Можно ли поехать в хадж без махрама

Обновлено: 18.09.2024

2014. О достоинстве хаджа – относительно этого пришло множество контекстов.

2015. Каково постановление совершения хаджа– личностная обязанность один раз в жизни для каждого способного на его совершение.

2016. Каково постановление совершения умры – желательно.

2017. Каково постановление совершения умры жителям Мекки – узаконено, но для входа в ихрам им необходимо выйти за запретную территорию Мекки (в отличие от того, кто хочет совершить хадж).

2018. Узаконено ли совершение умры более одного раза в год – наилучшее в этом то, чтобы человек совершил лишь одну умру за одну поездку в Мекку. Также узаконено, если человек будет совершать умру раз в месяц или даже раз в десять дней или даже меньше этого, но необходимо, чтобы между двумя умрами у человека успели отрасти волосы настолько, чтобы ему было что брить при окончании умры.

2019. Те, кто считает умру обязательной раз в жизни, - считают ли достаточной умру, совершаемой с хаджем – да, с разногласием относительно умры, совершенной вместе с хаджем киран.

2020. Может ли тот, кто способен совершить хадж, отложить его, или должен совершить его срочно в этом году – срочно.

2021. Каковы условия обязательности хаджа – а) Ислам б) разум в) совершеннолетие г) свобода д) способность. Первые два условия – без них хадж необязателен и не действителен. Третье условие – условие обязательности и засчитанности (но не условие действительности). Четвертое и пятое условия – условия обязательности, но не действительности и не засчитанности.

2022. Что значит - способность совершения хаджа – способность каждого человека меняется в зависимости от возможностей этого человека. В основе человек должен обладать средством передвижения, способностью (здоровьем) на передвижение и совершение обрядов, и также провизией (для себя и семьи, которая осталась дома). Но, может быть так, что человек не нуждается в средстве передвижения, т.к. может идти пешком. Может также не нуждаться в провизии, т.к. может получить ее по дороге (как заработать торговлей или ремеслом и т.п.).

2023. Что значит провизия, которой должен обладать человек для того, чтобы быть способным на совершение хаджа – это достаточное количество еды, питья и одежды для человека на путь туда-обратно, а также на его семью, пока они будут жить без него.

2024. Каково постановление человека, который имеет провизию, но на нем долг – не обязан совершать хадж, если после этого долга не остается достаточного количества денег для совершения хаджа.

2025. Обязан ли человек продать недвижимость для того, чтобы стать способным совершить хадж – если он не нуждается в этой недвижимости (не живет в ней, не сдает ее в аренду и т.п.), то обязан ее продать, а иначе нет.

2026. Считается ли человек способным на совершение хаджа, если дорога к хаджу небезопасна – нет.

2027. Считается ли человек способным на совершение хаджа, если он может доехать до Мекки, но время хаджа уже выйдет – нет.

2028. Каково постановление хаджа, совершаемого ребенком – он действителен, но после достижения совершеннолетия он обязан совершить хадж Ислама.

2029. Каким образом ребенок вступает в ихрам и совершает обряды хаджа – если он достиг возраста различения, то берет намерение на ихрам самостоятельно, а иначе это намерение за него берет опекун. Родители обязаны остерегать его от совершения проступков ихрама, и если он совершит какой-либо из этих проступков, то обязанность искупительных действий ложится на опекуна. Что касается действий хаджа, то ребенок совершает самостоятельно все, что способен совершить, а иначе эти обряды за него совершает опекун.

2030. Может ли человек нанять кого-либо для совершения хаджа вместо себя, по причине того, что сам не способен на его совершение – тот, кто обладает имущественной способностью, но не обладает способностью физической так, что эта физическая неспособность не уйдет, он обязан нанять вместо себя кого-либо.

2031. Если за неспособного совершили хадж, а затем он все-таки стал способным на его совершение – он не обязан совершать хадж.

2032. Имеет ли право тот, кто способен совершить хадж самостоятельно, нанять кого-либо, для совершения хаджа вместо него – нет, ни для обязательно, ни для добровольного хаджа.

2033. Можно ли нанять для совершения хаджа вместо себя кого-либо, если человек болен, но его болезнь излечима – нет.

2034. Может ли слепой или инвалид нанять человека, который совершит за них хадж – да, если нет никого, кто помог бы ему совершить хадж так, чтобы его совершение не принесло ему особое затруднение.




2035. Может ли мужчина совершать хадж за женщину, и наоборот женщина за мужчину – да.

2036. Каково постановление того, кто скончался, и на нем осталась обязанность совершения хаджа – за него обязательно совершить хадж из его имущества, до деления наследства и до выполнения завещания.

2037. Можно ли совершить за умершего добровольный хадж – да, даже если он не оставил завещания об этом.

2038. Если человек нанял кого-либо для совершения хаджа за него, где вступает в ихрам нанятый - в микате своей страны или страны нанявшего – в микате своей страны.

2039. Если ребенок совершил хадж, спадает ли с него ответственность совершения обязательного хаджа раз в жизни – нет.

2040. Если человек совершил хадж, будучи рабом, спадает ли с него ответственность совершения обязательного хаджа раз в жизни – да.

2041. Если ребенок стал взрослым, а раб свободным прямо в дни совершения хаджа – если это произошло до упущения времени стояния на горе Арафат, то может быть одна из двух ситуаций – а) если эти двое еще не были в ихраме, то входят в ихрам, затем совершают хадж, и он действителен и засчитан без разногласий б) если эти двое уже были в ихраме, то лучше им войти в ихрам заново и совершить хадж. Но даже если они продолжат хадж без обновления ихрама, то этот хадж засчитывается у обоих по более верному мнению. Если же это произошло так, что время Арафата уже упущено, то хадж раба действителен и засчитан, а хадж ребенка действителен, но не засчитан.

2042. Является ли наличие махрама условием обязательности хаджа для женщины – да.

2043. Кто считается махрамом – муж, или тот, кто не может жениться на этой женщине никогда по причине родственной связи, или кормления грудью, или по причине брака (но причина взаимного проклятия не берется в расчет в данном случае).

2046. Является ли условием махрама, чтобы он был разумным и совершеннолетним – в основе да, но если ребенок почти достиг совершеннолетия и отличается тем, что способен защитить женщину в разных случаях, то некоторые из ученых разрешают отправляться с ним в путь.

2047. Является ли условием махрама, чтобы он был мусульманином – нет, если неверующий надежный.

2049. Может ли мужчина запретить своей жене совершить хадж Ислама, совершаемый раз в жизни – нет.

2050. Может ли мужчина запретить своей жене совершить добровольный хадж – да.

2051. Ставится ли условием того, чтобы человек мог сделать хадж за кого-либо, чтобы он сам был совершившим хадж за себя – если человек не способен совершить хадж за себя по материальным соображениям, то он может совершить хадж за другого. Но если человек имеет физическую и материальную способность совершения хаджа за себя в этом году, то он не имеет права совершать хадж за кого-либо иного, но если все же совершит, то этот хадж за другого действителен, а он берет грех за то, что отложил хадж за себя.

2052. Если человек дал обет совершить хадж, вместе с тем, что он еще не совершил хадж Ислама – сначала обязан совершить хадж Ислама, а потом хадж по обету.

2053. Каково постановление хаджа по обету, если человек еще не совершил хадж Ислама – его хадж засчитывается как хадж по обету и человек берет грех за то, что отложил хадж Ислама.

2054. О том, что совершение хаджа обязательно в жизни человека лишь однажды – единогласно.

2. Глава о микатах (места вступления в ихрам, и время сезона хаджа).

2055. Что такое микат, и какие микаты установлены для различных территорий – микат – это место, в котором человек вступает в ихрам. Микат жителей Медины – Зуль-Хулейфа, жителей Шама – Джухфа, жителей Нежда – Карн уль-Маназиль, жителей Йемена – Ялямлям.

2056. Установлен ли микат Зат 'Ирк для жителей Ирака – да. Единогласное мнение на том, что тот, кто вступит в ихрам в этом месте, то его вступление действительное. Вместе с этим, это место не установлено пророческим хадисом по более верному мнению, но установлено 'Умаром ибн уль-Хаттабом.

2057. Где вступает в ихрам человек, который живет ближе микатов к Мекке – в том месте, в котором он живет.

2058. Если человек едет через микат, который в основе не является микатом его страны – вступает в ихрам в нем. И даже если человек проезжает не через свой основной микат, а его микат дальше, то он обязан вступить в ихрам в этом не своем микате, и не может проезжать его без ихрама.

2059. Если человек едет в хадж с такой территории, по дороге которой нет миката – вступает в ихрам в том месте, которое на одной линии с микатом. Если же не знает такого места и не может выяснить о нем, то вступает в ихрам подальше от Мекки на всякий случай.

2060. Может ли человек вступить в ихрам, не доехав до миката – нет.

2061. Если человек все же вступил в ихрам до миката, является ли его вступление в ихрам действительным – да.

2062. Каково постановление человека, который пересек микат, не вступив в нем в ихрам – он должен вернуться в микат и вступить в нем в ихрам, тогда он ничем не обязан. Но если он уже вступил в ихрам после пересечения миката, то он должен принести жертвоприношение.

2063. Если человек пересек микат, не вступив в нем в ихрам, т.к. не имел намерения хаджа или умры, но затем заимел такое намерение – он должен вступить в ихрам там, где он находится и не возвращается обратно к микату.

2064. Если человек пересек микат, не вступив в ихрам, но затем, если вернется в него, то упустит время хаджа – вступает в ихрам там, где он находится и приносит жертвоприношение за пересечение миката без ихрама.

2065. Каковы временные рамки сезона хаджа – три полных месяца – шаууаль, зуль-ка'да и зуль-хиджа.

2066. Каково постановление человека, который вступил в ихрам до месяцев хаджа – его ихрам недействителен, но он может аннулировать это намерение и войти в ихрам заново для совершения умры. Но этот же ихрам не годится для умры, т.к. намерение его было для хаджа.

Красивый, величественный Дагестан набирает все большую популярность среди туристов. Но насколько безопасно здесь отдыхать? О чем стоит помнить, отправляясь на отдых в эту колоритную республику. Обо всем этом прямо здесь и сейчас.

Опасно ли ехать в Дагестан

Дагестан vs Москва: где безопасней?

Да, вы не ослышались. Официальная статистика делает именно такой вывод.

Конечно, в народе ходят легенда о том, что регион крайне криминализирован. И вообще лучше сюда не соваться. Но это не что иное, как миф.

В рейтинге безопасных регионов нашей страны Дагестан стоит на третьем месте. На 100тыс. жителей здесь приходится 450 преступлений.

В Москве этот показатель выше почти в 3 раза. Там на 100тыс. жителей 1150 преступлений. И она стоит аж на 19 месте.

Так что, если вы без страха ездите в Москву, то нет причин опасаться и поездки в Дагестан.

Опасно ли ехать в Дагестан русским девушкам?

Актуальный вопрос, особенно если планируете ехать в Дагестан без мужчин. По опыту, можно ответить, что девушки вполне спокойно путешествуют по Дагестану чисто женской компанией.

Здесь к вам вряд ли будут приставать больше, чем в Египте или Турции. Дагестанцы могут с вами познакомиться. Но обычно это не имеет никакого подтекста.

Местные жители очень добрые и отзывчивые люди. Они добродушно могут пригласить вас на обед в свою семью. Или безвозмездно предоставить ночлег, если вас негде переночевать. Таковы законы гостеприимства.

Разумеется, вы тоже должны вести себя почтительно. И с уважением относиться к культуре и местным традициям.

Опасно ли ехать в Дагестан

Как одеваться?

Итак, вот несколько хороших советов касаемо одежды:

Опасно ли ехать в Дагестан

  • Если вы девушка, то не надевайте мини и глубокое декольте. Идеально подойдут футболки, брюки, джинсы или не короткие шорты.
  • У мужчин почти нет ограничений по одежде. Можете надевать то, что носите обычно.

Каких мест избегать?

В целом в республике сейчас вполне спокойная обстановка. На дорогах иногда можно наткнуться на блокпосты. В основном они расположены в горах.

Таким образом охраняются стратегически важные объекты. Например, мосты и водохранилища. Это обычная процедура. И вас никак не побеспокоят.

Если говорить о том, чего следует избегать, чтобы не столкнуться с неприятностями. То здесь работает то же правило, что и в любом другом городе России.

Не ходите очень поздно по промзонам и подобным местам. Особенно в нетрезвом состоянии. И будет вам счастье.

Опасно ли путешествовать автостопом?

Это может удивить, но автостоп в Дагестане гораздо безопасней, чем во многих регионах нашей страны.

Гостеприимство и радушие местных жителей просто невероятное. Здесь вас с радостью довезут до нужного места. И даже сделают крюк, если водителю не по пути.

Будьте готовы, что вас пригласят на семейный ужин. И накормят как самого дорого гостя. И еще будут уговаривать остаться на ночь.

Путешествие в Дагестан – это словно поездка к родственникам, которые тебя долго ждали. Совершенно незнакомые люди искренне проявляют заботу и участие. Они всегда готовы прийти на помощь абсолютно бескорыстно.

Опасно ли ехать в Дагестан на машине?

Вы можете приехать в Дагестан на собственном авто или арендовать машину на месте. При этом надо обязательно учитывать две важных вещи:

  • Дагестанская манера вождения. Здесь она довольно агрессивна. Особенно страшно выглядят местные обгоны на трассе. Будьте готовы.
  • Много серпантинов и горных дорог. И качество их порой оставляет желать лучшего. В горной местности дороги могут быть очень опасными. Рядом с обрывами и с осыпающимися вниз камнями.

Дагестан – однозначно место, которое стоит посетить. Здесь масса удивительных уникальных мест. Богатая традициями культура. Безумно гостеприимные жители. И пока очень низкие цены. Хотя, учитывая растущий интерес к этому направлению, цены довольно скоро могут и подрасти.

Alt Text

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

НУЖНА ЛИ ГРАЖДАНАМ УЗБЕКИСТАНА ВИЗА В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ УМРЫ?

Да. Гражданам Узбекистана, которые планируют совершить Умру, требуется виза в Саудовскую Аравию, а именно виза на Умру.

КАК ГРАЖДАНАМ УЗБЕКИСТАНА ПОЛУЧИТЬ ВИЗУ НА УМРУ?

В настоящее время единственной возможностью получить визу на Умру для граждан Узбекистана является поездка в паломничество в составе группы, которую организует компания, рекомендованная Посольством или Консульством Саудовской Аравии в Узбекистане. Такая компания продаёт паломнические путёвки, в которые входит и виза на Умру.

МОЖНО ЛИ ПОЛУЧИТЬ НОВУЮ ТУРИСТИЧЕСКУЮ ВИЗУ В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ УМРЫ?

Оформление туристической электронной визы в Саудовскую Аравию пока доступно только гражданам следующих стран: Австрия, Австралия, Андорра, Бельгия, Болгария, Бруней, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Италия, Ирландия, Испания, Канада, Китай, Кипр, Казахстан, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Малайзия, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация, Сан Марино, Сингапур, Словакия, Словения, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Черногория, Швеция, Швейцария, Эстония, Южная Корея, Япония. Вполне вероятно, что в будущем число стран, граждане которых могут получить электронную визу в Саудовскую Аравию, увеличится, и Узбекистан тоже войдёт в их число.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ВИЗЫ НА УМРУ В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ ГРАЖДАНАМ УЗБЕКИСТАНА?

Чтобы получить визу на Умру, гражданам Узбекистана нужно подготовить внушительный пакет документов:

  • Загранпаспорт заявителя, срок действия которого составляет не менее 6 месяцев на дату въезда в Саудовскую Аравию.
  • 2 недавних фото заявителя формата 3x4. Фото должно быть цветным на белом фоне. Женщины на фото обязательно должны повязать на голову платок или абайю.
  • Правила для женщин: женщину моложе 45 лет в поездку на Умру должен сопровождать муж. В противном случае ей будет отказано в выдаче визы.
  • Для супружеских пар. К основным документам необходимо будет приложить свидетельство о браке из ЗАГСа.
  • Незамужние женщины/вдовы могут поехать на Умру в сопровождении брата, отца или сына старше 18 лет. В этом случае к пакету документов необходимо приложить документы, подтверждающие родство женщины и её спутника, т.е. свидетельство о рождении обоих людей.
  • При оформлении паломнической визы для детей младше 18 лет, которые путешествуют с одним из родителей, необходимо приложить нотариальное согласие второго родителя.
  • При оформлении паломнической визы для детей младше 16 лет виза ребёнка вклеивается в паспорт матери.
  • Сертификат международного образца о наличии всех необходимых прививок.
  • Справка из больницы или поликлиники, свидетельствующая о том, что паломник не болен одним из следующих заболеваний: ВИЧ, гепатит А, гепатит В, гепатита С, менингит, клещевой энцефалит, туберкулёз и иные инфекционные заболевания.

СКОЛЬКО РАЗ МОЖНО ВЪЕХАТЬ В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ ПО ВИЗЕ ПАЛОМНИКА?

Граждане Узбекистана, получившие визу паломника на Умру в составе большой группы, получают однократную визу в Саудовскую Аравию.

хадж

Хаджж или хадж – так называют паломничество мусульман, в которое входит посещение Мекки и Масджид аль-Харам, а также окрестностей Мекки, включающее посещение горы Арафат, долин Мина и Муздалифа в определенный промежуток времени по лунному календарю и время проведения будет отличаться каждый год от солнечного григорианского календаря. Паломничество в Мекку может быть малым (умра), которое совершается в любое время года, а также большим (хадж), то есть непосредственно в месяц Зуль-Хиджа.

Хадж – один из пяти столпов ислама, пятый, а первые четыре – это Шахада, намаз или молитва, закят или обязательная милостыня, а также саум или пост в месяц Рамадан.

Хадж как термин в Шариате

История обрядов хаджа

Исходя из того, что описывается в мусульманских преданиях, история обрядов хаджа берет свое начало еще от истории о пророке Адаме и его жене Хаве или Еве. Когда они были изгнаны из Рая, встретились они вновь на горе Арафат, а именно стояние на горе Арафат входит в хадж как один из обязательных обрядов.

Также история хаджа восходит своими корнями к истории об Ибрахиме или Аврааме, а также его сыну Исмаилу, в которой рассказывается, что Ибрахим должен был принести своего сына в жертву Всевышнему, но Всевышний Аллах вместо человеческой жертвы, велел принести в жертву животное. Эта история показала не только то, что пророк Ибрахим прошел испытание крепости своей веры, но и то, что, сохранив жизнь сына Ибрахима, Всевышний Аллах показал, что Господу не нужны человеческие жертвы. До Всевышнего Аллаха не доходит мясо или кровь жертвенных животных, но до Аллаха доходит богобоязненность верующих и их искренние намерения.

Современные мусульмане отмечают Курбан-байрам (по-арабски - Ид аль-Адха) или Праздник жертвоприношения на девятый день в месяц зуль-хиджа, и этот праздник присутствует из всех авраамических религий только в исламе. Традиции праздновать этот день были утрачены с течением времени, и только Пророк Мухаммед ﷺ восстановил этот праздник.

Суть хаджа

Хадж – это один из видов джихада, а паломники – это гости Аллаха. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, те мусульмане, которые совершают хадж, - это гости Бога, и если они обратятся ко Всевышнему, то Он им ответит, а если они покаются перед Аллахом, то Он их простит.

Совершение паломничества за долги

По словам Абдуллаха ибн Аби аль-Джадаа, когда Посланнику Аллаха ﷺ задали вопрос о том, следует ли человеку, который не знает, как совершить хадж, поскольку у него нет средств, чтобы совершить паломничество, взять в долг для совершения хаджа, Пророк Мухаммад ﷺ ответил отрицательно, что указывает на тот факт, что паломничество нельзя совершать за долги. Несмотря на слабость хадиса, совершать хадж за долги не следует.

По канонам ислама, человек на свое паломничество должен заработать деньги только честным путем, и это относится также к средствам на дорогу, а также проживание паломника во время хаджа и его питание.

Когда и как совершить хадж?

Время, в которое следует совершать хадж, рассчитывают по календарю хиджры или Исламскому календарю лунного года.

Количество дней исламского лунного календаря меньше на одиннадцать дней, чем григорианского календаря. По этой причине время хаджа и даты его проведения каждый год меняются, то есть с каждым годом дата приближается примерно на десять-одиннадцать дней. Один раз в тридцать три года выпадает год, в который дважды проводится хадж, и в последний раз такое было в 2006 году.

Если верующий вошел в состоянии ихрама, то ему запрещено:

  • Заниматься делами и торговлей, а также всем тем, что имеет отношение к мирской жизни;
  • Также человек в состоянии ихрама не имеет права вступать в сексуальные связи, ему запрещено жениться или свататься;
  • Также обижать кого-нибудь или испытывать и проявлять гнев;
  • Паломник в состоянии ихрама не может причинять вред любому живому существу, то есть запрещено убивать животных и даже срывать с деревьев ветки;
  • Паломнику в состоянии ихрама запрещено стричься и бриться, стричь также ногти, надевать украшения и применять благовония.

После того, как будет совершено полное омовение или гусль, женщинам мусульманкам следует надеть свободную одежду, а голову покрыть платком так, чтобы только лицо было видно, а одежда должна прикрывать все тело, кроме кистей рук и ступней ног. Мужчинам предписано надеть два белых покрывала, одно из которых будет закрывать ноги до колен, а второе будет надето на левое плечо. Предназначение таких одеяний – символизировать чистоту помыслов мусульман, совершающих паломничество, а также то, что перед Всевышний Аллахом все равны.

Как совершить хадж: виды паломничества

Хадж подразделяется на несколько разных видов:

  1. ифрад, когда верующий входит в состояние ихрам для того, чтобы совершить только один хадж;
  2. таматту, когда паломник входит в ихрам для того, чтобы совершить умру (малое паломничество), а после того, как он совершит все действия, которые связаны с умрой, паломник выходит из состояния ихрам, и снова вступает в ихрам уже в Мекке, когда наступит действие хаджа с восьмого дня месяца зуль-хиджа;
  3. кыран, когда у паломника соединяются и пребывание в состоянии ихрама для хаджа, и пребывание в ихраме для умры, когда он собирается из миката совершить и умру, и паломничество хадж в любой последовательности.

Мнения мусульманских ученых богословов по данному вопросу расходятся. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ приводят слова Аиши о том, что, когда они вместе с супругом, Пророком Мухаммедом ﷺ, выехали в Мекку для совершения паломничества, часть из тех мусульман, что были с ними, приняли состояние ихрама, чтобы совершить только умру, а часть из них намеревались совершить и умру, и паломничество хадж, и некоторые собирались совершить только хадж. Пророк Мухаммед ﷺ объявил тогда, что намеревается совершить только хадж. Те же, кто собирался совершить и умру, и хадж, до самого дня жертвоприношения из состояния ихрама не вышли.

Ученые богословы ислама не пришли к единому мнению относительно того, какой вид паломничества предпринимать предпочтительнее, но единогласным остается мнение о том, что все вышеупомянутые способы совершения паломничества разрешаются мусульманам. Также среди ученых нет единого мнения относительно того, какой вид совершения паломничества предпочитал Пророк Мухаммед ﷺ.

Правила и обязательные условия хаджа и умры

Арафат

Стояние на горе и долине Арафат, совершаемое на 9-й день хаджа

Совершение хаджа или умры возможно только при соблюдения нескольких обязательных условий:

К возможностям, которые относятся одинаково как к мужчинам, так и к женщинам, относят:

  • здоровье, поэтому если состояние здоровья человека не позволяет совершать хадж, то он не обязан это делать;
  • свобода личности, поэтому если совершение паломничества подразумевает под собой, что человек может быть подвержен опасности попасть в плен или быть захваченным в заложники во время совершения паломничества, то человек не обязан совершать хадж или умру;
  • безопасность дорог;
  • наличие у паломника транспорта для достижения места совершения паломничества - Мекки.

К возможностям, которые относятся исключительно к женщинам, являются:

  • наличие на время паломничества сопровождающего лица мужского пола, который может быть супругом или близким родственником женщины, которому запрещено жениться на этой женщине (дядя, отец, брат, сын).
  • идда - еще одно условие для хаджа, касающееся исключительно женщин: так называют период времени, на протяжении которого женщина не может вновь выйти замуж, и паломничество в течение этого времени совершать ей так же нельзя. Идда во время траура продолжается 4 месяца и десять дней, а во время бракоразводного процесса 3 месяца, как это указано в Священном Коране.

По мнению части мусульманских богословов, женщина должна совершать паломничество в сопровождении мужчины махрама. Но есть и такие, которые придерживаются мнения, что в составе женской группы паломников женщина тоже может отправляться в паломничество.

В современном мусульманском мире визы тем женщинам, которым нет еще сорока пяти лет, если у них нет сопровождающего, не выдаются посольством Саудовской Аравии.

Столпы хаджа

Сафа и Марва

Холм Сафа и Марва, между которыми паломники совершают ритуальный бег (сай), между холмами были построены тунели для паломников

Мусульманские ученые богословы из ханбалитского и маликитского мазхабов считают, что есть четыре столпа хаджа, которые следует обязательно выполнить, чтобы хадж был засчитан как действительный.

  1. Аль-ихрам – это оглашение намерения, когда верующий сообщает о том, что намеревается приступить к тому, чтобы исполнить обряд хаджа.
  2. Таваф аз-зияра или таваф аль-ифада – это ритуал обхода вокруг Каабы, который следует сделать семь раз.
  3. Вукуф би-Арафа – это обряд стояния в соответствующее время на горе Арафат.
  4. Сай байна ас-Сафа ва аль-Марва – это обряд, суть которого заключается в беге меж двумя холмами - аль Марва и ас-Сафа.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, у хаджа всего два столпа, Арафат и таваф, и если их не совершить, то хадж посчитают недействительным, а обязательным при выполнении хаджа является:

  1. оглашение намерения или ихрам,
  2. таваф в той форме, когда столпом хаджа является четырёхкратный обход вокруг Священной Каабы, а еще три раза - это обязательные действия или ваджиб,
  3. сай – это ваджиб, то есть действие, которое следует обязательно выполнить, когда совершаешь хадж,
  4. Арафат является именно столпом хаджа.

По мнению шафиитов, мнение ученых ханбалитского и маликитского мазхаба верное, но шафииты добавляют к столпам хаджа еще два:

Последовательность хаджа

Муздалифа

Ночевка паломников в долине Муздалифа

1. Войти в ихрам

3. Далее совершают Сай, то есть бег между холмами Марва и Сафа семь раз. Далее мусульмане, совершающие хадж, направляются к священному колодцу, который носит название Замзам, и пьют эту воду.

4. Центральный обряд всего хаджа или Вукуф (молитвенное стояние в долине Арафат) совершают на девятый день хаджа. Стояние начинают в полдень сразу после того, как Солнце пройдет точку зенита, а завершается стояние перед закатом солнца.

Долина Мина

Долина Мина, в которой паломники проживают, исполняя обряды хаджа

5. На десятый день хаджа мусульмане, совершающие хадж, направляются в долину Мина, и там происходит бросание семи камней, которые были подобраны в Муздалифе. Камешки следует кидать в один из трех столбов, последний, джамрат аль-акаба, который символизирует Сатану, преграждавшего дорогу пророку Ибрахиму. Так совершают обряд побивания камнями Шайтана, и мусульмане, кидая камни, посвящают себя мысленно Всевышнему Аллаху, обещая, что приложат все усилия для того, чтобы изгнать из своей жизни нечестие и дьяволов.

6. Праздник Курбан-байрам начинается в этот же день: мусульмане, совершающие хадж, совершают жертвоприношение, после чего волосы или сбривают, или подстригают коротко, а бороды укорачивают.

На протяжении трех дней после этого, с одиннадцатого по тринадцатый день включительно, мусульмане также совершают жертвоприношения и приходят в долину Мина, также бросают камни, но уже в каждый из трех столбов, которые называются джамрат аль-акаба, джамрат аль-вуста и джамрат аль-ула.

Заканчиваются обряды хаджа в четырнадцатый день месяца зу-ль-хиджжа. В этот день мусульмане, совершающие паломничество, могут выйти из состояния ихрам.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка ﷺ — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда ﷺ и могилы праведных халифов Абу Бакра и Умара.

Также паломники могут посетить мечеть Куба и мечеть ат-Таква или мечеть двух кибл. Пророк Мухаммад ﷺ наставлял мусульман совершить ритуальное омовение в том месте, где они проживают, и потом только идти в мечеть Куба, и эту мечеть Пророк Мухаммад ﷺ посещал сам, когда жил в Медине. Мечеть ат-Таква знаменита своими двумя михрабами, то есть нишами, которые указывают на киблу: в мечети ат-Таква один михраб указывает на Мекку, а другой – на Иерусалим, в котором находится третья святыня мусульман - мечеть Аль-Акса.

Также мусульмане могут посетить кладбище Джаннат аль-Баки: на этом кладбище похоронены члены семьи Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижники.

Читайте также: