Великобритания какой морской бассейн

Обновлено: 19.09.2024

Эйфория по поводу заключенного в сентябре стратегического союза AUKUS с Великобританией и США идет на спад. И австралийская общественность постепенно начинает осознавать, на какую авантюру страну толкает кабинет премьер-министра Скотта Моррисона.

Трезвые голоса

С одной стороны, обитателям самого маленького материка льстит перспектива стать обладателями мощного атомного подводного флота и вступить в элитарный клуб, куда сегодня входят лишь Китай, Россия, США, Великобритания, Франция и Индия. С другой стороны, они понимают, что за это придется дорого заплатить, причем не только деньгами.

На партнера надейся

Но это еще не все. Специализированные на выпуске подводной техники верфи в Гротоне и Ньюпорт-Ньюс полностью загружены заказами ВМС США до 2040 года. Поэтому приходится рассчитывать лишь на предприимчивость американцев и их желание нарастить выпуск конечной продукции за счет собственных ресурсов и путем привлечения таковых от союзников по AUKUS.

Ну а что же Великобритания? У ее промышленности есть избыточные судостроительные мощности, но ряд критических компонентов импортируется из США. Согласно пакту 1958 года, Америка активно участвует в английской судостроительной программе – не только путем передачи всех необходимых технологий, но и поставками морских ракет (баллистические Polaris A3 и Trident D5, крылатые Tomahawk и противокорабельные Sub-Harpoon), корабельной стали (HY80/100), готовых корпусных секций, топлива и элементов к реакторам.

Субмарины Королевского флота оснащены реакторами производства фирмы Rolls-Royce, причем серийные модели PWR-1 и PWR-2 представляют собою не более чем модификацию американских S-5W и S-9G соответственно. Словом, британцы полностью зависят от заокеанского партнера и без его деятельного участия ничего в атомной сфере самостоятельно сделать не могут.

Великобритания – давний соперник Франции на глобальном рынке вооружений, а в настоящее время противостояние усилено разногласиями по брекзиту. Премьер-министр Борис Джонсон не скрывает радости, что ему удалось заручиться поддержкой Джо Байдена и с его помощью подвигнуть Скотта Моррисона на разрыв контракта с французской Naval Group по дизель-электрическим подводным лодкам типа Shortfin Barracuda Block 1A. Операция проведена блестяще, под прикрытием и руками политиков других стран.

Прощай, французская любовь

Оппозиционно настроенные политики спрашивают: почему по данному вопросу правительство не обратилось к Франции, ведь она тоже занимается атомным судостроением? Высказывается предположение, что по какой-то пока неизвестной причине Моррисон потерял интерес к продолжению сотрудничества с Парижем во всех областях.

Но разлад на высшем политическом уровне – не единственная причина тупика в отношениях между Францией и Австралией. Ряд местных экспертов считают, что свой вклад в разлад внесло неприемлемое поведение судостроительной компании Naval Group.

Весной 2016 года фирма вышла победителем в конкурсе SEA 1000 на лучший проект неатомной подлодки для австралийского флота с предложением по Shortfin Barracuda. На тот момент расходы по программе оценивались в 50 млрд австралийских долларов (31 млрд евро). По мере уточнения цифра выросла до 90 млрд австралийских долларов (56 млрд евро). Naval Group и ее партнеры получили авансовые платежи в размере 2,4 млрд, но за прошедшие пять лет практически ничего не сделали для реализации принятых на себя обязательств.

Вскоре после объявления итогов конкурса SEA 1000 (вернее, его важнейшей части – так называемого Competitive Evaluation Process, CEP) у ряда специалистов возникли сомнения в реализуемости предложенного плана. Суть его заключалась в создании экспортной дизель-электрической подлодки на базе новейшего атомохода для ВМС Франции.

Словом, у экспертов возникли вопросы: как, что и когда надо сделать для реализации проекта? Действуя в худших традициях французского ОПК, сразу после заключения контракта Naval Group перестала содержательно отвечать на запросы не только австралийских СМИ, но даже военных и государственных структур, прикрываясь откровенными отписками.

Почему французы действовали в подобном ключе? Дело в том, что реализация проекта SEA 1000 сильно растянута по времени: начало строительства – 2023 год, окончание – середина 2030-х с расчетом полной замены шести строевых подлодок типа Collins к 2038 году. Конкретные шаги по реализации проекта в контракте прописаны не были. Поэтому менеджеры Naval Group откладывали планирование и проведение мероприятий в долгий ящик.

Время желаний

Среди прочих желаний – чтобы все восемь корпусов были собраны на верфи в городе Аделаида, где ранее предполагалось вести сборку ДЭПЛ по французскому проекту.

Между тем, заручившись поддержкой Вашингтона, Лондон берется обеспечить союзника атомными субмаринами, не обладая достаточными ресурсами для выполнения обещаний в разумные сроки. Немедленно приступить к изготовлению субмарин на экспорт британцы не могут, поскольку промышленности требуется время на оформление контрактов и подготовку производства. Это объясняет сроки, недавно озвученные Моррисоном: спуск на воду первой атомной субмарины для национальных вооруженных сил ожидается не ранее 2038 года, ввод в строй – ближе к середине 2040-х.

Вместе с тем британский атомоход гораздо крупнее Shortfin Barracuda (4500 т, экипаж 60 человек) – а она, в свою очередь, больше Collins. Поэтому существующую верфь в Аделаиде придется подвергнуть существенной модернизации или даже возвести полностью новую.

Проблемы исполнителя

Одна только эта стройка грозит затянуться на десятилетие, как получилось у англичан с судостроительным комплексом в Бэрроу на северо-западе Англии. В середине 1980-х расположенную там верфь пришлось полностью перестроить под выпуск стратегических ракетоносцев типа Vanguard.

Так появился Devonshire Dock Hall (DDH), спроектированный на соответствие комплексу в Гротоне, штат Коннектикут, где расположен один из двух американских центров атомного судостроения. Он включает крытый эллинг размером 260 на 58 м, с тремя стапельными линиями и двумя позициями сборки корпусов на каждой из боковых линий. Спуск на воду (в достроечный бассейн) осуществляется вертикальным судоподъемником грузоподъемностью 24 300 т. Мощности DDH позволяют одновременно вести работы на четырех субмаринах.

Построить комплекс британцы смогли, но они не в состоянии полностью загрузить его производственные мощности, даже выпуская здесь надводные корабли. Изначально они хотели построить 14 субмарин типа Astute, но мечты разбились о нехватку средств. В итоге Королевский флот заказал только семь таких АПЛ. Головную лодку сдали заказчику в 2010 году (полная боеготовность – 2014 год), с тех пор завершено еще четыре. Оставшаяся пара достраивается.

Словом, поддержка атомного судостроения за счет иностранного заказа гораздо актуальнее для Великобритании, чем США. Так будет устранено самое слабое место – низкие темпы выпуска. Если Австралия закупит восемь подводных лодок типа Astute, это приведет к повышению серийности более чем в два раза, а в случае Virginia – лишь на 15% менее.

Низкая серийность была проблемой для английского атомного судостроения с момента закладки первенца – АПЛ Dreadnought в 1959 году. В прошлом веке британцы построили 19 многоцелевых АПЛ и 8 стратегических ракетоносцев. В нынешнем – 5 атомоходов типа Astute. Всего – 32. Получается, темп строительства в среднем составил пол-лодки ежегодно, а в новом веке – одна лодка за четыре-пять лет.

Продолжая работать подобным образом, английские корабелы смогут построить восемь лодок для Австралии лишь за 36–40 лет. Да и то при условии, что на это время британский Королевский флот полностью откажется от новых атомоходов.

Без решительной поддержки США и устойчивого финансирования со стороны Австралии британцы не в силах резко нарастить выпуск субмарин. Словом, все сводится к помощи Америки. А она, как известно, кроме денег велит расплачиваться еще и суверенитетом.

Около половины площади острова Великобритании составляют отдельные части осадочных бассейнов: южная часть Англии и Уэльс входят в Парижский бассейн, центральная и северная части страны вместе с южной Шотландией — в Северогерманский бассейн. Нефть добывается главным образом на месторождениях Центральной Англии и в небольшом количестве в Далкейте (южная Шотландия).

Нефть в Великобритании

Начиная с 1919 г., когда было открыто месторождение в Хардстофте (графство Дербишир), в Англии добывалось ежегодно от 1 до 3 тыс. баррелей нефти. Особенно энергичные мероприятия по изысканию местных нефтяных ресурсов были проведены в начале 30-х годов текущего столетия, когда геологи Англо-Иранской нефтяной компании приступили к систематическому исследованию перспектив нефтеносности. В 1934 г. был издан закон о добыче нефти, по которому права на добычу нефти были переданы государству, в результате чего стало возможным получение разрешений на разведку значительных площадей на благоприятных условиях, минуя множество частных землевладельцев, чего не было раньше.

Поиски новых месторождений нефти

Поиски нефти велись в целом ряде геологических районов. В южных графствах, являющихся частью Парижского осадочного бассейна, объектом поисков были мезозойские отложения. В Центральной и Северной Англии, а также в низменной части Шотландии, образующих северо-западное продолжение Северогерманского бассейна, основная часть которого расположена в Германии и Нидерландах, имелись значительные перспективы новых открытий.

Поисковое бурение в соответствии с новым законом началось в 1935 г., причем прежде всего на некоторых хорошо выраженных антиклинальных поднятиях в южных графствах, но оказалось безрезультатным. Затем перешли к исследованию пермских доломитизированных известняков в северном йоркшире и горизонта горючих сланцев в толще известковых песчаников Шотландии, причем были обнаружены газовые месторождения в Эслеби (йоркшир) и неподалеку от Далкейта в Шотландии. Одновременно велись геофизические исследования в Ноттингем­ шире и Линкольншире, где каменноугольные отложения погребены под несогласно перекрывающими их пермскими и мезозойскими толщами, благодаря чему состав и структура отложений карбона оставались неясными. В марте 1939 г. была пройдена скважина в Икринге (Ноттингем­шир). В июне бурением была получена нефть из каменноугольных песчаников на глубине 575 метров с дебитом около 12 тонн в сутки. В том же году в Формби (Ланкашир) поблизости от Ливерпуля, где отмечались выходы нефти и газа на торфяном болоте, были получены небольшие притоки нефти на глубине 38 метров из верхнетриасовых отложений, перекрытых ледниковыми наносами. Все эти работы интересно отследить на картах Великобритании.

Начало войны в сентябре 1939 г. заставило принять меры по интенсификации поисков в районе Икринг, неподалеку от которого и были открыты новые месторождения: в Келхем-Хиллсе (1941 г.), Дюкс-Вуде (1941 г.) и Каунтоне (1943 г.). Все эти месторождения находятся в графстве Ноттингемшир.

Позднее были произведены обширные сейсмо- и гравиразведочные работы и другие исследования в наиболее перспективных районах Англии, но положительных результатов они еще не дали. Добыча нефти, достигшая максимального уровня в 839 тыс. баррелей в 1943 г., начала затем медленно, но неуклонно снижаться и в 1944 г. составила примерно 700 тыс. баррелей, в 1945 г. — 530 тыс., в 1946 г. — 410 тыс., в 1947 г. 351 тыс. и в 1948 г. — 323 тыс. Добыча за 1948 г. была бы значительно меньше, если бы не удачное применение вторичных методов. К концу 1948 г. суммарная добыча нефти в Англии составила 4130 тыс. баррелей, в том числе на месторождении Дюкс-Вуд — 1 884 тыс. баррелей, Икринг — 1157 тыс., Келхем-Хиллс — 858 тыс., Каунтон — 154 тыс., Формби — 59 тыс., Далкейт (Шотландия) — 18 тыс. и Хардстофт — 9,5 тыс.

В результате произведенных исследований были получены очень ценные сведения о минеральных ресурсах Англии, не имеющих отношения к нефти; затраченные усилия, таким образом, вполне окупились. Подтверждением может служить открытие нового каменноугольного бассейна, находящегося к северу, востоку и юго-востоку от Линкольна, а также многообещающие перспективы открытия новых месторождений каменного угля в других местах. Кроме того, в северном Йоркшире были обнаружены залежи калийных солей пермского возраста, которые, однако, как выяснилось, находятся на значительной глубине. Эти исследования в конечном счете явились значительным вкладом в геологическую науку.

Объёмы добычи нефти в Великобритании

В 1948 г. собственная добыча покрывала лишь 0,1% потребностей страны, а пропускная способность нефтеперерабатывающих заводов — немного больше одной трети. Крупные нефтеперегонные заводы находятся в портах, причем большую пропускную способность имеют заводы, расположенные в западной части острова. Нефтеперегонные заводы, постройка которых запланирована на Нижней Темзе и в районе залива Фёрт-оф-Форт, по своим размерам будут самыми крупными в стране. Выпуск нефтепродуктов, запланированный на 1952—1953 гг., превышает средний довоенный уровень немного больше чем в 6,5 раза.

Только залежи горючих сланцев в Шотландии эксплуатировались в промышленных масштабах. Эти залежи простираются примерно на 24 км от нижней части залива Фёрт-оф-Форт (Мидлотиан) до Уэст-Лотиана (Линлитгоу); богатые же нефтью слои занимают площадь примерно в 194 кв. км. Добыча нефти из сланцев началась в 1851 г., то есть на семь лет раньше, чем было произведено бурение первой скважины в Соединенных Штатах.

Залежи горючих сланцев Шотландии приурочены к толще известковых песчаников нижнекаменноугольного возраста, залегающих между девонскими древними красными песчаниками и известняками карбона. Толща имеет мощность примерно 1500 метров и в ряде мест выходит на поверхность, что облегчает шахтную разработку нефтеносных сланцев на обширной площади. Слои сланцев имеют мощность от нескольких сантиметров до 4,5 метров; рабочие прослои — от 1,2 до 3,6 метров. Выход нефти составляет от 60 до 150 литров с тонны и содержит в среднем около 2% серы по весу. Нефть перерабатывают на бензин, керосин, газолин, дизельное топливо, легкое смазочное масло, парафин, мазут и кокс. Особенно пригодна нефть для выработки дизельного топлива, выход которого по объему составляет 50%.

В 1946 г. на 12 шахтах, а также путем открытых разработок было получено около 1,33 млн. тонн горючих сланцев. Хорошо использовались побочные продукты и отходы сланцев; последние смешивались с известью, и из них делались кирпичи. Запасы горючих сланцев оцениваются в 480—880 млн. г. Значительные залежи битуминозных сланцев в Дор­сетшире (юго-западная Англия) и в Норфолке (Восточная Англия) содержат такой высокий процент серы, что разработка их невыгодна, хотя некоторые залежи в течение долгого времени разрабатывались для получения твердого топлива. В других местах Великобритании горючие сланцы развиты лишь незначительно.

Великобритания – это государство, которое включает в себя Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию. Островное государство, расположенное на северо-западе Европы. С юга и запада омывается Атлантическим океаном; с севера и северо-востока – Северным морем; с юго-востока страну от материка отделяет пролив Ла-Манш. Сухопутные границы имеет только с Ирландией. По морю граничит с Францией, Испанией, Данией, Исландией, Швецией и Норвегией.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Транспортное обслуживание Великобритании.doc

Пассажирские железнодорожные перевозки

Железнодорожный транспорт Великобритании тоже перевозит туристов, но не в таких масштабах, как автомобильный и авиатранспорт. Типы поездов, используемые для пассажирских перевозок: скоростные, скорые, пассажирские, пригородные, туристические люкс-поезда.

К крупнейшим вокзалам Великобритании относятся: Ватерлоо (Лондон), Паддингтон (Лондон), Уэверли (Эдинбург), Глазго-сентрал (Глазго).

Вокзал Ватерлоо (Waterloo Station) — самый загруженный железнодорожный вокзал в Лондоне и во всей Великобритании. Открылся в районе Ламбет (южнее Темзы) в 1848 году; полностью перестроен в 1900-22 гг. Является конечной станцией Евротуннеля — отсюда отправляются поезда во Францию и Бельгию.

Высокоскоростные поезда Евростар (Eurostar) курсируют по тоннелю под Ла-Маншем, перевозя пассажиров с острова на континент и обратно всего за 3 часа. Классы подвижного состава: бизнес премьер (Business Premier), с дополнительным обслуживанием (Leisure Select), стандарт (Standard). Дети до четырех лет могут проехать бесплатно, если будут сидеть на коленях у взрослых. Сравнить цены на билеты на поезда Евростар можно с помощью данных таблицы 2.2. [8]

Цены на билеты на поезда Евростар.

от 26 до 59 лет

один ребенок до 12 лет

От 12 до 25 лет Пожилой человек от

Анализ данной таблицы показывает, что цены на билеты разного класса отличаются в 1,5 раза. Для ребенка до 12 лет нельзя приобрести билет в вагон класса Бизнес Премиум. Также видно, что ценовые различия для людей разных возрастов существуют только на билеты в стандартные вагоны.

Туристические люкс-поезда: British Pullman, Northern Belle, The Royal Scotsman. Предлагают однодневные путешествия с различной тематикой (например, посещение замков, старинных городов, рождественские путешествия, шоппинг в известных магазинах и другие), в выходные дни. Вагоны первого класса. Цена зависит от тематики путешествия. [9]

Великобритания имеет развитую систему автомобильного и железнодорожного транспорта, которая позволяет стране обслуживать огромные пассажирский потоки и, в том числе, туристические. Наземный транспорт лидирует в Великобритании по перевозке пассажиров.

Правительство Великобритании реализует специальную долгосрочную программу по развитию транспортной инфраструктуры страны на период до 2011 г., общая стоимость которой оценивается в 180 млрд. ф. ст., из которых 50 млрд. планируется привлечь из частного сектора. В рамках ее осуществления будет проведена реформа железнодорожного транспорта с целью увеличения пассажирских перевозок на 50% и грузоперевозок на 80%, для чего в эксплуатацию будут переданы 6 тыс. новых вагонов и локомотивов, модернизирована система безопасности движения. В соответствии с планом развития автотранспортной инфраструктуры намечено построить 80 новых и 100 объездных дорог, уложить шумопоглощающее покрытие на 60% магистральных дорог, увеличить на 10% автобусные перевозки, увеличить сеть скоростных дорог на 5% (на 580 км), а также улучшить систему контроля за движением автотранспорта.

1.3 Водный транспорт Великобритании

Морской транспорт

Великобритания всегда была морской державой, поэтому водный морской транспорт также хорошо развит в стране и осуществляет регулярные, круизные, прогулочные перевозки туристов и простых пассажиров.

Внутренние водные пути в стране составляют порядка 5 тыс.км. В инфраструктуру отрасли входит более 70 морских и 200 речных торговых портов.

Крупные морские порты: Лондон, Белфаст, Глазго, Ливерпуль, Портленд, Портсмут, Саутгемптон, Харвик, Ньюкасл-апон-Тайн. По данным таблицы из Приложения 4 можно сказать, что самыми загруженными портами Великобритании являются порт Лондона и порты Гримсби и Иммингема (центральная восточная часть Великобритании). По перевозкам внутри страны выделяются порты Лондона и Милфорд Хэвена (юго-запад Великобритании). По перевозкам в страны ЕС лидируют Гримсби и Иммингема, Лондон и Дувр. В порт Дувра прибывает большая часть паромов с Франции, которые пользуются большой популярностью у туристов.

Паромное судоходство выполняется с близлежащими государствами такими, как Франция, Республика Ирландия, Бельгия, Нидерланды, Испания и Норвегия. Морские паромы выполняют рейсы и внутри страны, соединяя Англию и Шотландию с Северной Ирландией и островом Мэн, Саутгемптон с островом Уайт, а также другие менее значимые маршруты. Круизные поездки выполняются из Соединённого Королевства по всему миру, большей частью в порты Средиземного моря и Карибского региона.

Внутренний водный транспорт

В последнее время популярным развлечением туристов в Великобритании стали водные прогулки по рекам и каналам страны. К судоходным рекам относятся: Темза – судоходна до города Лечлейда, Северн – судоходна ниже г. Стаурпорт, Тайн – доступна для морских судов в нижнем течении, Трент – судоходна до Ноттингема; каналы: Лидс-Ливерпулский канал, Манчестерский морской канал, Каледонийский канал; озера: Лох-Ней в северной Ирландии, Лох-Ломонд и Лох-Несс в Шотландии, Уиндермир в Англии; водохранилища: Ститианс, Хейвсуотер, Лемелод, Вирнуи. Виды речных перевозок: круизные, экскурсионные, прогулочные.

Одним из популярных маршрутов у туристов является прогулки по Лланголльскому каналу, где расположен Понтцисильтский акведук (Pontcysyllte Aqueduct). Его создателем был известный в 18 веке шотландский инженер и строитель мостов Томас Телфорд. Акведук поднимает воды канала на высоту 40 метров над уровнем реки Ди. Длина сооружения более 300 метров. По каналу акведука курсирует небольшой прогулочный кораблик, перевозящий туристов. Рядом с каналом идет пешеходный тротуат.

К крупным речным портам относятся: Лондон, Йорк, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Ноттингем. Речные суда: теплоходы, катера, яхты, простые лодки, паромы.

В Лондоне имеется общественный водный транспорт. Система городских водных маршрутов известна как Лондон Ривер Сервисэз (London River Services). Некоторые маршруты нацелены на туристов, другие чаще используются самими лондонцами как обычный общественный транспорт, например для поездок на работу. Эксплуатация осуществляется частными фирмами, и на водных маршрутах Лондона проездные на автобус и метро не действуют (хотя могут давать скидки).

2.1. Основные туристические регионы Великобритании

Столица Великобритании привлекает туристов большим количеством разнообразных музеев (Британский, Музей восковых фигур Мадам Тюссо), около 80 театров (Ковент Гарден, Королевский оперный театр), средневековыми соборами и замками (Вестминстерское аббатство, Тауэр, собор Св. Павла), парками (Гайд-парк, Риджентс-парк), памятниками готической и викторианской эпох (здание Парламента с Биг Беном) и королевскими дворцами и резиденциями (Букингемский, Виндзорский дворцы). Также молодых туристов привлекает ночная клубная жизнь столицы Великобритании и шоппинг. Огромное количество футбольных болельщиков приезжает в Лондон на время проведения матчей различных команд или во время чемпионатов.

До Лондона удобнее всего добираться на самолете. Прямые рейсы в Великобританию из Москвы выполняют 4 авиакомпании — Аэрофлот, Трансаэро, Бритиш Аэрвайз (British Airways) и BMI. Беспересадочные рейсы из Москвы вылетают с Домодедово и Шереметьево-1 ежедневно несколько раз в день (как минимум 10 раз), рейсы с пересадками летают до Лондона около 6 раз в день. Из Санкт-Петербурга напрямую без пересадок в сутки летит всего один рейс в Лондон (Хитроу) из Пулково, с пересадками до Лондона летает порядка 10 рейсов в день.

Из Хитроу до центра Лондона можно добраться на поезде Хитроу экспресс (Heathrow Express). Время в пути: 15 мин от аэропорта до станции Паддингтон. Заказывать билет заранее онлайн получится дешевле, чем покупать на месте. Поезда начинают движение из Хитроу примерно в 5 часов утра и заканчивают в 23.30. Время в пути — 15-20 минут. Поезд Экспресса останавливается на двух платформах аэропорта — одна обслуживает терминалы 1-3, другая — терминал 4.

Услуги, предоставляемые в поезде Heathrow Express, облегчат путешествие любого пассажира. На поезде предусмотрены места для пассажиров на инвалидных колясках. Приезд и трансферы для пассажиров с ограниченными способностями на/с вокзала Паддингтон также ничем не осложнены.

С Хитроу очень легко и удобно добираться до Лондона метро. Линия метро Пиккадилли соединяет аэропорт Хитроу с центральным Лондоном и остальной подземной транспортной системой. Поезда метро отправляются каждые несколько минут, движение начинается в 05.00 (05.50 в воскресенье) и заканчивается в 23.45 (22.50 в воскресенье). Время переезда до станции Пиккадилли Сёркус около 50 минут. В аэропорту Хитроу две станции метро, обслуживающие терминал 1-3 и терминал 4.

Город Бат, получивший свое имя благодаря находящимся там римским баням, которые были построены римлянами I-IV вв. н.э. Бат - один из самых красивых городов Англии, славится архитектурой георгианской эпохи. ЮНЕСКО внесло город в список памятников культурного наследия человечества. Температура воды в банях 46,5 градусов С. Вода постоянно наполняет просторный открытый бассейн, который является ядро комплекса. В Бате лечат больных ревматизмом, с заболеваниями суставов, периферической нервной системы и др. Королевский национальный госпиталь, бальнеолечебницы. Также в Бате интерес для туристов представляет Батское Аббатство, дома григорианского стиля.

Моря Атлантического океана

География

Общая площадь Атлантического океана равна почти 92 млн кв. км, 14,7 из них приходится на моря. По размерам и глубине Атлантика занимает второе место после Тихого океана. Располагается между Северной и Южной Америкой на западе, Евразией и Африкой на востоке. В список морей Атлантического океана включено 28 водоемов (в том числе в это количество входят и внутренние). Соленость воды колеблется в пределах 34−39 промилле.

Донный рельеф

Атлантический океан образовался после раскола материка. Первое разделение прошло в северной части, образовались континенты Северная Америка и Евразия, второе деление произошло на юге — возникли Африканский и Южноамериканский континенты.

Через весь океан с севера на юг проходит срединно-океанический хребет, шириной до 300 км и высотой 2 км. Вдоль хребта идет разлом земной коры (рифт), достигающий глубины 2 км и ширины 30 км.

Рифт является местом, где соединяются литосферные плиты. Они постепенно отдаляются одна от другой, за счет чего площадь Атлантического океана растет, а американские континенты, Евразия и Африка ежегодно удаляются друг от друга на пару сантиметров. Средний показатель глубин океана — 3,6 км, самая большая — 8742 км в Пуэрто-Риканском желобе.

Моря Атлантического океана

Составляют 16% от всей площади океана. Берега отличаются сильной изрезанностью. Заметно разделение акваторий. Бассейн Атлантического океана включает 10 внутренних морей. Некоторые находятся внутри континента, соединяясь с океаном проливами, либо расположены в акватории морей и океана. Поэтому можно перечислить самые примечательные водоемы.

Лабрадор и Ирландское

Море Лабрадор

К Атлантическому океану относится море Лабрадор. Границы его проходят с Северным ледовитым океаном, по скалистым берегам полуострова Лабрадор, а также островов Гренландия и Ньюфаундленд. Общая площадь поверхности составляет 840 кв. км, среднее значение глубины — 1950 м, а наибольшая — 4316 м. Две трети морской поверхности зимой заняты льдами. В южной части теплое течение препятствует льдообразованию. Приливы достигают 4 м.

Ирландское море омывает острова Великобритания и Ирландия. Представляет материковую 40- метровую отмель с максимальной глубиной 175 м. Общая площадь — 100 тысяч кв. км. Сообщается проливами с Кельтским морем и водами Атлантики. Есть три международных морских порта:

  • Дублин;
  • Ливерпуль;
  • Манчестер.

Используется для ловли рыбы, а также на берегах из-за сильных ветров строятся ветряные электростанции.

Северное и Норвежское

Северное море омывает берега острова Великобритания, Ютландского и Скандинавского полуостровов общей площадью 565 тысяч кв. км. На севере сообщается с Норвежским морем, на востоке — с Балтийским морем, на юге — с океаном. Средняя глубина — 95 м, максимальная — 725 м в норвежском желобе около побережья Норвегии.

Море холодное. Ведется промышленный лов рыбы, на прибрежных шельфах Великобритании и Норвегии идет разработка нефтяных месторождений. Самые крупные порты — Лондон, Гамбург, Амстердам, Роттердам.

Арктическое Норвежское море омывает Норвегию с западной стороны. Теплое атлантическое течение не дает замерзать воде даже зимой. Берега изрезаны многочисленными заливами, которые вдаются в сушу. Средняя глубина — 1600−1700 м, максимальная — почти 4 тысячи метров. Ведется промышленный лов рыбы.

Возле норвежских берегов идет добыча нефти и газа.

Балтийское и Средиземное

Балтийское море через пять проливов сообщается с Северным. Общая площадь — 419 тысяч кв. км. Средние глубины достигают 51 м, максимальные — 470 м. В водоем впадает около 250 рек, что сильно влияет на содержание солей, и колеблется от 10 до 25 промилле. Соленость падает с юга на север, где даже обитают пресноводные рыбы. Главные порты, входящие в Россию:

Порт Санкт-Петербург

  • Санкт-Петербург;
  • Талин;
  • Рига;
  • Хельсинки;
  • Стокгольм;
  • Копенгаген.

Рельеф дна представляет собой несколько впадин, вокруг которых находится шельфовый слой. Впадая в Гибралтарский пролив, в западной части сообщается с Атлантикой, в восточной части соединено, созданным руками человека Суэцким каналом с Красным морем. В северо-восточной части с Мраморным, и в восточной части с Черным.

Соленость колеблется от 36 на западе до 39,6 промилле на востоке. Приливы, происходящие каждые 12 часов, достигают 1 м. Климат мягкий, с прохладной зимой и жарким летом. В Мессинском проливе часто наблюдаются миражи. Ведется лов рыбы, ракообразных и моллюсков. Крупные порты — французский Марсель, итальянские Триест и Генуя, ливийские Сидра и Марса-Брега. Начата разработка шельфовых месторождений нефти.

Мраморное и Рисер-Ларсена

Маленькое внутреннее Мраморное море находится в промежуточном положении между Средиземным и Черным. Площадь составляет около 11,5 тысяч километров. Максимальная глубина — 1355 м. Соленость воды в придонных слоях 38, в верхних — 26 промилле. Используется для судоходства из Черного моря в Средиземное. Налажен промышленный лов рыбы. Крупнейший порт — Стамбул.

Крупнейший порт — Стамбул

Самым южным морем Атлантического океана на карте является Рисер-Ларсена, лежащего на 68 южной широте. Омывает берега Антарктиды — землю Королевы Мод. Фактически является территорией Индийского океана, хотя принадлежит Южному морю.

Западнее находится море Лазарева, а восточнее — Космонавтов. Большую часть года покрыто ледяным покровом, когда наступает небольшой теплый период, по воде дрейфуют ледяные глыбы. В акватории постоянно дуют сильные ветра. Общая площадь водоема равна 1,1 млн кв. км. Максимальная глубина превышает 5 тысяч метров.

Карибское, Саргассово, Ируаз

Карибское море

Глубокое окраинное Карибское море располагается в западной части Атлантики, омывает северное побережье Южной Америки. Средняя глубина 2,5 км, а максимальная — 7,6 км в желобе Кайман. Общая площадь достигает 2,7 млн кв. км. Шельфовый пояс протяженностью от 100 до 240 км хорошо проявляется у берегов государств Венесуэла, Гондурас и Никарагуа.

Морское дно разделено подводными хребтами, в пределах акватории выделяются 4 глубоких котловины:

  • Венесуэльскую (глубина 5,24 км);
  • Юкатанскую (4,8 км);
  • Колумбийскую (4,26 км);
  • Гренадскую (4,12 км).

Соленость воды колеблется от 35 до 37 промилле. Климат теплый. Через Карибское море проложены судоходные пути в Тихий океан.

Самое удивительное — Саргассово море. Находится внутри океана. Основные течения:

  • с восточной стороны — Канарское;
  • с северной — Северо-Атлантическое;
  • с западной — Гольфстрим;
  • с южной — Северное Пассатное.

Саргассово море

Площадь акватории постоянно меняется и имеет 6−7 млн кв. км. Средние глубины равняются 2,1 км, а максимальная немного не доходит до 7 км (6995 м). В Саргассовом море растет самое большое количество водорослей, поэтому воды неподвижны. Именно в пределах акватории находится Бермудский треугольник. Соленость воды достигает 37,5 промилле. Море является местом нереста Европейских и Американских угрей, приплывающих с течениями, а потом отправляющихся обратно.

Самое маленькое море — Ируаз, находится возле берегов Франции. Омывает берега островов Уэссан и Сен. Общая площадь составляет всего 3550 кв. км. Средняя глубина — 80 м, максимальная — 250 м. Сообщается с Кельтским морем и через залив Ла-Манш с океаном, что объясняет сильные течения. Рельеф дна покрыт множеством рифов, поэтому акватория опасна для судоходства. Море используется для вылова рыбы, развит туризм.

Для каждого моря характерны свои течения, климат и другие факторы. Но все водоемы важны для человечества.

Читайте также: