В состав флотилии какого путешественника входили корабли тринидад и виктория

Обновлено: 19.09.2024

Фернан Магеллан.Фернан Магеллан – это португальский и испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие, а также первый с европейцев, кто прошел с Атлантического океана в Тихий.

Юность

Фернан Магеллан родился 20ноября 1480 года, но точного места рождения не известно. О семье известно мало, ведомо только, что Магеллан походил с дворянского рода. В 1505 году совершил свое первое путешествие с первым адмиралом и королем Португалии Франсишку Алмейда. И под командованием Алмайды, Магеллан начал свои экспедиции к Индии, Малки.

Экспедиции

В 1511 году Магеллан отправился с экспедицией по завоеванию Малак (ныне Малайзия), экспедиция оказалась успешной. После, Магеллан просит португальского короля про финансирование экспедиции к островам пряностей (Молуккским островам) и найти Западный путь к Индии, но король отказывает ему в помощи. И тогда Магеллан просит помощи в испанского короля Карла І, и он соглашается на поддержку экспедиции.Фернан Магеллан на пяти кораблях отправляется в путь вдоль побережья Южной Америки, затем обходит ее с Юга и доходит до Малак через Запад.Экспедиция шла с 20 сентября1519 года по 6сентября1522 года – в дальнейшем это путешествие было названо первым кругосветным. С экспедиции вернулось 18 человек и один корабль, а отправилось пять кораблей с экипажем на борту в 280 человек. Большинство членов экипажа умерло от болезней, нехватки продуктов питания и военных столкновений с туземцами.

Достижения

• Совершил первое кругосветное путешествие;• Дал Тихому океану название из-за того, пока 30 дней шел по нему, океан был спокойным, он встретил ни единого шторма (на самом деле Тихий океан самый буйный из всех);• Открыл пролив, который был назван Магеллановым проливом;• Стал первым европейцем, который проследовал с Атлантического в Тихий океан.Фернан Магеллан был убит туземцами, которые не хотели подчиняться испанской короне на острове Мактан Лапу-Лапу 27 апреля1521 года. Краткий рассказ о Магеллане (вариант 2)

  1. Энциклопедия
  2. Люди
  3. Фернан Магеллан

Фернан Магеллан (Магельянш) (ок.1480-1521) — один из величайших мореплавателей, португалец, совершил первое путешествие вокруг света.

С 1505 по 1512 гг. путешественник входил в состав команды экспедиции в Индийский океан, в которой два раза достигал Малакки (Малайзии). Составил план плавания в сторону запада к Молуккским островам (Малайский архипелаг), но король Португалии его не утвердил.

В 1517 г., не добившись на родине заслуженного повышения по службе, предложил испанцам завершить путь Колумба в западную сторону в поисках островов Пряностей, обогнув с юга Бразилию. Этот проект был принят королем Испании.

В сентябре 1519 г. началась первая и последняя экспедиция Магеллана. В ней участвовало 5 кораблей. Началом ее был порт Испании Санлукар-де-Баррамеда. В январе 1520 г., дойдя до устья Ла-Платы, мореплаватели двинулись в южную сторону у восточного берега Южной Америки. Эта неизвестная земля была названа Патагонией. Тогда же были открыты Сан-Матиас и Сан-Хорке. В период зимовья у гавани Сан-Хулиан на 3 судах возник бунт, но был немедленно подавлен капитаном.

В августе 1520 г. был открыт пролив, который назвали в честь мореплавателя. В южной стороне от пролива был обнаружен архипелаг Огненная Земля.

В ноябре 1520 г. Магеллан достиг океана, который команда назвала Тихим. Путешественник рассчитывал уже спустя несколько дней оказаться у берегов Азии. Но это была ошибка: до нее пришлось идти еще 3 месяца, полных ужасных лишений: моряки ели кожу, опилки и крыс. Преодолев свыше 9000 миль нигде не останавливаясь, выйти на сушу им удалось лишь на самом южном из Марианских островов – Гуаме.

Из 237 моряков умерло и дезертировало 219. В честь короля Испании и Португалии Филиппа II были названы Филиппины.

Вариант 2

Португальский, а также испанский будущий путешественник и мореплаватель Фернан Магеллан, был рожден в семье обедневшего рыцаря в 1480 году 20 ноября. Родился он в Португалии, в небольшом селении под названием Саброза, но некоторые источники указывают, что это был город Порту. Он был не единственным ребенком в семье, помимо него у родителей было еще 4 детей. В юном 12 летнем возрасте Магеллан прислуживал жене своего короля Леоноре Ависской.

Еще в юном возрасте он интересовался астрономией, навигацией, космографией, а не церемониями двора и фехтованием, как все его сверстники. Он был немного замкнут. В этой должности Магеллан пробыл до своего 24х летнего возраста.

В 25 Фернан решает идти добровольцем на флот. Он отходил вместе с флотом 5 лет, после жаждал вернуться на родину, но из-за обстоятельств, ему пришлось остаться в Индии. В Португалию мореплаватель вернулся лишь в 1512, несмотря на все достоинства и проявленную отвагу в ходе битв, встреча на родине ему была оказана достаточно холодной.

Во время того как он с сослуживцами усмиряли восстание. Магеллан был сильно поранен в ногу, из-за ранения он остался хромым в это же время у мореплавателя испортились отношения с королем Мануэлом, поскольку в усмирении волнений он участвовал произвольно.

В следующем бою он лишился своего жеребца. Ему приказали сторожить скот мавров. В это время на путешественника делают донос королю, якобы Фернан торгует этим скотом, он решает поехать к королю, чтобы дать объяснения. Но Португальский король лишь сильнее приходит в ярость и отправляет его обратно. Отношения с королем были испорчены окончательно. После инцидента мореплаватель уходит со службы и переезжает на родину.

Магеллан принимает решение переехать в Испанию. В 1917 получает разрешение от испанского короля провести экспедицию к островам Молукко.

Организация путешествия была сложной и длительной, но несмотря на препятствия 20.09.1519 5 кораблей под началом Фернана отправились в путь.

Он был трудным и неизведанным, после того как корабли оплыли восточный берег Южной Америки, часть команды пожелала вернуться на родину, но Магеллану удалось успокоить людей. Позднее был утерян один из кораблей, но путешествие не прекратилось и продолжилось на 4 кораблях. В 1520 году в сентябре был найден пролив, который они успешно прошли. Дальше путь продолжили 3 корабля, поскольку 1 вернулся на родину.

Корабли путешественника потратили более 3 месяцев, чтобы переплыть океан. Так со временем они добрались до ныне называющихся Филиппинских островов. Там были пополнены запасы провизии, которой у путешественников совсем не осталось.

На этих же островах произошел конфликт с местным вождем. И во время боя Фернан Магеллан был убит, это произошло 27 апреля 1521 года.

Путешествие продолжилось без него, корабли добрались до изначальной цели экспедиции о. Молукко, на островах было закуплено множество пряностей. С острова смогли выйти 2 корабля. До Испании добрался лишь один, второй был захвачен португальцами.

Благодаря путешествию Магеллана была доказана, то что земля имеет шарообразную форму. Им же было установлено, что существует единый мировой океан.

Доклад про Магеллана

За всю историю земного шара жило и живет много исследователей и путешественников, которые открыли и изучили много полезного для нас и для будущего. Но ни один человек не смог пройти или проплыть один раз вокруг Земли. Правда, до определенного момента. А если точнее, то Фернан Магеллан впервые совершил кругосветный поход. Как это случилось? И что он успел открыть за это путешествие?

Кто такой Магеллан?

Обычный мореплаватель и исследователь, появившийся на свет в 1480 году. Есть одна неточность: точно до сих пор неясно, в каком городе конкретно родился Магеллан. Точно известно, что его родная страна – Португалия. Имел жену — Марию Барбосу, и у них было двое детей – Карлос и Родриго. Прожил 40 лет, погиб в 1521 году в Филиппинах, не дойдя до конца его экспедиции.

По своей воле отправился служить в морской флот по достижении 25 лет. Отслужив 5 лет и получив множество заслуг и наград, Магеллан решает вернуться на родину, и в 1512 году это удается. Только Фернана встретили без всяких похвал. Потом Магеллан получил ранение в ногу, вследствие чего пришлось выйти в отставку.

В то время была лишь одна цель экспедиций – нахождение наиболее кратких дорог до Индии, так как там были острова, на которых росли разные пряности. Они ценились как золото. Итак, в 1519 году 256 человек в главе с Магелланом и Серраном отошли от Сан – Лукараса. Путешествие началось. Первое, что Фернан успел сделать – это найти новый архипелаг. Был назван Огненной Землей, потому что ночью постоянно горели огни. Как думал Магеллан, это извергались вулканы, но в действительности индейцы разжигали костры. Затем они попали в новый, никем не тронутый участок моря.

Магеллан решил назвать его Тихим океаном. Такое имя дано в связи с тем, что там было совершенно спокойно на момент прибытия экспедиции. А потом начались проблемы. Сначала кончились припасы, хотя продовольствия было рассчитано ровно на 2 года, а прошло всего несколько месяцев. Благодаря этому расстались с жизнью 21 человек. А потом Магеллан что – то не поделил с вождем одного из островов. Став чересчур самоуверенным, Магеллан вступил в бой с племенем и был убит.

doklad-fernan-magellan-2-5-7-klass.jpg

Оса – это насекомое из отряда перепончатокрылых, которое не имеет точного научного определения. Осы не относятся к пчелам или муравьям.

Читая рассказы, статьи, вы задумались о пруду, тишине и о белой кувшинке? Описать это растение могут большинство людей, но не все знают о лечебных свойствах или примете, которые дают этому растению загадочность…

Пирамиды Древнего Египта – величественные сооружения, ставшие символом не только Египта, но и целой эпохи. Секрет их постройки до сих пор ставит в тупик историков и архитекторов. Сейчас, когда человечество придумало мощную технику,

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан вошел в историю как первый человек, которому удалось совершить кругосветное путешествие. Он стал первым европейцем, которому удалось переплыть из Атлантического океана в Тихий, и таким образом доказать наличие единого и неделимого Мирового океана.

fernan-magellan.jpg

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет в 1480 году в небольшом португальском городке Понти-да-Барка. Будучи потомком знатного, но обедневшего дворянского семейства, в отроческие годы Фернан служил пажом при королевском дворе.

В 1505 году Фернан поступил на службу на флот. В течение последующих пяти лет верой и правдой служил своему королю в Восточной Африке. Его планы вернуться на родину не смогли сразу осуществиться из-за начавшихся военных сражений в Индии, в которых Магеллан принял участие. За проявленную отвагу он получил звание офицера и после полученных тяжелых ранений был отозван в Португалию.

Рис. 1. Фернан Магеллан.

Из-за сильной хромоты, вызванной ранением в Индии, Магеллан был вынужден подать в отставку. Он мечтал снарядить экспедицию к родине пряностей – Молуккским островам, однако португальский король отказал ему. Оскорбленный незаслуженной несправедливостью и отсутствием признания, Магеллан переехал в Испанию.

Подготовка к экспедиции

В Севилье Магеллану удалось добиться расположения молодого короля Карла I и убедить его снарядить корабли к Молуккским островам, сулящим большую прибыль. Король назначил опытного мореплавателя главнокомандующим флотилией, главная цель которой был поиск морского пути к заветным островам с запада.

Экспедиция, которая стала делом всей жизни Магеллана, включала в себя 265 человек и 5 судов. Стоит отметить, что все корабли отличались слабой маневренностью, скромными размерами и плохой оснащенностью. У Магеллана не было географических карт и надежных навигационных приборов, за исключением компаса и песочных часов.

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

В плавание экспедиция отправилась 20 сентября 1519 года, взяв курс на Канарские острова. Далее маршрут пролегал через Бразилию на юг вдоль побережья Южной Америки. Перед мореплавателем стояла непростая задача – отыскать проход в Южное море. При этом флотилия передвигалась лишь днем, чтобы ночью в темноте ненароком не пропустить этот проход.

Во время вынужденной зимовки, которая затянулась на 4 месяца, на трех кораблях поднялся мятеж. Магеллану удалось подавить восстание, отдав приказ убить капитанов-бунтарей. В этот же период флотилия потеряла один корабль, который во время разведки разбился о подводные скалы.

Лишь в октябре 1520 года Магеллану удалось достичь своей цели и отыскать едва заметный вход в пролив, который в дальнейшем был назван Магеллановым. Пройдя опасный узкий пролив, мореплаватели оказались в водах неизвестного моря. Это был Тихий океан, который был так назван Магелланом благодаря удивительно спокойной погоде, царившей во время всего путешествия.

Рис. 2. Тихий океан.

Спустя сто дней плавания по Тихому океану флотилия достигла острова Гуам, а вскоре Магелланом был обнаружен Филиппинский архипелаг.

Запугав местное население, мореплаватель заставил подчиниться их испанскому королю и принять христианство. В 1521 году Фернан Магеллан трагически погиб в одной из стычек с туземцами. В Испанию смог вернуться лишь один корабль, на борту которого осталось в живых только 17 матросов. Его капитан получил все почести и славу, в то время как главнокомандующий флотилией был незаслуженно забыт.

Однако значение путешествия Магеллана трудно было переоценить. Он не только отыскал западную дорогу к Молуккским островам, но и совершил важнейшее открытие, изменившее мировоззрение миллионов людей и доказав, что Земля – круглая.

Рис. 3. Кругосветное путешествие Магеллана.

Что мы узнали?

Тест по теме

Откуда родом был Фернан Магеллан?

(новая вкладка) Фернан Магеллан (1480–1521 гг.) – португальский и испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие. Путешественник доказал шарообразность Земли, наличие Мирового океана, открыл пролив, который позже назвали его именем.

Ранние годы. Первые экспедиции

Фернан Магеллан родился 20 ноября (в некоторых источниках 17 октября) 1480 года в португальском городе Саброза в дворянской семье. Его первой известной морской экспедицией стало плавание в Индию в 1505 году на эскадре португальского вице-короля Франсишку ди Альмейды. В 1506 году Магеллан отправляется в Мозамбик, а потом снова в Индию.

Участие в войнах. Эмиграция в Испанию

В 1508–1513 годах и без того интересная биография Фернана Магеллан пополнилась такими событиями как участие в различных экспедициях, сражения с маврами, индийцами и арабами. В 1511 году мореплаватель был в числе тех, кто взял Малакку, в 1514 – участвовал в захвате Марокко.

По возвращению в Португалию Фернан Магеллан твердо решил дойти до Молуккских островов (Индонезия). Мореплаватель обратился за помощью к португальскому королю Мануэлу I, однако монарх не одобрил эту экспедицию.

Кругосветное путешествие

Флотилия Магеллана вышла к Тихому океану и проходила его более трех месяцев. Прибыв к островам (позже названы Филиппинскими), мореплаватель решил подчинить население испанскому королю. В стычке с туземцами, 27 апреля 1521 года, Магеллан был убит.

Изучая содержание краткой биографии Магеллана, следует знать, что за свою жизнь он показал себя храбрым воином и был удостоен чина морского капитана.

Окончание экспедиции

Другие варианты биографии

Интересные факты

  • В юные годы Магеллан был пажом при королеве Леоноре Ависской (жене Жуана III).
  • Основной причиной переезда Магеллана в Испанию стала ссора с португальским королем, который не заплатил мореплавателю за преданную службу.
  • Магеллан назвал океан Тихим, потому что за все время плавания корабли ни разу не попали в шторм.
  • В память об открытиях Магеллана на острове Мактан поставлен его памятник. Многие писатели (С. Цвейг, А. Пигафетта, И. Ноздрин и др.) создавали произведения, основанные на данных о легендарной экспедиции, в том числе книги для детей.

Тест по биографии

Хорошо запомнили краткую биография Магеллана? Пройдите тест, чтобы узнать.

Посмотреть в хронологическом указателе

Посмотреть в хронологическом указателе

Солис и вторичное открытие Ла-Платы


Солис, Хуан Диас де


Веспуччи Америго

Проект Магеллана и состав его экспедиции


Магеллан Фернандо

Посмотреть в хронологическом указателе

Открытие Патагонии, Огненной Земли и Магелланова пролива



Представление продвижения экспедиции Магеллана через открытый им пролив.


Иллюстрация из дневников Пигафетты — Магелланов пролив.

Обогнув мыс Дев (Кабо-Вирхенес), адмирал выслал вперед два корабля, чтобы выяснить, существует ли на западе выход в открытое море. Ночью поднялся шторм, который длился два дня. Посланным кораблям грозила гибель, но в самый тяжелый момент они заметили узкий пролив, устремились гуда и оказались в сравнительно широкой бухте; по ней они продолжали путь и увидели другой пролив, за которым открылась новая, более широкая бухта.


Молодой Карл I, король Испании (позднее — император Карл V), внук Фердинанда и Изабеллы

Посмотреть в хронологическом указателе

Первый переход через Тихий океан

так, Магеллан вышел 28 ноября 1520 г. из пролива в открытый океан и повел оставшиеся три корабля сначала на север, стараясь поскорее покинуть холодные высокие широты и держась при мерно в 100 км от скалистого побережья. 1 декабря он прошел близ п-ова Тайтао (у 47° ю. ш.), а затем суда удалились от материка — 5 декабря максимальное расстояние составило 300 км. 12 — 15 декабря Магеллан вновь довольно близко подошел к берегу у 40° и 38°30' ю. ш., т. е. не менее чем в трех точках видел высокие горы — Патагонскую Кордильеру и южную часть Главной Кордильеры. От о. Моча (38°30' ю. ш.) суда повернули на северо-запад, а 21 декабря, находясь у 30° ю. ш. и 80° з. д.,— на запад-северо-запад.

Нельзя, конечно, говорить, что во время своего 15-дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки на протяжении 1500 км, но он по крайней мере доказал, что в диапазоне широт от 53°15' до 38°30' ю. ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление.

Историки недоумевают, почему Магеллан пересек экватор и зашел за 10° с. ш. — он же знал, что Молукки находятся у экватора. Но ведь именно там лежит Южное море, уже известное испанцам. Возможно, Магеллан хотел убедиться, действительно ли оно является частью новооткрытого океана.


Первое кругосветное плавание.

15 марта 1521 г., пройдя на запад еще около 2 тыс. км, моряки увидели встающие из моря горы — это был о. Самар восточно-азиатской группы островов, позднее названных Филиппинами. Магеллан тщетно искал место для якорной стоянки — скалистый берег острова не представил ни единого шанса. Суда продвинулись немного на юг, к островку Сиаргао близ южной оконечности о. Самар (у 10°45' с. ш.) и там провели ночь. Длина пути, пройденного Магелланом от Южной Америки до Филиппин, оказалась во много раз больше расстояния, которое показывали на картах того времени между Новым Светом и Японией. На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство, гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это море произвело настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

Посмотреть в хронологическом указателе

Филиппинские острова и гибель Магеллана


Пигафетта, Франциско Антонио

Посмотреть в хронологическом указателе

Путь испанцев к Молуккам


Кано, Хуан Себастьян дель


Иллюстрация из дневников Пигафетты — Молукки.


Иллюстрация из дневников Пигафетты — изображены Марианские острова, остров известный как Ладрон.


Иллюстрация из дневников Пигафетты — изображены острова Цебу и Мактан, Филиппины, где был убит Ф.Магеллан.


Путь кораблей Ф. Магеллана в Индонезии.

Посмотреть в хронологическом указателе


Портрет Фернандо де Магеллана

Магеллан своим кругосветным плаванием доказал, что между Америкой и Азией простирается величайшее водное пространство, и установил наличие единого Мирового океана. Магеллан навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, предоставив практическое свидетельство ее шарообразности. Благодаря ему, наконец, ученые получили возможность установить истинные размеры Земли не умозрительно, а на основании неопровержимых данных.

Посмотреть в хронологическом указателе

Фернандо Магеллан не совершал кругосветного плавания

20 сентября 1519 года 5 кораблей вышли в поход из устья Гвадалкивира. Магеллан заранее разработал для флотилии специальную систему сигналов, позволявшую судам не терять друг друга в открытом море. Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний.


Зачем Магеллан скрывал от всех маршрут плавания?

Магеллан умышленно скрывал предполагаемый маршрут плавания, в том числе и от своих капитанов и кормчих. Почему? Чтобы не допустить утечки информации. Противостояние с португальцами было реальной угрозой. Заведомо было ясно, что флотилия должна будет спуститься южнее широты Йерро, что нарушало Тордесильясское соглашение. Да и в Америке неизбежно пришлось бы идти вдоль португальских владений.

- 29 ноября 1519 флотилия Магеллана достигла побережья Бразилии

- 26 декабря 1519 года — устья реки Ла-Платы, где начались поиски предполагаемого пролива. Быстро выяснилось, что это не пролив, а именно устье реки, только очень большое.

Поиски пролива продолжились, экспедиция пошла на юг вдоль побережья.

- 31 марта 1520 года, дойдя до 49°ю.ш. флотилия встала на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан. (Напомним, что зима в южном полушарии приходится на наше лето.)


Мятеж в бухте Святого Хулиана

Встав на зимовку, Магеллан распорядился урезать пайку уменьшить нормы выдачи продовольствия. Что вызвало понятное недовольство команды. Этим и воспользовалась кучка заговорщиков. События начали развиваться стремительно, как в остросюжетном приключенческом романе.

Магеллан устроил над мятежниками трибунал, как во время военных действий. Видимо, он обладал такими полномочиями. Несколько десятков мятежников приговорили к смерти, но тут же помиловали по понятным причинам. Казнили только одного Кесаду. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно.

Интересно, что через несколько десятилетий история повторится. В 1577 году в эту же бухту зайдет Френсис Дрейк, которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь

Магеллан объявил команде, что будет искать пролив вплоть до 75° южной широты. Довольно смелое заявление – напомню, что Полярный круг находится на 66°, а 75° ю.ш. – это уже Антарктида!

Оставшиеся три корабля Магеллан 28 ноября 1520 вывел на океанский простор.

Новый океан все время перехода оставался спокойным, за что получил от команды Магеллана прозвание Тихий. Так оно и закрепилось за ним. Всего прошли по водной глади этого океана 17000 километров. Почти четыре месяца длилось это плавание. Все запасы кончились, команда просто вымирала от истощения.


Острова в океане

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Переход через Тихий океан закончился. Магеллан таки промахнулся и вышел севернее Молуккских островов. (Возможно, умышленно, чтобы избежать случайного столкновения с португальцами). Острова были обитаемы и на них знали о существовании европейцев. Здесь моряки отъелись, восстановили силы. А Магеллан зачем-то ввязался во внутриполитические распри местных вождей.


Последний бой Фернандо Магеллана. Так погиб великий мореплаватель

В результате боевых столкновений с аборигенами храбрый рыцарь Фернандо Магеллан погиб смертью храбрых. Поэтому он и не смог совершить кругосветное поавание! Убийство МагедданаТело его так и осталось у островитян, как они с ним поступили – неизвестно. Оставшись без предводителя, испанцы вынуждены были срочно ретироваться. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта достаточно подробно описал, как погиб великий мореплаватель. Во главе экспедиции встали Жуан Серран и Дуарте Барбоза.

Непонятно, зачем было тратить столько времени и сил на разные Марианские и Филиппинские острова, когда цель – Острова Пряностей, была так близка? Если бы Магеллан пошел сразу к Молуккским островам, загрузился пряностями, провизией и отбыл обратно тем же путем, что и пришел, то он на 100% выполнил бы поставленную задачу. Но, увы!

Вот что пишет Пигафетта:

Итоги экспедиции Магеллана

Это первое в истории человечества кругосветное плавание явилось главным и последним доказательством шарообразности земли.

Экспедиция доказала, что следуя на запад, можно достичь Молуккских островов. Таким образом эти острова (равно как и другие территории) как бы автоматически переходили в сферу влияния Испании согласно Тордессильясскому договору (*).

В отличие от предыдущих экспедиций отчет о экспедиции Магеллана был опубликован и опубликованы подробные путевые записи Антонио Пигафетты.

Тип:

Род занятий:

Защита территорий Венецианской республики от внешних врагов, ведение боевых действий на море в интересах республики

Время деятельности:

Родина:

Италия (Венецианская республика)
Хорватия (Далмация)

Место действия:

Оружие:

Боевая техника:

Доспехи:

Враги:

Символ:

Содержание

История

Когда в начале X века викинги вторглись в Средиземное море, они с удивлением обнаружили, что тамошние суда вместо прямых рейковых парусов несли треугольные косые. Норманны назвали их "латинскими" по имени стран Южной Европы. Причины использования парусов такой формы до сих пор под загадкой. Обычно историки разделяют корабли той эпохи на две категории: "круглые суда" — торговые и "длинные" — военные.

В 840 году венецианский флот, состоящий из 60 кораблей, был разбит мусульманами из Таранто.


В 1062 году дож сухопутных войск. Морские гребцов и двух арбалетчиков. Венеция располагала большим речным флотом до тех пор, пока появление в конце XV века метких пушек, способных вести огонь с берега реки по наводным целям, не положило конец использованию речного флота. Даже шесть галер и 25 более мелких кораблей, переброшенных венецианцами на озеро Гарда зимой 1439 - 1440 гг. были почти немедленно уничтожены

Морская победа венецианцев при Яффа, 1100 г.

В 1470 году в результате морского сражения при Эвбее венецианский флот потерпел крупное поражение от турок и потерял остров.

В 1499 году произошла первая битва при Лепанто, другое название — битва при Зонкьо. В 1500 году — 2-я битва при Лепанто (битва при Модоне). Турецкий флот нанес поражение венецианскому, результатом чего стал захват турками Лепанто.

В 1538 году произошла битва под Превезой, в ходе которой Османская империя нанесла поражение объединенному испано-венецианскому флоту.

В конце XVI века военно-морской флот Венеции начал приходить в упадок, что не помешало, однако, венецианцам одержать решительную победу над османским флотом при Лепанто. В октябре 1571 года произошла 3-я битва при Лепанто, в которой Священная лига в составе Венеции, Испании, Папской области, Неаполитанского королевства, Генуи, Савойи и Мальты нанесла сокрушительное поражение турецкому флоту. Именно в ходе данного сражения венецианцы впервые применили галеасы, причём по одному из источников корабли были перестроены из готовых стоящих на стапеле корпусов крупных торговых галер-"бастардов". Их было всего шесть, по два на каждое из главных направлений атаки — центр, правый и левый фланги. В этой битве турецкие галеры так и не смогли взять их на абордаж, при этом каждый из них вёл артиллерийский бой с несколькими кораблями противника, что убедительно доказало высокую эффективность крупного корабля с высоким бортом и мощной артиллерией.

В XVI - XVII веках Далмация служила основной заморской базой венецианского флота, тогда как остальные владения представляли собой цепь укрепленных баз. Османам удалось прорвать эту цепь на нескольких участках, но в целом система продолжала держаться.

В 1618 году произошло столкновение в Гибралтаре флота Венеции и Испано-Нидерландского флота.

В 1646 - 1657 годах происходили столкновения в Дарданеллах флота Венеции с флотом турок и алжирцев. Венеция выходит победителем из сражений.


Битва при Зонкьо, 1499 г.

В 1661 - 1690 годах — столкновения с турецким флотом в Эгейском море. Отмечены сражения у островов Кос и Калимнос, Милос, Лесбос. Венецианцы наносят поражения.

В 1695 - 1698 годах продолжались столкновения с турецким флотом. Инициатива переходила к оттоманам: сражения у Андроса, Самотраки, Лемноса, Эвбеи закончились не в пользу республики.

Османы подмяли под себя все Балканы, а в Европе Венеция избегала искать союзников. В результате республика оказалась в полной изоляции. Поскольку сооружение новых укреплений требовало все больше и больше средств, в дальнейшем совершенствовались только ключевые базы: Задар, Сиеник, Котор, Корфу, Ираклион, Кирения, Фамагуста и Никосия. Корфу — "сердце и душа республики" — представлял собой звено, соединяющее всю венецианскую империю в единое целое. Здесь находилась крупная морская база, где стоял флот, занимавшийся борьбой с пиратами. При том уровне развития мореплавания полные морские блокады были невозможны, поэтому венецианские галеасы легко прорывали османскую блокаду и доставляли снабжение в удаленные венецианские аванпосты. Развитие артиллерии позволяло торговым судам при необходимости успешно стоять за себя, поэтому в дальнейшем пираты угрожали только сравнительно небольшим суденышкам, не способным нести мощной артиллерии.

Выдающиеся личности

    — адмирал Венецианского флота во второй половине XVI века. — адмирал, командующий венецианским флотом во время войны Кьоджи 1378 - 1381 гг. — участник Турецко-венецианской войны 1645 - 1669 годов, командующий 23 кораблями.

Организация


На борту одного из венецианских кораблей, слева-направо: венецианский аркебузир, начало XVII века; адмирал Томмазо Морозини, около 1647 года (данная фигура показывает общий внешний вид венецианских адмиралов того времени); скаполи (доброволец на галерах), начало XVII века.

Могущество Венеции опиралось на ее флот, которыми в мирное, и в военное время руководил адмирал с двумя гражданскими советниками. Ниже адмирала на иерархической лестнице находились администраторы (proveditori) и капитаны галер (sopracomiti). Порядок подчинения постоянно ужесточался, но капитаны галер всегда пытались действовать самостоятельно, несмотря на то, что общее командование кораблями на море перешло к капитан-генералу моря, в XIII веке была создана система морских патрулей, которые контролировали наиболее уязвимые участки, по возможности перехватывая транспортные конвои противника.

Средневековые корабли имели многочисленные экипажи, без которых было немыслимо отправляться в плавание в опасные воды. Экипаж торгового судна составлял не менее 60 человек. На простой гребцы были свободнорожденными, как венецианцами, так и выходцами из Далмации. Венецианские гребцы набирались по церковным приходам и получали финансовую поддержку от своих приходов. С XIV века отмечена практика, когда неплатежеспособные должники отрабатывали долг в качестве гребцов на галерах, в Венеции постоянно проводились гонки и регаты, в ходе которых венецианцы оттачивали мастерство гребцов. Особенно пышными были морские празднества в день Св. Павла. Популярностью пользовались игры вроде водного поло и толкания в воде. В последнем случае соперники стояли на носу своих лодок и старались столкнуть друг друга в воды канала. Матросы и гребцы вооружались мечами и копьями, но развитие военных технологий привело к тому, что боевая роль матросов и гребцов постепенно сократилась. Но в случае опасности абордажа в бою участвовала вся команда и даже пассажиры. Каждый мужчина на борту был вооружен, корабельный арсенал хранился в крюйт-камере под полом капитанской каюты.

Слева-направо: Агузин (надсмотрщик, начальник команды гребцов) и галерный раб.

В XVI веке Венеция прекратила свою экспансионистскую политику и была вынуждена перейти к обороне. Оборона заморских баз во многом обеспечивалась галерным флотом. Экипажи галер при необходимости сходили на берег и действовали как обычная пехота. Капитаны галер (sopracomiti) составляли венецианскую военную элиту. Они были экспертами не только в искусстве морских сражений, но также уверенно применяли корабельную артиллерию на берегу. В сражении венецианский флот показывал очень высокую дисциплину, хотя в мирное время требования значительно ослаблялись. Часто корабли самовольно снимались с якоря и отправлялись в частные рейсы. Корабли украшались с ненужной роскошью, что увеличивало бремя расходов. Фактически капитаны рассматривали вверенные им галеры как собственные корабли. Но в большинстве своем капитаны галер были опытными и искусными солдатами, их смело можно сравнить с рыцарями средневековья или летчиками-асами Первой Мировой войны.

В 1601 году экипаж большой флагманской галеры насчитывал 572 человека, в том числе 290 венецианские галерные рабы и 132 солдата. Число солдат на борту корабля зависело от того, в каких водах он плавал, в целом морская служба оплачивалась хуже, чем служба на суше, поэтому на флот шли лишь от большой безнадежности. В венецианской армии различали морскую пехоту (scapoli) и пехоту сухопутную (soldati), причем последнюю при необходимости также привлекали к службе на кораблях или к участию в десантных операциях. Сухопутные солдаты часто были Вооружение

Корабли

Венецианский Арсенал был рассчитан на массовое производство военных кораблей. Венецианские корабли строились от каркаса к обшивке, что принципиально отличалось от греко-романской кораблестроительной традиции, которая предусматривала строительство обшивки, которую потом укрепляли каркасом. Новая технология была не только быстрее, но и требовала значительно меньше древесины. Конструкция боевых галер тоже изменилась. Хотя конструктивная разница между византийскими

Эта "простая система" — alia sensile — сохранялась вплоть до начала XVI века. В середине XIV века появились "большие галеры", предназначенные для длительного плавания в опасных водах. Неуклюжие и громоздкие, но хорошо защищенные купеческие суда показали свою боевую ценность в XV веке, когда на море появились османские корабли. К тому времени венецианские корабли оснащались более эффективным перовым рулем вместо рулевого весла, применявшегося со времен античности. Раньше было принято считать, что перо руля на Средиземное море попало из Северной Европы, но новые данные показали, что такой руль был известен мусульманам и византийцам еще в XI веке.

Венецианские галеасы 1500-х годов имели длину до 47 м, ширину до 8, высоту борта 3,2 м. Экипаж такого корабля состоял из капитана, двух лоцманов, четырёх офицеров, боцмана с помощником, священника, 62 матросов и рулевых, 268 гребцов, 254 солдат и бомбардиров — всего 594 человека.

Другой важной новинкой в корабельном деле стал компас. Компас был изобретен в Китае, а в Европу попал через исламские страны.


Взятие Константинополя венецианцами, 1204 г.

В отличие от прежних времен таран больше не считался основным способом ведения морского боя. Уже в раннем средневековье таран заменили более легким абордажным "клювом". Но и клювом можно было снести весла противника и перекалечить его гребцов. На носу галеры сооружали надстройку в виде башни, где устанавливали катапульту. Иногда такую же башню сооружали и на корме. Вдоль борта шел деревянный парапет, который защищал гребцов. Большую опасность для деревянных кораблей представлял галеасы, которые чем-то напоминали старые купеческие галеры. Галеасы участвовали в сражении при Лепанто. Галеас представлял собой гигантскую галеру, игравшую в сражении роль плавучей крепости. Пушки, установленные на колесных лафетах, располагались вдоль бортов, а не концентрировались на носу. Но если не считать нескольких удачных эпизодов, галеасы оказались слишком медленными и неповоротливыми, поэтому их построили всего несколько штук.


Венецианская линейные корабли , взяв за модель английские линкоры.

Артиллерия

Морские канониры составляли настоящую элиту. Они проходили подготовку в Scuola di Sta. Barbara и разделялись на три класса. Артиллеристы пользовались налоговыми льготами и имели право носить оружие. Артиллеристы занимались не только пушками, но также пускали сигнальные ракеты и применяли другие зажигательные средства. Полностью обученных канониров было немного. Например, из 572 человек экипажа большой Вооружение личного состава кораблей


Беглый галерный раб, начало XVII века. Его вооружение состояло из алебарды, фитильного трехствольного револьвера .

Каждое судно должно было нести на борту необходимые средства самозащиты, что регламентировалось государственными законами, в 1255 году небольшие суда должны были иметь подходящее число арбалетов, на больших судах арбалетов должно было быть не менее восьми, а также наличествовать шлемы, щиты, дротики, копья и абордажные крючья.

Венецианцы использовали дротики вплоть до XV века, в бою применялись и подручные средства. Например, палубу вражеского корабля забрасывали арбалеты окончательно вышли из употребления, уступив место более эффективным ружьям. Поздние стальные арбалеты с силой натяжения более 3 кг обладали отменной меткостью и пробивающей способностью, но они были слишком неудобны по сравнению с аркебузами и тяжелыми мушкетами, отлично подходящими для перестрелки на коротких дистанциях. Но в текстах аркебузиров продолжали называть балистьерами, то есть арбалетчиками.

Старшие командиры носили полный комплект доспехов. Простые солдаты обходились более простыми Тактика


Венецианский и датский флот возле турецкого побережья в районе Смирны, 1649 год.


Ограничения средневекового судоходства приводили к тому, что Венеция никогда не могла обеспечить полный контроль над любой частью Средиземного моря, хотя торговля требовала обеспечить безопасность судоходства. Поэтому венецианцы с успехом применяли систему конвоев, когда 15 - 30

При необходимости боевые корабли связывали друг с другом, образуя массивную неподвижную боевую платформу. Иногда корабли сажали на мель, направив носом в сторону противника. В других случаях корабли ставили на якорь кормой к берегу, чтобы в подходящий момент перерубить якорный канат и отплыть в нужном направлении.

Появление пушек поначалу не оказало ощутимого влияния на морскую тактику. Первые изменения в тактике произошли лишь в начале XVI века. Начиная с XV века Одежда

Важной деталью венецианских гребцов являются усы — их носили только вольнонаемные гребцы, которые добровольно служили на галере, продав свою свободу, как правило, за игорные долги. Приговоренные же были полностью бритыми, а рабы имели небольшой клочок волос. Каждому каторжнику выдавали на два года плащ из толстого сукна и кафтан из красной пряжи, подбитый бельм холстом, две рубахи, две пары нижнего белья, пару чулок и красный шерстяной колпак. У гребцов-каторжников висел на шее кусок пробки — кляп. По команде: "Кляп в рот!" — всякие разговоры между гребцами прекращались. Вся команда было скована цепью: гребцы-каторжники приковывались цепью за левую лодыжку до окончания срока ссылки, рабы и волонтеры приковывались только на ночь.

Галерея

Пехотавенец

Венецианский пехотинец, за спиной которого находится связка дротиков с зазубренными наконечниками, применявшиеся в морских сражениях.

16венеция

EGGA1085

Венецианский галеас

BUC-96

Яфвфкф

Галерная гавань Задара лежит между внутренним городом (слева) и внешним поясом укреплений (справа). Задар был главной венецианской базой в Далмации, здесь постоянно стояла небольшая боевая эскадра.

Una galeazza di Lepanto.

Una galeazza di Lepanto1

GAL01A

Ntiv hamh 192499 large

19венеция

Венгвл

Vvennettiaan2

Венецианская ксилография из книги Чезаре Вечеллио "Habitianichi et moernii di tutti il Mondo", изданной в 1598 году.

Читайте также: