Разрешено ли в японии многоженство

Обновлено: 18.09.2024

Об авторе: Раис Равкатович Сулейманов – религиовед, эксперт Института национальной стратегии.

Исторически практика многоженства среди татар и башкир была редкой. Сохранившиеся в трудах дореволюционных этнографов описания семейно-брачных отношений у татар хоть и сообщают о фактах полигамии среди зажиточных слоев мусульман Поволжья, однако явление это было малораспространенным в широких слоях населения. В советское время случаев и без того непопулярного среди татар многоженства не было зафиксировано: и дело не только в том, что государство это запрещало, но и сама полигамия воспринималась ими как нечто противоестественное: семейная этика татар была такова, что только моногамия виделась нормой.

Постсоветский период исламского возрождения у татар привел постепенно к изменению отношения к браку мужчины с двумя и более женщинами одновременно. Тем более что ислам разрешает мусульманину иметь до четырех жен при условии равного материального обеспечения последних со стороны супруга.

В 2010-е годы примеров многоженства становилось все больше, о чем периодически сообщали казанские СМИ: постепенно члены полигамных семей не стеснялись рассказывать о своем опыте жизни.

По мере распространения практики многоженства в Татарстане вторые жены сталкивались с ситуацией, когда они, заключая никах (религиозный обряд бракосочетания, совершаемый имамом), были обмануты супругом, поскольку он оказывался уже женатым, а о наличии первой жены не сообщал. А та тоже была не в курсе, что муж заводит себе вторую жену. Нетрудно догадаться, что это приводило к трагическим последствиям для таких женщин. Решить эту проблему попытались в Духовном управлении мусульман Татарстана в 2014 году, в муфтияте инициировали введение строгого учета всех заключаемых в регионе религиозных браков среди исповедующих ислам. Для этого в каждой мечети должны были заводиться метрические книги для фиксации всех проводимых духовенством браков. Причем декларировалось, что сделано это специально, чтобы обезопасить женщин от заключения брака с теми мужчинами, которые не предупредили их о том, что уже женаты. Записи о религиозном браке должны были заноситься не только в метрические книги, планировалось создать электронную базу всех, кто прошел религиозный обряд бракосочетания.

Во всех случаях многоженства мужчина живет на две семьи: жены живут в отдельных квартирах, а не вместе. Первой жене, если она, после того как узнала, что муж женился еще на второй женщине, не подала на развод, приходится принять такую ситуацию как данность. Как правило, нежелание разводиться с мужем у первой жены продиктовано тем, что она не хочет разваливать семью и материально не готова растить одна детей. А потому вынуждена терпеть. В идеале по закону шариата мужчина должен предупредить первую жену о своем намерении завести вторую жену и получить ее согласие, но, поскольку на это он рассчитывать не может, заключает никах со второй женой и без одобрения первой супруги. Такой никах даже при отсутствии согласия первой жены считается действительным с точки зрения норм мусульманского права. Вторые жены – это либо молодые и влюбчивые девушки, либо одинокие многодетные женщины за 40 лет, которые согласны на такой статус из-за нежелания оставаться одинокими или по материальным причинам. Их мотивация – найти финансовую поддержку для себя и своих детей (нередко это дети от предыдущего мужа).

С точки зрения российского государства, религиозный брак не имеет юридической силы, тем более когда мужчина заводит себе вторую жену. Однако это и существующее негативное отношение татарского общества к полигамии не останавливают верующих мусульман. О многоженстве приходится говорить вслух даже в высших эшелонах светской и духовной власти Татарстана. Президент Татарстана Рустам Минниханов выступил против практики многоженства, а муфтий Татарстана Камиль Самигуллин пусть и уклончиво, но также не рекомендовал такую форму семейно-брачных отношений. В этой истории любопытно не то, что оба не поддержали полигамию, а то, что такие вопросы вообще задаются. Это говорит о том, что есть определенное лоббирование многоженства со стороны тех мусульман, которые рассчитывают получить одобрение полигамии у светской и религиозной элиты Татарстана.

Их цель заключается в том, чтобы сделать полигамию такой же нормой для семейно-брачных отношений в обществе, как и моногамия. И если сегодня татарское население в своей широкой массе не приемлет многоженство, осуждая его, и разговоры о легализации полигамии воспринимает как потворство нафсу (похотливым чувствам) некоторых мужчин, которые используют религию для его прикрытия, а моногамия видится как естественная и допустимая с точки зрения доминирующей сегодня в обществе морали форма брака, это не означает, что институт брака не может трансформироваться со временем.

По нашим оценкам, численность полигамных семей среди активно верующих мусульман в Татарстане составляет не больше 1% общего количества. Цифра крайне незначительная на первый взгляд, однако число случаев многоженства будет постепенно возрастать по мере усиления исламизации в регионе.

многоженство

Трудовая миграция из стран Центральной Азии остаётся основной стратегией выживания и улучшения материального благополучия домохозяйств. Но если трудовые мигранты разрывают связи с семьей и перестают отправлять ежемесячные денежные переводы, на которые и живёт многочисленная родня, то таким семьям не позавидуешь. Сегодня количество брошенных жён – не сосчитать. Почти все они преступают черту бедности. Не редки случаи, когда от безысходности, неуверенности в себе и в завтрашнем дне эти женщины становятся самоубийцами. Кто-то пытается поехать за мужем в Россию, и если не вернуть его, то хотя бы попытаться получить алименты, но таких – считанные единицы.

Статус второй жены

Многожёнство – привилегия или безысходность?

Всероссийский центр изучения общественного мнения в начале этого лета представил данные опроса о том, считают ли россияне допустимым многоженство в России. Так, если в 1999 г. 58% опрошенных считали его вполне возможным, а 12% – даже необходимым, то сегодня 58% говорят о недопустимости данной формы брака. Более категорично настроены молодые люди (65% от 18 до 24 лет), малообразованные (65%), менее – 35-44-летние (51%) и обучавшиеся в ВУЗах (57%). Треть опрошенных (30%) полагает, что это может быть разрешено. Интересно, что в отношении русских респонденты высказывались практически единодушно как в конце 90-х (83%), так и в наши дни (87%), – подавляющее большинство выступает против того, чтобы законодательно разрешить у нас данную форму брака. Лишь 8% допускают подобную возможность, и 2% говорят о ее необходимости.

Статистика говорит, что женщин в Таджикистане намного больше, чем мужского населения страны. Исходя из этого, можно сделать напрашивающийся вывод – проблема выйти замуж для некоторых представительниц прекрасной половины стоит очень остро. И когда девушки теряют эту надежду, им уже далеко за 25-30 лет. И тут вполне за норму может подойти мусульманский закон, который разрешает мужчине иметь не две, а до четырех жен, при условии он в состоянии их содержать. К сожалению, это не всегда происходит по справедливости…

Надо признать, что многоженство становится серьезной проблемой в таджикском обществе, решить которую, по мнению экспертов, в ближайшее десятилетие не удастся. В этом вопросе не помогут разъяснительные беседы с насилием. Также как и строгость закона, предусматривающего наказание в виде выплаты штрафа или исправительные работы сроком до двух лет, либо ограничение свободы на срок до пяти лет, или арест на срок от трех до шести месяцев. Аналитики считают, нужно не только развивать экономику государства, но и повышать уровень жизни населения. Потому что деловая активность жителей, особенно женской половины, может стать хорошим обстоятельством для преодоления такого проявления, как многоженство.

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

Различия в причинах снижения рождаемости в Европе и Японии

Прежде всего, нельзя одинаково рассматривать ситуацию с низкой рождаемостью в Японии и Восточной Азии и в странах Северной и Западной Европы, в частности в Англии, Франции, Германии, Голландии и Скандинавских странах. Говоря простым языком, в Северной и Западной Европе рождаемость снизилась, потому что перед молодыми людьми открылся широкий выбор альтернативных жизненных укладов. В Японии же ситуация обратная – молодые люди перестали обзаводиться детьми как раз потому, что выбора у них нет.

Важным моментом в сложившейся ситуации является то, что желание завести семью у одинокой части населения по-прежнему велико. Количество людей, не вступавших в брак, начало расти с 1980-х годов. В то же время, хотя и наблюдались незначительные колебания этой тенденции, число японцев, желающих создать официальную семью, неизменно составляло около 90 процентов, как ни парадоксально это звучит. То есть мы наблюдаем ситуацию, при которой увеличивается количество желающих завести традиционную семью, где бы муж работал, а жена ухаживала за домом и детьми, однако далеко не все способны это сделать в силу отсутствия условий для создания такой семьи. В результате всё больше молодых людей не женятся совсем и не заводят детей, повышая процент холостого населения Японии, что в свою очередь приводит к снижению рождаемости.

Давайте сравним формирование современной японской и западной семьи в контексте их отличий друг от друга.

Ослабление способности вступать в отношения

Итак, снижение рождаемости в Японии вызвано прежде всего ростом холостого населения. В последние годы наблюдается уменьшение количества детей и у женатых пар, однако ещё заметнее тенденция не жениться вовсе или вступать в поздние браки. По результатам переписи населения 2010 г., количество неженатых мужчин в возрасте 30-35 лет составило 47,3%, а незамужних женщин соответственно 34,5% (см. Таблицу 1). Здесь надо заметить, что в Японии отсутствие брачных отношений часто означает отсутствие отношений в принципе. Японские парни и девушки не отличаются активностью при создании пары. Если в 90-х годах доля холостых людей, находящихся в отношениях, составляла меньше 40%, то через 20 лет она снизилась до 25% у мужчин и 35% у женщин. Понятно, что для рождения ребенка сначала необходимо создание пары. А как мы видим, в современной Японии существует проблема и на этом уровне.

Одной из причин, по которой в Японии сложно создаются пары, является то, что в сознании людей до сих пор сильно представление, что любые любовные отношения неминуемо ведут к браку и полноценной семейной жизни. Поэтому при выборе партнёра предпочтение чаще всего отдаётся тем, кто уже полностью готов к созданию и обеспечению такой ячейки общества.


Большинство семей живёт на зарплату мужа

Существует распространённое мнение о том, что количество холостых японцев возросло, потому что увеличилось число женщин, предпочитающих делать карьеру и оставаться свободными. Однако в Японии такая статистика относится лишь к малой части женского населения. Этот факт подтверждается опросом общественного мнения, в котором, во-первых, женщины, не желающие выходить замуж по карьерным соображениям, оказались в меньшинстве, и во-вторых, большинство женщин выказали намерение жить за счёт мужа после вступления в брак. Также исследования показывают, что после 2000 года стремление стать домохозяйкой начало распространяться и среди 20-летних девушек.

Чтобы кормить семью, нужны средства. И большинство незамужних японских девушек, как и прежде, считает само собой разумеющимся существовать исключительно на зарплату мужа после свадьбы. Считается, что даже если женщина продолжает работать после вступления в брак, при отсутствии приличного дохода у её мужа семейная жизнь их будет тяжела. По результатам опроса Государственного института социального обеспечения и демографических исследований, для большинства японских женщин основным условием для вступления в брак является доход партнёра или наличие у него приличной работы, и в последние годы эта тенденция усиливается.

По результатам опросов, проведенных мной вместе с Институтом здравоохранения и благосостояния населения при страховой компании Мэйдзи Ясуда среди одиноких молодых людей, большинство мужчин ответило, что их не волнует финансовое положение будущей супруги, в то время как среди женского населения наблюдается сильное стремление искать партнёра с высоким доходом (см. Таблицу 2). Количество женщин, ожидающих от потенциального мужа годового дохода не менее 4 млн йен, составило 68%, что составляет две трети от числа опрошенных, в то время как на деле число мужчин с таким доходом не превышает одной четверти неженатого населения Японии. Если сравнить эти две таблицы, то становится очевидным, что ожидания женщин касательно финансового положения партнера значительно расходятся с реальным положением вещей.


Сокращение доходов молодого мужского населения. Поляризация общества. Снижение стабильности

Как видно из предыдущей таблицы, количество мужчин, доход которых является желаемым для потенциальной жены, составляет довольно небольшой процент. На сегодняшний день это главная причина того, что молодые люди не вступают в брак. С точки зрения японских женщин, количество неженатых мужчин, которые в состоянии создать семью по привычному образцу, где мужчина по большей части зарабатывает, а женщина в основном ухаживает за домом и воспитывает детей, катастрофически мало. Таким образом, растёт число японцев, желающих создать традиционную семью, но не в состоянии этого сделать.

Как видно из следующей таблицы, начиная с 1992 года снижается количество неженатых постоянных работников предприятий. На фоне этого увеличивается процент безработных мужчин, каждый 9-й неженатый японец от 30 до 40 лет является безработным.



Можно предположить, что если бы холостые молодые японцы стали жить отдельно от родителей, как это происходит на Западе, то ситуация бы изменилась. Всё-таки одному жить сложнее, чем в паре с кем-то. Поэтому думается, что такая самостоятельность помогла бы увеличить количество людей, вступающих в брак либо проживающих вместе как пара, а также мотивировать женщин пойти работать.

Особенно это касается девушек, которые могут годами жить с родителями в ожидании потенциального партнера. Вместо того, чтобы встречаться с молодым человеком без стабильного заработка, девушки предпочитают жить под родительским крылом до тех пор, пока не найдут достойного жениха. Возможно, это и является причиной, по которой японцы так неактивны в создании пар. Конечно, определенное количество девушек всё-таки дожидается партнера с приличным доходом и покидает родительский дом, однако состоятельных женихов на всех не хватает, поэтому многие девушки так и продолжают годами жить вместе с родителями.

С другой стороны, многие молодые люди с нестабильным доходом также не спешат покидать родительский дом. Возможно, если бы они стали много зарабатывать либо встретили девушку, которую бы не волновал доход партнера, то с радостью бы женились, однако такие ситуации случаются редко, а потому все больше молодых японских мужчин также живет с родителями.

В Таблице 4 приведены изменения в статистике взрослого населения Японии, произошедшие в период с 1980 по 2010 гг. Данные показывают общее число холостых людей, проживающих с родителями, а также их процентное соотношение в рамках одной возрастной группы: молодые японцы (20-34 года) и японцы среднего возраста (35-44 года). С 1980 по 1995 год наблюдается рост как по показателям общей численности, так и по процентному соотношению. Число японцев, проживающих с родителями, достигло пика в 2003 году, превысив 12 млн человек. Затем числовое значение пошло на убыль, так как сократилось общее количество японцев в данной возрастной категории, однако процент в рамках этой возрастной группы продолжает расти.


Модель традиционной семьи больше не работает

Неуклонное увеличение холостого населения Японии свидетельствует о том, что модель семьи, сложившаяся в стране после Второй Мировой войны в период экономического чуда и основанная на чётком разделении труда на мужской и женский, перестаёт быть эффективной. Всё больше пропасть между теми, кто способен создать семью по такой модели, и теми, кто навсегда остаётся в одиночестве.

Необходимость мер по остановке дальнейшего расслоения общества

Вместе с тем количество японцев среднего, а затем и зрелого возраста, проживающих под родительским крылом, будет возрастать. В итоге это приведет к образованию семьи с одним родителем, либо к типу семьи, при котором престарелые родители живут со своим холостым чадом зрелого возраста. Как было показано в Таблице 4, в 2010 г. почти 3 млн японцев среднего возраста проживали со своими родителями, что составляет 16,1% от их возрастной группы. Однако их число и процентное соотношение продолжает расти. Количество безработных среди них также заметно превышает количество безработных среди их ровесников, состоящих в браке.

В настоящее время они живут на пенсию и накопления родителей, однако что случится, когда их родителей не станет? Сложно представить, не правда ли? Также в последнее время возросло количество случаев издевательств над стариками, и увеличивается число случаев, когда над родителями издеваются их неженатые взрослые сыновья, проживающие с ними под одной крышей. Это тоже является следствием образования новых типов семей.

Кроме того, сложной остаётся ситуация сегодняшних семей, у которых есть дети. До настоящего времени родители, обладающие финансовой свободой, могли позволить себе содержать своих детей с низким доходом. Однако в будущем с большой вероятностью семьи разделятся на те, которые смогут позволить себе содержать своих взрослых детей, и тех, которые не смогут, потому что сами будут бедны. В этом случае многие молодые японцы с нестабильным доходом скорее всего окажутся за чертой бедности. То есть они не только не смогут создать семью, даже если захотят, но и потеряют возможность паразитировать на своих родителях.

Непал (Королевство Мустанг)

Непал — одно из самых бедных государств в Гималаях. В некоторых районах страны многомужество даже узаконено, однако для многих женщин это скорее вынужденная мера. Дело в том, что мужчин в стране больше, чем женщин, а большая часть земель непригодна для земледелия. Из-за этого женщинам приходится выходить замуж не только за своего возлюбленного, но и за его братьев.


Тибет

Практически все жители Тибета исповедуют буддизм, который не запрещает многомужество. Но религия — далеко не основная причина, по которой женщины выходят замуж за нескольких мужчин. В Тибете, как и во всём Китае, на 100 женщин приходится 113 мужчин, из-за чего 15% жительниц Тибета имеют больше одного партнёра. Положение женщин Тибета в семье немного лучше, нежели в том же Непале, но это совсем не равенство полов.

Тибетские девушки могут выбирать мужа, с которым они хотят провести ночь. С кем-то из братьев из-за неприязни они могут не вести половую жизнь. Кровать занимается просто: мужчина должен оставить у входа в комнату свою обувь, таким образом показав, что сегодня жена занята.


Нигерия

В Нигерии многомужество не узаконено, зато активно практикуется среди местных женщин. Обычаи разрешают выходить замуж столько раз, сколько захочется, даже не оформляя развод. Но есть нюансы. После первого брака девушка должна прожить определённое время со своим мужем, родить ребёнка — и только после этого искать нового возлюбленного. Более того, женщина обязана уехать из дома первого мужа и переехать к новому, при этом дети всегда остаются с отцами. В любое время женщина вправе вернуться к кому-то из своих бывших.


Меланезия

На островах Меланезии девушки свободнее, чем в вышеперечисленных странах. Здесь они тоже могут выходить замуж несколько раз, при этом выбирая как партнёра для деторождения, так и для сексуальной жизни. Замужняя женщина может без осуждения вести интимную жизнь с другими мужчинами. И даже за своими детьми она может не ухаживать — их воспитанием занимаются отец и братья девушки.

Меланезийцы уверены, что мужчины никаким образом не влияют на зачатие ребёнка, поэтому чаще всего не принимают участие в жизни детей, хотя свободно могут их навещать. Более того, интимная жизнь для жителей Меланезии — не супружеский долг, а способ расслабления и получения удовольствия, так что о супружеской верности здесь никто не говорит.


И ещё кое-что

Многожёнство — это о достатке, а многомужество — о бедности и безысходности (и другие диванные цитаты). Идеальным вариантом для тех, кто любит всех и сразу, будут полиаморные отношения . В них секс уходит на второй план, выводя вперёд романтику между тремя и более людьми.

На то, как живут полиаморные семьи, можно посмотреть в США, Чехии, Бразилии, Нидерландах, Канаде и даже в Китае. В Европе в последнее время тоже всё чаще встречаются союзы из трёх-четырёх человек.

Читайте также: