Можно ли летать на квадрокоптере в грузии

Обновлено: 18.09.2024

Квадрокоптеры продолжают набирать популярность среди туристов, желающих запечатлеть со всех сторон красоты выбранной для отпуска страны. Где-то это можно сделать почти без ограничений, а кое-куда туриста и вовсе не пустят с таким летательным аппаратом. В целом, в мире постепенно ужесточаются правила использования дронов и нужно знать, где какие ограничения установлены, чтобы поездку не омрачили действия сотрудников полиции.

Для многих стран сейчас действуют примерно одинаковые правила* использования дронов, обязывающие соблюдать определенную высоту полёта, не летать вблизи людей, аэропортов, стратегических и ряда культурных объектов.

Для вашего удобства мы собрали в один материал существующие запреты и ограничения по использованию квадрокоптеров в разных странах. Сохраняйте в закладки и делитесь информацией с клиентами!

Дестинация

Особенности использования

Наказание за нарушение

Операторы беспилотников должны перед полетом получить разрешение от Департамента гражданской авиации конкретной страны.

В соответствии с приказом Национальной комиссии по телерадиовещанию и телекоммуникациям Таиланда (НКТТ) от 11 октября 2017 г. с указанной даты запрещена эксплуатация радиоуправляемых летательных аппаратов (дронов) без соответствующей регистрации.

Собственники указанных аппаратов обязаны в 90-дневный срок поставить их на специальный учет, для чего потребуется копия удостоверения личности и фотографии дронов. Сделать это можно в центральном офисе НКТТ, ее региональных представительствах, Управлении гражданской авиации Королевства, а также в полицейских участках на всей территории страны.

Запрещен ввоз квадрокоптеров на территорию страны.

По прилете в аэропорт устройства изымаются и могут быть возвращены при вылете — с условием оплаты камеры хранения за дни пребывания в стране.

Запрещается ввозить беспилотные летательные аппараты (т.н. дроны).

С 2017 года желающие приобрести беспилотный летательный аппарат в стране не смогут этого сделать без завершённой регистрации на получение лицензии в управлении гражданской авиации.

В Дубае действует штраф в размере от 1000 до 20 тыс дирхамов ($272 — $5,4 тыс) за недобросовестное использование беспилотников.

Свободный ввоз квадрокоптера. В мегаполисах действует запрет летать в общественных местах, над людьми, вблизи аэропортов, стратегических объектов, на высоте более 150 м, ночью, дрон обязан находиться в поле зрения пилота. Вес устройства не должен превышать 20 кг.
Под определение "общественные места" попадают все достопримечательности, так что пролет над Акрополем, Колизеем или Эйфелевой башней будет иметь серьезные последствия.

Штраф за нарушение правил может достигать 1000 евро, в зависимости от конкретной страны.

В южной части страны (граница с Сирией, а также в районе портов и терминалов) полеты дронов полностью запрещены с 2017 года в связи с повышенными требованиями безопасности.

Запрещено летать в национальных парках и заповедниках.

Дроны запрещены к ввозу.

Запрещен ввоз квадрокоптеров на территорию страны.

По прилете в аэропорт устройства изымаются и могут быть возвращены при вылете — с условием оплаты камеры хранения за дни пребывания в стране.

Запрещен ввоз квадрокоптеров на территорию страны.

В случае незаконного ввоза вышеуказанного оборудования и другой аппаратуры, для использования которой необходимо разрешение тунисских властей, данные технические средства безвозвратно изымаются сотрудниками правоохранительных органов Туниса, а их владельцы привлекаются к административной ответственности.

Дальность полета не более 500 метров от местонахождения пилота и в удалении >50 метров от зданий и общественных трасс; наличие аптечки и огнетушителя в пределах 300 м от взлетно-посадочной точки; с учетом трафика, беспилотные летательные аппараты должны всегда уступать дорогу пилотируемой авиации.

31 декабря 2020 года Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) приняло новый пакет единых правил по БПЛА для стран Евросоюза. Все государства-члены ЕС, а также Норвегия, Исландия и Лихтенштейн (к числу присоединившихся к правилам государств также относится и Великобритания) теперь будут руководствоваться единым законодательством в данной сфере. Ранее каждая из стран ЕС имела свой свод правил. Теперь же, путешествуя по Европе – например, от Франции до Италии, – вы будете соблюдать единый стандарт регулирующих предписаний при запуске своего коптера.

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1

The Eiffel tower in Paris, France, with blurred moving evening clouds passing behind. Image with great copy space.

Стандартные категории для дронов и их операторов

Универсальные правила EASA для стран Европы касаются как пилотов-любителей, так и тех, кто профессионально использует БПЛА для работы. Маленькие дроны теперь необходимо регистрировать, чтобы контролирующие органы могли отслеживать дроны-нарушители, направляя их обратно к хозяевам. По новым правилам выделяется три категории со стандартизированными требованиями, на которые делятся все дроны и их операторы.

  1. Открытая категория дронов с наименьшими рисками. БПЛА из этой категории не будут нуждаться в авторизации, но на них будут распространяться жесткие ограничения по операциям.
  2. Специальная категория дронов (или дроны среднего риска) подразумевает обязательную авторизацию, которую можно получить у местных национальных авиационных служб на основе информации об оценке рисков.
  3. Категория сертифицированных дронов, представляющих высокий риск, попадает под обязательные авиационные правила, что будет распространяться и на будущие возможные полеты БПЛА с пассажирами.

Первая категория коптеров, представляющих наименьшую опасность, является самой большой. В нее входит большинство любительских дронов, которыми будут управлять посредством процесса сертификации. Это гарантирует безопасность и соответствие всем экологическим требованиям.

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1

Как определить, относится ли дрон к первой “открытой” категории

Дроном можно управлять согласно требованиям “открытой” категории, если:

  • на нем есть этикетка с классом идентификации 0, 1, 2, 3 или 4;
  • дрон был сконструирован в частном порядке и весит менее 25 кг;
  • БПЛА был приобретен до 1 января 2023 года и на нем нет этикетки с классом идентификации, о чем написано выше;
  • дрон не будут запускать прямо над людьми. Исключением будет наличие этикетки с классом идентификации или вес менее 250 г (В данном случае следует ознакомиться с правилами для подкатегорий);
  • коптер будет находиться в диапазоне видимости либо пилоту в отдалении будет помогать UA-корректировщик;
  • дрон будет лететь на высоте не более 120 метров;
  • БПЛА не будет перевозить опасные грузы и не будет сбрасывать что-либо на землю.

Первая категория делится на три подкатегории в зависимости от того, где и как будут летать эти дроны.

Так, к подкатегории А1 причислены все коптеры весом менее 250 г, которые можно запускать над людьми. В подкатегорию А2 входят дроны весом более 250 г, но менее 2 кг. Эту подкатегорию можно запускать не ближе 50 метров от людей. Наконец, в подкатегорию А3 включены БПЛА массой более 2 кг, и запускать их можно будет вдалеке от скопления людей.

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1

Переходный период на пути к унифицированным правилам

Дроны, приобретенные до 1 января 2021 года и не имеющие класса сертификации, можно запускать в рамках первой “открытой” категории. На переход к новым правилам европейские законотворцы выделяют 2 года. Подразумевается, что в течение данного периода до 1 июля 2021 года лицензии, сертификаты и декларации стран Европы будут полностью унифицированы с новыми требованиями ЕС. Страны-члены должны ввести определение географических зон, в которых дронам будет запрещено летать или где потребуется специальное разрешение. К 1 января 2022 года должна состояться полная унификация этих документов с едиными европейскими требованиями.

Следующий этап – до 1 июля 2022 года – подразумевает, что все операции в “открытой” категории будут совершаться согласно правилам полетов, принятым ЕС. Все модельные клубы и ассоциации должны получить разрешение от национальных авиационных агентств.

По истечении льготного двухлетнего периода, с 1 января 2023 года запускать дроны без класса сертификации в “открытой” категории в странах Европы будет невозможно.

Новые единые правила для пилотов и запуска дронов в странах Европы. Часть 1

Требования для “открытой” категории

Итак, как мы уже упомянули, “открытая” категория разделяется на три подкатегории, о которых расскажем теперь подробнее. Согласно тому, какой класс идентификации стоит на дроне, или исходя из его веса, мы можем определить, как и в каких условиях им управлять.

Дроны с классом сертификации 0 или те, что были собраны самостоятельно и весят до 250 г, могут летать по требованиям для подкатегории А1, а значит почти везде, кроме мест скопления людей или тех участков, где полеты дронов были запрещены (о таких местах следует узнавать на сайте национального авиационного агентства интересующего вас государства). Дроны с классом идентификации 1 также могут попасть в подкатегорию А1, но только с разницей в том, что вы как оператор должны будете минимизировать вероятность их полета над сторонними лицами.

Дроны с маркировкой класса идентификации 2 относятся к подкатегории А2, что означает возможность запуска в городской среде. Тем не менее, пилоту следует держать безопасное расстояние от посторонних людей. Как правило, это минимальное расстояние должно равняться высоте, на которой летит дрон, но не менее 5 метров. Кроме того, вы также можете запускать дрон и в соответствии с требованиями для подкатегории А3. Наконец, следует избегать полетов в тех местах, где местным законодательством запрещены полеты дронов. Это прежде всего будет полезно знать, тем, кто предпочитает популярные туристические направления с обилием исторических памятников и других достопримечательностей. То есть, речь идет об Италии, Франции, Испании и ряде других европейских стран, традиционно входящих в пятерку наиболее популярных среди российских туристов в том числе.

Дроны, маркировка которых соответствует классу 3 или 4, а также те, которые были сконструированы самодельным образом и весят не более 25 кг, могут летать в рамках требований для подкатегории А3. Это значит, что они не предназначены для запуска в городской черте, а вы как оператор дрона должны соблюдать дистанцию не менее 150 м от жилых, коммерческих или производственных сооружений. Присутствие посторонних людей в пределах видимости дрона также должно быть исключено.

Новые правила также вводят ряд требований для пилотов и операторов дрона. О них, а также о правилах для категорий специализированных дронов среднего и высокого риска мы расскажем во второй части статьи.


Отвечаем на самые частые вопросы от наших клиентов, касающиеся моделей квадрокоптеров.

Какими современными полетными функциями обладают квадрокоптеры MJX?

(наличие данных функций у конкретной модели уточняйте на страницах каталога)

Взлет и посадка одной кнопкой
Аккуратно поднять и опустить квадрокоптер – еще несколько лет назад это была достаточно сложная задача. Теперь же, благодаря функции автовзлета и автопосадки, с ней теперь справится даже ребенок. Соответствующая кнопка есть как на пульте, так и в приложении.

GPS
Наличие датчика геопозиционирования позволяет отслеживать местоположение дрона в приложении на телефоне, а также использовать такие режимы, как следование за пилотом, полет по точкам и облет цели (см. ниже). Благодаря GPS дрон также противостоит ветру и удерживает свою позицию, даже если вы отпустили пульт. Это важно в ситуации, когда нужно производить съемку из одной точки. Для того, чтобы использовать GPS режимы, необходимо включить GPS на пульте, а также на вашем смартфоне.

Барометр
Барометр обеспечивает функцию удержания высоты. При наличии барометра квадрокоптер способен зависать в одной точке на определенной высоте, даже если вы отпустите пульт.

Благодаря GPS и барометру дрон удерживается в воздухе в заданной точке на заданной высоте.

Follow Me (следование за пилотом)
Дрон следует за пилотом (по сигналу GPS от телефона), снимая его передвижение и транслируя видео на смартфон пилота. Функция включается из приложения на смартфоне.

Orbit Flight (орбита или облет цели)
В режиме Орбиты дрон облетит объект по кругу заданного в настройках диаметра, тем самым вы получаете круговой обзор интересующего объекта. Функция включается из приложения на смартфоне.

Waypoint Flight (полет по точкам, полет по заданному маршруту)
Полет по определенной траектории. Такая функция позволяет вам задавать маршрут дрона. Функция включается из приложения на смартфоне; после того, как вы нарисуете маршрут на экране, нажмите на кнопку Submit (принять).

RTH – Return To Home (возврат домой)
Функция возврата на исходную точку. При наличии функции возврата коптер вернется в точку взлета, даже если потерял связь с пультом управления. Функция работает в 3 режимах:

  • Умный RTH. В любой момент вы можете нажать на кнопку RTH и вернуть квадрокоптер на исходную точку.
  • RTH низкого заряда. Защита срабатывает автоматически при низком уровне заряда батареи. Дрон направляется в исходную точку и приземляется.
  • Отказоустойчивый RTH. Дрон самостоятельно возвращается на исходную точку при потере соединения. Если связь восстанавливается во время возвращения на домашнюю точку, то полет домой продолжится, но пользователь может отменить его кнопкой "RTH" и вернуть себе функцию управления дроном.

Можно ли записывать видео или фото на дрон? Есть ли запись на телефон?

Можно записывать и на дрон, и на телефон. Для записи на дрон вставьте карту памяти (обычно – карта формата microSD, класс 10). На телефон запись ведется через приложение.

Качество записи на карту памяти будет выше (по заявленным характеристикам данной модели), чем при записи на телефон: на телефон видео передается в разрешении 720p. Зато этим видео можно сразу поделиться с друзьями, т.к. оно находится непосредственно на телефоне.

Карта должна быть отформатирована в FAT32.

Что такое 2.4G и 5G?

2.4 (ГГц) - частота радиоканала, на которой пульт связывается в квадрокоптером.

5G (5ГГц, не путать с мобильной сетью 5G) - частота WI-FI, по которому современные модели квадрокоптеров связываются с телефоном.

Как узнать, поддерживает ли мой телефон WI-FI 5G?

Смотрите инструкцию на странице:

Можно ли снимать видео, если на моем телефоне нет 5G WI-FI?

Если в описании дрона указано, что передача видео идет по 5G WI-FI, но ваш телефон не поддерживает стандарт 802.11ac, вы сможете записывать видео и снимать фото на карту памяти на борту дрона.

Нужно ли иметь доступ к интернету на телефоне, чтоб соединить телефон с дроном и осуществить полет?

Нет. Источником сигнала wifi является сам квадрокоптер, телефон подсоединяется к этой сети. Внешний интернет для полетов не нужен (только для предварительной загрузки карты места, где предполагается полет).

Какие модели квадрокоптеров подойдут для новичков, для ребенка?

Почти все представленные у нас модели подойдут для начинающих. Все модели легко управляются, легко осваиваются.

Рекомендуем приобретать модели как минимум с наличием следующих функций:

  • Автовзлет/автопосадка (обычно эти действия без автоматического режима сложны для новичков)
  • Барометр (удерживает квадрокоптер в воздухе, даже если пилот отпустил пульт)

Если ребенок младше 14 лет, обязательно участие и обучение взрослым в первое время взаимодействия с квадрокоптером.

Можно ли запускать квадрокоптер в городе?

В Москве запускать никакие квадрокоптеры нельзя, только при получении спец.разрешений:

За пределами МКАД можно запускать квадрокоптеры после регистрации.

Сложна ли процедура регистрации?

Процедура несложная. С конца 2020 года регистрировать дроны можно через сайт Госуслуг. См. информацию на странице

Какие дроны можно не регистрировать и использовать сразу после покупки?

Дроны весом до 250 г:

План полета нужно подавать на каждый полет?

Как правильно запустить квадрокоптер?

Всегда опирайтесь на инструкции к квадрокоптеру. Если инструкция потеряна, можно скачать инструкции в разделе Инструкции:

Чек-лист по предполетному контролю:

  • Аккумулятор, пульт дистанционного управления и смартфон полностью заряжены.
  • Аккумулятор вставлен в дрон аккуратно и до конца; надежно зафиксирован.
  • Пропеллеры установлены правильно.
  • Рамы и пропеллеры полностью развернуты.

Обычные действия для запуска квадрокоптера следующие (могут отличаться в конкретных моделях):

  • Включите пульт, затем включите дрон. Дрон должен быть установлен на ровную и неподвижную поверхность.
  • Откалибруйте компас квадрокоптера путем вращения. Включите GPS на пульте управления. Откалибруйте гироскоп на ровной поверхности (стики пульта влево вниз).
  • Установите связь между квадрокоптером и телефоном (источником wifi сигнала является квадрокоптер), откройте приложение, закрепите телефон в держателе на пульте.
  • Разблокируйте дрон, нажмите на Автовзлет; дрон поднимется на высоту 1-1,5 м. Осуществите полет, пользуясь пультом и смартфоном для управления дроном, в т.ч. с помощью интеллектуальных функций.
  • Посадите квадрокоптер (функция RTH и Автопосадка), заблокируйте двигатели.
  • Выключите пульт и дрон, извлеките аккумулятор.

Какие основные правила эксплуатации дронов?

  • Всегда по возможности используйте GPS режим для полетов.
  • Аккуратно жмите на стики управления, чтобы движения дрона были плавными и устойчивыми.
  • Запускайте дрон в хорошую погоду с небольшим ветром.
  • Не запускайте дрон в таких погодных условиях, как высокая температура, снег, сильный ветер, дождь или туман.
  • Не рекомендуется запускать дроны при минусовой температуре.
  • Не рекомендуется запускать квадрокоптер вблизи строений и сооружений, линий электропередач, деревьев. Высокие здания и крупные металлические конструкции могут повлиять на точность компаса и системы GPS.
  • Чтобы свести к минимуму помехи, не управляйте дроном в местах рядом с линиями электропередач, военными базами, электрическими подстанциями и радиовещательными вышками.
  • Не рекомендуется уводить дрон за препятствия; пилотирование лучше осуществлять на широком открытом пространстве в пределах прямой видимости.
  • Запускайте на расстоянии от людей и частной собственности. Никогда не запускайте прямо над людьми или животными.
  • Никогда не прикасайтесь к летящему аппарату ни при каких обстоятельствах. Не приближайтесь и не прикасайтесь к посаженному коптеру до того, как его пропеллеры полностью остановятся.
  • Используйте только детали MJX или детали, сертифицированные MJX. Детали, не принадлежащие сертифицированным MJX производителям, могут вызвать сбои в работе и привести к проблемам с безопасностью.
  • Используйте для пульта новые, ранее не используемые, качественные батарейки.
  • Не оставляйте аккумулятор в разряженном состоянии надолго. Храните аккумулятор в заряженном состоянии, не вставляя его в дрон.
  • Храните дрон и аккумулятор в сухом месте.

Как определить местоположение квадрокоптера во время полета?

Если квадрокоптер с модулем GPS, вы будете видеть его местоположение на экране смартфона; также в приложении записывается лог-файл (история перемещений).

Если дрон без GPS, то запускать следует только в пределах прямой видимости.

Ультразвуковой и оптический датчики на моделях MJX позволяют облетать препятствия?

Нет. Они предназначены для более точного определения высоты над землей, более плавной посадки дрона. Эти датчики также помогают, когда сигнал GPS слабый или же недоступен. Эффективны на высоте 3 м.

Что такое бесколлекторные двигатели? В чем их преимущество?

Бесколлекторные (бесщеточные) моторы имеют ряд преимуществ перед коллекторными моторами:

  • надежность, износостойкость, долговечность - за счет малого количества трущихся деталей;
  • большая плавность работы мотора - и лучшая управляемость моделей с такими моторами;
  • экономичность - модели с бесколлекторными двигателями могут работать без подзарядки больше времени, чем модели с коллекторыми двигателями (при равном весе модели и емкости аккумуляторов);
  • наконец, бесколлекторные двигатели отличаются низким уровнем производимого шума, и пилотировать такие модели намного более комфортно.

Модели MJX с БК двигателями:

Какое приложение необходимо для управления квадрокоптерами MJX с камерами 4К?


M RC PRO. С переводом элементов интерфейса приложения можно ознакомиться здесь:

Беспилотники под контролем: где в Татарстане могут летать дроны и как получить разрешение на полеты

Альберт Изаилович, как в Татарстане регулируется деятельность беспилотных летательных аппаратов?

А.С.: Общий порядок выполнения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации устанавливается рядом нормативно-правовых актов. Ключевым документом здесь является Воздушный кодекс РФ. С него начинаются правовые основы полетов беспилотных воздушных судов.

Как происходит учет и регистрация беспилотников?


А.С.: Изменения в Воздушный кодекс РФ были внесены в 2015 году. Только через четыре года постановлением российского Правительства были утверждены Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов. Документ был подписан в мае текущего года. Полномочия по регистрации отданы Росавиации.

Документ вступает в силу 1 октября этого года. Таким образом, с октября владельцы беспилотников массой от 250 граммов до 30 кг в течение 30 дней должны подать заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет в Приволжское межрегиональное территориальное управление Росавиации, которое находится в Самаре. Оно рассматривает обращение и после постановки на учет уведомляет об этом владельца.

Сложно ли получить разрешение для выполнения полетов?

А.С.: Полеты беспилотных воздушных судов отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски беспилотников, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством России.

Полеты беспилотных воздушных судов производятся на основании разрешения, чтобы его получить, нужно представить план полетов. Для получения разрешения на полеты в Казани есть дополнительный перечень документов. Должно пройти согласование полета в татарстанских управлениях ФСБ, Росгвардии, МВД по РТ и Татаэронавигации. На все процедуры до получения разрешения на легальный полет может уйти 15 дней.

Поэтому в Татарстане создана Ассоциация пилотов беспилотных летательных аппаратов , которая помогает владельцам дронов на законных основаниях получить разрешение на полет по упрощенному варианту. Причем в России подобной организации нет .

А.Г.:Зарегистрировавшийся в ассоциации пилот беспилотника может получить разрешение за день до полета на сайте. Всю остальную работу ассоциация делает за пилота.

Алексей Викторович, расскажите подробнее о деятельности Ассоциация пилотов беспилотных летательных аппаратов и сервисе для регистрации полетов.

А.Г.: Цель работы ассоциации – безопасность полетов, легализация и упрощение получений разрешений на полеты беспилотных летательных аппаратов. Сегодня чтобы запустить квадрокоптер хоть на метр, необходимо получить разрешение. Сроки его получения в обычном порядке колеблются от 15 до 24 дней. Это очень много, учитывая, что погода может поменяться.

Благодаря Президенту Татарстана Рустаму Минниханову, Совету по предпринимательству при Президенте РТ, а также слаженным действиям всех ведомств в Казани на сегодня удалось решить главную проблему легального применения беспилотников – получение разрешений на выполнение полетов в пределах города.

То есть ассоциация разработала уникальный сервис, не имеющий аналогов в России. С его помощью владелец квадрокоптера или авиамодели может накануне зарегистрировать свой полет нажатием пары кнопок. Сервис был запущен в августе прошлого года. До этого, в 2016 году, мы обратились за помощью в Совет по предпринимательству при Президенте РТ. Проходило много обсуждений, дискуссий со всеми ведомствами, в итоге разработали комплекс мер по взаимодействию.

Из-за длительности получения разрешения люди не могут испытывать свои разработки, а дети из авиамодельных школ вообще самостоятельно не могут пройти всю процедуру. Ассоциация помогает развивать авиационную отрасль в республике, инновационные разработки, способствует обучению детей авиамоделизму.

Мы регулярно получаем обращения из различных регионов России с просьбой наладить взаимодействие и реализовать наш опыт в других городах и субъектах страны.


Очень много поступает обращений от туристов, которые хотят приехать в Татарстан на отдых и сделать красивые снимки, чтобы потом выложить их в соцсетях. Можно сказать, что наша деятельность способствует развитию туризма.

В пиковые дни над Казанью совершается около 50 полетов беспилотников. Это праздничные дни, выходные, особенно – с пятницы по воскресенье. Если в одной точке регистрируют больше одного полета, то приходит уведомление с номерами телефонов, чтобы люди могли созвониться друг с другом, поскольку речь идет о безопасности полетов.

В каких районах Татарстана доступны зоны для легальных полетов? Планируется ли расширение?

А.Г.: Хотим расшириться на весь Татарстан, потому что обращаются, например, из Закамской зоны, из различных городов регионов России. На сегодня помимо согласованных зон в Казани вышли в Верхнеуслонский, Высокогорский, Лаишевский, Зеленодольский, Камско-Устьинский районы. Планируем расширяться на Алексеевский район, Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны, Бугульму. Сейчас активно идут переговоры.

После регистрации и получения разрешения как отслеживается полет беспилотника?

А.Г.: У нас есть диспетчерская служба, которая занимается отслеживанием полетов. Плюс есть доступ к нашему сервису у ФСБ, МВД и Росгвардии. Они тоже могут увидеть, где летает беспилотник. Кроме того, есть доступ у пилотов вертолетов.

Есть внутренние правила ассоциации, каждый пилот под ними подписывается. Если он вылетает за легальные зоны и это обнаруживается, то мы его можем исключить из ассоциации за нарушение.

В восемь вечера вся информация, включая фамилию, имя, отчество пилота, зону и время полета, уходит в МВД, ФСБ и Росгвардию. Они сверяют, согласован ли полет, находится ли беспилотник в легальной зоне. Хотел бы отметить взаимодействие этих ведомств. Например, нам сообщают, в какой день лучше не летать, мы оповещаем наших пилотов, на карте, где указаны легальные зоны полетов, ставим ограничения времени. Пилоты относятся с пониманием.

Альберт Изаилович, какие существуют факторы риска, связанные с запуском беспилотников?


А.С.: Любой полет беспилотника связан с риском для граждан, других участников полета. Поэтому для безопасности полетов необходимо получить разрешение. Вес аппарата – 450 грамм , скорость 150 – 200 км/час. Если полет осуществляется без разрешения, то другие участники не будут знать, что запущен дрон. Представьте, если в эту зону залетит вертолет. При их столкновении может случиться катастрофа. А виноват будет тот гражданин, который не получил разрешение.

При полете нужно вести визуальное наблюдение за аппаратом. Беспилотник должен летать там, где мало людей, потому что в случае его падения могут возникнуть травмы.

Какие административные меры предусмотрены за полеты дронов без разрешений?

А.С.: За нарушение правил использования воздушного пространства на владельцев беспилотников возлагается административная ответственность по статье 11.4 КоАП РФ. В частности, на граждан накладываются штрафы в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

А.Г.: С конца июля штрафы за данное нарушение выросли в десять раз. Сам аппарат стоит от 40 тыс. рублей до 150 тыс. рублей и выше. Получается, что нарушитель заплатит штраф почти равный стоимости аппарата.

А.С.: В 2018 году в республике было зафиксировано 20 случаев полетов без разрешений. В этом году выявлено только шесть нарушителей. И это не татарстанцы, а приезжие.

Мы стараемся работать на опережение, то есть для нас главное – провести профилактику, беседы, консультации. Ведь е сть люди, которые покупают беспилотные летательные аппараты, но даже не знают, что нужно подавать заявки на полеты.

В Татарстане обучают управлению беспилотниками?


А.Г.: Есть планы создать при Ассоциации пилотов беспилотных летательных аппаратов РТ своеобразную школу для обучения управлению дронами. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Хотим организовать такие курсы. У нас как раз одно помещение проходит экспертизу по пожарной безопасности. Составляем правила, будем подавать документы.

Ассоциация уже сейчас помогает всем заинтересованным лицам проводить полеты беспилотников. Устраиваем совещания, собрания, но, конечно, этого мало. Необходима школа, куда бы человек любого возраста мог прийти и получить знания по законности полетов.

А.С.: Беспилотники – это наше будущее, поэтому важен вопрос законности полетов. Необходим закон об обучении внешних пилотов. Почему происходят нарушения, связанные с полетами беспилотников? Их владельцы не обучены, то есть их научили кнопку нажимать, а законы они не знают. Нормативная база по выполнению полетов беспилотников пока достаточно слаба. Если бы были соответствующие курсы, то в программе было бы заложено изучение воздушного законодательства.

Читайте также: