В каком направлении двигалась группа туристов

Обновлено: 18.09.2024

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создать условия для формирования умения ориентироваться на местности и применять свои знания в жизненных ситуациях.

Задачи:

Предметные

  • Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.
  • Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.

Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Использовать знаково-символические средства; строить рассуждения.
  • Формулировать собственное мнение; контролировать действия партнёра.

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём населённом пункте;
  • Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;
  • Осваивать приёмы ориентирования по компасу.

Основные понятия

  • Ориентирование на местности.
  • Компас.
  • Ориентирование по компасу.

1. Актуализация знаний

– Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О природных часах, календаре, компасе.) Объясните, что это такое.

- Что можно назвать природным календарем? (Луну.)


- Что можно назвать природным компасом? (Солнце и Полярную звезду.)


1). Если вы пересечёте экватор и окажетесь в Южном полушарии, то ночью на небе вы не найдёте знакомых созвездий. Нет здесь и Полярной звезды. Как же мореплаватели ориентировались в этих местах? На южном небе тоже есть неподвижная звезда, она находится в созвездии Южный крест. (Рисунок 1)

- Что называют природными часами? (Движение солнца в течение дня; положение солнца в определенное время.)

-Что такое компас? (Прибор для ориентирования в пространстве. Прибор для определения сторон горизонта.)

- Как же устроен компас? (Он состоит из: *магнитной стрелки, один конец которой указывает на север, другой – на юг.)

- Почему именно так? (Земля – это большой магнит. С севера на юг проходят невидимые магнитные линии. А, так как стрелка компаса намагничена, она устанавливается по направлению этих линий.)

*Металлического стержня, на котором держится стрелка.

*Шкала с делениями, на которую нанесены основные стороны горизонта.


2. Постановка учебной проблемы

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове лес? (Дети называют: природа, красота, деревья, чистый воздух и т.п.)

- Чтобы вы сделали на её месте? Как же ей выбраться из леса? Ведь вы старше малышки и стороны горизонта знаете! (От детей слышатся противоречивые высказывания).

- Достаточно ли нам знаний, которыми мы владеем?

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

- Сформулируйте тему урока.

- Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

- Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы? (В учебнике, в интернете, у учителя, спросить у родителей, в справочной литературе.)

- Сформулируйте цель нашей деятельности. (Найти ответы на интересующие нас вопросы.)

3. Работа по теме урока. Совместное применение знаний

- Что же это такое — ориентирование на местности? (Ответы детей.)

- Прочитайте об этом на с. 74 учебника.

С древнейших времен восток считался почитаемой стороной: с востока появлялось Солнце – источник жизни на Земле, поэтому на восток молились, обращали в его сторону некоторые алтари православных церквей.

- Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.)

- Прочитайте задания 1, 2 на с. 74. Выполните эти задания в парах.

Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер. (Расстилается ковёр)
И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда. (Компас.)

- У вас на партах лежат компасы. Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)

- Сегодня мы с вами будем учиться работать с компасом. Попробуем составить план урока.

1. Научиться пользоваться компасом.
2. Находить предметы с помощью компаса.
3. Проходить по заданному маршруту.
- Что мы сейчас с вами делали? Какое умение формировали? (Планировали нашу деятельность.)
- Будем работать в группах. (Повторение правил работы в группе.)

4. Работа по теме урока. Самостоятельное применение знаний. Практическая работа

3) Работа в группах.

Задания группам: найти несколько определённых предметов по указанным направлениям.

Организуем 3 группы туристов. Каждая группа получает задание.

1 группа

а) Какие предметы в классе находятся в данных направлениях? Запишите в таблицу. Рабочая тетрадь. Задание №6, 4), с. 29.

Ориентирование по Полярной звезде является наиболее известным способом ориентирования в северном полушарии Земли. Сама Полярная звезда является поляриссимой, то есть из всех видимых невооруженным глазом звезд располагается ближе всего к оси вращения Земли, а ее видимое положение в течение ночи меняется незначительно по сравнению с другими небесными телами.

Кроме того, в отличие от магнитного компаса, работа которого связана с магнитными полюсами Земли, по Полярной звезде можно определить направление именно на северный географический полюс. Магнитный компас указывает на магнитный полюс, находящийся примерно в 500 км от полюса географического, и потому его показания менее точны, чем направление на север, определяемое по Полярной звезде.

Тем не менее, ориентирование по звездам (в том числе и по Полярной) чаще всего рассматривается в качестве аварийного варианта, когда приборы навигации вышли из строя или были утеряны.

Как определить стороны горизонта по Полярной звезде?

Если стать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, за спиной — юг, справа — восток, а слева — запад. Таким способом получается определить стороны горизонта с точностью, достаточной для большинства целей туристов и путешественников.

На картинке показана схема такого ориентирования:

Направления на стороны света относительно Полярной звезды.

Для движения в нужном направлении нет необходимости постоянно сверяться с Полярной звездой. В лунную светлую ночь для этого достаточно один раз сориентироваться по ней, определить нужное направление движения, найти заметный ориентир (высокое дерево, вершину горы) в этом направлении, и впоследствии двигаться на него. Достигнув ориентира, нужно стать за ним, снова сориентироваться по Полярной звезде, выбрать новый ориентир, соответствующий заданному направлению, и двигаться на него. Чем дальше от путешественника будут находиться ориентиры, тем точнее будет выдержано направление движения.

Преимущество такого способа заключается в том, что ориентир поможет двигаться в нужном направлении, даже если Полярная звезда на небе закрывается облаками и ветвями деревьев, либо теряется в тумане.

Кроме сторон света по Полярной звезде можно определить широту той местности, в которой находится наблюдатель. Для этого достаточно вычислить угловую высоту Полярной звезды над уровнем горизонта — количество градусов будет соответствовать северной широте.

Обычно для определения широты местности по высоте Полярной звезды используют секстант, однако с этим справляются и некоторые компасы. Тем не менее, если под рукой не оказалось, ни того, ни другого, можно воспользоваться транспортиром с отвесом. Кратко этот способ можно описать так: к центру транспортира привязывается нитка или леска, на другом конце которой висит небольшой груз. Транспортир подносится к глазу, переворачивается шкалой вниз и наклоняется до тех пор, пока Полярная звезда не окажется на прямой, проходящей через линейку транспортира и глаз. В этот момент нитка указывает на шкале транспортира угол α. Высота Полярной звезды над горизонтом будет равна 90°–α.

Схема определения широты местности по высоте Полярной звезды над горизонтом.

Нужно понимать, что определение широты, проведенное таким образом, будет менее точным по сравнению с измерениями, проведенными секстантом.

Наиболее точно данный метод работает в океане или море, но и здесь ошибка составит чуть более 80 км, что связано с некоторым удалением Полярной звезды от точки северного полюса. Такой способ малопригоден для пеших туристов, но полезен для моряков или летчиков, потерпевших аварию: вместе с определением долготы он поможет вычислить квадрат своего местонахождения.

Как найти Полярную звезду на небе?

Для нахождения Полярной звезды чаще всего пользуются двумя созвездиями — Большой Медведицы и Кассиопеи — хорошо заметными на ночном небе. Однако бывают ситуации, когда ни одно из них не видно на небосводе (например, закрывают деревья в лесу или облака). В этом случае можно воспользоваться созвездиями Лебедя и Ориона, который появляется над горизонтом в южной части неба в холодное время года. Кратко схемы поиска звезды можно описать так:

По созвездию Ориона удобнее всего искать Полярную звезду зимой.

Необходимость использования этих созвездий связана с тем, что сама по себе Полярная звезда не сильно отличается по яркости от большинства других небесных тел и найти ее без вспомогательных созвездий бывает проблематично.

Ориентирование по Полярной звезде и карте

Когда Полярная звезда была найдена, по ней можно сориентировать карту. Для этого карта располагается на горизонтальной поверхности так, чтобы ее верхняя рамка (северная часть карты) была направлена строго на Полярную звезду. После этого по карте производятся все необходимые расчеты и ориентирование на местности.

Так, например, можно по силуэтам вершин гор или направлению зарева от далеких городов приблизительно определить свое положение на карте, а значит и на местности.

Если точно определить свое местоположение не получается и местность бедна на ориентиры, тогда находят так называемый аварийный азимут. Другими словами, с помощью транспортира находят по карте азимут на какой-нибудь линейный (например, трасса, железная дорога, река) или площадной (например, большое озеро, водохранилище, лесная поляна) ориентир, мимо которого невозможно было бы промахнуться при движении по этому азимуту. Добравшись до этого ориентира, снова сверяются с картой, пытаются по окружающим ориентирам более точно определить свое местоположение и принимают решение о дальнейшем направлении движения. Обычно этого достаточно, чтобы точно найти свое местоположение и выбраться к людям (по трассе, железной дороге и реке чаще всего можно выйти к населенным пунктам или встретить людей по пути), если в этом есть необходимость.

Описанные методы ориентирования по Полярной звезде хорошо работают в средних и низких северных широтах, но в высоких широтах северного полушария, где Полярная звезда находится почти строго над головой в центре небесной сферы, определение сторон света представляет некоторую сложность. На Северном полюсе звезда всегда находится практически в зените и практически не показывает никакого направления.

В литературе не удалось найти способа, которым можно было бы сориентироваться по Полярной звезде далеко на Севере, поэтому пришлось придумывать свой. Для его реализации через иголку продевается нитка, конец которой зажимается большим и указательным пальцами — получается отвес. Глаза защищаются очками. Рука с ниткой поднимается над головой так, чтобы глаз, нитка и иголка были на одной прямой. С какой стороны от нитки с иголкой в этот момент будет находится Полярная звезда, с той стороны и будет север.

Если дует ветер, отвес нужно укрыть от него рукой или другим ветрозаслоном.

Ошибка данного метода будет тем выше, чем ближе к северному полюсу будет находиться наблюдатель, и при прочих идеальных условиях (отсутствие ветра, точное нахождение глаза, нитки и иголки на одной прямой) метод перестанет работать на широте 89°16′.

Важно также помнить, что чаще всего ориентироваться приходится путешественникам и туристам, которые в высоких широтах бывают в основном в период полярного лета. В это время практически всегда светло и звезды (в том числе Полярная) на небе не видны. В этот сезон здесь практичнее использовать другие способы ориентирования.

Несколько полезных моментов

По Полярной звезде можно определить поправку магнитного компаса, необходимую для точности выбора направления движения и решения других задач. Для этого определяют, насколько направление северного конца магнитной стрелки компаса отличается от направления на Полярную звезду, а затем эту поправку учитывают при ориентировании карты.

После определения поправки компаса можно ориентироваться только по нему, учитывая отклонения показаний от действительного направления на север.

Также важно отметить, что Полярной звездой именуется именно поляриссима (видимая звезда, находящаяся ближе всего к оси вращения Земли) в северном полушарии. В южном полушарии также имеется поляриссима, которую изредка называют Южной звездой, но она не такая яркая, как Полярная, и слабо видна на ночном небе, из-за чего намного реже используется для ориентирования.

Интересно и то, что в роли Полярной звезды не всегда выступала нынешняя альфа созвездия Малой Медведицы. Дело в том, что из-за прецессии земной оси звезды постепенно меняют свое положение относительно северного полюса. Так, например, в период с 1500 года до н.э. по 1 год н.э. Полярной звездой была β этого созвездия, а после 4100 года поляриссимой в северном полушарии будет гамма Цефея в то время, как альфа Малой Медведицы сместится на угол более 11 градусов от северного полюса Земли. Как видим, процесс смены Полярной звезды происходит очень медленно и для человека в течение его жизни практически не играет никакого значения.


Проверьте свои способности латерального мышления с помощью этих советских задачек разной сложности.

ВсеЗнаешь.ру предлагает вам проверить свои способности к наблюдению, логике и рассуждению с помощью этих советских головоломок. Вам нужно будет посмотреть на картинку и ответить на несколько вопросов о ней.

1. Начнём с разминки, это легко. Итак, взгляните на картинку

Ребята вышли в лес, чтобы покататься на коньках и на лыжах

Ребята вышли в лес, чтобы покататься на коньках и на лыжах. Навстречу им выскочил заяц, испуганно присел и помчался дальше. Ребята погнались было за ним, но потеряли его из виду. А заяц-то никуда не убегал, он всё ещё на картинке. Найдёте?

Ребята вышли в лес, чтобы покататься на коньках и на лыжах

2. Теперь посложнее. Встреча на улице

Встреча на улице

Встретились на улице 2 друга:
— Здравствуй, Стёпа. Ты куда?
— Я иду в дом №23, — говорит Стёпа. — А ты куда, Петя?
— А я — к приятелю Ванюше. Он живёт в доме №7, — отвечает Петя.
Вот теперь скажите: кого из них зовут Стёпой, а кого Петей.

Стёпа — это мальчик в кепке. Почему? Обратите внимание на номер дома — 19. Если идти от первого дома на улице, то дома с нечётными номерами будут на левой стороне, мальчик в кепке движется по направлению к домам с большими номерами, 23 больше, чем 19, а значит, это Стёпа.

3. Чей Мурзик?

Чей Мурзик

На рисунке три подружки: Ира, Таня и Галя. С ними кот Мурзик. Только вот чей он? Кто хозяйка Мурзика?

4. Имена детей

Имена детей

На рисунке пятеро ребят. Одного из них зовут Колей, и он стоит с краю. Если бы Нюра стояла рядом с Володей, то Петя оказался бы рядом со своим тёзкой. Кто где стоит?

5. Загадка про лейки

Задачка про лейки

Мальчики пошли с лейками за водой для поливки огорода. Какой из них принесёт больше воды?

Несмотря на то, что у одного из мальчиков лейка больше, носики у них располагаются на одном уровне, выше которого вода в лейке не поднимется (вспоминаем физику и закон о сообщающихся сосудах). Так что принесут они одинаковое количество воды.

6. Загадка, которую предлагали второклашкам прошлого века

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. Вверх или вниз по течению реки идет пароход?
  2. Какое время года здесь изображено?
  3. Глубока ли река в этом месте?
  4. Далеко ли пристань?
  5. На правом или левом берегу реки она находится?
  6. Какое время дня показал на рисунке художник?
  1. Деревянные треугольники, на которых укреплены бакены, всегда направлены против течения. Пароход плывет вверх по реке.
  2. На рисунке показана стая птиц; они летят в виде угла, одна его сторона короче другой: это журавли. Стайный перелет журавлей бывает весной и осенью. По кронам деревьев на опушке леса можно определить, где юг: они всегда разрастаются гуще на той стороне, которая обращена к югу. Журавли летят в южном направлении. Значит, на рисунке изображена осень.
  3. Река в этом месте мелка: матрос, стоя на носу парохода, шестом измеряет глубину фарватера.
  4. Очевидно, пароход причаливает к пристани: группа пассажиров, взяв вещи, приготовилась сойти с парохода.
  5. Отвечая на 1-й вопрос, мы определили, в какую сторону течет река. Чтобы указать, где правый, а где левый берег реки, надо стать, повернувшись лицом, по течению. Мы знаем, что пароход причаливает к пристани. Видно, что пассажиры приготовились выходить на ту сторону, откуда вы смотрите на рисунок. Значит, ближайшая пристань находится на правом берегу реки.
  6. На бакенах — фонари; ставят их перед вечером и снимают рано утром. Видно, что пастухи гонят стадо в селение. Отсюда приходим к выводу, что на рисунке показан конец дня.

7. Куда едет поезд?

Куда едет поезд

Снег ещё не растаял, он лежит на северном склоне, значит поезд движется с востока на запад. Получается, что из Москвы в Смоленск.

8. Советская загадка на логику про железную дорого

Советская загадка на логику про железную дорого

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

  1. Много ли времени осталось до новолуния?
  2. Скоро ли наступит ночь?
  3. К какому времени года относится рисунок?
  4. В какую сторону течет река?
  5. Судоходна ли она?
  6. С какой скоростью движется поезд?
  7. Давно ли прошел здесь предыдущий поезд?
  8. Долго ли будет двигаться автомашина вдоль железной дороги?
  9. К чему сейчас должен подготовиться шофер?
  10. Есть ли здесь поблизости мост?
  11. Есть ли в этом районе аэродром?
  12. Легко ли машинистам встречных поездов тормозить на этом участке состав?
  13. Дует ли ветер?
  1. Немного. Месяц старый (видно его отражение в воде).
  2. Не скоро. Старый месяц виден на утренней заре.
  3. Осень. По положению солнца легко сообразить, что журавли летят на юг.
  4. У рек, текущих в Северном полушарии, правый берег крутой. Значит, река течет от нас к горизонту.
  5. Судоходна. Видны бакены.
  6. Поезд стоит. Светится нижний глазок светофора — красный.
  7. Недавно. Он находится сейчас на ближайшем блокировочном участке.
  8. Дорожный знак показывает, что впереди железнодорожный переезд.
  9. К торможению. Дорожный знак показывает, что впереди крутой спуск.
  10. Вероятно, есть. Стоит знак, обязывающий машиниста закрыть поддувало.
  11. В небе след самолета, сделавшего петлю. Фигуры высшего пилотажа разрешается делать только невдалеке от аэродромов.
  12. Знак возле железнодорожного пути показывает, что встречному поезду придется подниматься вверх по уклону. Затормозить его будет нетрудно.
  13. Дует. Дым паровоза стелется, а ведь поезд, как мы знаем, неподвижен.

9. А сейчас поищем ошибки и неточности на картинке

ошибки и неточности на картинке

Художник нарисовал улицу, но вот незадача: допустил в рисунке 5 ошибок. Сможете найти?

  1. У троллейбуса не хватает одной штанги.
  2. У светофора 2 огня, а должно быть 3.
  3. Номер дома тоже неправильный — нулевых домов не бывает.
  4. Машины едут не в том направлении, как при левостороннем.
  5. А у нас правостороннее.
  6. Ну и дата — 31 сентября быть не может.

10. Туристическая задача, наверное, самая популярная в интернете

Проверьте свои способности к наблюдению, логике и рассуждению.

Туристическая загадка

Посмотрите на эту картинку и ответьте на вопросы:

  1. Сколько человек живёт на данный момент в этом лагере?
  2. Когда они приехали (сегодня или несколько дней назад)?
  3. На чём приехали туристы?
  4. Далеко ли находится лагерь от ближайшего населённого пункта?
  5. Откуда дует ветер: с юга или с севера?
  6. Какое время суток изображено?
  7. Куда делся Шура?
  8. Кто вчера дежурил (имя)?
  9. Какое число изображено (день, месяц)?

11. Задачка на логику про туристов в поле

Задачка действительно очень сложная, чтобы правильно ответить на все вопросы нужно разбираться в некоторых аспектах, и конечно нужно подключить логику и внимательность. Загадка осложняется еще не очень качественным изображением.

За правильное решение этой головоломки, абитуриенты некоторых ВУЗов в СССР зачислялись, минуя экзамены. Даже в наше время эта загадка считается одним из лучших способов тестирования внимания и логики мышления.

1.Загадка на логику про туристов

6 советских загадок на логику и внимательность в картинках

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1.Сколько туристов живет в этом лагере?

2.Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

3.На чем они сюда приехали?

4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

5.Откуда дует ветер: с севера или юга?

6.Какое сейчас время дня?

7.Куда ушел Шура?

8.Кто вчера был дежурным (назовите по имени)?

9.Какое сегодня число какого месяца?

2.Загадка на логику про туристов в поле

По статистике правильно отвечают на все вопросы только 7%.

Загадка действительно очень сложная, чтобы правильно ответить на все вопросы нужно разбираться в некоторых аспектах, и конечно нужно подключить логику и внимательность. Загадка осложняется еще не очень качественным изображением. Успехов!

6 советских загадок на логику и внимательность в картинках

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1.Давно ли ребята занимаются туризмом?

2.Хорошо ли они знакомы с домоводством?

3.Судоходна ли река?

4.В каком направлении она течёт?

5.Какова глубина и ширина реки на ближайшем перекате?

6.Долго ли будет сохнуть бельё?

7.Намного ли вырастет ещё подсолнух?

8.Далеко ли от города разбит лагерь туристов?

9.аким транспортом добирались сюда ребята?

10.Любят ли в этих местах пельмени?

11.Свежая ли газета? (Газета датирована 22 августа)

12.В какой город летит самолёт?

3.Загадка, которую предлагали второклашкам прошлого века

Вот такую задачку в 60-е годы прошлого века предлагали решить ученикам второго класса.

6 советских загадок на логику и внимательность в картинках

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению реки идет пароход?

2.Какое время года здесь изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли пристань?

5.На правом или левом берегу реки она находится?

6.Какое время дня показал на рисунке художник?

4.Загадка про мальчика и папу в квартире

6 советских загадок на логику и внимательность в картинках

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1.В какое время года показана эта квартира?

3.Ходит ли теперь в школу мальчик, которого вы видите, или у него каникулы?

4.Есть ли в квартире водопровод?

5.Кто живет в этой в квартире кроме отца и сына, которых вы видите на рисунке?

6.Какова профессия отца?

5. 8 вопросов на внимательность

Еще одна советская загадка, эта посложнее будет чем предыдущая. Ответить верно на все 8 вопросов могут только 4% людей.

6 советских загадок на логику и внимательность в картинках

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1.Какое время дня изображено на рисунке?

2.Раннюю весну или позднюю осень изображает рисунок?

3.Судоходна ли эта река?

4.В каком направлении течет река: на юг, север, запад или восток?

5.Глубока ли река возле берега, у которого стоит лодка?

6.Есть ли поблизости мост через реку?

7.Далеко ли отсюда железная дорога?

8.На север или юг летят журавли?

6.Советская загадка на логику про железную дорого (у дороги)

6 советских загадок на логику и внимательность в картинках

Глядя на рисунок, ответьте на следующие вопросы:

1.Много ли времени осталось до новолуния?

2.Скоро ли наступит ночь?

3.К какому времени года относится рисунок?

4.В какую сторону течет река?

5.Судоходна ли она?

6.С какой скоростью движется поезд?

7.Давно ли прошел здесь предыдущий поезд?

8.Долго ли будет двигаться автомашина вдоль железной дороги?

9.К чему сейчас должен подготовиться шофер?

10.Есть ли здесь поблизости мост?

11.Есть ли в этом районе аэродром?

12.Легко ли машинистам встречных поездов тормозить на этом участке состав?

13.Дует ли ветер?

Вот такие вот Советские загадки на логику в картинках (загадки СССР для детей). Все справились? — я думаю вряд ли! Но всё равно время было потрачено не зря!

  • 1. Четверо. Если присмотреться, можно заметить: столовых приборов на 4 персоны, и в списке на дежурство — 4 имени.
  • 2. Не сегодня, судя по паутине между деревом и палаткой, ребята приехали несколько дней назад.
  • 4. Нет. На картинке есть курица, значит, где-то рядом селение.
  • 5. С юга. На палатке есть флажок, по которому можно определить, откуда дует

ветер. На картинке есть дерево: с одной стороны ветки короче, с другой длиннее. Как правило, у деревьев с южной стороны ветки длиннее.

Читайте также: