Когда в индии купаются в ганге

Обновлено: 15.09.2024

В Ганга ( хинди : गंगा Ганг , бенгальский : গঙ্গা Gonga ) является рекой в Индо-Гангской равнине , на севере Индии . Его длина варьируется в зависимости от источников от 2500 до 3000 км , площадь бассейна составляет 907000 км 2, а его дельта совпадает с дельтой Брахмапутры .

Резюме

Дорожка

Течение Ганги начинается в Девпраяге ( штат Уттаракханд ), в месте слияния рек Бхагиратхи (который берет начало у ледника Ганготри в Гималаях ) и Алакнанды (который спускается от Нанда Деви ).

Ганг впадает в Бенгальский залив, образуя важную дельту под названием Сундарбанс , где она сливается с Брахмапутрой . Индийская ветвь этой дельты образует реку Хугли, пересекающую Калькутту . Еще одна крупная ветвь, текущая в Бангладеш , называется Падма, прежде чем она соединилась с Брахмапутрой и образовала Мегхну .

Гидрология

Среднемесячный расход (в м 3 / с)
Гидрологическая станция: Высота над уровнем моря: Фаракка: 19 м - площадь водосбора: 833 000 км²
(данные рассчитаны за период 1949-1973 гг.)


Его минимальный расход составляет 1041 м 3 / с, а максимальный - 60 000 м 3 / с.

Религиозное значение

Индусы считают Ганг священным : погружение в банду освобождает верующего от его грехов, а распространение пепла в реке может принести лучшее будущее и даже позволить достичь мокши или избавления, то есть - скажем, выхода из феноменального Мир. Для индусов вода Ганги имеет свойство очищать человеческое тело и освобождать душу умершего.

Ганг рассматривается как высшая истина, высшая реальность в духовном смысле. Это Шива держит в волосах источник Ганги, называемый джата-мукута : Шиву также называют Гангадхара.

История гласит, что он был царем, который искал процветания для земли, умоляла богиня Ганга . Царь Бхагиратха был услышан, но богиня верила, что волны Ганги затопят землю, поэтому она поместила их в головной убор бога: Шивы. Затем последний освободил реку из своих волос.


Когда паломник купается в Ганге, это символ поиска единения с высшей истиной. Ганг считается рекой, несущей духовную мудрость.

Преданные индуизма совершают паломничество, чтобы искупаться в его водах и практиковать медитацию на его берегах. Вдоль берегов Ганга находятся несколько индуистских священных мест, таких как Харидвар и Варанаси .

Экономическое и человеческое значение

Воды Ганга орошают 30% территории Индии и 450 миллионов человек, или 40% населения.

Экосистема и загрязнение

На реке есть две основные дамбы. Первый возле Харидвара отводит большую часть талой воды Гималаев в канал Верхнего Ганга, построенный британцами в 1854 году для орошения прилегающих земель. Этот отвод воды является основной причиной ухудшения судоходства реки. Другая плотина расположена недалеко от Фаракки, недалеко от входа в реку в Бангладеш и отводит часть воды в сторону реки Хугли, которая снабжает западную часть дельты Бенгалии и город Калькутта. Эта плотина была источником конфликта между Индией и Бангладеш с момента ее строительства в 1975 году.

Ганг очень загрязнен: согласно оценкам, в 2018 году он принимает три миллиарда литров сточных вод в день, а уровень загрязнения в три тысячи раз превышает стандарты Всемирной организации здравоохранения .

Человеческое загрязнение

В Ганг поступают останки около 475 человеческих трупов и 1800 тонн древесины, использованной для кремации, а также 10 000 брошенных трупов животных, что является основной причиной загрязнения. Были разработаны различные методы, чтобы помочь с его обезвреживанием, такие как строительство очистных сооружений и их подключение к километрам канализационных сетей , строительство тысяч общественных туалетов и электрических крематориев - как в Варанаси - но они практически не используются. нуждающимися. Также была проведена операция по выпуску тысяч черепах-падальщиков, чтобы они могли пожрать недостаточно обгоревшие трупы, но рептилии были пойманы и съедены бедными местными жителями.

Смерть в Ганге позволяет достичь мокши , то есть окончательного освобождения души в индуизме, поэтому большое количество верующих приходит там умереть.

Промышленное загрязнение

Между плотиной Техри и ее устьем более 760 заводов сбрасывают в Ганг отходы, классифицируемые как очень токсичные: винокурни, кожевенные заводы, нефтеперерабатывающие заводы и даже целлюлозные заводы. Кожевенные заводы обрабатывают шкуры хромом и попадают в воды реки. Уровень шестивалентного хрома - токсичное и канцерогенное соединение. История

Загрязнение Ганга уже подчеркнул американский писатель Марк Твен во время его визита в городе Варанаси , в конце XIX - го века.

Столица Нью-Дели ежедневно сбрасывает в Ямуну 250 000 кубометров бытовых сточных вод и 20 000 кубометров промышленных сточных вод, которые в конечном итоге будут стекать в Ганг. Однако в 1937 году город был оборудован первой очистной станцией.

Однако Ганг обладает значительной способностью к самоочищению (или самоочищению), то есть под действием бактерий и переносом кислорода из атмосферы через поверхность реки большая часть органических загрязнений может удаляться в пределах нескольких километров. Самоочищение не препятствует значительному ухудшению его качества из-за этих выбросов.


Ганг — река в Южной Азии. Образуется в месте слияния двух истоков: Бхагиратхи и Алакнанды на высоте 636 м. Река пересекает Индо-Гангскую равнину и впадает в Бенгальский залив Индийского океана, формируя с Брахмапутрой и Мегхной самую крупную в мире дельту длиной 265 км, шириной 350 км, площадью 105,6 тыс. кв. км, настоящий лабиринт 240 рек и рукавов, отмелей и бухт. Длина Ганга 2700 км, максимальная ширина в срединной части 1,5 км, площадь бассейна 1,06 млн кв. км. Во время сезона муссонов (с июня по сентябрь) вода может подниматься на 15—16 м. Средний расход воды 12 тыс. куб м/с. Главные притоки Ганга: Джамна, Гомти, Гхагхра, Кали-Гандаки, Коши, Сон, Тамса, Карманаша, Дамодар. Река протекает по территории Индии и Бангладеш. На ее берегах стоят 36 крупных городов, самыми крупными из которых (с населением более 1 млн. человек) являются Калькутта, Канпур, Патна, Аллахабад, Хаура, Варанаси. На Гангской равнине создана густо разветвленная оросительная сеть из больших каналов (Верхне- и Нижне-Гангский, Восточно- и Западно-Джамунский, Агра, Сарда и др.), тысяч шлюзов, ворот, щитов и распределительных устройств. На реке есть несколько природоохранных территорий, самыми значительными из которых являются Национальный парк Раджаджи в предгорьях и наносной остров Сундарбан площадью 10 тыс. кв. км в дельте с самым большим мангровым лесом на Земле (из вечнозеленых лиственных деревьев). Индийская и Бангладешская части Сундарбана включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 и 1997 г., соответственно. Ганг часто рассматривается как символ Индии.

Главный исток Ганга — Бхагиратхи длиной 205 км берет начало в Западных Гималаях в ледовой пещере Гомук ледника Ганготри на высоте 4023 м. Это самый высокогорный исток в мире. В 19 км от источника на высоте 3140 м расположено селение Ганготри, в котором находится храм богини Ганги — центр паломничества индуистов. Второй 190-километровый порожистый исток Ганга — Алакнанда берет начало в ледниках Гархвал на высоте 3415 м. В том месте стоит храм Шри Бадринатх, посвященный Вишну — одно из самых священных мест вишнуизма в Индии. В месте слияния светлого Бхагиратхи и темного Алакнанда стоит город Девпраяг, место паломничества индуистов. В городе два храма — Шивы и Рамы и платформа для омовения в реке.

Индийцы часто пугают туристов рассказами о речном монстре, которому они якобы приносят жертвы, и даже показывают темных пятиметровых чудовищ, похожих на крокодилов. Это и на самом деле гангские крокодилы — гавиалы. В реке много экзотических созданий, наиболее ярким из них является речной дельфин сусук, которого еще легендарный царь Ашока в III в. до н.э. внес в список охраняемых видов.

Ганга — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганга (Ганг). Богиня и река неразделимы, они — символ материнства, связь между тремя мирами (верхним, средним и нижним) и средство для очищения. Индусы молятся в храмах Ганги, купаются в реке Ганг, смывая с себя грехи, набирают в кувшины воду из источника Ганготри для священных ритуалов и омовения новорожденных, для причащения умирающих и приготовления лекарств.

На берегах реки находятся несколько священных для индусов мест: города Харидвар, Аллахабад, Варанаси и др. В Хоридваре, по преданиям, Вишну-Хранитель (один из богов Тримурти — триады, объединяющей главных индуистских божеств) проводил омовение в священных водах и даже оставил след своей ноги. В Варанаси (центре Земли в индуистской космологии) духовный учитель, легендарный основатель буддизма Будда Шакьямуни (563—483 гг. до н.э.) прочёл свою первую после просветления проповедь.

Но не только просветление и очищение дарит людям Ганг, а их в его бассейне проживает свыше 500 млн, в т.ч. в устье ок. 145 млн. Наводнение, засуха, неурожай, голод, эпидемия — оборотные стороны золотой медали.

Из-за отсутствия на близлежащих предприятиях очистных сооружений, в жилых домах — водопровода и канализации (в лучшем случае это бетонные желоба под тротуарами, проложенные к реке) ежедневно в Ганг поступают миллионы тонн промышленных отходов и нечистот. Из-за жары, немыслимого загрязнения вод и массового скопления людей у реки ежегодно гибнет от инфекционных заболеваний 3—4 млн паломников, в т.ч. до 600 тыс. детей. Рукав Ганга, река Буриганга считается одной из самых загрязненных рек планеты, в которой вода черная, с нестерпимым запахом. Официально Буриганга признана биологически мертвой, непригодной для какого-либо использования человеком вообще.

Считается, что река очищает душу от грехов, и те, кто будут захоронены в Ганге, обязательно попадут на небеса. Индийцы кремируют тела умерших в кострах, а пепел развеивают над священной рекой, направляя своих почивших родственников на небо. У малоимущих индийцев (а их большинство в стране) нет денег на дрова, потому они лишь слегка обжигают трупы либо сразу опускают их в воду. Каждый день, особенно если он праздничный, по Гангу плывут среди фекалий тысячи гниющих трупов, пожираемых рыбами. Эту рыбу потом ловят рыбаки, и таким образом невольно совершается присущий только Гангу и Брахмапутре круговорот органических веществ в природе.

Главным священным городом Индии с незапамятных времен является город Варанаси. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши - "город света".
Варанаси - самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии. Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор. Марк Твен, побывавший здесь когда-то, заметил: "Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд - а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые".


Говорят, что этот город настолько наполнен духовной силой, что даже камни, валяющиеся там под ногами, считаются святыми. Шанкарачарья, великий философ-святой VIII века, писал:
"В Каши сияет Свет.
Этот Свет освещает все.
Тот, кто знает этот Свет,
Истинно пришел в Каши".

И слова Шанкарачарьи истинны и по сей день.
В "Каши Пуране" написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши - и того больше, а уж пришедший в Каши - и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит - уже быть на пути к просветлению.
Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.

У Варанаси странная география - он стоит на трех холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги - на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается "тем миром", куда Шива переправляет души умерших.


В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: "Кашьям маранам мукти" - "смерть в Варанаси это освобождение". А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного - и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону - на север, в сторону Кайлаша.

А еще Варанаси - город ашрамов, святых и ученых. Было время, когда он носил название Анандавана - "лес блаженства"; когда-то на месте, где сейчас находится шумный и пыльный город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии собирались святые, философы и ученые. Историки считают, что именно здесь появились первые Упанишады и сама философия Адвайты (Недвойственности).
Когда же на месте ашрамов вырос город, он стал известен на всю Индию как центр наук и искусств.


Все основные философы и религиозные реформаторы Индии - от пророка джайнизма Махавиры и основателя религии сикхов Гуру Нанака до Шанкарачарьи и Рамануджи - приходили сюда, чтобы в спорах усовершенствовать свою доктрину. Недаром именно в пригороде Варанаси - Сарнатхе - Будда произнес свою первую проповедь.
Здесь прожил большую часть своей жизни святой поэт-мистик Кабир. А еще Варанаси - это то самое место, где зародилась Аюрведа; Патанджали, основоположник Аюрведы, индийской грамматики и автор первого трактата по йоге, был напрямую связан с этим городом.
Прошло время, и в самом Варанаси давно нет ашрамов; но вокруг него их до сих пор полным-полно. Древняя история продолжается.

ЛЕГЕНДЫ

Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле.


А дело было так : когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати - дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш. Однако небесный дом - дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами - и тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле.
Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши - это Авимукта; город, который он никогда не покинет.

Еще легенды гласят, что в Варанаси на дне Ганги находятся 5 миллионов лингамов, что делает и без того священные воды реки совсем уже святыми.
Однако, несмотря на всю святость, только редкостно неблагоразумный турист решится в них окунуться, ибо вода здесь мутна, течет медленно и в ней много чего плавает. Рекомендовать омовение в Ганге именно здесь я, при всем моем почтительном отношении к святыням индуизма, все-таки не возьмусь. Впрочем, это мое личное мнение; некоторые местные жители даже чистят здесь зубы.
При этом, как ни странно, именно в Варанаси можно увидеть пресноводных дельфинов.

ХРАМЫ

Невозможно сосчитать количество храмов в Варанаси; по некоторым подсчетам, их там не меньше двух тысяч.
В некоторых нет отбою от паломников, некоторые известны только местным жителям, а о некоторых вспоминают только раз в году. С древних времен обслуживание этих храмов - основное занятие жителей Варанаси. Даже главная индустрия города - известные на всю Индию шелка Варанаси, которые славились еще во времена Будды - появилась когда-то только потому, что жрецам храмов и изображением божеств нужна была одежда.


И в Варанаси присутствуют храмы всех без исключения божеств индийского пантеона: от Вишну, Сурьи, Ганеши и многих аспектов Матери-Дэви до планет, полубогов-бхайравов, йогинов и поэтов - все аспекты индуизма празднуются здесь.
Но в этом священном городе нет ни одного храма, который был бы построен ранее XVIII века. Дело в том, что, будучи главной святыней индуизма, Варанаси, начиная с XII века, постоянно подвергался уничтожению и разорению.
Эту печальную историю можно проследить на примере главного храма Варанаси - Каши Вишванатха.

Каши Вишванатх, "Золотой храм", самый священный храм Варанаси; здесь находится один из 12 джотьирлингамов - Ади Вишвешвара.


Легенды гласят, что храмы под разными названиями - Ади Вишвешвар, Авимуктешвар, Омкарешвар - находились на этом месте уже много тысяч лет, поскольку именно здесь появился первый джотьирлингам. В Пуранах - древних священных книгах, написанных между V веком д.н.э и V веком н.э. упоминается, что на этом месте находился огромный храм Мокшавилас. В XII веке он был уничтожен мусульманскими армиями. Его отстроили заново, но в XIII веке он был вновь стерт с лица земли армией султана Радзьи.
Во время правления великого Акбара Каши возродился, и вместе с Каши возродился и храм. Но вскоре он был вновь уничтожен правнуком Акбара разрушителем Аурангзебом, и на этом месте была выстроена мечеть.
Нынешний храм был построен в 1785 году; только на позолоту куполов было использовано 800 кг золота. В храме был восстановлен первоначальный лингам, во время разорения спрятанный в колодце Гьян Вапи.

Сам этот храм расположен в лабиринте маленьких узких улиц, в месте, называющемся Вишванатх Гали, и его даже не увидеть - он со всех сторон окружен домами. К тому же, не индуисту попасть туда сложно. Чтобы посмотреть хотя бы на его золотую крышу, туристы поднимаются на третий этаж магазина в соседнем здании. Но, как говорится, "где есть воля, там есть и путь".


Святыня храма - лингам Ади Вишеашвара - находится в обрамленном серебром углублении в полу; он всегда украшен цветами, а вокруг него вьется серебряная кобра, капюшон которой защищает его сверху.

Кедарешвар расположен на берегу Ганги; его полосатые красно-белые стены выделяются из всех других береговых построек.
Кедарешвар - один из первых храмов, упоминаемых в старинных книгах о Каши. Здесь поклоняются Шиве, как повелителю Кедарнатху ("кедара" значит "поле" и говорят, что небесный "кедар" - это там, "где растет урожай освобождения". Шива - повелитель (натх) этого поля, и поэтому его называют Кедарнатх).
Этот храм символически представляет храм Кедарнатх в Гималаях, важнейший из храмов Шивы и место нахождения еще одного джотьирлингама, и считается, что посещение этого храма приносит тот же результат, что и посещение святилищ Кедарнатха и Бадринатха.
После Вишванатха, Кедарешвар считается самым священным храмом Варанаси.

В число других важнейших храмов Варанаси входит Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani Temple) - из многих храмов Варанаси, посвященных разным аспектам Богини, этот главный, потому что именно в своем благожелательном аспекте Аннапурны Бхавани Великая Мать властвует в Варанаси.

Другим популярным храмом Варанаси является Храм Дурги (Durga Temple) .


В отличие от храма Аннапурны, здесь поклоняются Богине-Матери в ее гневном аспекте воительницы.
Этот красностенный храм находится около бассейна, называющегося Дурга Кунд. В народе этот храм часто называют Monkey Temple (Обезьяний Храм) - из-за большого количества обезьян, собирающихся вокруг него.

Шаничар - храм, посвященный Сатурну; здесь черному каменному образу Бога поклоняются, чтобы отвести от себя зло.

Шукрешвар - храм, посвященный Венере; сюда женщины приходят молить о рождении сына.

ГХАТ Ы

Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги. А набережная эта, в свою очередь, состоит из гхатов - "священных мест омовения".
В принципе гхат - это просто широкие каменные ступени, спускающиеся к воде. В Варанаси - 80 гхатов, и у каждого из них есть своя история, свои легенды; каждый из гхатов - это особый район, на каждом (и за каждым) происходит своя жизнь. Считается, что омовение в местных водах приносит такую же заслугу, как посещение храма. А поутру, когда из-за восточного горизонта встает солнце, сотни людей стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру - наиболее священную мантру индуистов.


Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста, пересекающего реку. Одним из важных ритуалов в Варанаси - это Панчтиртхи Ятра: путешествие по пяти наиболее святым гхатам - Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника. Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной силой.
Каждый вечер на Дасасвамедха Гхате проводится Ганга Аарти - церемония подношения зажженных ламп святой Ганге. Зрелище ни с чем не сравнимое; его очень удобно наблюдать с лодки.


Варанаси известен так же, как "Махашмашана" - "Великое Место Кремации".
Для правоверного индуиста величайшее счастье - это умереть в Варанаси и быть там сожженным - это гарантирует освобождение от цикла рождений и смертей. Многие паломники приезжают сюда в надежде здесь умереть. Но даже если умереть здесь не удалось, быть здесь кремированным - уже считается за счастье. Поэтому два из гхатов Варанаси - Махакарника и Харишчандра - целиком отданы кремации и считаются наиболее священными. Погребальные костры горят здесь и день, и ночь.

Во избежание ненужных инцидентов я должен отметить, что посторонним пялиться на это дело считается зазорным, и поэтому на туристов - особенно с фотоаппаратами - здесь смотрят довольно косо.
И вообще, лучший вид на Варанаси - из лодочки, плавающей по Ганге.


Как добраться в Варанаси

В отличие от большинства священных мест Индии, в Варанаси есть свой аэропорт, самолеты в который отправляются из многих городов Индии.


НЬЮ-ДЕЛИ, 10 мая. /ТАСС/. Десятки тел людей, умерших, предположительно, из-за коронавирусной инфекции, обнаружены в священной для индусов реке Ганг в восточном штате Бихар. Как сообщает в понедельник газета The Times of India, тела, вероятно, сбросили в воду родственники умерших, поскольку кремация в соответствии с традиционными обрядами индуизма дорога для бедных слоев населения.

Погребальные костры и сотни тысяч зараженных в день. Как Индия переживает пандемию — в фотогалерее ТАСС Снимки с места событий — в фотогалерее ТАСС

Погребальные костры и сотни тысяч зараженных в день. Как Индия переживает пандемию — в фотогалерее ТАСС

Как сообщили изданию местные жители, в излучине Ганга в округе Буксар уже обнаружено 100-150 тел. Местные жители напуганы и требуют от властей немедленно принять меры. Местная администрация утверждает, что большинство тел были сброшены в реку несколько дней назад в соседнем штате Уттар-Прадеш.

Окружной судья Буксара Аман Самир сообщил в заявлении для прессы, что в отношении лиц, виновных в сбрасывании тел умерших от COVID-19 без традиционного для индуизма сожжения на костре, будут приниматься строгие меры. "Изданы инструкции о принятии карательных мер в отношении любого, кто будет застигнут при сбрасывании умерших в реку", - сказал Самир.

Кремация неопознанных тел будет производиться в соответствии с погребальными ритуалами за счет правительства штата.

Обряд огненного погребения

Согласно традициям индуизма, прощание с покойником требует проведения обряда антьешти - кремации на костре. Индусы верят, что огонь поднимает на небо душу умершего, откуда она потом получит новое перерождение. Церемонией должен руководить знающий человек, как правило брахман. Однако в случае с умершими из-за коронавирусной инфекции стоимость обряда резко возрастает - их кремируют в определенных местах, обряд проходит по сокращенной программе, и брахманы нередко требуют повышенную плату. Недешево для бедных слоев и дерево для погребального костра.

После кремации пепел следует высыпать в воду реки, лучше всего в священный Ганг. Однако бедные семьи, которые не имеют средств на проведение полного ритуала, как сообщает местная пресса, нередко просто бросают тело в Ганг в надежде, что священные воды очистят тело и покойный все равно получит хорошее перерождение.

При этом в индийской глубинке крестьяне верят, что обряд традиционного погребения обязательно нужно провести: если этого не сделать, то душа умершего может превратиться в веталу - упыря, нечистую силу.

Индийские медики зарегистрировали за минувшие сутки 366 161 новый случай инфицирования коронавирусом, общее число заразившихся за все время эпидемии в стране достигло 22 662 575. Как сообщило в понедельник Министерство здравоохранения и благосостояния семьи Индии на официальном сайте, число летальных исходов возросло за 24 часа на 3 754 и достигло 246 116.

Читайте также: