Смерть какого политического деятеля помогла эмигрировать евреям бежавшим в испанию

Обновлено: 18.09.2024

Итак, по заявкам, помешу материал из того же источника, про евреев в Российской империи.
Многие из представленных здесь людей могут быть отнесены лишь к лицам, имевшим еврейских предков.
Здесь уже без постебушечек, только информация.

Шафиров Петр Павлович (1669-1739)

Дипломат первой половины XVIII века Петр Шафиров происходил из семьи польских евреев. Дед его, Шафир, крестился в 1654 году и принял имя Павел. Отец, Павел Павлович, был переводчиком Посольского приказа. Сам Петр Шафиров начал свою деятельность со скромной должности сидельца в московской лавке.
Уже в молодости Шафиров владел многими иностранными языками, он отличался быстрым умом и изворотливостью - необходимыми для дипломатической работы качествами.Петр Павлович Шафиров
Петр Шафиров был выдающимся дипломатом своего времени: он принимал участие в переговорах с представителями иностранных государств, в разработке и заключении многих мирных договоров, в том числе и Ништадтского мира (1721 год), ознаменовавшего окончание долгой Северной войны (1700-1721 годы).
Во время празднования Полтавской победы Шафиров был произведен в вице-канцлеры, до этого он получил титул барона.
Петр Шафиров был кавалером высшей государственной награды России - ордена Андрея Первозванного.Петр объявляет народу о заключении Ништадтского мира (с картины Сафонова)
Российская армия не всегда побеждала в сражениях. Во время Прутского похода в 1711 году Петр I потерпел полное поражение от турецкой армии. Только благодаря переговорам, проведенным Шафировым с турецким визирем, русские войска были выпущены из окружения вместе с боевыми штандартами и оружием. Однако сам Шафиров остался заложником в Турции на долгих три года, пока Россия выплачивала контрибуции.
Карьера действительного тайного советника Шафирова не была простой и безоблачной. В 1723 году стараниями Меншикова он был арестован, лишен чинов и имущества и приговорен к смертной казни. Среди обвинений, предъявленных ему сенатом (в основном они касались казнокрадства), фигурировало и его еврейское происхождение. Однако Петр I собственноручно вычеркнул этот пункт как не относящийся к делу.
Приговоренного к смертной казни Шафирова привезли на лобное место. Палач ударил топором по плахе рядом с головой Шафирова, и был зачитан указ Петра I - смертная казнь заменялась пожизненной ссылкой. Петр Шафиров пробыл в ссылке 3 года.Факсимиле П.П. Шафирова из письма Петру I: "Ко услугам готовый барон Петр Шафиров посол Его Царского Величества"
Екатерина I в 1726 году вернула Шафирова из ссылки, ему были возвращены все его титулы и владения. Петру Шафирову было поручено руководить коммерц-коллегией, а вскоре он снова получил должность вице-канцлера Российской империи.
До самой смерти Шафиров оставался одним из виднейших русских дипломатов.П.П. Шафиров
Петр Павлович скончался в 1739 году. Первый в русской истории баронский род угас из-за отсутствия наследников по мужской линии, но среди потомков Шафирова по женской линии было много людей, достойных своего знаменитого предка,- это Петр Вяземский, Сергей Витте, князь Феликс Юсупов.
В 1716 году по заказу Петра I Шафиров написал книгу "Рассуждения о причинах войны со Швецией". В ней автор объясняет мотивы, побудившие Россию начать Северную войну. В этой книге впервые в истории мировой дипломатии делается попытка осмыслить происходившие в области международных отношений события и их результаты. Послесловие к работе Шафирова написал сам Петр Великий.
Книга пользовалась популярностью и вызывает большой интерес в настоящее время. Она несколько раз переиздавалась при жизни Шафирова и была первой из русских книг переведена на английский язык. В 1973 году вышло ее факсимильное издание.
Здания, принадлежавшие Шафирову в Петербурге, не сохранились. Известно, что один из его дворцов был построен Бартоломео Растрелли. Этот дворец находился на месте современного Кирпичного переулка.
Портреты Петра Павловича Шафирова украшают стены приемной в Летнем дворце Петра I и Петровской галереи в Зимнем дворце.Приемная в Летнем дворце Петра I

В Петербурге проживало семейство дипломатов Веселовских. Веселовские были крещеными евреями ашкеназского происхождения. Основатель династии, Павел, был выходцем из польского местечка Веселово. Он оказал услуги русской армии при взятии Смоленска в 1654 году, после чего переехал в Россию. Павел состоял в родственных отношениях с вице-канцлером России Петром Шафировым - был женат на тетке Шафирова. Четыре сына Веселовского (Абрам, Исаак, Федор, Яков), двоюродные братья Шафирова, также отличились на дипломатическом поприще.Польский еврей (с итальянской гравюры)
Старший сын Павла Веселовского Абрам (1685-1782) воспитывался в доме своего кузена, известного дипломата, вице-канцлера Петра Шафирова. Именно там с ним познакомился Петр I. Ум и образованность молодого человека произвели благоприятное впечатление на царя, и он предрекал Абраму блестящую будущность.Абрам Веселовский (1685-1782)
Веселовский начал свою карьеру в качестве "частного секретаря" Петра I.
Во время знаменитой Полтавской баталии, решившей исход Северной войны, Абрам Веселовский состоял адъютантом при Петре I. После битвы, в качестве секретаря Посольского приказа, он был послан в Копенгаген сообщить датскому двору о победе русского оружия.
С 1715 года Абрам Веселовский был российским послом в Вене.Дворец Меншикова. Кабинет секретаря
Абрам не только выполнял посольские обязанности, но и подыскивал нужных России специалистов, ибо Российская империя и ее строящаяся столица остро нуждались в квалифицированных архитекторах, врачах, инженерах, скульпторах и других мастерах своего дела. Многие исследователи ссылаются на письмо Абрама Веселовского Петру I, в котором он рекомендует царю одного еврейского врача, согласного приехать в Россию только при условии сохранения своей веры. На это письмо Петр ответил следующими словами: "По мне едино, будь крещен или обрезан, лишь будь добрый человек и знай дело".
Абрама в заговоре царевича Алексея Исаак был удален от дел. В 1741 году, после воцарения Елизаветы, Исаак Веселовский снова вернулся на службу. Известно, что узнав об указе Елизаветы о высылке евреев из Малороссии в 1742 году, Веселовский ходатайствовал за них перед императрицей. Прошение его было поддержано вице-канцлером Бестужевым-Рюминым, но Елизавета отклонила его. Однако отношение императрицы к Исааку Веселовскому не изменилось, и она приставила его к наследнику престола - будущему Петру III - в качестве преподавателя русского языка.Императрица Елизавета Петровна
Федор Веселовский (точные даты его долгой жизни неизвестны), как и старшие братья, подвизался, и весьма успешно, на дипломатическом поприще. В 1708 году он был назначен секретарем Российского посольства в Риме, а c 1716 года возглавлял посольство в Лондоне.
Федор впал в немилость Петра I из-за участия брата Абрама в заговоре царевича Алексея. После раскрытия заговора Петр I приказал Ф. Веселовскому вернуться в Россию, однако, обоснованно опасаясь за свою жизнь, Федор предпочел не делать этого. Позже, в 1728 году, Петр II простил его и разрешил вернуться на родину. В отличие от Абрама, Федор Веселовский воспользовался этим разрешением и приехал в Петербург.
В 1760 году он переехал из Петербурга в Москву, так как был назначен куратором Московского университета.Вид от Ивановской площади в Москве. Ж. Делабарт, 1780 год
Годы жизни Якова, младшего из четырех братьев Веселовских, неизвестны. Сохранились документы, в которых упоминается, что с 1719 года Яков Веселовский состоял секретарем при светлейшем князе А.Д. Меншикове и даже считался, несмотря на нелюбовь Меншикова к евреям, его любимцем.
Интересно, что католические монахи ордена иезуитов, перечисляя десять причин, по которым затруднена деятельность их ордена в России, под номером семь написали: "Засилье евреев при Российском дворе". И в качестве примера иезуиты привели тот факт, что секретарем Меншикова служит еврей, имея в виду Якова Веселовского.

Самуил Соломонович Поляков был одним из самых ярких представителей нового поколения еврейских предпринимателей, которые от традиционных еврейских занятий (откупы, ссудные операции, винная торговля) перешли к новым (железнодорожному строительству, банковскому делу) и смело вырвались за черту оседлости. Самуил Поляков родился в Белоруссии, в местечке Дубровно, в семье купца. В начале своей карьеры он работал мелким подрядчиком на постройке железной дороги, управлял винокуренным заводом в имении графа И.М. Толстого, а затем, преумножив свой капитал и приобретя необходимые связи, сам приступил к железнодорожному строительству. Благодаря связям в бюрократических кругах Поляков получал льготные субсидии из казны. Он выступал в качестве строителя, учредителя и, наконец, владельца таких железных дорог, как Курско-Азовская, Козлово-Воронежско-Ростовская, Царскосельская, Оренбургская, Фастовская и другие.
В 1870 году Поляков приобрел у наследников графов Лаваль дом на Английской набережной, перестроенный в 1800-1806 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Знаменитый дом Лавалей - один из центров культурной жизни Петербурга первой половины XIX века. В нем бывали все известные деятели литературы и искусства того времени, иностранные дипломаты, члены императорской фамилии. То, что этот дом перешел во владение еврея Полякова, шокировало многих петербургских аристократов, но это не мешало иным из них посещать парадные обеды и интимные вечера у нового владельца. К тому времени за свою благотворительную деятельность (прежде всего за учреждение на свои средства классической гимназии, железнодорожного училища в Ельце и крупное пожертвование на Катковский лицей) Самуил Поляков получил чин тайного советника и дворянство. Рядом, на той же Английской набережной, приобрели дома его братья - Лазарь (дом 12) и Яков (дом 62).Дом Лавалей. Английская набережная, 4
Самуил Поляков не так активно занимался общественной деятельностью, как представители семейства Гинцбургов, но и он играл довольно заметную роль в жизни Петербургской еврейской общины. Поляков сделал большой взнос на постройку хоральной синагоги и принимал непосредственное участие в организации этого строительства. Фамильная скамья Полякова занимала одно из самых почетных мест в Петербургской синагоге. Жертвовал он и на другие еврейские благотворительные нужды. В 1880 году он стал одним из учредителей Общества ремесленного и земледельческого труда среди евреев России (ОРТ). Его сын Даниил Самуилович продолжал дело отца и был председателем ОРТ.

Адольф Ефимович Ландау

Одним из крупнейших представителей Хаскалы, сыгравшим ведущую роль в становлении еврейской литературы на русском языке, был Адольф Ефимович Ландау.
Выходец из Риги Ландау активно участвовал в культурной жизни столицы 1870-1890-х годов. Начиная с 1871 года он издает в Петербурге 10 выпусков историко-литературных сборников "Еврейская библиотека". В них опубликованы статьи и публицистические произведения виднейших представителей еврейского просвещения - Льва Леванды, Льва (Лейбы Иехуды) Гордона и других. "Еврейская библиотека" стала крупнейшим еврейским издательским проектом и была очень популярна среди образованных евреев как столицы, так и всей России. А таких евреев в России становилось все больше.А.Е. Ландау
С 1881 по 1899 год Ландау издавал на русском языке ежемесячный журнал "Восход". Этот журнал был крупнейшим (а после 1884 года и единственным) органом еврейской русскоязычной периодической печати в России.
Издания Адольфа Ландау способствовали развитию русско-еврейской иудаики. Изучение истории евреев, предпринятое силами самих евреев, публикация этих исследований - новшество, которое принесла русско-еврейская печать пореформенного времени. Издание материалов на русском языке делало их доступными как образованным евреям, так и русским читетелям. Именно в это время появляются фундаментальные труды И.Я. Оршанского, А.Я. Гаркави. Эти труды не только ставили историю еврейского народа на объективную научную основу, но и содействовали еврейскому национальному самосознанию.

Давид Горациевич Гинцбург.

Выдающимся представителем семейства Гинцбургов, оставившим свой след не только в истории Петербургской общины, но и в истории российской науки, был Давид Горациевич Гинцбург. Он получил блестящее домашнее образование, слушал лекции крупнейших ориенталистов в Петербурге и Париже. В 1877 году ему была присвоена ученая степень в Петербургском университете. Давид Гинцбург изучал арабскую поэзию, много занимался и еврейской историей. Он собрал богатейшую библиотеку и коллекцию еврейских рукописей.
В сотрудничестве с В.В. Стасовым Гинцбург опубликовал в Берлине книгу "Еврейский орнамент". Одним из главных его трудов стал каталог рукописей кабинета восточных языков при Министерстве иностранных дел. В последние годы жизни Давид Гинцбург был членом редакционной коллегии Еврейской энциклопедии.Д.Г. Гинцбург
Давид Гинцбург был близким приятелем известного археолога и нумизмата, либерального сановника графа И.И. Толстого, занимавшего в октябре 1905 - апреле 1906 года пост министра народного просвещения. В 1907 году И.И. Толстой, Д.Г. Гинцбург, а также один из лидеров октябристов Ю.Н. Милютин, редактор "Петербургских ведомостей" .Э. Ухтомский, философ Э.Л. Радлов и обер-прокурор Синода П.П. Извольский объединились в "Кружок равноправия и братства". Члены кружка, независимо от своих политических взглядов, должны были везде восстанавливать "мир, правду и справедливость", "вносить свой дух в Университет, в Государственный совет и Государственную думу, а также через преподавателей в среднюю и низшую школу". Целью кружка было достижение равноправия всех народов России.Дом Давида Гинцбурга. 4-я линия Васильевского острова
Давид Горациевич Гинцбург был преемником отца на всех постах в еврейской общине и во всех благотворительных делах. Он оказывал поддержку еврейским учебным заведениям и благотворительным учреждениям не только в Петербурге, но и по всей России, в том числе в губерниях черты оседлости. В Петербурге на его средства была открыта талмуд-тора "Моген-Давид". Много жертвовал он и на поддержку изучения еврейской истории.
Давид Гинцбург был учредителем Общества востоковедения, Общества пособия бедным евреям города Санкт-Петербурга, членом комитетов ОПЕ и ОРТ и центрального комитета Еврейского колонизационного общества (ЕКО).Одно из писем прошений на имя Д. Гинцбурга
В качестве главы Петербургской еврейской общины Давид Гинцбург продолжал линию отца на сохранение традиций и отказ от крайностей реформистского направления. Всеми способами он отстаивал равноправие евреев, но наилучшим путем для этого считал ходатайства перед правительством при помощи либеральных сановников, причем для начала готов был удовольствоваться хотя бы умеренными послаблениями в еврейском вопросе. В начале XX века такая позиция уже не устраивала значительную часть евреев.
По характеру Давид Гинцбург был скорее ученым, просветителем и благотворителем, чем политическим лидером или предпринимателем. Все, знавшие его, отмечали мягкость, деликатность и отзывчивость этого человека.
Давид Гинцбург скончался в 1910 году и единственный из всей семьи похоронен в Петербурге.

Ну и в качестве бонуса:

Йосеф-Ицхак Шнеерсон - 6-ой любавичский ребе


Православный ортодокс — скорее будет доверять еврейскому ортодоксу, чем крещеному еврею. И наоборот. Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Если евреи, то не христиане. Если приняли христианство, то выкресты — выписались из иудейского племени. Может быть не насовсем, но пока придерживаются христианства — к еврейству не принадлежат.

Ведь еврейство для таковых— это не кровь. Или, как минимум, не только кровь. Это этноконфессиональная сущность, а может и сакральное единство.

Однако феномен евреев-христиан уходит своими корнями в самое начало Христианства, основоположник которого, если верить уставным документам, иудаизму себя вовсе не противопоставлял, а обещал не нарушить Моисеев закон, но исполнить.

Более того, видел он себя пастырем, который послан только к заблудшим овцам дома Израилева.

15 глава Евангелия от Матфея

Первые христиане были евреями

И апостолы. И ученики апостолов.
Это только потом дороги разветвились и пошли врозь, сначала параллельно, потом все далее, удаляясь друг от друга.

Через 17 лет после Никейского собора родился Иероним, который в 360 году (уже в зрелом возрасте) примет крещение, а после станет одним из самых почитаемых и влиятельных Отцов церкви.

В 386 году обосновался он Вифлееме (Бейт-Лехем) и принялся переводить Библию на латынь. Этот перевод, именуемой Вульгатой, получил в католической церкви статус официального.

Иногда это было обоснованно. Пытаясь выслужиться перед новыми единоверцами, неофиты, напирая на своё аутентичное знание бывших евреев, рассказывали всевозможные мерзости о племени, которое они только что покинули.

Немного позже, в середине 1840-х годов, Мойша Бланк писал и в III Отделение, и на имя императора жалобы уже на евреев вообще. Он сообщал, что на девятом десятке крестился: раньше-де ему жена не давала, а теперь вот она умерла, и Мойша перешел в православие. И принялся обличать евреев: они-де не читают в синагогах молитв за государя и вообще упорствуют в своих предрассудках.

Если кто ещё не понял… Судя по всему, крещеный сын Мошки Бланка — Александр Дмитриевич, служивший в Петербурге и женатый на девице Грошопф, имел дочь, Марию Александровну, которая вышла замуж за Илью Николаевича Ульянова и стала матерью Владимира Ильича Ленина.

К выкрестам относились плохо. Причем не только евреи, которые считали их отступниками, но и христиане, к которым они вступили.

Апология выкрестов

Я далек от того, чтоб огульно обвинять всех выкрестов в приспособленчестве. Когда святой эсер Илья Фондоминский или великий венгерский поэт Миклош Радноти крестились в концлагере, оба незадолго до смерти, четко зная, что это их никак не спасет от уничтожения (поскольку для нацистов еврейство было вопросом расы и крови, а не вероисповедания), то они делали именно духовный выбор.

Да и те, кто рассматривал крещение как присоединение — присоединение к народу, присоединение к культуре — тоже оставили вполне аргументированное обоснование такого шага.

Один из величайших философов ХХ века Карл Поппер (сын выкреста) считал, что евреи несут свою часть вины и за антисемитизм, поскольку стояли особняком по отношению к большинству.



Карл Раймунд Поппер

Выкресты-сионисты

Даже у многих ранних сионистов первым вариантом решения еврейского вопроса было крещение: евреи должны выйти из культурно-социального гетто, в которое они сами себя загнали — это принесет им освобождение.

Потом многие выкресты уходили в сионизм, предварительно пройдя через участие в революционном движении. Один из самых известных примеров — Пинхас (Петр) Рутенберг, который сначала принял крещение, взял русское имя, женился на нееврейке, потом стал революционером террористом, а затем обратился к сионизму.



Пётр (Пинхас) Моисеевич Рутенберг

Герцль и массовое крещение



Теодор Герцль

Иудео-христианство советской интеллигенции


Сервис на испанском синагога, от Сестра Аггада (ок. 1350 г.). Указ об Альгамбре внезапно положил конец жизни испанских евреев.

В Указ Альгамбры (также известный как Указ об изгнании; испанский: Decreto de la Alhambra, Edicto de Granada) был указ, изданный 31 марта 1492 г. Католические монархи из Испания (Изабелла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский) заказывая изгнание практикующих евреев из корон Кастилия и Арагон и его территории и владения до 31 июля того же года. [1] Основная цель заключалась в том, чтобы устранить их влияние на большую Испанию. Converso населения и гарантировать, что они не вернутся в иудаизм. Более половины испанских евреев обратились в христианство в результате религиозные преследования и погромы что произошло в 1391 г. [2] Из-за продолжающихся атак к 1415 году обратилось еще около 50 тысяч человек. [3] Еще одно число оставшихся предпочли обратиться, чтобы избежать изгнания. В результате указа Альгамбры и преследований в предыдущие годы более 200 000 евреев обратились в католицизм и от 40 000 до 100 000 были изгнаны, причем неизвестное число вернулось в Испанию в годы после изгнания. [4] :17 Это привело к Массовая миграция евреев из Испании в Италия, Греция и Средиземноморский бассейн. [5] Это можно увидеть с помощью Еврейские фамилии поскольку они начали появляться в Италии и Греции в то время, как Фараджи, Фараг и Фарачи, фамилия происходит от испанского города Fraga. [6]

Указ был формально и символически отменен 16 декабря 1968 г. [7] после Второй Ватиканский собор. Это было целое столетие после того, как евреи открыто исповедовали свою религию в Испании, а синагоги снова стали законными местами отправления культа в соответствии с испанскими законами о религиозной свободе.

Содержание

К концу 8 века Мусульманин силы завоевали и заселили большую часть Пиренейский полуостров. [3] Согласно исламскому праву, Евреи кто жил в этом регионе как минимум с Римские времена, считались "Люди Книги, "который был защищенным статусом. [11] По сравнению с репрессивной политикой Вестготское королевство, которые, начиная с шестого века, приняли ряд антиеврейских законов, кульминацией которых стало их принудительное обращение и порабощение, терпимость мусульманских мавританских правителей аль-Андалус позволили еврейским общинам процветать. [3] Еврейские купцы могли свободно торговать по всему исламскому миру, что позволило им процветать и превратили еврейские анклавы в мусульманских иберийских городах в большие центры обучения и торговли. [3] Это привело к расцвету еврейской культуры, поскольку еврейские ученые смогли снискать расположение мусульманских судов как квалифицированные врачи, дипломаты, переводчики и поэты. Хотя евреи никогда не пользовались равным статусом с мусульманами, в некоторых Таифас, Такие как Гранада, Мужчины-евреи были назначены на очень высокие должности, в том числе на великих визирей. [12]

В Реконкиста, или постепенное завоевание мусульманской Иберии Христианин королевств на Севере, движимая сильной религиозной мотивацией: вернуть Иберию для Христианский мир после Омейядское завоевание Испании столетия назад. К 14 веку большая часть Пиренейского полуострова (современная Испания и Португалия) были отвоеваны христианскими королевствами Кастилия, Арагон, Леон, Галиция, Наварра, и Португалия.

Во время христианского повторного завоевания мусульманские королевства в Испании стали менее гостеприимными для дхимми. В конце XII века мусульмане Аль-Андалуса пригласили фанатичных Альмохад династия из Северной Африки, чтобы отбросить христиан обратно на Север. [3] После того, как они получили контроль над Пиренейским полуостровом, альмохады предложили сефардам выбор между изгнанием, обращением и смертью. [3] Многие евреи бежали в другие части мусульманского мира, а также в христианские царства, которые изначально приветствовали их. В христианской Испании евреи были придворными, правительственными чиновниками, купцами и ростовщиками. [3] Таким образом, еврейская община была полезна правящим классам и в определенной степени защищалась ими. [13]

Поскольку Реконкиста подошла к концу, открытая враждебность к евреям в христианской Испании стала более выраженной, что нашло выражение в жестоких эпизодах насилия и угнетения. В начале четырнадцатого века христианские короли соперничали, чтобы доказать свое благочестие, позволив духовенству подвергать еврейское население насильственным проповедям и диспутам. [3] Более смертоносные нападения произошли позже в этом веке со стороны толпы разъяренных католиков во главе с популярными проповедниками, которые ворвались в еврейский квартал, разрушили синагоги и вломились в дома, заставляя жителей выбирать между обращением и смертью. [3] Тысячи евреев пытались избежать этих нападений, обратившись в христианство. Этих обращенных евреев обычно называли конверсос, Новые христиане, или же Marranos; последние два термина были использованы как оскорбления. Сначала эти преобразования казались эффективным решением культурного конфликта: многие Converso семьи добились социального и коммерческого успеха. [3] Но в конце концов их успех сделал этих новых католиков непопулярными среди своих соседей, включая некоторых из духовенства Церковь и испанские аристократы, конкурирующие с ними за влияние на королевские семьи. К середине пятнадцатого века требования старых христиан о том, чтобы католическая церковь и монархия отличали их от конверсос, привели к появлению первых Limpieza de Sangre законы, ограничивающие возможности для новообращенных. [3]

Эти подозрения со стороны христиан только усиливались тем фактом, что некоторые из насильственных обращений были, несомненно, неискренними. Некоторые, но не все, конверсос по понятным причинам решили спасти свое социальное и коммерческое положение или свою жизнь с помощью единственной открытой для них возможности - крещения и принятия христианства - в то же время в частном порядке придерживаясь своей еврейской практики и веры. Особенно подозрительно относились к недавно обращенным семьям, которые продолжали вступать в брак. [3] Этих тайных практикующих обычно называют криптоевреи или же Marranos.

Существование криптоевреев было провокацией для светских и церковный лидеры, которые уже были враждебно настроены по отношению к испанскому еврейству. Со своей стороны, еврейская община относилась к беседам с сочувствием, потому что еврейский закон считал обращение в веру под угрозой насилия необязательно законным. [3] Хотя католическая церковь также официально выступала против принудительного обращения, согласно церковному закону все крещения были законными, и после крещения новообращенным не разрешалось возвращаться в свою прежнюю религию. [3] Неуверенность в искренности обращенных евреев подлила масла в огонь антисемитизм в Испании 15 века.

Европейский контекст

С 13 по 16 века европейские страны изгоняли евреев со своих территорий как минимум пятнадцать раз. Перед изгнанием испанцев евреи были изгнаны из Англии в 1290 году, несколько раз из Франции между 1182 и 1354 годами и из некоторых немецких государств. Случай Франции типичен для большинства изгнаний: независимо от того, было ли изгнание местным или национальным, евреям обычно разрешалось вернуться через несколько лет. [14] После изгнания из Испании, по крайней мере, пять изгнаний из других европейских стран, [15] [16] но изгнание евреев из Испании было одновременно крупнейшим в своем роде и, официально, самым продолжительным в истории Западной Европы.

За четыреста лет, в течение которых выполнялось большинство этих указов, причины высылки постепенно менялись. Сначала изгнание евреев (или отсутствие изгнания) было осуществлением королевских прерогатив. Еврейские общины в средневековой Европе часто находились под защитой монархов и ассоциировались с ними, потому что при феодальной системе евреи часто были единственным надежным источником налогов для монарха. [14] Кроме того, евреи имели репутацию ростовщиков, потому что они были единственной социальной группой, которой разрешалось ссужать деньги с прибылью согласно преобладающей интерпретации Вульгата (латинский перевод Библии, используемый в Римско-католической Западной Европе в качестве официального текста), который запрещал христианам взимать проценты по ссудам. [14] Таким образом, евреи стали кредиторами и кредиторами купцов, аристократов и даже монархов. Большинство изгнаний до Указа Альгамбры были связаны с этой финансовой ситуацией: чтобы собрать дополнительные деньги, монарх облагал еврейскую общину высокими налогами, заставляя евреев запрашивать ссуды; тогда монарх изгонял евреев; во время изгнания монарх конфисковывал их оставшиеся ценные активы, включая долги, причитающиеся им другими подданными монарха и, в некоторых случаях, самим монархом. [14] Таким образом, изгнание евреев из Испании было нововведением не только по масштабу, но и по мотивам.

Фердинанд и Изабелла


Эти проблемы обострились во время последнего завоевания Гранады Фердинандом и Изабеллой. Независимый исламский Эмират Гранады был приток государство в Кастилию с 1238 года. Евреи и конверсос играли важную роль в этой кампании, потому что у них была возможность собирать деньги и приобретать оружие через свои обширные торговые сети. [3] Это предполагаемое усиление еврейского влияния еще больше разозлило старых христиан и враждебные элементы духовенства. [3] Наконец, в 1491 г., готовясь к неизбежному переходу на территорию Кастилии, Гранадский договор был подписан Эмиром Мухаммед XII и королева Кастилии, защищающая религиозную свободу мусульман. К 1492 году Фердинанд и Изабелла выиграли Битва за Гранаду и завершил католический Реконкиста Пиренейского полуострова из исламского силы. Однако еврейское население вышло из кампании, более ненавидимое населением и менее полезное для монархов.


Рассредоточение


Сефардские евреи мигрировали в четыре основных региона: Северную Африку, Османскую империю, Португалию и Италию. [3] Немного Испанские евреи кто эмигрировал, чтобы избежать обращения рассредоточенный во всем регионе Северной Африки, известном как Магриб. Еврейские ученые и врачи из числа бывших сефардских иммигрантов в эту область оживили еврейские общины в Северной Африке. [3] Однако в 1490-х годах некоторые части Средиземноморского мира, включая Марокко, испытывали жестокий голод. В результате ряд городов Марокко отказался впускать испанских евреев. Это привело к массовому голоду среди беженцев и заставило Еврейские беженцы уязвимы для хищничества работорговцев, хотя региональный правитель аннулировал многие из этих продаж в течение нескольких лет. [3] Многие евреи, бежавшие в Северную Африку, вернулись в Испанию и обратились в христианство. Евреи, оставшиеся в Северной Африке, часто смешивались с уже существующими Мизрахи Арабские или бербероязычные общины, ставшие предками марокканских, алжирских, тунисских и ливийских еврейских общин.

Большинство сефардов переселились в Португалия, где они получили всего несколько лет передышки от преследований. Около 600 еврейских семей было разрешено остаться в Португалии после непомерной взятки, пока португальский король не вступил в переговоры о женитьбе на дочери Фердинанда и Изабеллы. Пойманный между своим желанием союза с Испанией и своей экономической зависимостью от евреев, Мануэль I объявил еврейскую общину в Португалии (возможно, тогда около 10% населения этой страны) [20] Христиане по царскому указу, если они не покинули страну. Взамен он пообещал, что инквизиция не приедет в Португалию в течение 40 лет. [3] Затем он схватил евреев, которые пытались уйти, и насильно крестил их после того, как разлучил их с их детьми. [3] Это было за годы до того, как евреям, бежавшим в Португалию, было разрешено эмигрировать. Когда запрет был снят, многие из них бежали в Низкие страны, или Нидерланды.

На протяжении всей истории ученые приводили самые разные числа евреев, изгнанных из Испании. Однако эта цифра, вероятно, будет ниже 100 000 евреев, которые еще не обратились в христианство к 1492 году, возможно, всего 40 000 человек. Эти цифры не включают значительное количество евреев, которые вернулись в Испанию из-за враждебного приема, оказанного им в странах их убежища, в частности Фес (Марокко). Положение репатриантов было узаконено Постановлением от 10 ноября 1492 г., в котором было установлено, что гражданские и церковные власти должны быть свидетелями крещения, а в случае, если они крестились до прибытия, требовались доказательства и свидетельства о крещении. Кроме того, все имущество могло быть возвращено репатриантам по той же цене, по которой оно было продано. Точно так же Постановление Королевского Совета от 24 октября 1493 г. установило суровые санкции для тех, кто оклеветал этих Новых христиан оскорбительными выражениями, такими как торнадизо. [4] :115 В конце концов, католические монархи заботились о душах своих подданных, а католическая доктрина считала, что преследование обращенных устранит важный стимул для обращения. Задокументированные возвращающиеся лица датируются 1499 годом.

Конверсии

Большинство еврейского населения Испании обратилось в христианство во время волны религиозных преследований до принятия Указа - всего 200 000 человек, согласно Джозефу Пересу. [4] Основная цель изгнания практикующих евреев заключалась в обеспечении искренности обращения такого большого количества обращенного населения. Из 100 000 евреев, которые остались верными своей вере к 1492 году, еще одно число предпочло обратиться в христианство и присоединиться к общине обращенных, а не подвергнуться изгнанию. Недавние беседы были предметом дополнительных подозрений со стороны инквизиции, которая была создана для преследования религиозных еретиков, но в Испании и Португалии была сосредоточена на поиске криптоевреев. Хотя иудаизм не считался ересью, исповедание христианства при участии иудаизма было еретическим. Кроме того, Limpieza de sangre статуты установили правовую дискриминацию в отношении потомков обращенных, запрещая им занимать определенные должности и запрещая им эмигрировать в Америку. В течение многих лет семьи городского происхождения, имевшие обширные торговые связи, а также образованные и многоязычные люди подозревались в еврейском происхождении. [3] Согласно предрассудкам того времени, человек с еврейской кровью был ненадежным и неполноценным. [3] Такие меры постепенно сошли на нет, поскольку идентичность конверсо была забыта, и это сообщество растворилось в доминирующей католической культуре Испании. Этот процесс длился до восемнадцатого века, за некоторыми исключениями, в первую очередь Chuetas острова Майорка, где дискриминация продолжалась до начала 20 века.

А Y-хромосома ДНК тест проводится Университет Лестера и Университет Помпеу Фабра показал, что в среднем около 20% испанцев имеют прямое отцовское происхождение от населения с Ближнего Востока, которое колонизировало регион в исторические времена, например Евреи и Финикийцы, или во время более ранних доисторических Неолит миграции. Между 90 000 евреев, которые обратились во время гонений вестготов, и более 100 000 евреев, которые обратились в христианство за годы, предшествовавшие изгнанию, вероятно, многие из этих людей имеют еврейское происхождение. С другой стороны, генетические исследования развеяли местные представления на юго-западе Америки о том, что испанские американцы являются потомками конверсос. [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31]

Современная испанская политика

С ноября 2012 года евреи-сефарды автоматически получили испанское гражданство без необходимости проживания в Испании. До ноября 2012 года евреи-сефарды уже имели право получить испанское гражданство после сокращенного периода проживания на два года (по сравнению с десятью годами для иностранцев, но граждан из Филиппин, Экваториальной Гвинеи, Бразилии и около 20 других американских республик, которым также требуется 2 года. ) Пока их гражданство обрабатывается, евреи-сефарды имеют право на консульскую защиту Королевства Испания. [33] Это делает Испанию уникальной среди европейских стран как единственную страну, которая в настоящее время предоставляет автоматическое гражданство потомкам евреев, изгнанных во время Европейские средневековые выселения. Хотя эти меры популярны в еврейской общине, они также вызвали споры. Меньшинство мыслителей считает, что такая политика представляет собой не столько отказ от предрассудков, сколько переход к Фило-семитизм. [7] По состоянию на ноябрь 2015 года 4300 евреев-сефардов воспользовались этим законом и получили испанское гражданство, присягнув на верность Конституции Испании. [34] В 2013 году количество евреев в Испании оценивалось в диапазоне от 40 000 до 50 000 человек.


До 12 века евреи в Эльзасе не селились. Первым городом этого региона, в котором они стали жителями, был Страсбург.
Биньямин из Туделы, посетивший Страсбург во второй половине 12 века, говорил, что он встретил много богатых и ученых евреев.

В 1348 г. евреи жили в 49 населенных пунктах Эльзаса; были открыты 17 синагог, еврейские кладбища имелись в Кольмаре, Страсбурге и в Риксгейме, около Мюльхаузена и, возможно, в Хагенау.
Евреи постоянно подвергались преследованиям за свою деятельность, и религию (В Торе утверждается о их богоизбранности, а всех прочих они не признают за людей.) Масштабные погромы были в 1308 г. и особенно в 1337 г., когда крестьянские толпы под предводительством двух дворян уничтожили евреев в Энзисхейме, Мюльхаузене и других населенных пунтках, но при приближении к Кольмару были рассеяны вооруженными отрядами, присланными из Страсбурга.


Некоторые еврейские семьи, высланные из Страсбурга, поселились в деревнях.
Многие переехали в деревни после высылки евреев зимой 1476–77 гг. из так называемого Союза десяти (Декаполиса) — союза вольных имперских городов Эльзаса.
В 1478 г. епископ Страсбурга выслал евреев, проживавших на территории епископства.
В июле 1478 г. были на короткий срок заключены в тюрьму евреи из городов австрийского Эльзаса: Танна, Альткирша, Масмюстера, Зенгейма. Положение евреев не улучшилось и в дальнейшем, хотя благодаря вмешательству представителей императора евреям было разрешено временно поселиться в некоторых городах Декаполиса.
Ряд городов, входивших в Декаполис, например Обернхейм (Оберне) и Кольмар, получил от императора привилегию не допускать евреев, так же как Кайзерберг и Шлетштадт (Селеста); в 1477 г. в последнем проживало около 60 евреев.

В 1522 г. евреи были изгнаны из города. Изгнание евреев из городов приводило к росту еврейских общин в деревнях.
Так, в 1480–1520 гг. евреи проживали в 32 деревнях и 22 городах Эльзаса.
Еврейские подданные императора получили подтверждение своих привилегий. Всем евреям, проживавшим в Эльзасе, была гарантирована свобода передвижения.
Евреев нельзя было обращать в христианство, если добровольный характер перемены веры не могли подтвердить четверо свидетелей: два христианина и два еврея.
Еврейские ростовщики в случае, если долг не был вовремя возвращен, получили право взимать 65% прибыли; если предоставлялись большие суммы, процент вообще не был ограничен.
Евреям разрешили продавать христианам мясо. Феодалам и городским властям было запрещено вызывать в суд евреев из других мест.
За убийство еврея или за нанесение телесных повреждений полагалось суровое наказание.





Первая половина двадцатого века

Евреи вместе с частью остального населения Эльзаса приветствовали воссоединение Эльзаса с Францией в 1918 г.
Несмотря на отделение церкви от государства в 1905 г., в Эльзасе была сохранена старая система, по которой раввины получали зарплату от государства.
В 1930-х гг. в Эльзасе проживало до 30 тыс. евреев.
Сразу же после оккупации Франции немцы выслали всех евреев Эльзаса и Лотарингии.
Они поселились в так называемой свободной зоне.

Вторая половина двадцатого века


В 1950–60-х гг. в Эльзасе поселились около четырех тысяч евреев из Северной Африки; еврейское население Страсбурга в середине 1980-х гг. составляло 12 тыс. человек. Процветающие еврейские общины существуют в различных городах Эльзаса.
А всего официально на территории Франции проживает 534 тысячи евреев.

Читайте также: