомобиль, и если вы не внесете затем оставшуюся сумму, то им придется едва купленный автомобиль продавать вновь, а это издержки. Эти издержки удержат из залоговой суммы, и это выглядит логичным.

3. После того как ваш автомобиль куплен, вы должны заплатить остаток суммы. На это вам дается определенное время, обычно не более двух недель, хотя в отдельных случаях согласуются индивидуальные сроки. Как только вы заплатили остаток - машина немедленно отправляется в порт, грузится в контейнер и уплывает к вам.

4. Вы согласуете с брокером, берет он на себя всю логистику, либо этим займетесь вы. Проще говоря, брокер может сам организовать доставку к вам автомобиля до дверей, но может ограничиться и доставкой в порт назначения. Условно говоря, если ваша машина пришла в порт Новороссийска или Одессы, а вы при этом живете в другом городе - вам либо самому ехать в порт, либо брокер доставит вам машину с помощью его партнеров в вашей стране. Разумеется, что за дополнительную стоимость. Вы можете сэкономить эти несколько сот долларов и все это взять на себя, но при условии, что вы разбираетесь в логистических нюансах и знаете, как решать вопросы с карго и транспортными компаниями.

5. Насчет растаможки: брокер к вашей таможне не имеет никакого отношения, вы расплатились с ним за автомобиль как таковой и его доставку в вашу страну, но не более того. Брокер может вас проконсультировать в этом вопросе, но скорее всего через своих партнеров в вашей стране. Затем вы обращаетесь в брокерскую копанию в вашем городе и они вам все оформят за 3-5 тысяч рублей.

Большая дружеская благодарность Алексею Русаковичу rusakovich , ведущему брокеру упомянутой компании Shiawasedo, без которого посещение аукциона и офисов компании было бы невозможно. Этот парень отправил тысячи автомобилей в Россию, Украину, Грузию, Новую Зеландию и другие страны.

Также, вот сайты компании, где любой интересующийся может ознакомиться в деталях с процедурой покупки машины в Японии:

p.s 2 А знаете, благодаря кому я попал в Корею и Японию? А вот благодаря этим ребятам.

Читайте также: