Когда откроют порт далянь

Обновлено: 18.09.2024

Правительство Китая ввело в Даляне провинции Ляонин жёсткие меры сдерживания COVID-19, когда официально количество заболевших в северо-восточном портовом городе достигло 54 человек, сделав его эпицентром заболеваемости в стране.

Официальное число случаев заражения в Даляне — 54, это выше, чем в любом другом китайском городе. Хотя это число, скорее всего, не отражает истинного числа случаев, поскольку китайский режим, как известно, сильно занижает данные о распространении COVID-19.

Власти города Далянь решительно отреагировали на вспышку COVID-19. Все учебные заведения города: детские сады, школы и университеты приостановили занятия. Начался второй раунд массового тестирования. Районы с заразившимися COVID-19 были закрыты, движение общественного транспорта ограничено.

Новые наказания для нарушителей

Власти Даляня с 12 ноября запретили жителям покидать дома без необходимости, а для нарушителей, покидающих закрытые жилые комплексы, ввели новые наказания.

Любой, кто выйдет на улицу без разрешения, будет наказан, а остальные жители того же многоквартирного дома снова начнут 14-дневный карантин, говорится в уведомлении.

В то же время, если кто-то будет уличён в несоблюдении правил, это будет зафиксировано в системе социального кредита, которая присваивает баллы каждому гражданину Китая. С низким баллом социального кредита человек не сможет пользоваться услугами авиа- и ж/д перевозок.

20 000 студентов и сотрудников университетов закрыли в общежитиях

Число выезжающих из Даляня сократилось на 96,5%, в среднем до 918 человек в день, сообщил 11 ноября местный чиновник по транспорту.

Город с населением 7,5 млн человек ввёл ограничения на работу общественного транспорта и выпустил три уведомления за пять дней, предостерегая жителей от выезда из Даляня по неуважительным причинам.

Более 20 тыс. студентов и сотрудников двух университетов студенческого городка Чжуанхэ закрыли в общежитиях после того, как у трёх работников университетской столовой 4 ноября обнаружили COVID-19, согласно объявлениям официальных сайтов учебных заведений.

На видео и фотографиях в интернете видно, как студентов из общежития отправляют на централизованный карантин после того, как 10 ноября у нескольких из них подтвердился COVID-19.

Далянь — ведущий порт для поставок морепродуктов, а также фруктов и некоторых видов мяса, приказал всем предприятиям, работающим с импортными охлаждёнными и замороженными продуктами, приостановить работу, согласно государственной газете Global Times.

В Китае репрессируют как минимум 3 группы людей, заявил бывший сотрудник Госдепартамента США

В Китае репрессируют как минимум 3 группы людей, заявил бывший сотрудник Госдепартамента США

Эффективность западных вакцин падает до 50% и ниже через 6 месяцев, показало исследование

Эффективность западных вакцин падает до 50% и ниже через 6 месяцев, показало исследование

Правительство готовится ввести QR-коды в самолётах и поездах

Правительство готовится ввести QR-коды в самолётах и поездах

Испытания лекарства от COVID-19 на основе моноклональных антител в России начнутся в 2022 году

Испытания лекарства от COVID-19 на основе моноклональных антител в России начнутся в 2022 году

Препарат от Regeneron может на полгода защитить от СOVID-19

Препарат от Regeneron может на полгода защитить от СOVID-19

Заявления китайского вирусолога о тестировании на антитела сразу удалили из интернета

Заявления китайского вирусолога о тестировании на антитела сразу удалили из интернета

Регионы раскрыли статистику по госпитализации вакцинированных россиян

Регионы раскрыли статистику по госпитализации вакцинированных россиян


Далянь – молодой мегаполис, расположенный на краю Ляодунского полуострова. Омываемый морями и утопающий в зелени, имеющий развитую инфраструктуру и обширную систему развлечений, он прекрасно подходит как для активного, так и для размеренного отдыха. Далянь не относится к числу китайских городов, погружающих в многовековую историю Поднебесной. Здесь практически нет пагод и зданий, выполненных в традиционном стиле, мест, где каждый камень помнит имперские династии, нет того национального колорита, с которым ассоциируется Восток. Зато есть множество других интересных мест, которые точно смогут удивить. О том, что посмотреть в Даляне, читайте в статье.

Современный китайский город Далянь

Зарождение города

Климат и география

Далянь представляет собой гористую местность вдоль Желтого моря (береговая линия составляет 1906 км) с галечными, песчаными и скалистыми пляжами. Горы невысокие – в среднем 500-600 м, а самая высокая точка – пик горы Буюн (1130 м). Субтропическая широта обуславливает умеренный муссонный климат: за счет моря средняя летняя температура не превышает 33 градусов. Растительность Даляня преимущественно находится в горах и холмистой местности, но и центр города полон зеленых насаждений. Благодаря этому каменные джунгли оживают и преображаются. Купальный сезон в Даляне начинается в июне и длится до конца сентября. Температура морской воды в среднем составляет 24 градуса. Лучшие месяцы для посещения: август и сентябрь.

Далянь подходит всем

Желтое море в Даляне

Экскурсии

Отель в виде средневекового замка

При желании можно взять множество интересных экскурсий в Даляне. Для беглого ознакомления с городом идеально подойдет обзорная экскурсия, после которой можно предпринять самостоятельный выезд по главным местам. По отзывам туристов, особенно запоминается посещение лесного зоопарка, океанариума, "Дискавериленда" ("Диснейленда" Даляня), Парка труда, Парка птиц, Музыкальной площади, русской и японской улицы. Незабываемой останется экскурсия по вечернему городу, который зажигается миллиардами огней. Красотой архитектуры можно полюбоваться, глядя на отель в виде средневекового замка близ площади Синхай и католической Церкви Святейшего Сердца Иисуса в восточной части города. Все эти объекты можно посетить по экскурсионной программе или самостоятельно. Так как городской транспорт и система такси в Даляне хорошо развиты, то добраться до всех достопримечательностей будет не сложно.

Даляньский лесной зоопарк

Самым посещаемым туристическим местом Даляня является лесной зоопарк, раскинувшийся в горах южной части города примерно на 7,2 кв. км. Этот самый лучший зоопарк Китая стал домом для 300 видов зверей, пресмыкающихся и птиц. Там можно лицезреть тигров, медведей, лам, панд, жирафов, попугаев, фламинго и т. д. От вольера к вольеру можно перемещаться пешком или на небольшом электромобиле. Канатная дорога переносит посетителей в зону сафари, где содержание животных максимально приближено к их естественной среде обитания. На территории зоопарка проходят представления с участием слонов, обезьян, медведей с собаками. Некоторых животных можно кормить с рук, поэтому перед посещением целесообразно запастись фруктами и овощами.

Настоящий тропический лес воссоздан в Ботаническом саду, расположенном на территории зоопарка. Также есть террариум, детский сад для животных, аттракционы и много других интересных мест. Поэтому если вы думаете, куда сходить в Даляне, в первую очередь отправляйтесь в Лесной зоопарк. Только приезжать желательно к открытию, ведь чтобы обойти весь зоопарк, не хватит даже целого дня, поэтому при входе нужно брать путеводитель, чтобы точно знать, в каком направлении двигаться и что в первую очередь посмотреть.


Представление в Даляньском океанариуме

Даляньский "Диснейленд"

Discovery Land – это одна из самых известных достопримечательностей Даляня, крупный и современный парк аттракционов в 50 км от города, где каждый сможет получить свою долю адреналина. В течение дня проходят различные шоу, но самое красочное, как и в "Диснейленде", оставляется на закуску. Минус парка – это большие очереди на самые захватывающие аттракционы в летнее время года и ограничения по росту для детей: ребенок ниже 140 см сможет прокатиться далеко не на всех горках.

Даляньский Диснейленд

Русская и японская улицы

В туристических целях на улицу приезжают, как правило, китайцы – это такая возможность, не уезжая из страны, проникнуться чужой культурой. Еще одна туристическая улица с иноземным колоритом представляет Страну восходящего солнца. На "Японской улице", как и на "Русской", расположились различные заведения и строения, только выполненные по японским мотивам.

Здание Пароходства КВЖД на

Порт-Артур

Порт-Артур в Даляне

Достопримечательностью Даляня является самая большая площадь восточной Азии Синхай (600 тыс. кв. м). Это живописный оазис в окружении небоскребов. Сердце площади оформлено в виде звезды и украшено мраморной колонной Хуабяо. Это символичное строение имеет высоту 19,97 м и диаметр 1,997 м, что приурочено к возвращению Гонконга в 1997 году. Еще один интересный памятник – огромная раскрытая книга, в которой зафиксированы исторические события города. Центральная аллея украшена камнями из красного мрамора, а параллельно ей тянутся фонтаны и ухоженные газоны. На территории площади Синхай множество скульптур (особенно спортивных, ведь Далянь позиционирует себя как спортивный город) и всевозможных развлечений.

Центр площади

Каждый год на площади устраиваются фестивали, выставки, праздничные мероприятия. К западу от площади расположен парк Синхай с пляжем. Там можно покататься на колесе обозрения и других аттракционах, прыгнуть с тарзанки, посетить еще один океанариум, отдохнуть в кафе и посмотреть на то, как китайцы проводят досуг: кто-то танцует, кто-то поет, а кто-то занимается гимнастикой. При желании можно присоединиться.

Популярные площади и парки

Самыми красивыми местами в Даляне, помимо перечисленных выше, считаются следующие природные и рукотворные оазисы:

6 каменных тигров в

Женская конная полиция

Перечислить все достопримечательности Даляня, точнее, его площади, очень сложно, ведь их в городе и пригороде более 50. Каждая площадь отличается своим неповторимым стилем и атмосферой, и это делает Далянь не похожим ни на один китайский город.

Вывод

Пляжи в Даляне

В архитектуре города смешалось несколько культур, отражающих прошлое страны: есть традиционные китайские строения, а также здания, выполненные в русском, японском и европейском стилях. По количеству площадей и парков Далянь превосходит другие города Китая, чтобы все обойти, обычной недельной или двухнедельной поездки явно будет мало. Город-сад имеет хорошо оборудованные пляжи с чистейшей водой, прекрасно развитую инфраструктуру и систему развлечений. Он считается относительно недорогим местом отдыха, что никак не влияет на качество услуг и условия проживания.

Команда Далянь Профессионал выиграла лишь 1 из последних 5 встреч в "Супер Лига Китая" против команды Шанхай Порт.

Когда Далянь Профессионал лидирует 1-0 дома, они побеждают в Далянь Профессионал% своих матчей.

Вэй Ву получил больше всего желтых карточек (8) в Далянь Профессионал. Шиюань Ян получил 6 в Шанхай Порт.

Обе команды проиграли их последние матчи.

В их последнюю встречу команда Шанхай Порт победила в 3 гол(а).

Далянь Профессионал без побед в последних 5 играх.

Среднее количество голов за первый тайм в стречах между Далянь Профессионал и Шанхай Порт - 1.8.

Команда Шанхай Порт проиграла лишь 1 из последних 5 встреч в "Супер Лига Китая" против команды Далянь Профессионал.

У команды Далянь Профессионал серия из 2 матчей с 0 забитых мячей.

Маркус Даниэльссон лучший бомбардир Далянь Профессионал с 4 голами. Рикардо Лопес забил 8 раз за Шанхай Порт

Далянь Профессионал выигрывает первую половину матча в 25% случаев, Шанхай Порт выигрывает в 29%.

Победителем прошлой встречи была команда Шанхай Порт.

Когда Шанхай Порт проигрывает 1-0 на выезде, они побеждают в Шанхай Порт% своих матчей.

Недавнее выступление команды Шанхай Порт в "Супер Лига Китая" лучше, чем у команды Далянь Профессионал.

Среднее количество голов во встречах между командами Далянь Профессионал и Шанхай Порт - 3.6.

Выездная статистика Шанхай Порт в сезоне 1-3-0

Далянь Профессионал выигрывает первый тайм в 25% матчей, Шанхай Порт выигрывает в 29% матчей.

Из последних 5 встреч команда Далянь Профессионал выиграла 1, команда Шанхай Порт выиграла 4, 0 ничьи.

Когда Далянь Профессионал проигрывает 0-1 дома, они побеждают в Далянь Профессионал% своих матчей.

Шанхай Порт не проиграл ни в одном из последних 9 выездных матчей.

Шанхай Порт's performance of the last 5 matches is better than Далянь Профессионал's.

Далянь Профессионал забивает 0.69 гола, играя дома, а Шанхай Порт забивает 1.29 гола, играя на выезде (в среднем).

Команда Шанхай Порт проиграла лишь 1 из последних 5 встреч против команды Далянь Профессионал (во всех соревнованиях).

Когда Шанхай Порт лидирует 0-1 на выезде, они побеждают в Шанхай Порт% своих матчей.

Шанхай Порт не проигрывает в последних 4 играх.

Обе команды не выиграли свой последний матч в "Супер Лига Китая".

Далянь Профессионал забивает 0.4 гола за матч против команды Шанхай Порт, а Шанхай Порт забивает 3.2 гола против команды Далянь Профессионал (в среднем).

Далянь Профессионал без побед над Шанхай Порт в последних 3 играх.

Далянь Профессионал пропускает в каждом из последних 6 матчах.

Далянь Профессионал не забивает в 2 из их 5 домашних матчах в Супер Лига Китая в этом сезоне

Во время последних 11 встреч, команда Далянь Профессионал выиграла 3 раз, 3 раз сыграла вничью, в то время как команда Шанхай Порт выиграла 5 раз. Разница забитых и пропущенных голов 25-11 в пользу команды Шанхай Порт

Шанхай Порт не забивает в 1 из их 5 выездных матчах в Супер Лига Китая в этом сезоне


Японские войска вступают в Китай

В стратегическом плане сражение при Ялу закончилось вничью — оно не повлияло на дальнейшие действия сторон, как если бы ни китайского, ни японского флотов в Жёлтом море не было. Сражение при Пхеньяне было выиграно японской армией без участия флота: в день сражения при Ялу японские войска вступили в будущую столицу Северной Кореи. Далее последовал двухнедельный 170-километровый марш на север. 4 октября передовой японский отряд генерала Нодзу занял Йонгчен, а на следующий день — Виньцзы на левом берегу реки Ялу.


Затем опять наступило трёхнедельное затишье — японцы подтягивали свои силы к нижнему течению Ялу, за которой лежала территория Китая. В этих действиях флот играл важную роль: в устье реки Тэдонган японцы организовали манёвренную базу и по морю доставляли сюда войска и припасы напрямую из Японии. Эскадра адмирала Ито охраняла эти перевозки, но китайский флот Дин Жучана не пытался им препятствовать: он стоял в Порт-Артуре, продолжая ремонтировать повреждённые корабли. Специальным указом правительства зона его действий была строго ограничена линией, проведённой между Вэй-хай-Вэем и устьем Ялу.

​Общий ход японо-китайской войны 1894–1895 годов. Морской атлас. Том III - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Общий ход японо-китайской войны 1894–1895 годов.
Морской атлас. Том III

25 октября войска 1-й японской армии маршала Ямагаты (28 000 человек) переправились через Ялу, наведя понтонный мост. 26 октября после короткого боя японцы заняли Тюренчен. Одновременно с этим наступлением японское командование запланировало удар с моря — высадку подготовленной в метрополии 2-й армии генерала Оямы прямо у основания Ляодунского полуострова для блокады и взятия Порт-Артура.

Высадка на Ляодунском полуострове

Как и большинство морских крепостей, Порт-Артур был хорошо защищён с моря и гораздо хуже — с суши. К тому же, во второй половине сентября его штатный гарнизон, состоявший из 13 батальонов (6500 солдат), был направлен в Корею, а в крепости остались только 6 рот. Лишь в начале ноября в крепость прибыл новый гарнизон, состоявший из 6 батальонов — его солдаты совершенно не знали местности, были плохо обучены и не горели желанием сражаться. Вдобавок 18 октября Бэйянский флот, закончив ремонт кораблей, отбыл из Порт-Артура в Вэй-хай-Ваэй. Так сильнейшая крепость Китая оказалась практически беззащитной перед врагом.

Уже 16 октября прибывавшие из Японии транспорты со 2-й армией генерала Оямы начали сосредотачиваться в устье реки Тэдонган — всего здесь собралось около 50 пароходов. Проблемой был выбор места высадки: оно должно было находиться в достаточном удалении от мест сосредоточения китайских войск — и от устья Ялу, и от Порт-Артура (точнее, Цзиньчжоу рядом с бухтой Дялянь-ван). Однако море вдоль всего восточного берега Ляодунского полуострова мелководно, и здесь нет мест, где пароходы с войсками могут подойти близко к берегу. Адмирал Ито предлагал высаживаться в Бицзыво (Петцево), ближе к Даляню, где была меньше волна и место удобнее для действий флота; генерал Ояма требовал высадки у Хуа-юань-Коу (на русских картах — Коенко) в 15 милях севернее, где от места стоянки пароходов до берега было всего 3 мили. В итоге первый эшелон десанта из 8 транспортов под конвоем флота вышел к месту высадки только 23 октября. Остальные эшелоны должны были прибывать по очереди, чтобы объём высаживающихся войск не превышал количества заготовленных высадочных средств (150 шлюпок и 15 паровых катеров).

Высадка началась утром 24 октября, то есть ещё до форсирования японскими войсками реки Ялу. Она оказалась сложнее, чем ожидал Ито, поскольку полоса отлива в этом месте достигала 1 км. Выгрузка артиллерии и повозок началась только 28 октября — для этого пришлось соорудить пристань длиной свыше 200 м. К тому же, войскам не хватало пресной воды. Однако стояла хорошая погода, боеспособных китайских войск в Порт-Артуре не было, а Бэйянский флот бездействовал в Вэй-хай-Вэе. 25 октября два японских крейсера провели разведку этой базы, но близко не подходили и боя не приняли, поэтому так и не узнали, что китайский флот находится здесь целиком.

​Ляодунский полуостров. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг. - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Ляодунский полуостров.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Захват Цзиньчжоу и Порт-Артура

В первых числах ноября, ещё не завершив высадку всех сил 2-й армии, генерал Ояма двинулся к Цзиньчжоу, одновременно направив три батальона к Фучжоу для прикрытия от возможной атаки китайских войск с севера. 5 ноября японские авангарды подошли к Цзиньчжоу, одновременно наблюдатели сообщили о сосредоточении китайских войск на севере, поэтому генерал Ояма, не дожидаясь сосредоточения всей армии, атаковал укреплённые позиции под Цзиньчжоу имеющимися силами (около 7000 солдат 1-й пехотной дивизии).

Порт-Артур был блокирован, но Ояма не торопился — теперь он имел в своём распоряжении прекрасную гавань Далянь-ван и ожидал сосредоточения остальных сил (прежде всего осадной артиллерии). Лишь 20 ноября японцы обложили Порт-Артур по линии северных укреплений, и Ояма отправил коменданту крепости генералу Вэю ультиматум о сдаче.

Китайцы отказались, и утром 21 ноября армия Оямы силой 16 пехотных батальонов и 2 эскадронов кавалерии после получасового артобстрела атаковала внешние редуты Порт-Артура. К 11 часам они были захвачены, а к вечеру того же дня японцы заняли весь Порт-Артур. Крупные японские корабли не рискнули приблизиться к крепости, хотя миноносцы совершили отвлекающую атаку (по некоторым данным, потопив два китайских парохода). Береговая артиллерия была развёрнута для контрбатарейной стрельбы, но её огонь по японским осадным орудиям успеха не имел.

​Взятие Порт-Артура 20–21 ноября 1894 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг. - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Взятие Порт-Артура 20–21 ноября 1894 года.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

На Мукденском направлении японские атаки были отбиты — более того, войскам генерала Нэ Шичана удалось достичь ряда локальных успехов. На приморском направлении дела у японцев шли гораздо лучше: 12 декабря их 1-я армия заняла Хайчен, а 10 января передовые отряды 2-й армии вошли в Гайпин на подступах к Инкоу. Теперь весь юг Маньчжурии оказался под японским контролем.

К этому времени ударили сильные морозы, и боевые действия стали затруднительны. Вдобавок китайские власти начали сосредоточение к западу от Ляодунского залива огромной 200-тысячной армии. И хотя значительная её часть ещё не была вооружена, дальнейшее зимнее наступление на Шанхай-гуань и Пекин не сулило японцам никаких перспектив.

Высадка на полуострове Шаньдун

​Залив Вэй-хай-Вэй. Японская морская карта 20-х годов. tsushima.su - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Залив Вэй-хай-Вэй. Японская морская карта 20-х годов.
tsushima.su

Военный порт располагался на острове Лю-Гун; проходы в бухту по обе стороны от острова прикрывались минами и боновыми заграждениями. На обоих берегах бухты располагалось по пять фортов (точнее, береговых батарей), разделённых на Южную и Северную группы (Нань-бан и Бэй-бан). Ещё четыре форта находилось на острове Лю-Гун, и один (с орудиями на скрывающихся станках) — на маленьком острове Цзи. Всего главная китайская база имела 92 орудия калибром от 70 до 280 мм (по другим описаниям — 61 орудие крупного калибра), её гарнизон состоял из 8000–9000 солдат. Самые современные орудия располагались на островах. В отличие от Порт-Артура, Вэй-хай Вэй совершенно не имел укреплений для обороны с суши: никто не думал, что у Китая появится противник на материке.

​Схема военно-морской базы Вэй-хай-Вэй. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг. - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Схема военно-морской базы Вэй-хай-Вэй.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

14 января транспорты с 3-й армией прибыли в бухту Далянь-ван, где на них была погружена осадная артиллерия 2-й армии, а также одна бригада из её состава. На разведку к Вэй-хай-Вэю был выслан крейсер, который вернулся 16 января и донёс, что Бэйянский флот всё ещё стоит в бухте, не собираясь выходить в море.

В тот же день первый эшелон десантного соединения в составе 19 транспортов и множества мелких шлюпок и джонок вышел из Далянь-вана под прикрытием всего соединения адмирала Ито. В ночь на 20 января он начал высадку в бухте Жуньчен на крайней восточной оконечности Шаньдуна. Погода была отвратительной: шёл густой снег, мороз достигал 19°, борта, палубы и снасти кораблей покрывались ледяной коркой. Стоявшему на берегу небольшому китайскому отряду при четырёх пушках удалось отразить первую волну десанта, после чего японские корабли обстреляли берег. Китайцы отступили, и высадка продолжилась. Захватив участок берега, японцы оборудовали здесь плавучий причал для непосредственной разгрузки кораблей, а также приступили к постройке сооружений для временной базы.

​Северо-восточная часть полуострова Шаньдун. Американская карта 1954 года. tsushima.su - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Северо-восточная часть полуострова Шаньдун. Американская карта 1954 года.
tsushima.su

В последующие дни выгрузка 3-й армии продолжалась; один отряд (2-я бригада генерала Ниси) был высажен в бухте Нинхай к западу от Вэй-хай-Вэя, чтобы перехватить прибрежную дорогу на Пекин. Теперь главная база Бэйянского флота оказалась блокирована с двух сторон. Корабли Дин Жучана бездействовали, в то время как адмирал Ито держал у входа в бухту Вэй-хай-Вэй постоянный дозор.

Начало осады Вэй-хай-Вэя и падение береговых фортов

К 25 января основная часть 3-й армии высадилась в бухте Жуньчен и на следующий день начала продвижение к Вэй-хай-Вэю. Одновременно с запада сюда же двинулась бригада Ниси из Нинхая. 27 января японские авангарды вышли к бухте Янцзявань в южной части залива Вэй-хай-Вэй и попытались сходу атаковать южные форты, но были отбиты.

Тем временем основные силы японского флота собрались восточнее Вэй-хай-Вэя возле острова Цзимин. Адмирал Ито с английским кораблём отправил Дин Жучану письмо, призывая того сдаться, обещая награду и убежище в Японии. Дин не ответил, и 30 января японские войска атаковали южную группу фортов.

​Блокада и взятие Вэй-хай-Вэя. Морской атлас. Том III - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Блокада и взятие Вэй-хай-Вэя.
Морской атлас. Том III

К часу дня 30 января все пять южных фортов были захвачены — причём на одном из них (том, что был дальше от входа в бухту) находилась станция управления крепостным минным заграждением, закрывавшим восточный вход в залив. Часть тяжёлых орудий китайцы успели взорвать. В этом бою японцы потеряли 115 человек убитыми и ранеными.

Атаки японских миноносцев 4 и 6 февраля

Однако самое трудное оказалось впереди. Китайцы всё ещё удерживали форты на островах, а в гавани стоял их флот, который отказался сдаваться, хотя уходить ему было некуда. Уже 3 февраля атакой миноносцев японцам удалось разрушить часть бона у южного берега залива. В ночь на 4 февраля их миноносцы, пройдя через брешь, атаковали китайский флот. Это была первая в мире массовая атака миноносцами боевых кораблей.

Пока две канонерки вели отвлекающий огонь по большим кораблям, два минных отряда (1-й и 2-й) по 5 миноносцев в каждом прокрались вдоль южного берега, рассчитывая миновать линию заграждения около трёх часов ночи (одновременно с заходом луны) и атаковать корабли в заливе, ориентируясь по их огням. Но ещё до линии заграждения три миноносца (№8, №14 и №21) выскочили на камни, а один (№18) не нашёл проход в бонах и был вынужден вернуться. В гавань Вэй-хай-Вэя проникло только шесть миноносцев. Дозорная линия из малых китайских кораблей и шлюпок обнаружила врага ещё до того, как тот приблизился на дистанцию торпедного выстрела, и в гавани началась беспорядочная стрельба из малокалиберных пушек.

​Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 4 февраля 1895 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг. - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 4 февраля 1895 года.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

​Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 6 февраля 1895 года. Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг. - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Атака японскими миноносцами китайских кораблей в ночь на 6 февраля 1895 года.
Н. Нозиков. Японо-китайская война 1894–1895 гг.

Китайский флот гибнет на якоре

8 и 9 февраля, продолжая бомбардировку, адмирал Ито начал подготовку к прорыву в залив. Для этого требовалось уничтожить боновое заграждение в восточном проходе, прикреплённое якорями ко дну. Эта работа с помощью корабельных катаров и баркасов началась в ночь с 8 на 9 февраля, но в следующие дни её пришлось прекратить из-за вновь начавшейся снежной бури.

Капитуляция Вэй-хай-Вэя

Оба острова ещё держались, повреждения фортов были незначительны, но боевой дух китайских солдат постепенно снижался. Кроме того, Дин Жучану стало ясно, что рано или поздно его оставшиеся корабли будут расстреляны с берега. Вечером 11 февраля он получил от Ли Хунчжана телеграмму: чжилийский наместник сообщал, что подкреплений прислать не сможет, и советовал Дину прорываться в какой-то другой порт.

​Капитуляция командования китайского флота после битвы за Вэй-хай-Вэй. Патриотический лубок художника Мидзуно Тосиката. Фото из Музея изящных искусств в Бостоне - Японо-китайская война на море: триумф Страны восходящего солнца | Warspot.ru

Капитуляция командования китайского флота после битвы за Вэй-хай-Вэй. Патриотический лубок художника Мидзуно Тосиката. Фото из Музея изящных искусств в Бостоне

Завершение войны

Бэйянский флот прекратил своё существование, но война ещё не кончилась. 4 марта 1-я армия двумя дивизиями атаковала и заняла Нючжуан, на следующий день бригада генерала Ноги (из 2-й армии) заняла порт Инкоу с его фортами, а 9 марта японские войска заняли Тяньчжуантай, выйдя на линию реки Ляохэ. На этом кампания в Маньчжурии прекратилась, а 19 марта в Симоносеки для переговоров о перемирии прибыл Ли Хунчжан, получивший полномочия от императорского двора.

Тем временем эскадра адмирала Ито направилась на юг — к острову Формоза (Тайвань). 23 марта японцы обстреляли укрепления острова Пэнху (Пескадорские острова), а 24-го высадили там десант. Затем последовала высадка на Формозу, 27 марта японский десант без сопротивления занял китайский порт Хайчжоу к югу от Шаньдунского полуострова.

Установление контроля над Формозой затянулось до мая, однако уже 17 апреля в Симонесеки был подписан мирный договор, по которому Китай признавал полную независимость Кореи, уступал Японии Ляодунский полуостров с Порт-Артуром, а также Формозу и Пескадорские острова. Кроме того, Китай должен был выплатить Японии контрибуцию в 200 млн лян (1067 млн франков или 42 млн фунтов). До уплаты половины контрибуции Вэй-хай-Вэй оставался в руках японцев.

Однако против такого соглашения внезапно выступили европейские державы, причём принадлежавшие к разным политическим блокам, — Россия, Франция и Германия. Они заставили японцев отказаться от Ляодуна взамен на дополнительные 70 млн лян контрибуции. На выплату контрибуции Россия и Франция предоставляли Китаю кредит в 400 млн франков, Англия — в 16 млн фунтов. 8 мая 1895 года Симонесекский мир был подписан. Впрочем, Порт-Артур и Вэй-хай-Вэй Китаю всё равно не вернулись: в 1898 году первый был передан в аренду России, а второй — Британии.

Решающую роль в исходе войны сыграл японский флот: он не только смог защитить перевозки войск в Корею, но и обеспечил высадку двух армий на Ляодунском и Шаньдунском полуостровах — там, где китайское руководство не ожидало появления врага. Японцы доказали, что умеют не только воевать, но и блестяще решать проблемы с логистикой. Китайские моряки были упорны, но японцы показали себя более подготовленными и умелыми, а их руководство училось на своих ошибках и использовало любую возможность для достижения результата.

Читайте также: