Как посетить музей в монино

Обновлено: 18.09.2024



Мы приглашаем Вас посетить уникальный музей Военно-воздушных сил РФ.

В 38 км юго-восточнее Москвы в зелени хвойных лесов расположен первый в нашей стране музей, в котором представлены подлинные образцы техники Военно-Воздушных сил. В нем можно увидеть различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации – от 1909 г. до наших дней. Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс.

Стоит заметить, что экспозиция музея включает в себя не только то, что непосредственно относится к Военно-Воздушным силам СССР и России. В ней отражено также прошлое отечественной Гражданской авиации и воздухоплавания.

В 1940 году в поселке Монино задумали разместить Военно-Воздушную Академию. В это время в Монино уже был первоклассный аэродром, где могла базироваться авиационная эскадрилья академии. В годы Великой Отечественной войны на Монинском аэродроме базировались части действующих Военно-Воздушных сил, в частности, дальние бомбардировщики Ил-4.

Полеты со слушателями академии проводились на аэродроме Монино до 4 апреля 1956 года, когда скоростным самолетам он стал тесен, а удлинять взлетно-посадочную полосу было некуда. Как же можно было использовать освободившуюся площадь? Освободившуюся территорию отдали под выставку авиационной техники.

В 1958 году музей располагал бомбардировщиком Ту-4, истребителями Ла-15 и Ла-11, учебно-тренировочными самолетами По-2, Як-18, одним планером, 20 авиапулеметами и пушками.

К августу 1959 года была закончена подготовка помещения да размещения собранных экспонатов, их подготовили к экспонированию, приобрели и разместили много подлинных исторических материалов и документов.

В 1959-1960 году Музей получил самолеты Ла-7, “Вуазен”, “Сопвич”, Миг-15, а также несколько двигателей. Тогда же в Музей передали штурмовик Ил-10, авиалайнер Ил-12, бомбардировщик Ту-12, истребитель МиГ-9, многоцелевый самолет АНТ-2, гондолу стратостата “СССР-1”.

23 февраля 1960 года музей ВВС был открыт для посетителей. В нем имелось 586 единиц хранения, из них 14 самолетов.



Ежегодно музей посещает более 150 тыс. человек – школьники, студенты, рабочие, военные и т.д. За почти 50 лет своего существования его посетили более 4 млн. человек.

Порядок оформления:

Для организации посещения музея Вам необходимо не менее чем за 3 дня (10 дней для иностранных граждан) подать заявку на проведение экскурсии с приложенным типовым списком участников.

Необходимые для оформления документы Вы найдете здесь

Полную информацию об организации программы вы можете получить, обратившись к нашим специалистам по телефону или через форму обратной связи на сайте.

Внимание!

В связи со спецификой объектов авиационно-космической инфраструктуры для их посещения требуется особый порядок допуска. Просим вас обратить внимание на указанные сроки и правила подачи документов, необходимых для получения всех разрешений и согласований с ответственными специалистами.

Также в этом разделе:

Музей космонавтики Звездного городка

Основанный в 1967 году по инициативе Юрия Алексеевича Гагарина музей Центра подготовки космонавтов сегодня является одним из крупнейших в стране хранилищ документов и материалов по истории пилотируемой космонавтики. В четырех залах музея представлены уникальные экспонаты, отражающие все этапы пилотируемых полетов - от легендарного "Востока" до Международной космической станции.

С момента своего создания в 1946 году по настоящее время организация ОКБ-1 - ЦКБЭМ - НПО "Энергия" - ОАО РКК "Энергия" им. С.П. Королева успешно выполняла самые сложные и революционные по своему техническому воплощению ракетно-космические проекты. Организация изменяла свое название, но при этом сохраняла и наращивала как производственные мощности, так и интеллектуальные ресурсы.

Мемориальный музей космонавтики

Приглашаем Вас в Мемориальный музей космонавтики на ВВЦ. Музей расположен в цокольной части монумента "Покорителям космоса" - уникального памятника Москвы, воздвигнутого в честь запуска Первого искусственного спутника Земли по проекту архитекторов М.О. Барща, А.Н.Колчина и скульптора А.П. Файдыша - Крандиевского и открытого 4 ноября 1964 года. Замысел создания музея принадлежал Главному конструктору ракетно-космических систем С.П.Королеву. Музей был торжественно открыт 10 апреля 1981 года, к 20-летию полета в космос Ю.А.Гагарина.


Вид с высоты птичьего полёта на Центральный музей ВВС.

Вид с высоты птичьего полёта на Центральный музей ВВС.

Начальник Центрального музея Военно-воздушных сил Александр Владимирович Гончаров.

Начальник Центрального музея Военно-воздушных сил Александр Владимирович Гончаров.

28 ноября 2018 года исполнилось 60 лет филиалу Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации (г. Москва) – Центральному музею Военно-воздушных сил (р.п. Монино Московской обл.).

Герб Монино

На основании этого приказа был составлен и утверждён штат музея, разработанный в монинской Военно-воздушной академии, в составе: начальника, его заместителя, одного экскурсовода, трёх научных сотрудников и стольких же смотрителей залов. Начались энергичный ремонт помещений и одновременно приём экспонатов, а также создание экспозиций. Первым начальником музея был назначен майор Константин Петрович Данилин. 23 февраля 1960 года Музей-выставка авиационной техники ВВС (с 1971 года – Музей ВВС) был открыт для посетителей, имея в наличии 586 единиц хранения, из них – 14 самолётов.


В феврале 2000 года начальником Музея ВВС был назначен полковник Александр Владимирович Гончаров и является им в настоящее время, правда, уйдя в запас с военной службы. В 2001 году музей получил статус федерального государственного учреждения культуры и стал называться Центральным музеем Военно-воздушных сил.

Такие сюжеты – не редкость для Центрального музея ВВС. Преемственность поколений авиаторов – одна из составляющих его успешной деятельности.

Такие сюжеты – не редкость для Центрального музея ВВС. Преемственность поколений авиаторов – одна из составляющих его успешной деятельности.

Ежегодно музей посещают от 150 до 200 тысяч экскурсантов не только из России, но и из-за рубежа. В честь государственных праздников Российской Федерации в музее проводятся уроки мужества и ежегодные дни открытых дверей, носящие социально значимый характер и позволяющие воочию познакомить граждан с выдающимися историческими достижениями отечественной авиации. С 2005 года при музее работает волонтёрская организация, объединяющая патриотически настроенных представителей самых разных поколений со всей территории России. В 2012 году Центральный музей ВВС стал филиалом Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации.

Нелёгок, но благороден труд волонтёров Центрального музея ВВС.

Нелёгок, но благороден труд волонтёров Центрального музея ВВС.

В Центральном музее ВВС накоплен огромный опыт музейной и научной работы, в т.ч. методика проведения экскурсий, обеспечения сохранности и реставрации экспонатов. Идёт строительство новых ангаров и залов. На сегодняшний день имеются значительные свободные площади для расширения экспозиции, сохранился грунтовый аэродром.

Проведение уроков мужества – одна из традиций музея ещё с советских времён.

Проведение уроков мужества – одна из традиций музея ещё с советских времён.

Относительно недавно в музее торжественно проходили выпуски офицеров из монинской Военно-воздушной академии.

Относительно недавно в музее торжественно проходили выпуски офицеров из монинской Военно-воздушной академии.

Таким образом, Центральный музей ВВС сейчас является национальным достоянием нашей страны и действующим центром военно-патриотического воспитания подрастающего поколения России.

Кадеты Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина частые гости музея.

Кадеты Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина частые гости музея.

Советский ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец времён холодной войны Т-4 (Су-100).

Советский ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец времён холодной войны Т-4 (Су-100).

Дорожная карта

Собственно, вопрос по музею в Монино можно считать закрытым, но противники переноса продолжают настаивать на своей позиции.

Советский стратегический бомбардировщик времён холодной войны М-50.

Советский стратегический бомбардировщик времён холодной войны М-50.

Каждый год в дни открытых дверей в музее очень многолюдно.

Каждый год в дни открытых дверей в музее очень многолюдно.

С.В. Крылов

Сведения об авторе. Крылов Семён Владимирович, полковник запаса, кандидат исторических наук, доцент.








В середине 90х годов, я познакомился с американцем Дэвидом. Большой любитель авиации, сам пилот-любитель, он тогда работал в Санкт-Петербурге каким-то торговым представителем. А пересеклись мы с ним по теме поиска самолетов времен ВОВ. На вопрос, зачем ему нужны останки самолетов он ответил, что они собирают эти останки по всему миру и восстанавливают их, по мере возможности до выставочной, а то и до летной кондиции. Такое вот хобби у американцев некоторых. Еще он рассказал, что чуть ли не в каждом штате США есть свой хоть маленький, но авиамузей. Причем не делается упор на американскую технику. Интерес проявляется к инженерной мысли в целом, к этапам развития авиации, вне политики и границ. Он со своим отцом восстановил около трех машин (хоть и американских, но 30х годов) до полностью летного состояния. И на тот момент у них было 4 летающих самолета.

Музеи авиации США

На тот момент Россия активно уничтожала свою авиационную технику согласно договоренностям о сокращении вооружений. Было горько и обидно, за страну, за историю, за огромное количество людей, техников, летчиков, конструкторов, инженеров, рабочих трудившихся над созданием уникальных самолетов и вертолетов Отечества. В развитии авиации, мы всегда были на передовых рубежах, первыми, так почему мы так равнодушны к нашей недалекой еще пока истории? Почему нет гордости за свои достижения, почему так равнодушны к ним?

История создания музея


В 1958 году началась история центрального музея ВВС. За его создание взялся маршал авиации С. А. Красновский. Изначально музей был полностью посвящен краснознамённой авиации и долгое время собирал различные экспонаты ранних годов, начиная с военных летательных аппаратов, и заканчивая гражданскими самолётами.

Первый всплеск популярности произошел в 70х годах. На тот момент музей обладал 35 летательными аппаратами и вызывал огромный интерес среди жителей СССР. Уже в 1971 году музей обрёл государственный статус, став музеем ВВС СССР.

20 лет истории музея-выставки хранили за своими плечами десятки единиц техники, авиационные двигатели и даже дневники знаменитых лётчиков, их личные вещи, и самое главное – насыщенную историю каждого из экспонатов. Музей посетили более 1 миллиона людей из разных уголков бывшего СССР.


Выставка располагает на своих территориях более 190 летательных аппаратов, а также их модели и образцы авиационных двигателей. Для размещения столь огромного количества экспонатов, владельцы музея выделили специальные ангары.

Каждая техническая единица музея Монино обладает уникальной историей. Более 70 летательных аппаратов побили авиационные рекорды и получили сертификат памятников науки и техники.

Центральный музей ВВС в Монино считается одним из ведущих авиационных музеев мира. Экспонаты, предоставленные выставкой, обладают особой значимостью для России и хранят в себе патриотические образы, обладающие уникальной энергетикой и историей.

Интересные факты


Славный город Ульяновск.

Восточный форпост Русского царства, крепость построенная Богданом Хитрово в 1648г. Синбирск (позднее Симбирск), славен своими музеями, и по праву называется город-музей. Авиация здесь в особом почете. В Ульяновске находится один из немногих сохранившихся высших учебных заведений гражданской авиации России — Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.

Авиамузей Ульяновск 2

Авиамузей Ульяновск

Авиамузей Ульяновск 34

В Ульяновске, помнят, и берегут свою историю, любую, даже связанную с известным вождем мирового пролетариата, который, как известно, здесь родился и вырос.

А в Москве все проще. Понадобились площади под застройку, нате вам. Ходынку? Да забирайте! Спасибо Вадиму Задорожному, человеку уникальному, энтузиасту, владельцу частного Музея техники. Он своими силами восстанавливает и пытается сохранить уникальные образцы техники: танки, самолеты, пушки. Именно его усилиями и стараниями было сохранено то немногое что осталось от более 70 экспонатов знаменитой Ходынки. Что не успели продать, порезать, или изгадить.

Есть еще музей знаменитого ЛИИ им. Громова. Но и здесь, решили, что документы и стенды проще содержать, чем натурные объекты. И частично экспозиция этого музея попала под утилизацию авиатехники МО.











Режим работы и стоимость билета


Центральный музей ВВС работает ежедневно с 9 часов утра и до 18 часов вечера. В воскресенье и предпраздничные дни работа выставки сокращается ровно на час. Официальные выходные дни у музея нестандартные – понедельник и вторник.

Приобрести билет можно в разных ценовых категориях:

  • Билет стоимостью 350 рублей не включает в себя льгот и дополнительных скидок.
  • Билет стоимостью 150 рублей предоставляется льготникам (студентам, ученикам, пенсионерам и людям, проходящим военную службу).

Бесплатный билет можно получить, предоставив документы, удостоверяющие почётное лицо России или СССР. Помимо этого, возможность посетить выставку бесплатно имеют инвалиды, дети до 7 лет и ученики школ-интернатов.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! У музея есть интересная акция: каждый последний четверг месяца осуществляется бесплатная экскурсия для несовершеннолетних и обучающихся в ВУЗах.

Для всех остальных Центральный музей выделил праздничные дни, в которые каждый желающий может увидеть авиацию вживую:

  1. День защитника Отечества
  2. День Победы
  3. День музеев
  4. День России
  5. День Воздушного флота

Кому интересны авиационные выставки?

Музеи авиации могут быть интересны не только любителям техники, хотя им в первую очередь. Многие приходят в такие заведения, чтобы просто увидеть что-то необычное для себя, оказаться в экзотической обстановке, даже перенестись в другое время. Эти культурно-просветительские учреждения могут быть особенно интересны детям и даже тем, кто никогда не летал на самолете.

По всему миру насчитывается несколько крупных выставок авиации. Техника, представленная на них, может быть как самая старинная, так и новейшая, еще не поступившая в массовое производство.

музеи авиации

Походы в музеи авиации могут заинтересовать группы школьников и студентов, иностранцев, людей, помнящих Советский Союз, в котором авиамоделированию уделялось должное внимание, а также всем, кто хочет провести свободный день необычно и колоритно.

Лучший вариант транспорта из Москвы в музей Монино


Заслуженным лидером для поездки остаётся личный автомобиль. Единственная сложность заключается в том, что водитель может запутаться в дороге, но это лишь единственная трудность, которую можно решить с помощью навигатора и местных жителей.

Выбирая общественный транспорт, можно сэкономить деньги, но стоит учесть, что он имеет свой собственный график и расписание. Такси и каршеринг остаются самыми дорогими, но комфортабельными вариантами. Возможностей у них несколько меньше, чем у личного авто, но этот вариант имеет место быть.

Центральный музей ВВС России является одним из немногих туристических мест, которое привлекает большое внимание к себе, несмотря на отсутствие широкого ажиотажа. Поездка в Монино – отличный вариант для людей, которые готовы познакомиться с увлекательным миром авиации.

Музей Дальней авиации в Дягилево.

На открытой площадке сохраняются легенды нашей ДА. Ту-16, Ту-95К, М-4, Ту-22М2\М3.

Музей дальней авиации Дягилево

Музей дальней авиации Дягилево

Музей дальней авиации Дягилево 34

Музей дальней авиации Дягилево

Как добраться до музея Монино

Адрес Музея Авиации Монино: улица Музейная 2, Монино, Московская область

Расстояние от Москвы: 40 км

На автобусе

На маршрутке

Существует ещё один вариант маршрутки, идущей до города Ногинска. Он делает остановку на Горьковском шоссе, там достаточно перейти дорогу.

На электричке

Чтобы добраться до музея-выставки на электропоезде, первым делом необходимо приехать на Ярославский вокзал. Есть два варианта электричек:


На личном автомобиле

Посёлок Монино находится в 40 километрах от столицы России. На автомобиле эту дистанцию можно преодолеть быстро и с комфортом.

Поездка начинается с трассы М7. Проехав до 39 километра, нужно сделать поворот рядом со светофором в левую сторону. Спустя пару минут, увидев железнодорожную дорогу, не доезжая до неё, нужно снова сделать поворот налево по улице Московской. Далее нужно свернуть на улицу Красовского.

Нужно завернуть на первый поворот, а затем сделать манёвр в правую сторону, чтобы попасть на Авиационную улицу. На этой улице можно увидеть памятник Гагарину, далее пойдут дома и разделяющий их перекрёсток. На перекрёстке нужно свернуть на улицу Госпитальную, повернуть налево и проехать небольшое расстояние. Затем, нужно повернуть направо и попасть прямиком на улицу Музейную.

Дорога не составит особых трудностей. Жители посёлка всегда могут подсказать дорогу туристам, если те заблудились.

Огромным плюсом выставки является бесплатная парковка. Буквально на входе в музей размещены парковочные места для водителей, не требующие оплаты.

На такси

Цены на поездку из центра Москвы прямиком до музея варьируются от 500 до 1500 рублей. Время в пути небольшое – максимум полтора часа.

Каршеринг

Каршеринг требует повышенного внимания. Выбирая машину, стоит ориентироваться на мощность, комфорт и надёжность. В Москве существует разнообразие центров каршеринга, среди них можно найти как недобросовестную, так и честную компанию. На рынке давно зарекомендовали себя:

  • Яндекс.Драйв
  • YouDrive
  • МатрёшCar
  • ДелиМобиль

В среднем аренда автомобиля стоит 700-750 рублей. Вариант бюджетный, но стоит учесть, что поездки в Подмосковье готовы предоставить не все центры каршеринга.

В 38 км юго-восточнее Москвы расположен первый в России Музей авиации в Монино, в котором представлены подлинные образцы техники Военно-Воздушных сил. В нем можно увидеть различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации – от 1909 г. до наших дней.

Музей авиации в Монино

Музей ВВС – это история об отечественной авиации, о трудном и славном пути ее становления и развития. Переходя от экспоната к экспонату, от стенда к стенду, посетитель прослеживает всю историю авиационных сил СССР, России, а также прошлое отечественной Гражданской авиации и воздухоплавания.

История создания

Музей авиации создан при Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина 28 ноября 1958 года на базе ремонтных авиационных мастерских. 23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, имея 586 единиц хранения, из них 14 самолетов.

Здания ангаров в Монино представляют собой архитектурные памятники, так как ангары таких размеров и того времени практически не сохранились. Ангары строились для обслуживания и ремонта самых крупных для того времени тяжелых бомбардировщиков ТБ‑3, в дальнейшем Пе‑8.

Уникальность этих зданий заключается в том, что они позволяли распахивать сдвижные секции ворот на всю длину размаха крыла – 42 м и 39 м соответственно.

Выставочный комплекс очень быстро развивался и получил всемирную известность. За последние годы его посетили делегации из 81 страны мира. Все ведущие авиационные державы считают его одним из крупнейших авиационных музеев мира, а коллекцию самолетов фантастической.

Сегодня Музей авиации, расположенный в Монино, впечатляет огромными размерами, занимая 20 га открытых площадок и более 5500 м2 помещений.

Экспонаты выставки

В трех огромных ангарах Музея ВВС РФ и под открытым небом собрано более двухсот настоящих самолетов и вертолетов. Большинство уже снято с эксплуатации, многие уникальны, а некоторые даже не были в серии.

Первое, что невозможно не заметить еще на подходах к выставочному пространству, – гигантский настоящий самолет В‑12, который виден издалека. Он так огромен, что многие не могут сдержать возглас восхищения, соседние аппараты в музее на его фоне поначалу выглядят незаметными.

Музей ВВС в Монино самолет В-12

Возле входа стоит первый музейный экспонат – бомбардировщик ТУ‑4. Самолет находится в отличном состоянии. Он примечателен еще и тем, что создавался для ВВС как аналог первого американского самолета-носителя атомной бомбы.

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

По соседству самолет полностью отечественной разработки, от идеи до последнего винтика – это знаменитый реактивный Ту-16. На его базе немного позднее Туполев сконструировал пассажирский Ту-104.

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

В одном из ангаров собраны легендарные аппараты малой авиации. Самолет Бе-32 знаменит тем, что единственным из гражданских судов мог выполнить боевой разворот, за что его называли гражданским истребителем.

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

Интересно посмотреть сквозь лобовое стекло стратостата СССР‑1. Тем, кто читал или смотрел кинофильм про летчика Гарнаева, очень любопытно взглянуть в реальности на его знаменитый турболет.

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

Летательный аппарат БОР‑5, вернувшийся на Землю из космических просторов, производит особенно сильное впечатление. По обшивке заметно, как сильно он обгорел, входя на огромной скорости в слои земной атмосферы. Этот экспонат был передан в музей несколько лет назад. Между ангарами можно подробно рассмотреть вертолеты: от самых маленьких, до гигантов Ми-26.

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс.

Музей военно-воздушных сил – история развития авиации

Музей авиации Монино постоянно совершенствует организационно-штатную структуру и теперь в нем имеются отделы пропаганды (с 1991 г. музейный), научной экспозиции, комплектования фондов и реставрационные мастерские.

В Центральном музее военно-воздушных сил РФ в Монино такое огромное количество интересных экспонатов, что даже просто упомянуть о них в обычной статье невозможно. Лучше приехать сюда и увидеть все самому.

Режим работы и как добраться

Центральный музей Военно-Воздушных сил находится в поселке Монино, который расположен в 38 км юго-восточнее Москвы.

Адрес: Московская область, городской округ Щёлково, рп Монино, ул. Музейная, д. 1.

Проезд:

Режим работы:

Каждый последний четверг месяца для лиц, не достигших 18 лет и студентов ВУЗов вход в музей бесплатный.

За время существования музея авиации его посетило более 3‑х млн. экскурсантов. С каждым днем это число возрастает. Помимо последнего четверга месяца, в Дни особых праздников – День защитника отечества (23 февраля), День Победы (9 мая), Международный день музеев (18 мая), День России (12 июня) и День воздушного флота (3‑е воскресенье августа) – вход БЕСПЛАТНЫЙ.

Музей авиации в Монино – это отличное место для любителей ВВС. Представленные экземпляры самолетов, вертолетов и другой летательной техники впечатляют. Около экспонатов присутствует подробное описание технических характеристик самолётов и вертолетов. Жаль только, что не ко всем экспонатам можно подойти близко.

Живу в Москве с 5 лет. Я обожаю этот город со всеми его достоинствами и недостатками. У меня очень много друзей из других городов и стран. Когда они приезжают в Москву, то просят обязательно показать столицу. Один из друзей и посоветовал мне создать этот сайт. Здесь я буду рассказывать о самых известных достопримечательностях столицы, фестивалях, интересных местах, которые стоит посетить гостям нашего города.

Читайте также: