Когда откроют пролив босфор

Обновлено: 18.09.2024


Путешествуя по разным странам, каждый турист хочет увидеть самые красивые места и захватывающие дух пейзажи. Отдых в этом случае будет запоминающимся. Одной из самых популярных туристических стран является Турция. Здесь есть множество достопримечательностей. Однако пролив Босфор в Стамбуле заслуживает особого внимания. Какая прогулка ждет путешественников по этому великолепному проливу, интересные факты и отзывы - все это будет рассмотрено далее.

Общее описание

Стамбул и Босфор (фото представлено далее) являются двумя частями одного целого. Они неразделимы.

Туры по Босфору

Если упоминается одно из этих названий, в памяти всплывает сразу и второе. Стамбул является древней столицей трех империй. Это такие могучие государства, как Византия, Древний Рим, а также Османская империя. Этот город стоит на рубеже восточной и западной цивилизаций. Их культура, колорит здесь неразрывно связаны и затейливо переплетены.

Географическая справка

Красивые пейзажи Босфора

Босфорский пролив соединяет Черное и Мраморное море. Через пролив Дарданеллы водоем сообщается со Средиземным и Эгейским морями. Поэтому через пролив регулярно ходят торговые, нефтяные суда и круизные, пассажирские лайнеры.

Вода в нем солено-опресненная. Она перемещается через пролив из Черного в Мраморное море. Далее воды попадают в Средиземное море. Это уникальная водная система. Речная долина очень старая. Она затоплена водой из моря. При этом здесь существует два противоположных течения. Нижнее несет в себе соленую воду. Верхнее течение опресненное.

Вид на Босфор в Стамбуле столь живописен, что туристы не могут удержаться от возможности сфотографироваться на фоне этой природной достопримечательности. Водные прогулки здесь очень популярны. При этом история пролива, его мостов очень интересна. Этот водоем формировался много десятков лет.

Первый мост

Одной из главных достопримечательностей является Босфорский мост. Он имеет долгую интересную историю. Существует здесь еще один мост. Он более современный. Называется он Мостом Султана Фатиха. Через Босфор был недавно построен и третий мост.

Мост в Стамбуле

Чтобы осуществить свои грандиозные планы, Дарий приказал жителю Самоса, которого звали Мандрокл, построить здесь временный мост. Древний инженер справился с поставленным перед ним заданием. Он связал несколько тысяч лодок, связанных канатами, понтон. Это было грандиозное для этого времени сооружение. Оно имело огромные размеры.

Мост по Босфору в Стамбуле сегодня, конечно, значительно отличается от древних конструкций. Однако попытки человечества придумать сухопутную переправу через пролив впечатляют. По первому древнему мосту-понтону армия из 70 тысяч полностью экипированных воинов смогла пройти на другой берег. Конструкция просуществовала недолго. На другую сторону люди могли добраться только на лодках.

Последующее проекты

Мост через Босфор

В этот период создавалось множество инновационных проектов по индустриализации Стамбула. Одним из них стал план постройки первого транспортного пути через Босфор. Это был подвесной мост, примером для постройки которого стала конструкция в Сан-Франциско. Однако и в это время проект остановился на стадии разработки. Он так и не был создан.

Строительство моста

Прогулки по Босфору

Над созданием моста работали 35 известных высококвалифицированных инженеров, а также 400 строителей. Процесс затянулся на 3 года. Строительство обошлось правительству Турции в более 200 млн долларов. Открытие первого моста было отпраздновано 29.10.1073. Эта дата совпала с полувековым юбилеем Турецкой республики.

Длина моста через Босфор (Стамбул) такова, что позволила занять сооружению 13 место в рейтинге подобных построек в мире. Открытие его стало грандиозным событием. Оно было настолько важным для страны, что на церемонию празднования этого события приехал президент республики Фахти Кортюк лично. Также на открытии моста присутствовал премьер-министр Мехмет Наим Талу.

Особенности моста

Следует сказать, что впоследствии были построены и другие мосты через Босфор. Но первое сооружение оказалось самым грандиозным. Его пропускная способность остается самой большой и сегодня. В сутки через него проходит более 200 тыс. машин. Через мост перевозят за это время более 600 тыс. пассажиров. Длина моста составляет 1560 м, а основного пролета – 1074 м. Ширина этого грандиозного сооружения составляет 33 м. От воды до проезжей части расстояние составляет 64 м. Высота моста через Босфор в Стамбуле составляет 165 м. Это расстояние определяется в наивысшей точке сооружения.

Круиз по Босфору

Проезд по мосту сегодня платный. Пешеходы сюда не допускаются. Пересечь мост можно исключительно на транспорте.

Вместе с сооружением этого великого моста была достигнута цель не только правительства Турции, но и многих жителей и гостей этой страны. Великие правители Древности могли только мечтать о постройке столь масштабного объекта. Современные технологии позволили претворить планы, вынашиваемые годами, в жизнь.

Мост позволяет за несколько минут добраться из одной части света в другую. Так как ранее подобных конструкций пролив не видел, сооружение было названо первым Босфорским мостом. Он имеет по 3 полосы для перемещения транспорта в обе стороны. Одна из них отведена для аварийных служб. Это не только уникальная, но и красивейшая конструкция пролива.

Мосты

Туристы утверждают, что на эти мосты стоит посмотреть в вечернее время. Они ночью особенно прекрасны. Мосты подсвечиваются огромным количеством лампочек. Это придает им особый романтический шарм и очарование.

Относительно недавно было принято решение о строительстве третьего моста через Босфор. Он называется Мостом Султана Селима Грозного. Строительство было начато в 2013 году. Конструкция была возведена в 2016 году. Открытие движения состоялось 26 августа 2016 г. Эта конструкция находится севернее Стамбула. В 2017 году строение было переименовано. Ныне оно называется Мостом Султана Селима Явуза. Он является частью Северной мармарийской окружной дороги.

Конструкция является комбинированной. Одну ее часть поддерживают ванты, а другую – ванты и тросы. В середине мост подвешен на тросах. Это самый широкий висячий мост в мире. Здесь предусмотрено всего 8 полос для движения транспорта. Также здесь проложено 2 колеи для передвижения поездов. Рекордной также является высота пилонов. Она составляет 322 м.

Тоннели

Длина Мармарийского тоннеля составляет 9,8 км. Подводная часть составляет 1,4 км. Тоннель расположен на разной глубине. Здесь проходят железнодорожные транспортные средства. В самом глубоком месте тоннель находится от поверхности на 60 км.

Евразийский тоннель залегает на глубине 106 км. Этот тоннель предназначен для автобусных и автомобильных перевозок. Грузовой транспорт сюда не допускается.

Достопримечательности

Достопримечательности Босфора

Прогулка по Босфору в Стамбуле будет незабываемой. На одном из прогулочных катеров можно осмотреть оба его берега. Плотность населения здесь достаточно большая. Можно составить маршрут самостоятельно, опираясь на расписание городских кораблей.

Одним из часто посещаемых туристами мест является Девичья башня. Она находится на небольшом островке. Здесь пролив соединяется с мраморным морем. Дворцовые комплексы, шикарные виллы времен Османской империи находятся практически у самой воды. Сегодня это самые роскошные отели Стамбула.

В самом узком месте пролива с обеих его сторон стоят друг напротив друга две крепости. Это Румели Хисары и Анадолу Хисары. Архитектура завораживает. Эффектными пейзажами любят наслаждаться многочисленные туристы.

Бухта Халич

Прогулку по Босфору в Стамбуле рекомендуется дополнить посещением бухты Золотой Рог. Ее еще называют Халич. Она расположена на европейской части пролива. Здесь некогда существовал великий город древности Византия. Он также был столицей Римской империи. Также город называли Константинополем.

Любимым местом туристов здесь является рыбацкие лодки, на которых готовят только что пойманную рыбу. Местным деликатесом является балык-экмек. Это барабулька, которая подается с хлебом. Также пользуется популярностью среди туристов жареная хамса.

Строительство канала

По словам Эрдогана, стоимость проекта составит 15 млрд долларов, строительство займет шесть лет.

Первым будет построен мост через новый канал. Всего планируется построить шесть мостов. Канал пройдет к западу от Стамбула.

"Сегодня мы открываем новую страницу развития Турции, закладывая первый камень в строительство первого моста через канал "Стамбул", который будет иметь длину 45 километров и минимальную ширину 275 метров и глубину 21 метр. Желаю, чтобы он принес благо Стамбулу, Турции и всему нашему народу", - заявил турецкий лидер на церемонии, которая транслировалась в его "Твиттере".

По замыслу турецких властей, новый канал должен будет разгрузить переполненный Босфор.

Однако критики проекта утверждают, что после ввода в эксплуатацию нового пролива на судоходство в нем могут не распространяться положения конвенции Монтрё о статусе турецких проливов Босфор и Дарданеллы, и транзит судов будет полностью под контролем турецкой стороны.

Автор фото, Turkish Presidency/Anadolu Agency

Кроме того, высказываются опасения, что строительство может иметь негативные экологические последствия.

Мост - первый из шести

Мост, первый камень в основание которого символически заложил Эрдоган, будет 1618 метров длиной, с главным пролетом в 440 метров, а высота башен-опор, на которые его подвесят, составит 196 метров.

По мосту будет проходить восьмиполосное шоссе - по четыре полосы в каждую сторону.

Всего через канал, который отрежет Стамбул от европейской части Турции, по планам будут построены шесть мостов.

Прорыть канал пропускной способностью в 185 судов в сутки и построить всю инфраструктуру вокруг него турецкие власти надеются удивительно быстро: уже к 2025-2026 годам.

Споры о цене

Эрдоган оценил строительство канала в 15 млрд долларов (в том числе 1,4 млрд - на мосты), но, как напоминает британская газета Guardian, на недавней конференции во Франции девелоперы оценили реальную итоговую стоимость проекта в 65 млрд долларов.

Автор фото, Reuters

В июне в Турции прошли массовые протесты против строительства канала

"На самом деле это невозможно. Даже для этой власти, которая помешана на строительных проектах. Строительство займет, наверное, лет двадцать, и в процессе будет полностью уничтожен бассейн водосбора Мраморного моря", - считает турецкий эксперт вашингтонского Института Ближнего Востока Ёрюк Ишик.

"К тому же, на этот проект нет финансирования. Даже турецкие банки откажутся, сославшись на проблемы с окупаемостью и экологией. Это что-то из области фантазий о грандиозных проектах XIX века. Неспроста сейчас уже никто ничего такого не строит", - говорит эксперт.

Споры об экологии

Критики проекта, в том числе и власти Стамбула, которым правит оппозиция, говорят, что канал разрушит водную систему региона.

"Он будет иметь огромные и необратимые последствия для экосистемы и общества не только Стамбула, но и всего региона Мраморного моря. Будет потеряно до 13% от нынешнего объема используемой людьми пресной воды, но что еще опаснее - будет засаливание грунтовых вод и почвы, потому что по каналу соленая вода пойдет из Черного моря в Мраморное", - утверждает эксперт по водным ресурсам из аналитического Стамбульского центра политики доктор Акгюн Ильхан.

Мэр Стамбула, политический противник Эрдогана Экрем Имамоглу, сказал на этой неделе журналистам, что не может спать ночами из-за мыслей о проекте канала.

Автор фото, Getty Images

Когда о проекте канала было впервые объявлено в 2011 году, правительство Эрдогана объясняло, что Босфор перегружен. Но с тех пор благодаря строительству супертанкеров и трубопроводов движение по проливу сократилось на 10%

"Если этот проект будет завершен, первое, что приходит на ум - право будущих поколений на жизнь в здоровой среде. Если она будет потеряна, никакие деньги ее не вернут", - цитирует Имамоглу газета Guardian.

В начале апреля более 100 бывших офицеров флота Турции подписали открытое письмо против планов Эрдогана прорыть канал. Через несколько дней 10 отставных адмиралов из числа подписавших письмо были арестованы.

Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын заявил тогда, что эта критика президента со стороны военных напоминает о временах путча и что турецкий народ и его представители не допустят сохранения такой ментальности среди военных.

Споры о конвенции Монтрё

Критики проекта - в том числе и морские офицеры - предостерегают, что, коль скоро новый канал не будет подпадать под международную конвенцию Монтрё, регулирующую проход по Босфору и Дарданеллам, то Турцию могут ждать неприятности на международном уровне.

Согласно конвенции, подписанной еще в 1936 году в швейцарском городе Монтрё, гражданским судам всех стран гарантирована полная свобода прохода через проливы и в мирное, и военное время, но зато ограничен проход военных кораблей.

Страны Черного моря - Болгария, Румыния, Украина, Россия и Грузия - могут проводить военные корабли через пролив почти свободно (только в светлое время суток и извещая турок заранее), для всех остальных же установлен лимит: в Черное море могут проходить корабли водоизмещением не больше 30 тысяч тонн, и проводить там они могут не более 21 суток.

Кроме того, Турция вправе совсем закрыть проливы для военных кораблей в случае войны или угрозы ее безопасности.

Босфор и Дарданеллы – это два пролива, которые последовательно соединяют Черное, Мраморное и Эгейское моря. Они имеют важнейшее экономическое и стратегическое значение для ряда стран, потому что дают прямой проход из внутренней акватории Черноморского региона. Через проливы можно попасть в Средиземное море и далее в океанические воды.


Босфор

Босфор находится в северо-западной части Турции или юго-восточной оконечности Черного моря. Фактически пролив отделяет Малую Азию от Европы, являясь самым узким межконтинентальным проливом на планете. Максимальное расстояние между берегами составляет всего 3,7 км, а минимальное не превышает 700 метров. Длина пролива оценивается в 30 км, а глубина фарватера варьируется в диапазоне 36-126 м.

Одной из особенностей Босфора является расположение города. По обеим сторонам пролива находятся части города Стамбул, который в прошлом носил название Константинополь. Это единственный город, который географически одновременно находится и в Европе, и в Азии.


В 1975 году группа болгарских водолазов нашла у мыса Калиакра древний якорь. Он принадлежал критскому кораблю, который затонул недалеко от нынешней территории Болгарии. После изучения находки, ученые установили, что якорь пролежал на морском дне около 3500 лет.

Крит был величайшей морской державой своего времени. Именно его жители первыми освоили неспокойные воды Средиземного моря, и прошли через опасные воды Босфора.

Дарданеллы

Пролив Дарданеллы находится в юго-западной части Мраморного моря, открывая проход в Эгейское море. Он разделяет Балканский полуостров и турецкую часть Азии. Длина пролива составляет 120 км, а ширина варьируется от 1,3 до 27 км. Хотя по данным, указанным в Большой советской энциклопедии, ширина не превышает 18,5 км. Глубина безопасного судоходства меняется от 29 м в европейской части до 153 м возле азиатского берега.

В древние времена пролив носил название Геллеспонт, в честь дочери царя Фессалии, которая по легенде утонула здесь во время переправы. Впоследствии пролив переименовали по имени одного из сыновей Зевса — Дардана, который основал город Дарданию. В нем обитало племя дарданов, сейчас более известных как троянцы.

Пролив Дарданеллы известен уже много столетий. Еще в XII веке до н.э. эта местность была ареной для Троянской войны, в ходе которой легендарный город был захвачен греками. Впоследствии пролив упоминается в различных документах, чаще всего в связи с различными войнами. Стратегически важное расположение делало его захват приоритетным направлением во многих конфликтах.


Сейчас Черноморские проливы находятся под суверенитетом Турции. Принятая в 1936 году Конвенция Монтрё положила конец открытой вражде и попыткам захвата региона. Соглашение не дает ни одному государству монополию на пропуск кораблей, они открыты для прохода торговых судов всех стран. Военные суда во внутреннюю акваторию допускаются, но командование вынуждено подчиняться ряду условий и ограничений.

Чтобы понять, что история, о которой мы будем говорить, знакома абсолютно каждому, скажем, что все началось с последнего ледникового периода. Начался он 30 миллионов лет назад, но нам это ни о чем не говорит. Нам важно знать, когда он закончился. А закончился он около 10 тысяч лет назад. Перед тем как поверхность земли стала постепенно освобождаться от ледяного покрова, картина мира выглядела следующим образом:


Вся северная часть земного шара, находящаяся за пределами черной черты (на карте), была покрыта льдом (приблизительный охват земной поверхности). Итак, около 10 тысяч лет назад началось потепление. Медленно, но верно океанические льды стали превращаться в водный поток, уровень мирового океана начал повышаться и одним из следствий этого процесса как раз стал пролив Босфор.

В 1996 году два американских ученых из Колумбийского университета Уильям Райан и Уолтер Питмен разработали, так называемую, теорию черноморского потопа (который, кстати говоря, частично лег в основу легенды о всемирном потопе, Ноевом ковчеге и т.д. и т.п.). Согласно этой теории Босфор образовался как пролив 7500 – 5000 лет назад, в результате (своего рода) цепной реакции водного потока. Из-за таяния льдов уровень Атлантического океана значительно повысился. Эстафету в свою очередь перехватило Средиземное море и хлынувшие в его просторы воды Атлантики, повысили его уровень на 120 метров. Каждый из нас бегал хотя бы раз в жизни стометровку, попробуйте повернуть эту дистанцию вертикально и вы во всей красе представите себе то, что произошло со Средиземным морем. Благо, что большая часть воды ушла не на затопление суши, а на дозаполнение огромного резервуара Средиземного моря.

Однако довольно большая часть суши все же оказалась под водой. Поток Средиземного моря хлынул в направлении Мраморного моря по узкой полосе суши и в конечном счете слился с ним воедино. Так образовался пролив Дарданеллы. Но на этом путешествие сумасшедшего водного потока, бывшего еще несколько тысячелетий назад ледяной коркой, не закончилось. Мраморное море оказалось переполненным, и лишняя вода стремительно понеслась к Черному морю. Как раз тот путь, по которому воды Мраморного моря направились к Черному, является ныне проливом Босфор.


Вот так и появился самый короткий пролив на Земле – Босфор, ранее самый обычный участок суши.

Для справки: Уровень Черного моря в результате черноморского потопа повысился на 140 метров. То есть, если бы этого не произошло, сегодня он был бы на 140 метров ниже.


Еще вплоть до 1975 года ученые не могли однозначно ответить на этот вопрос. Греки? Могли. Критяне? Могли. Финикийцы? Могли. Фракийцы, которые и проживали непосредственно на европейском побережье пролива? Тоже могли. С одной стороны, фракийцы были наиболее вероятным вариантом, поскольку на протяжении нескольких тысячелетий они занимали территорию европейской части Босфора. Однако, как выяснилось, это не показатель. Деятельность фракийцев сводилась главным образом не к мореходству, а к разграблению греческих кораблей, которые причаливали к берегам Эгейского моря или, которые выбрасывало на берег штормами.

Отсюда как раз вытекает правдоподобность версии с греками. Если они направлялись к берегам Фракии (то есть целенаправленно на восток), значит, рано или поздно обнаружили бы сначала пролив Дарданеллы, связывающий Эгейское и Мраморное моря, а затем и Босфор. Историки даже знали приблизительную дату выхода греков в Черное море - VIII век до н.э. В это же время в его вода

А кто раньше?

К счастью, выяснять это не пришлось. Точки над i расставила в 1975 году уникальнейшая находка болгарских водолазов - каменный якорь критского корабля, затонувшего 3500 лет назад у черноморских берегов Фракии (ныне территория Болгарии, мыс Калиакра). Судя по описанию, выглядел он приблизительно так:



Якоря на древних критских кораблях представляли собой плоские камни с двумя отверстиями, в которые вставлялись деревянные колья, предназначенные для более эффективного удерживания корабля.

Итак, 3500 лет назад критяне первыми пересекли Босфор. Получается, что они опередили греков и финикийцев на 27 веков. Фантастика! Это так же, как если бы критяне прошли Босфор в VI веке до н.э., а греки только сегодня. На основании документов, описывающих маршрут критян, мы попытались приблизительно восстановить его на карте:


Маршрут критян, в ходе которого был открыт пролив Босфор.

И в завершении экскурса в историю открытия Босфора хочется дать объяснение тому, почему историки выдвинули одной из версий именно критян. Дело в том, что именно они стали основоположниками мореходства в Средиземном море. Это была величайшая морская держава своего времени, во много раз превосходившая Древний Египет. Именно критяне первыми приспособили свои корабли к неспокойным водам Средиземного моря, что пригодилось им в дальнейшем при пересечение буйного Босфора. Впервые в истории кораблестроения они построили корабли с килями и шпангоутами, сделанными из кипариса.

Читайте также: