Кто из русских поэтов переводил поэмы илиада и одиссея познакомьтесь самостоятельно с поэмы гомера

Обновлено: 19.09.2024

О личности Гомера мы сегодня знаем столь же мало, как и две с половиной тысячи лет тому назад. До нашего времени дошли девять биографий Гомера, приписываемых Геродоту и Плутарху, но все они слишком фантастичны, чтобы быть подлинными.

О личности Гомера мы сегодня знаем столь же мало, как и две с половиной тысячи лет тому назад. До нашего времени дошли девять биографий Гомера, приписываемых Геродоту и Плутарху, но все они слишком фантастичны, чтобы быть подлинными.

Но этот загадочный образ был особенно близок древнему представлению о вдохновенном богами странствующем поэте, слепом, но зато наделенном великим даром истинного знания того, что было, что есть и что будет, даром, присущим только музам и мудрецам.

Для классической Греции, раздробленной на многочисленные города-государства, пишущей и говорящей на многих диалектах, и для широко раскинувшегося эллинистического мира Гомер оставался символом культурного и духовного единства, свидетельствуя об общих истоках, общем прошлом и, что самое главное, об общечеловеческих идеалах.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Впитав в себя поэзию более древнего исторического и мифологического развития, гомеровский эпос обрел свое художественное целостное завершение на том самом ионийском побережье Малой Азии, которое стало позже родиной первых греческих философов, первых историков, первых портов элегиков и ямбографов, там, где возникли цветущие и богатые города, основанные греческими поселенцами.

По-настоящему понять гомеровские поэмы можно, только учитывая всю сложность их формирования в течение нескольких веков, их переходный характер, отразивший древнейшие этапы исторического и мифологического развития греков, преображенного вдохновением эпического певца в новое художественное освоение действительности.

Миф и действительность теснейшим образом переплетены в сведениях о причине и начале этой войны.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сюжетом одноименной гомеровской поэмы стала судьба одного из ахейских вождей, царя маленького скалистого острова Итаки, Одиссея.

Песни с I по IV включают в себя пролог на Олимпе, где боги решают возвратить Одиссея, странствующего после окончания Троянской войны уже десятый год. Все боги согласны, кроме Посейдона, так как Одиссей ослепил его сына циклопа Полифема. На Итаке ждут Одиссея его жена Пенелопа и сын Телемах. Когда-то Одиссей оставил его младенцем. Теперь это юноша, опора матери, руки которой домогаются, считая Одиссея давно погибшим, владельцы соседних островков, именуемые в поэме женихами Пенелопы. Пенелопа обещает дать одному из них согласие на брак после того, как она соткет саван для старика Лаэрта, отца Одиссея. Однако хитрая Пенелопа ночью распускает свою дневную работу, продолжая в течение трех лет этот обман. Но, наконец женихи требуют выбора, даже хотят устранить Телемаха, и этот последний по совету богини Афины отправляется в путь навестить друзей отца, вернувшихся из-под Трои,- Нестора и Менелая, чтобы узнать об его судьбе.

Далее идут песни V-VIII. На острове нимфы Калипсо, где семь последних лет своих десятилетних странствий скрыт Одиссей, появляется вестник богов, Гермес, с приказом отпустить Одиссея. Собранный нимфой в путь Одиссей строит плот и отплывает на нем. Буря, посланная Посейдоном, разбивает плот, и Одиссей, едва спасшись, попадает па остров феаков, где он встречается с царской дочерью Навсикаей, с ее родителями, Алкиноем и Аретой. На пиру во дворце Одиссей открывает свое имя и по просьбе пирующих начинает рассказ о своих скитаниях в первые три года после взятия Трои.

Песни IX-XII посвящены живописному рассказу Одиссея об его отплытии из-под Трои, пребывании в землях кикопов, лотофагов, на острове людоеда Полифема, у бога ветров Эола, у великанов дестригонов, волшебницы Кирки (в русском переводе она именуется Цирцеей), в царстве смерти — Аиде, где он встречается с погибшими в Троянской войне героями. Он проплывает мимо Сирен, мимо чудовищ Сциллы и Харибды, на остров Тринакрию, после чего, растеряв всех спутников, погибших в буре, попадает к нимфе Калипсо. Феаки, тронутые рассказом Одиссея, отправляют его с богатыми дарами на Итаку.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В песнях XIII-XVI Одиссей прибывает па родину, прячет сокровища в пещере нимф, приходит под видом странника к свинопасу Евмею, где встречается с сыном Телемахом, открывается ему и подготавливает гибель женихам.

В песнях XVII-XX превращенный Афиной в нищего старца Одиссей появляется на пиршестве женихов в своем собственном доме, видит там буйное веселье, испытывает на себе наглые выходки женихов и укрепляется в мысли истребить их с помощью верных слуг. Чтобы поддержать дух Пенелопы, оп, как бывалый человек, беседует с ней о скором прибытии ее мужа, будучи узнанным своей старой нянькой Евриклеей.

В песнях XX-XXIV Пенелопа по воле Афины решает устроить состязание в стрельбе из лука, победитель в котором станет ее мужем. Одиссей вместе с друзьями тайно запасается оружием, чтобы во время пира напасть на женихов. Он знает, что никто, кроме него самого, не сможет натянуть тетиву лука и, понукаемый женихами, участвует в состязании. Неожиданно спущенная им стрела становится знаком для Телемаха и Наконец, весь в прахе и дымящейся крови Одиссей является своим домочадцам и вершит суд над предавшими его слугами. Дом приводится в порядок, сам Одиссей омывается и уже в виде победителя предстает перед Пенелопой. Однако родичи погибших начинают мятеж, и только богиня Афина примиряет сражающихся, устанавливая па Итаке мир.

Например, IX-XII песни, посвященные рассказу Одиссея о первых трех годах его скитаний, занимают всего один вечер тридцать третьего дня. Рассказ этот включает невероятные нагромождения событий, вплоть до нисхождения в Аид и романа с волшебницей Киркой. Но время одного этого вечера до предела сжато. Построенные в духе хитроумных выдумок приключения Одиссея представляют только воспоминание, возврат в давнее прошлое, хотя и горячо переживаемое рассказчиком и слушателями. Эта ретроспективная картина, несмотря на множество описанных в ней историй, запечатлелась в памяти Одиссея раз и навсегда, неподвластная времени, вне его.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В итоге же оказывается, что для огромной поэмы более чем в двенадцать тысяч стихов, вполне достаточно девяти дней решительных действий героя.

Поэт предстает перед нами искусным, искушенным в сложностях повествования рассказчиком. На одних событиях он останавливается очень подробно, другие обходит стороной, третьи только упоминает. Поэт создает впечатление внутренней композиционной слаженности, преодолевающей нагромождение препятствий на пути его любимого героя.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Одиссей очаровывает своими речами богиню Афину, царя Алкиноя и юную Навсикаю, изящно сравнив ее со стройной делосской пальмой.

Гомеровская поэма о странствующем герое неизменно прославляет человека, который преодолевает стихию древнего ужаса, вступая в союз с мудрыми богами Олимпа.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Эпический поэт детально разрисовывает каждую вещь — будь то ожерелье Пенелопы с золотом и янтарем, сияющее, как солнце, медный ключ с ручкой из слоновой кости, великолепная перевязь Геракла, излучающая блеск, или ложе, украшенное Одиссеем золотом, серебром и слоновой костью. Роскошный дворец Менелая сияет медью, золотом, серебром, электром и слоновой костью, как бы освещенный солнцем или луной. Великолепен дворец Алкиноя, сияньем подобный солнцу или луне, где стены из меди с темно-синим карнизом, золотые двери, косяки и притолока из серебра, медный порог и золотое дверное кольцо и т.д.

Красота у Гомера разлита в природе и вещах, она сопутствует героям и неотъемлема от мира, в котором они живут. Одиссей, несмотря на все свои метаморфозы, велик душой, многоумен и прекрасен. Он появляется то в виде грязного, изможденного бродяги, то чужестранным купцом то жалким нищим странником, но в нем есть та извечная красота героя.

Прекрасна и Пенелопа, верно ожидающая мужа двадцать лет. Красота ее не умаляется и не исчезает, хотя Пенелопа не раз проливала слезы. Здесь перед нами эпическое представление о неизменяемой во времени наружности героя в соответствии с неизменяемой его сущностью. И сама красота — вполне в духе мифологической эстетики физически ощутима и телесна.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Перед нами несомненно стихийно-материалистическое, пластическое представление о красоте, великолепно гармонирующее с художественно-мифологическим освоением мира эпическим поэтом.

Однако среди всего этого солнечного света, золота и сияния красоты мы наталкиваемся на совсем иной, как будто бы даже и не свойственный героике мир. Ощущается теплое внимание к трудящемуся человеку из самых низов, жизнь которого была, судя по всему, хорошо известна эпическому поэту. Гомер удивительно близко и заинтересованно рисует горестную судьбу труженика; причем часто эти сравнения подготавливают нас к важным надвигающимся событиям, иносказательно изображая победу Одиссея над врагами.

Огромное количество диалогических речей — их в поэме почти половина всего текста — создает впечатление живого, драматического разговора.

На склоне античности философы-неоплатоники с особым усердием стали перечитывать Гомера, находя в нем, как и их предшественники, бездну премудрости. Но в отличие от своих предшественников они поняли Гомера не только в духе фактов истории или мифологии, не только как наивную поэзию или нравоучительную аллегорию.

Сам же образ Одиссея перешел к потомкам как великий символ ненасытной жажды познания мира, неуспокоенности человеческого духа, самоотречения от богатства и славы в поисках мудрого совершенства.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

илиада одиссея гомер

Это, во-первых, неторопливость повествования, любовь к детальному описанию всего, что попадает в поле зрения поэта. Вот Агамемнон, желая испытать ахейское войско под Троей, созывает народное собрание и, готовясь произнести речь, поднимается, держа в руках скипетр,- и Гомер сообщает, как скипетр этот, изготовленный Гефестом для Зевса, попал, в конце концов, в руки Агамемнона (II, 101-108). Вот Патрокл, снаряжаясь в бой, надевает на себя доспехи Ахилла, оставляя в стороне только копье своего друга, слишком тяжелое для его рук,- тем не менее, сообщается история и этого копья, доставшегося Ахиллу от отца (XVI, 140-144).

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Повторяются стихи, характеризующие одинаковую ситуацию. Повторяются целые описания одинаковых действий. Почти буквально повторяются сказанные однажды речи героев, если возникает новая сюжетная ситуация.

В самом деле, действие, поэмы охватывает пятьдесят дней, но из них большая часть заполнена событиями, о которых автор упоминает только вкратце, так как они составляют не более чем предпосылки экспозиции и развязки основного сюжета

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Во-первых, в гомеровские времена, отделенные сравнительно небольшим промежутком времени от первобытнообщинного состояния, невозможно представить себе иное осмысление природы и мира в целом, нежели религиозное. Проблема божественного управления вселенной, соотношения божественного промысла с человеческим знанием будет оставаться центральной для греческой литературы вплоть до конца V века до н. э.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Эти свойства оригинала во многом сумел сохранить перевод Гнедича, составивший эпоху в истории русского поэтического перевода и тоже выдержавший испытание временем.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Минули века, однако притягательная сила поэм легендарного эпического поэта Древней Греции неумолима. Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие и ценность Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей — разума, добра и красоты.

Список литературы

1.Гомер Сочинения: в 2 т.Т.1: Илиада: поэзия / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. — СПб.: Светлячок, 2001. — 608 с.

2.Гомер Сочинения: в 2 т. Т. 2: Одиссея: поэзия / Пер. с древнегреч. В.А. Жуковского. — СПб.: Светлячок, 2001. — 512 с.

3.Книги, которые должен знать каждый современный человек: научно-популярная литература / Авт.-сост. Е.Е. Трибис. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — 367 с.

4.Коржинский А.Л. Война в поэмах Гомера // АМА. Вып. 4. — Саратов, 1979.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

.Кун Н. Легенда и мифы Древней Греции. — М., 1957

.Макиш С. Гомер и его поэмы. — М, 1962

Методическая разработка урока "Поэма Гомера Илиада" в 5 классе.

ВложениеРазмер
urok_poema_gomera_iliada.docx 30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Гоголева Ирина Васильевна

Тип урока: урок открытия новых знаний

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки, умение давать личную оценку действиям героев.

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Методы работы: групповая технология, технология сотрудничества, проблемное обучение.

- Проверить готовность класса к уроку.

-Мы продолжаем изучать увлекательный мир древней истории. Вы готовы сегодня со мной совершить путешествие в Древнюю Грецию? Путешествия невозможны без определенных знаний. Давайте вспомним материал предыдущих уроков.

1 ряд – слова, относящиеся к географическому положению Древней Греции (Балканский полуостров, о. Крит, Эгейское море, Южная Греция).

2 ряд - слова, относящиеся к Мифу о Тесее и Минотавре (Минотавр, Лабиринт, Тесей, Эгей).

3 ряд - слова, относящиеся к Мифу о начале Троянской войны (Парис, Афродита, Гера, Афина, яблоко).

- Какое слово у нас осталось? Почему? А что такое поэма? Что должно быть у поэмы? (Суть, название, автор).

-С автором поэмы я Вас познакомлю. Это был загадочный древнегреческий поэт Гомер (портрет). Никто не знает точно, когда он жил и где, но 7 греческих городов борются за право считаться родиной Гомера. О чем это говорит?

-Но подождите, на каком уроке вы изучаете поэмы и стихи? А сейчас какой урок? Как же так вышло? Подходят к мысли о том, что в поэме содержаться исторические сведения и события из истории Древней Греции. Верно, мы не ошиблись.

-Давайте определим, что мы должны узнать в течение этого урока.(Поставим цель и задачи)

-Предлагаю узнать и рассказать по плану о Гомере, пользуясь планом ответа и учебником.

Работа с планом ответа и учебником с. 125 п. 1 пар. 26. (индивидуальная работа).

План ответа: (Приложение 1)

  1. Кем был Гомер?
  2. Когда родился и умер Гомер?
  3. Какие произведения создал Гомер?
  4. Когда были созданы поэмы?

Заслушивается ответ одного из учеников .

-Чтобы понять, о чем писал Гомер в своей поэме и как это связано с историей, нам необходимо вспомнить, зачем греки отправились в Трою? (завоевать)

Действительная причина Троянской войны- стремление греков укрепить свои позиции на полуострове Малая Азия.

-Можем ли мы верить мифу? Все ли в нем может быть выдумкой?

На выполнение задания у вас 5 минут.

- Но Троянская война на этом не закончилась. А вы хотели бы узнать, чем закончилась Троянская война? Об этом нам расскажет миф о троянском коне. Познакомимся с началом мифа (учитель раздает тексты мифа). Читают

«После гибели Гектора троянцам стало трудно защищать город. Тогда воин Одиссей предложил действовать хитростью.

Троянцы увидели, что греки сели на корабли и отплыли от берега. Двинулись троянцы к покинутому лагерю, радуясь, что долгая осада закончилась. Лагерь был пуст… Только огромный деревянный конь стоял посередине. Почему враги бросили его? Не вернуться ли назад? Тут подвели пленного грека.

-Обсудите в парах, что могло произойти дальше? Поделитесь своими предположениями. А сейчас узнаем, правы ли вы были. (Дочитывают миф до конца по учебнику стр. 128)

(Учащиеся делают вывод: великие события Троянской войны закончились падением Трои и победой греков).

Наше путешествие подходит к концу. Но испытания продолжаются.

Ребята, работая в паре, заполните таблицу (Приложение 3).

Проверка выполнения задания.

- Что можно считать реальными событиями?

Ответ: в поэме описаны реальные события, они дают достоверные знания. Существовало государство (цари, рабы), греческие цари ведут войны, рабами становились пленники, доспехи из металла, сжигание мертвого тела на погребальном костре и похороны, существование религиозных верований).

- Что вы отнесли к выдумке автора, к мифу

(Поэмы – вымысел Гомера. Боги изображались вместе с людьми. Фантастические приёмы: копьё, которое отскочило от щита Ахиллеса, его неуязвимость и смерть от стрелы Париса, которая попала в пятку и т.д.)

- Кто может сделать вывод?

Вывод: Поэмы Гомера – плод художественной фантазии гениального поэта, но при этом они основаны на реальных исторических событиях.

-Выберите одну из предложенных фраз и продолжите ее.

Сегодня я узнал (а)…….

Я могу рассказать………

Мне было сложно…….

Урок для меня не прошел даром, потому что…

-параграф 26 прочитать, вопросы устно (для тех, кто хочет только закрепить свои знания);

-творческое задание – рисунок к поэме или мифам, с которыми познакомились.

Спасибо вам за урок!

План ответа: (Приложение 1)

  1. Кем был Гомер?
  2. Когда родился и умер Гомер?
  3. Какие произведения создал Гомер?
  4. Когда были созданы поэмы?

Задание группе № 1

Прочитайте пункт 1 учебника на стр.125-127 и выполните задание

-Почему вместо Ахиллеса сражался его друг Патрокл?

-Какой бог выковал новое оружие для Гектора?

-Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Задание группе №2

Прочитайте пункт 3 учебника на стр.127-128 и выполните задание

Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Так говоря, удалился от них шлемоблещущий Гектор.

Он подошел к своему для жизни удобному дому,

Но не нашел белолокотной там Андромахи в чертоге.

С сыном-младенцем она и с красиво одетой служанкой

В башне стояла, рыдая и горькой печалью терзаясь.

Близко к нему подошла, обливаясь слезами, супруга,

Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:

"О нехороший! Погубит тебя твоя храбрость! Ни сына

Ты не жалеешь младенца, ни матери бедной. И скоро

Ей отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:

"Все и меня это сильно тревожит, жена; но ужасно

Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок,

Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.

Задание группе №3

Прочитайте пункт 3 учебника на стр.128 и выполните задание . Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Ахиллес подошел к нему близко,

Грозный, как бог Эниалий, боец, потрясающий шлемом.

После того как, идя друг на друга, сошлись они близко,

Первым Пелиду сказал шлемоблещущий Гектор великий:

" Больше, Пелид, от тебя я не буду бежать, как доселе!

Так он сказал и, взмахнув, метнул длиннотенную пику.

Не промахнулся, в средину щита Ахиллеса ударил,

Но далеко от щита отскочила она.

Задание группе № 4

Прочитайте пункт 4 учебника на стр.129 и выполните задание. Придумайте название эпизода.

Название эпизода __________________________________

Приам же, моля Ахиллеса, такое сказал ему слово:

" Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом!

Я ж, бесконечно несчастный, сынов народил превосходных

В Трое широкой, - и в жизни из них никого не осталось!

Кто же единственный был и единственный Трои защитник,

Тот был недавно тобою убит, защищая отчизну, -

Гектор. И ради него прихожу к кораблям я ахейским

Выкупить тело его, и несу неисчислимый выкуп.

Сжалься, Пелид, надо мною, яви уваженье к бессмертным,

Вспомни отца твоего! Я жалости больше достоин!

Делаю то я, на что ни один не решился бы смертный:

Руки убийцы моих сыновей я к губам прижимаю!"

Задание группе № 5

Прочитайте эпизод и придумайте название.

Название эпизода __________________________________

Солдаты и вожди, которым надоела затянувшаяся война, с радостью приветствовали предложение Одиссея взять город хитростью. Они тайно соорудили колоссального деревянного коня, внутри которого мог разместиться большой отряд. Основное войско, якобы потерявшее надежду овладеть Троей, погрузилось на корабли, оставив на месте своего лагеря этого коня. Специально подосланный раб убедил троянцев ввести коня в город и поставить его на площади как памятник мужеству горожан.

Ночью, солдаты скрывавшиеся в коне, вышли из него. Открыли ворота. Вместе с тайно вернувшимися греками они тайно напали на спящих троянцев. Началась страшная резня. Погибли и старый Приам, и его сыновья и внуки. Некоторым троянцам все же удалось сбежать. Город погиб в огне. Так закончилась Троянская война

1. Гектор – военный вождь троянцев;

2. Андромаха – жена Гектора;

3. Парис – сын царя Трои, виновник войны;

4. Приам – троянский царь;

1. Ахиллес – сын богини Фетиды и героя Пелея, военный герой греков;

2. Одиссей – царь о. Итаки;

3. Патрокл – друг Ахилла;

4. Агамемнон – царь Микен, организатор войны с Троей;

5. Менелай – царь Спарты, муж Елены;

Зевс, Гера, Афина, Афродита, Гефест.

Сказание о троянском коне.

«После гибели Гектора троянцам стало трудно защищать город. Тогда воин Одиссей предложил действовать хитростью.

Троянцы увидели, что греки сели на корабли и отплыли от берега. Двинулись троянцы к покинутому лагерю, радуясь, что долгая осада закончилась. Лагерь был пуст… Только огромный деревянный конь стоял посередине. Почему враги бросили его? Не вернуться ли назад? Тут подвели пленного грека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гомер. "Илиада". Древнегреческие мифы как сюжетная основа гомеровского эпоса.

Методическая разработка помогает закрепить знания о мифологии Древней Греции, знакомит учащихся с поэмой Гомера "Илиада".

Урок по истории Древнего мира в классе поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" "

Данный урок знакомит обучающихся с произведениями Гомера как историческими источниками.


Цель: Познакомив учащихся с содержанием поэм Гомера, выяснить, как в них отразилась жизнь и занятия древних греков; учить учащихся самостоятельно делать выводы из текста поэм; воспитывать сочувс.


5 класс. Цель: Знакомство учащихся с произведениями Гомера как историческими источниками.

Разработка урока по истории 5 класс "Поэма Гомера ""Илиада"".

Разработка урока по истории 5 класс "Поэма Гомера ""Илиада"".


Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

Предствление о личности Гомера,знакомство с событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада".

Методическая разработка урока : "Поэма Гомера Илиада"


Илиа́да (др.-греч. Ἰλιάς ) — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев.

Действие отнесено к десятому году осады Трои (Илиона) соединённым ополчением греческих вождей. Сказания о предшествующих событиях [похищение Елены Парисом, выступление греков (ахейцев) под верховным начальством Агамемнона], фигуры главных вождей (Агамемнон, Менелай, Ахилл, Одиссей, Нестор, Диомед, Аякс, Идоменей и др., троянский царь Приам, его сыновья Гектор, Парис и т. д. ), равно как и исход войны (гибель Трои), предполагаются в Илиаде известными. Илиада охватывает незначительный промежуток времени, эпизод из истории осады Трои.

Содержание

Содержание Илиады

Начальная ситуация: после похищения Елены, жены спартанского царя Менелая, троянским царевичем Парисом, сыном царя Приама, греки под верховным предводительством Агамемнона, брата Менелая, уже десятый год безуспешно осаждают Трою. При разорении соседних областей была захвачена в плен дочь Хриса, жреца бога Аполлона, и отдана в качестве добычи Агамемнону.

Поэма открывается обращением к Музе и изложением темы: ею являются гнев Ахилла и гибельные последствия этого гнева, происшедшие по воле Зевса. Повествование начинается с прихода в ахейский (греческий) лагерь Хриса, который предлагает выкуп за дочь. После грубого отказа Агамемнона Аполлон насылает на греков моровую язву. По инициативе Ахилла, храбрейшего из ахейских витязей, созывается собрание войска, на котором вещатель Калхант объясняет причину божественного гнева. Агамемнон соглашается отпустить пленницу, с тем условием однако, чтобы утрата была ему возмещена, и требует, в ответ на резкие упреки Ахилла, пленницу последнего, Брисеиду; Ахилл тогда отказывается принимать дальнейшее участие в сражениях. Попытка престарелого пилосского царя Нестора примирить враждующие стороны остается без результата. Собрание прервано. Ахилл в гневе удаляется в свой стан, где остается в бездействии; Агамемнон возвращает Хрису свою пленницу и отбирает у Ахилла Брисеиду. Мать Ахилла, морская богиня Фетида, получает у Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не дадут удовлетворения её сыну за обиду.

Особенной отвагой отличается ахейский витязь Диомед, которому помогает Афина: он убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Афродиту и Ареса (кн. V). Троянцы готовы уже отступить в город; вещатель Гелен, брат Гектора, побуждает его устроить шествие троянских женщин к храму Афины с мольбой о спасении. Описание шествия и любовно обработанные сцены братания Диомеда с троянским союзником Главком и прощания Гектора с женой Андромахой и сыном Астианактом — основные моменты VI кн. Вернувшись на поле, Гектор вступает с Аяксом в единоборство, которое, из-за наступления ночи, кончается без результата. Ахейцы окружают свои корабли стеною и рвом (кн. VII). На второй день боя Зевс запрещает богам принимать участие в войне; троянцы под предводительством Гектора заставляют ахейцев отступить к кораблям. Попытка Геры и Афины помочь ахейцам вызывает жестокий гнев Зевса (кн. VIII). Ночью, по совету мудрого Нестора, Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу, обещая возвращение Брисеиды, богатые дары, даже руку дочери, если тот согласится снова принять участие в войне. Ахилл, проводящий время в игре на лире, дружелюбно принимает послов, но ни искусное красноречие Одиссея, ни сильная и прямодушная речь Аякса, ни рассказ старого наставника Ахилла, Феникса, об аналогичном событии прошлого — злосчастном гневе Мелеагра — не могут заставить Ахилла изменить свое намерение (кн. IX).

Проснувшись, разгневанный Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам; троянцы снова одолевают. Гектор разрушает стену, засыпает ров и готовится уже зажечь корабли; один Аякс ещё обороняется (кн. XV). Тут Ахилл соглашается, чтобы Патрокл надел его доспехи, но лишь для того, чтобы отогнать троянцев от кораблей. Устрашенные видом доспехов Ахилла, троянцы отступают; Патрокл, нарушая наказ Ахилла, гонит их дальше до самых стен Трои, поражает при этом троянского витязя Сарпедона, сына Зевса, но обезоруженный Аполлоном, гибнет от руки Гектора (кн. XVI). Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, в котором особенно отличается Менелай. Но Гектор уже завладел доспехами. Посылают к Ахиллу сообщить о происшедшем (кн. XVII). Ахилл предается горьким стенаниям. Мать его, Фетида, выходит из моря и обещает получить от бога Гефеста новые доспехи. А пока Ахилл выходит невооруженным и одним криком своим отгоняет троянцев от тела Патрокла. Наступает ночь; Гефест изготовляет оружие для Ахилла — подробно описываются изображения на щите (кн. XVIII). Ахилл и Агамемнон примиряются; Брисеида возвращена. Плач Брисеиды и Ахилла над телом Патрокла. Ахилл устремляется в битву, причем один из его коней предвещает ему близкую смерть (кн. XIX).

Зевс разрешает богам вступить в бой — грозная сеча с участием богов. Ахилл покрывает поле телами врагов, но не встречает ещё Гектора, а Энея, которому суждено царствовать над троянцами, Посейдон спасает от Ахилла (кн. XX). Поток Ксапер, запруженный трупами, тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами. Ахилла спасает Гефест, зажигающий поток (кн. XXI). Троянцы убегают в город. В поле остается один Гектор, желающий, несмотря на убеждения близких, сразиться с противником, но с приближением Ахилла его охватывает страх, и он бросается в бегство. Зевс взвешивает на весах жребии Ахилла и Гектора — жребий Гектора падает, и покровительствующий ему Аполлон покидает его. По коварному наущению Афины Гектор, наконец, принимает бой с Ахиллом и в этом бою гибнет. Плач Приама, Гекубы (матери) и Андромахи о Гекторе (кн. XXII). Душа Патрокла является к Ахиллу и требует скорейшего погребения; похороны и описание состязаний, устроенных Ахиллом для погребального торжества (кн. XXIII). Ахилл ежедневно привязывает тело Гектора к колеснице и волочит вокруг могилы Патрокла. Однажды ночью к нему по воле Зевса является Приам с выкупом и умоляет вернуть тело сына для погребения. Ахилл соглашается. Причитаниями по Гектору и описанием его погребения кончается Илиада (кн. XXIV).

Исследования

Поэтическая техника Илиады

Жанр

Сюжет

Главным конфликтом поэмы является кража жены Менелая — Елены Прекрасной. А украл ее принц Трои – Парис. Оскорбленный царь Спарты и его брат Агамемнон снарядили армию и корабли, туда входили многие греческие герои и поплыли к Трое. Троянцы отказались выдавать украденную Елену и сокровища. Началась война, и ахейцам понадобилось десять лет, чтобы захватить высокие и мощные стены города. И только лишь по совету Одиссея греки заполучили победу. Они сделали вид что уходят и возвращаются на Родину, пред этим они оставили на берегу огромного деревянного коня. Также в Трою был заслан перебежчик, сказавший, что этим греки хотят умилостивить Афину. Радостные жители занесли статую в город, несмотря на уговоры верховного жреца и Гектора, упоминавшие о вероломстве нападавших. Когда наступила ночь, из брюха коня вылезли воины, перебили охрану и подали сигнальный знак подтянувшимся к стенам города грекам. Все жители были перебиты и захвачены в рабство, лишь немногие смогли сбежать, а сам город ахейцы сожгли. Но и для победителей закончилось не все так благополучно, не все вернулись домой. О событиях последнего десятого года рассказывает Илиада, которая сама по себе является военно-героической эпопеей, где на первый план выставлены рассказы о событиях

Главные Герои

Ахиллес-сын от брака Пелеи и Фетиды, греческого героя и богини. Главный Герой поэмы, имеет невероятную силу и ловкость. А благодаря своей матери он почти неуязвимым, кроме слабого места в пятке. Был под формальным командованием Агамемнона

Гектор - витязь Трои и настоящий ее защитник. Погибает при поединке с Ахиллесом.

Агамемнон - Алчный царь Микен, его ссора с Ахиллесом это центральный конфликт почти всей Илиады

Приам - Царь Трои

Елена - виновница войны, дочь Зевса и жена Менелая

Патрокл - с оратник и друг Ахиллеса, его убивает Гектор, мотивируя Ахиллеса на поединок с ним

Парис - Второй сын Приама, похититель Елены, ранит Ахиллеса выстрелом в пятку.

Менелай - Муж Елены и царь Спарты

Брисеида - наложница Ахиллеса, из-за нее повздорили Агамемнон и Ахиллес

Одиссей - Один из героев под командованием Агамемнона, предложил идею о создании деревянного коня

Композиция

Композиция отличается симметричностью в соответствие нравственности самого Гомера. Сама Илиада состоит из нескольких частей, события которых постепенно разворачиваются и имеют некий законченный и самостоятельный характер. Также в сюжете есть несколько противоречий.

2 вариант

Одной из главных тем произведения можно назвать тему судьбы. Древние греки верили, что все в их жизни предначертано богами. Они ни на что не могут повлиять, а беды и недуги — это наказания, посланные богами за их промахи. Также важной темой является тема гнева Ахилла, тема чести и бесчестия Ахилла и Гектора. Поэма охватывает широчайший круг проблем: добро, зло, а также человеческие пороки, присущие даже богам: блуд, жадность, зависть.

Суть поэмы заключается в том, что на свадьбе родителей Ахилла яблоко раздора брошено для прекрасной женщины. Гера, Афина и Афродита не могут решить, кому оно должно принадлежать, поэтому обращаются к троянскому царю, который отдает его Афродите. Та за это обещала ему в жены Елену Прекрасную. Троянский царь приказывает похитить ее от мужа. Это становится поводом к войне. Ахилл идет воевать из-за славы и почестей. Позднее он уходит с фронта, но смерть Прокла заставляет его вернуться. Он уничтожает убийцу Прокла — сына троянского короля. Ахилл шантажирует убитого горем отца. Он говорит, что отдаст труп сына за мир между странами.

Главный герой поэмы — Ахилл. Это выносливый воин. Агамемнон — микенский царь, конфликтующих с Ахиллом из-за его наложницы, Брисеиды. Гектор — сын царя Трои, Приама, настоящий защитник своей родины, убивший Прокла, друга Ахилла. Елена Прекрасная — женщина из-за которой, собственно, и началась война. Она дочь Зевса и супруга Менелая, была похищена Парисом, царевичем.

Произведение заканчивается сценой погребения Гектора. Приам находился в глубокой печали. На сыне были сосредоточены все его надежды и силы. Он видел в его гибели знак падения Трои. Ахилл не хотел отдавать тело врага, который убил его близкого друга. Приам приезжает к нему и бросается на колени в слезах с просьбами. Ахилл сдается и отдает труп Гектора. Затем поэма кончается сценой его погребения и поминок.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Илиады Гомера

Популярные сегодня темы

Времена года все настолько разные, но каждый сезон уникален по-своему. Осень. столько красочного в ней, яркого, еле тёплого и такого радушного. Настроение меняется осенью, как и погода, поначалу ещё радостное

Из всего многообразия правителей особым образом выделяется Дмитрий Донской как князь миролюбивый и православный. Конечно, и ему приходилось отправляться в военные походы

Читайте также: