Какие требования предъявляются к обуви туриста

Обновлено: 18.09.2024

Гигиенические требования к спортивной обуви во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной, мягкой и эластичной. Она должна иметь хорошую водоупорность, достаточную вентилируемость, после увлажнения не терять гибкости и не изменять форму и размеры. Спортивная обувь должна соответствовать погодным условиям и особенностям занятий различными видами физических упражнений и спорта.

Материалы обуви должны быть прочными, обладать плохой теплопроводностью (для зимней обуви), хорошей воздухопроницаемостью, защищать от сырости, охлаждения, обморожения и механических воздействий.

Конструкция обуви должна обеспечивать своевременное удаление продуктов распада из внутриобувного пространства, т. е. иметь его достаточную вентиляцию, предотвращающую перегревание стоп и потливость.

Все приведенные гигиенические требования взаимосвязаны и могут быть объединены в одно комплексное требование — конструкция и материал обуви при носке должны обеспечивать оптимальный микроклимат вокруг ног человека: температура 21—33 °С, влажность 60— 73 % (в обуви из натуральной кожи — 64,3 %), содержание углекислоты 0,8 %.

Если гигиенические свойства обуви неудовлетворительны, выделяемая стопой влага не выводится наружу, она накапливается на поверхности стопы и внутри обуви, вызывает намокание внутренней части обуви, прилипание ее к поверхности стопы, что приводит к расстройству функций потовых желез. Накопление пота во внутриобувном пространстве летом может привести к перегреванию стопы, а зимой — к чрезмерному переохлаждению.

Конструкция обуви должна способствовать снятию зарядов статического электричества.

Важное значение имеет форма спортивной обуви. Она должна равномерно облегать стопу, фиксировать ее форму, не сдавливать мягкие ткани стопы; не причинять боли как в состоянии покоя, так и при движении; не ограничивать движения в суставах, а также обеспечивать максимальную свободу движений.

Носочная часть спортивной обуви по длине, ширине и высоте должна создавать возможность свободного движения пальцев. Подсводная часть обуви должна соответствовать продольному своду стопы и обладать амортизационными свойствами. Пяточная часть обуви должна создавать гнездо для пятки, равномерно ее охватывать, что обеспечивает ей устойчивое положение.

Материалы спортивной обуви должны обладать способностью принимать и сохранять форму стопы под влиянием внешних воздействий без значительных изменений внутренней формы и внешнего вида.

Спортивная обувь должна иметь минимальную массу, а ее низ обладать амортизирующей способностью, т. е. ослаблять силу ударов при движении: при восприятии нагрузки часть ее поглощать, а часть рассредоточивать по площади опоры.

Весьма важно полное соответствие обуви спортсмена размерам стопы. Так, ограничение подвижности пальцев стопы в обуви с зауженной носочной частью приводит к большим усилиям при беге, уменьшению устойчивости, к быстрому охлаждению из-за нарушения кровообращения (особенно зимой). Недостаточная длина обуви приводит к сгибанию пальцев стопы, к натиранию их обувью. В чрезмерно свободной обуви стопа теряет устойчивость, может подвергаться повреждениям связочного аппарата и суставов.

Нерациональная форма стелечной поверхности подсводной части часто вызывает хроническое’ утомление мышц, поддерживающих свод стопы, что может привести к плоскостопию, а недостаточная амортизационная способность усиливает сотрясение организма спортсмена при беге и прыжках.

Учитывая специфику среды при занятиях некоторыми видами спорта, во многих конструкциях спортивной обуви применяются специальные защитные накладки, щитки и прокладки, жесткие подноски, задники и подошвы, амортизирующие прокладки. К подошвам легкоатлетической и футбольной обуви прикрепляются специальные шипы, в обуви для туристов и альпинистов применяются резиновые или пластиковые подошвы с глубоким рифлением.

Для изготовления спортивной обуви применяются различные материалы: кожа, ее заменители, мех, резина.

Тонкий брезент, парусина и др. Лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочная, достаточно мягкая и эластичная, хорошо защищает от сырости и механических повреждений, малотеплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры после увлажнения и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как непроницаема для воздуха и способствует потению ног.

В последнее время в обуви все шире используются детали из синтетических материалов (она отличается мягкостью и прочностью). Так, вместо резиновой рифленой подошвы в кедах ставятся термопластичные полиуретаны, налажен выпуск спортивной обуви из поливинилхлорида прямого литья с деталями, прилитыми к текстильному верху. Для верха используется также искусственная кожа на трикотажной основе, пористая кожа для вкладных стелек. Широко применяются дублированные материалы с клеевым и огневым методом дублирования, а также триплированные: капроновая ткань, поролон и трикотаж на крахмале, пасте, клее. Последние также сказываются на гигиенических свойствах обуви.

В качестве стелечных материалов применяется вспененный латекс, поливинилхлорид. Свойства стелечных материалов далеко не безразличны для организма спортсменов, так как материал непосредственно или через носок контактирует с поверхностью кожи стопы.

Перспективным направлением является использование для подкладки ткани с махровой поверхностью.

При использовании клееных дублированных и триплированных материалов значительно снижаются гигиенические свойства верха, поэтому промышленности рекомендован другой способ дубляжа — латексный.

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

План лекции:

1. Оределение понятия туризм. Функции и виды туризма. Характеристика различных видов туризма.

2. Дозирование нагрузок в зависимости от вида туризма (спортивный и рекреационно-оздоровительный), возраста и физической подготовки туристов.

3. Гигиенические требования к обеспечению туристического похода (комплектация групп, выбор маршрута, мест привалов, снаряжение, организация питания).

4. Особенности гигиенического обеспечения различных видов туризма.

1.Туризм (французское tourisme, от tour – прогулка, поездка), путешествие в свободное время. Туризм – наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей, так как он сочетает различные виды рекреации – оздоровление, познание, восстановление сил. Туризм – составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. Туризм решает важные задачи физического воспитания, развивая у занимающихся качества двигательной деятельности: выносливость, силу, ловкость, воспитывает смелость, настойчивость, умение ориентироваться в сложной или новой обстановке. Туризм – это форма активного отдыха и закаливание организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Туристский поход – это разновидность путешествия с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах). Согласно цели, туристские походы подразделяются на оздоровительные (учебно-оздоровительные) и спортивные (учебно-спортивные). Спортивные туристские походы – это походы с активными способами передвижения, маршруты которых включают минимально требуемое количество классифицированных участков (КУ) определенной категории трудности при соответствующих установленных правилами параметрах протяженности маршрута и продолжительности похода. Спортивные походы подразделяются на шесть категорий сложности, поэтому называются категорийными. Согласно принятым в Республике Беларусь правилам проведения спортивных туристских походов как пешеходный, так и лыжный походы первой категории сложности имеют минимальную протяженность маршрута 120 км и минимальную (оптимальную) продолжительность – 6 дней. Спортивные походы отличаются от оздоровительных походов, прежде всего обязательными требованиями по технической сложности. Классифицированные участки маршрута – участки местности, содержащие локальные и (или) протяженные естественные препятствия или их комбинацию. Наиболее вероятными локальными КУ в пешеходных и лыжных походах первой категории сложности в РБ являются водные препятствия (переправы, в том числе и по льду), заболоченные участки, труднопроходимые участки леса (буреломы), характерными протяженными препятствиями являются участки сильнопересеченной местности (с выраженным рельефом), бездорожье, тропления по глубокому снегу, участки длительного движения по льду с возможными полыньями и т.д. Без выполнения требований по технической сложности, даже с учетом выполнения требований по протяженности и продолжительности, поход (и соответствующий маршрут) не может являться спортивным, а его прохождение не может служить основанием для присвоения спортивного разряда.

3. Туристский привал (бивуак, бивак) – это стоянка участников похода, место отдыха, питания, сна, обработки собранного материала, проверки снаряжения, подготовки к дальнейшему прохождению маршрута. В зависимости от продолжительности привалы делятся на малые и большие, ночлег и дневку. Места привалов необходимо планировать в лесной зоне с наличием источника воды и возможностью приготовления пищи на костре. При разработке маршрута лыжного похода можно не привязывать места привалов к отмеченным на карте источникам воды.

5. Туристские спортивные походы – вид спорта, проходящий в постоянно меняющихся, не комфортных, не приспособленных специально местах. Для занятий спортивным туризмом необходимы такие качества как: выносливость (физическая и психологическая), хорошее состояние здоровья, умение быстро оценивать обстановку и свои действия, Поэтому правилами оговорен минимальный возраст участников и руководителей: для походов первой категории сложности – не моложе 14 и 18 лет; второй – не моложе 15 и 19 лет; третьей – не моложе 16 и 20 лет, четвертой – не моложе 17 и 21 года; пятой – не моложе 18 и 22 лет; шестой – не моложе 19 и 23 лет. В походах первой и второй категорий сложности в составе одной трети группы могут участвовать дети вместе с родителями. Также правилами установлен минимальный количественный состав группы пешеходного и лыжного похода. Количественный состав группы в походах с использованием вело-, мото- и автотранспорта определяется количеством транспортных средств. В целях профилактики несчастных случаев из-за недостаточной технической и тактической подготовки, участие в походах разрешено лицам, имеющим практический опыт прохождения маршрутов на одну категорию сложности ниже планируемой. Комплектация групп обязательно проходит по медицинским показаниям. Медицинское освидетельствование проводится во врачебно-физкультурных диспансерах (спортивный туризм) или в кабинетах врачебного контроля городских и районных поликлиниках. В медицинском перечне указаны заболевания, при которых противопоказаны занятия туризмом. Это – гипертония, туберкулез, хронический гастрит, язвенная болезнь, холецистит, болезни выделительной системы, конъюнктивит, кожные заболевания и т.д. Туризм противопоказан лицам с нарушениями функций органов чувств и психическими заболеваниями.

6. Туристское снаряжение классифицируют по его назначению и по характеру (порядку) его использования. По назначению снаряжение делится на: 1) экипировку туристов (одежда и обувь);

2) средства передвижения и транспортировки грузов;

3) бивачное снаряжение;

4) специальное снаряжение;

5) вспомогательное (прочее) снаряжение.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Какие существуют виды туризма и какие функции туризм осуществляет?

2. В чем отличие спортивного и рекреационно-оздоровительного туризма?

4. Какие требования предъявляются при комплектации туристических групп?

5. Что необходимо учитывать при составлении маршрута?

6. Из каких компонентов состоит снаряжение туриста?

7. Какие требования предъявляются к продуктам питания в туристическом походе?

8. Какие рекомендации являются оптимальными для режима питания и потребления воды в походе?

9. Какие санитарные мероприятия являются обязательными при прохождении маршрута?

В чем видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности. Составьте план реализации индивидуального контроля за собой.

1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви, предназначенной для занятий физической культурой и спортом.

На уроках физкультуры используется только спортивная форма оде­жды, которая должна соответствовать погодным условиям и виду дея­тельности. Она подразделяется на два вида: короткую и длинную.

Короткая форма состоит из спортивных трусов и футболки (майки) с короткими рукавами (длинный рукав допускается лишь на уроках волейбола). Майка должна быть заправлена. При занятиях на улице в жаркую погоду допускается легкий головной убор с козырьком.

Длинная форма состоит из спортивного костюма. В зависимости от погодных условий дополнительно одевается: спортивная шапочка, пер­чатки (а зимой варежки), ветрозащитный или утепленный костюм. Зи­мой допускается использовать легкие болоньевые куртки.

Наличие короткой формы на уроках обязательно при температуре +15°С и выше (в спортивном зале и на улице), во время сдачи контрольных нормативов в беге на короткие дистанции (30, 60, 100 м и челночный бег) в любую погоду.

Учащийся обязан одновременно иметь короткую и длинную форму в следующих случаях:

во время проведения спортивных соревнований (ожидать в длинной, выступать в короткой);

при непонятных погодных условиях; при наличии временного освобождения от нагрузок на уроках физкультуры.

Следует отдавать предпочтение форме из натуральных тканей.

Требования, предъявляемые к одежде:

♦ она должна быть легкой и удобной, не стесняющей движений;

♦ должна быть достаточно воздухопроницаемой, не препятствовать вентиляции;

♦ должна хорошо впитывать пот, и не препятствовать его испарению с поверхности одежды;

♦ должна иметь длину, позволяющую свободно выполнять разнооб­разные упражнения и даже при сильном наклоне куртка и брюки (трусы и майка) должны перекрывать друг друга;

♦ должна быть чистой и опрятной;

♦ короткая форма должна иметь светлый цвет, позволяющий разли­чать любые загрязнения;

♦ короткая форма должна быть такой, чтобы можно было свободно надевать на нее спортивный костюм.

На уроках используется только спортивная обувь. Требования, предъявляемые к обуви:

♦ она должна иметь толстую упругую подошву (но не платформу), либо специальную стельку и быть без каблука;

♦ подошва должна обеспечивать надежное сцепление с поверхностью, на которой проводится занятие;

♦ должна быть выполнена из прочной мягкой ткани,

♦ должна иметь супинатор;

Наличие массивной и высокой обуви, а также имеющей длинный язык, нежелательно.

В спортивном зале разрешается заниматься босиком, но при этом в носках категорически запрещается. На улице заниматься без обуви нельзя.

В спортивном зале все учащиеся, имеющие спортивную форму и обувь, в начале урока должны находиться в строю. Не имеющие — рас­полагаются вдоль лицевой стены у входа в спортивный зал, а во время урока находятся рядом с входом на скамейках.

2. В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

Разные системы организма человека начинают свое формирование еще в утробе матери из трех зародышевых листков. Системы развив­шиеся из одного листка, имеют между собой более тесную взаимо­связь. Так костно-мышечная и половая системы формируются из од­ного зародышевого листка и оказывают сильное взаимное воздействие друг на друга.

Работа мышц активизирует деятельность половой системы организ­ма. В свою очередь от выделения половых гормонов зависит степень развития мышц.

Учитывая выше сказанное, следует считать, что занятия физической культурой будут положительно влиять на репродуктивную функцию человека.

Не следует забывать и о том, что только здоровые родители могут иметь здорового ребенка. Главная же цель физической культуры — укрепление и поддержание здоровья.

3. В чем видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности (составить личный план индивидуального контроля)?

3. Бег на 2000 м (3000 м) может проводиться как по беговой дорожке на стадионе, так и по среднепе-ресеченной местности.

4. Бег на быстроту выполняется на месте с максимальной частотой и с высоким подниманием бедра в течение 10 с. По истечении этого времени подсчитывается число касаний коленями ладоней рук, согнутых под углом 90° (руки сначала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90° — это и будет положением рук во время выполнения бега).

6. Шестиминутный бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу). Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин бегун останавливается, и определяется его результат (в метрах).

  • Сапоги, сапожки, полусапоги, полусапожки
  • Ботинки, полуботинки
  • Туфли, туфли комнатные
  • Чувяки
  • Мокасины
  • Подследники
  • Пантолеты
  • Опанки
  • Таби.

Новые устоявшиеся названия обуви:

  • Угги
  • Дутики
  • Луноходы
  • Ботфорты
  • Ботильоны
  • Сникеры и др.

Старые наименования: валенки, боты, сабо, и др.

Если говорить о том, на основе чего же сделана такая квалификация, то можно выделить:

  • Назначение обуви
  • Материал обуви
  • Форма
  • Помещение, где её носят
  • Цвет и др.

Сезонная обувь – предназначенная для использования в определенные времена года (сезоны).

Демисезонная обувь – включающая в себя несколько сезонов.

Производственная обувь (как часть спецодежды) – предназначенная для работы на всевозможных предприятиях и т.п.

Бытовая обувь – обувь для повседневного использования.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУВИ.



ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОБУВИ:

  • Лучеобразная форма следа, чтобы не стеснять движения стопы и пальцев.
  • Моделирование стельки по форме следа не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.
  • Увеличение длины стельки на 10 мм по сравнению со стопой.
  • Прочный устойчивый задник для обеспечения стабильности пятки.
  • Небольшая величина каблука для равномерного распределения нагрузки.
  • Простое и удобное регулируемое крепление.
  • Предпочтительное использование натуральных материалов.

§ Оптимальный материал – натуральная кожа.

§ Конструкция обуви - длиннее стопы на 10–15 мм

§ Рациональная высота каблука - для мужчин 20–30 мм

§ Для женщин – 20–40 мм

§ Для детей (в зависимости от возраста) – 10–30 мм

§ Носок обуви должен соответствовать ширине и очертаниям переднего края стопы.

§ Отсутствие изменений формы и размера после увлажнения и высушивания

§ Обувь, предназначенная для летнего периода, должна обеспечивать вентиляцию внутри обувного пространства за счет физических свойств материалов.

Это лишь некоторые свойства, имеющиеся у обуви. Но они наиболее важны.

Основным документом, согласно которому устанавливаются гигиенические требования является СанПиН. Последняя версия документа, как мне известно, под нумерацией 2.4.7/1.1.2651-10. Далее привожу выдержку из документа:

«2.5. Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к обуви для детей и подростков.

2.5.1. Показатели безопасности обуви для детей и подростков регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, состава используемых материалов.
2.5.2. Изделия должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.5.3 - 2.5.8).
2.5.3. Определение выделения вредных веществ, содержащихся в обуви для детей до 1 года, а также в обуви для детей старше 1 года, контактирующей с кожей (внутренние слои обуви, летняя, домашняя и другая обувь), проводится в водной среде, в остальных видах обуви - в воздушной среде.
2.5.4. Вкладная стелька и подкладка обуви для детей в возрасте до 7 лет должны быть из натуральных материалов (подкладочные кожа, ткани, трикотажные полотна и другие). Могут быть использованы подкладочные ткани и трикотажные полотна с вложением химических волокон не более 20%:
а) может быть использована подкладка из искусственного меха и байки в зимней обуви для детей в возрасте от 3 до 7 лет
б) могут быть использованы искусственные и синтетические материалы для верха обуви для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
в) для верха обуви летнего и осенне-весеннего ассортимента для детей в возрасте от 1 до 3 лет могут быть использованы искусственные и синтетические материалы при условии применения внутренней подкладки из натуральных материалов;
г) не допускается использование подкладки из искусственной и (или) синтетической кожи в закрытой обуви для детей.
2.5.5. Требования к органолептическим показателям:
интенсивность запаха образца изделия обуви не должна превышать 2 баллов.
2.5.6. Требования к санитарно-химическим показателям:
а) в коже для обуви (обувь) для детей и подростков:
массовая доля свободного формальдегида в обуви для детей - не более 20 мкг/г;
массовая доля водовымываемого хрома (VI) не допускается;
б) синтетические и полимерные материалы, применяемые для изготовления обуви, должны соответствовать требованиям химической безопасности настоящих санитарных правил (Приложение 4).
2.5.7. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Читайте также: