Что востребовано на рынке китая

Обновлено: 19.09.2024


Китайская диаспора

Интересно выглядит рынок подержанных китайских легковых машин. В 2019 году лидером продаж стал кроссовер Chery Tiggo — 7600 единиц. Вторую строчку занял седан Lifan Solano с показателем 6000 экземпляров. Замыкает тройку лидеров еще одна модель Lifan — кроссовер X60, перепродажи которого составили 5600 единиц. Далее в предпочтениях россиян на вторичном рынке китайских моделей последовательно идут Great Wall Hover H3 и Н5, Geely Emgrand, Chery Amulet и Bonus/Very, Geely MK и MK Cross. В итоге за прошлый год объем рынка китайских автомобилей с пробегом в России составил порядка 70 000 штук.


Раз подержанные китайские авто покупают все чаще, может, и правда не так они страшны? Рассмотрим подробнее вопрос падения цены, частоты смены владельцев, ликвидности, состояния кузова, узлов и агрегатов у китайских машин. И сравним с популярными конкурентами из числа корейских, европейских и отечественных брендов.

Падение цены

Новый кроссовер Chery Tiggo FL, как раз справивший рестайлинг в 2013 году, стоил от 585 000 рублей за вариант с МКПП. Именно такие модификации больше всего распространены среди подержанных Tiggo. Средняя цена за семилетний кроссовер — 370 000 рублей. За семь лет машина потеряла в цене почти 37%, около 5% в год.

Если сравнить цены на пятилетние кроссоверы, то ситуация схожая. В 2015 году Tiggo продавали за 655 000 рублей, и в среднем 440 000 рублей такие экземпляры стоят сейчас. Потеря — 33%.




Еще хуже дела обстоят с седаном Geely Emgrand EC7. В 2013 году такой автомобиль с двигателем 1,8 л и механической коробкой в средней комплектации Standard стоил 529 000 рублей. Сейчас цена на подобные экземпляры — 285 000 рублей, то есть она рухнула на 46%. Для сравнения возьмем Hyundai Solaris, что числился у Emgrand в конкурентах. Средняя цена на новый корейский седан, после обновления 2013 года, была на уровне 570 000 рублей. На данный момент семилетние Солярисы стоят примерно 433 000 рублей. Цены снизились на 24%, почти в два раза меньше.







Лучше обстоят дела у внедорожников Great Wall. Новый 2,0-литровый Hover H3 в 2013 году стоил от 699 000 рублей. UAZ Patriot тогда продавали минимум за 512 000 рублей. Для покупки базового SsangYong Kyron нужно было иметь 749 000 рублей. Сейчас семилетние Ховеры стоят в среднем 485 000 рублей. Примерно 390 000 рублей просят за Патриот. Чтобы купить Kyron 2013 года выпуска, нужно около 585 000 рублей. Получается, что китайский автомобиль подешевел на 30%, УАЗ на 23%, а SsangYong — на 21%.




Седан Lifan Solano — один из самых популярных в свое время. Средняя цена нового автомобиля в 2013 году — 470 000 рублей. За Renault Logan в те времена просили в среднем полмиллиона. Volkswagen Polo стоил в районе 550 000 рублей. Семилетний Solano сейчас стоит в среднем 210 000 рублей. Logan аналогичных годов — 285 000. Volkswagen, как водится, самый дорогой — в среднем 420 000 рублей за семилетний седан. И самый стойкий к падению цены — она снизилась на 23%. Logan подешевел на 43%, а вот цены на Solano рухнули более чем наполовину — на 55%. А что же Lada Granta? 87-сильный седан с МКПП в 2013 году стоил в среднем 350 000 рублей. Сегодняшняя цена — 235 000. То есть за семь лет Granta подешевела на 32%.




Как часто они меняют владельцев




Может, все дело в бренде, ведь Chery — лидер рынка. Рассмотрим марку Geely. У половины пятилетних седанов Emgrand EC7 одна пометка в ПТС. У остальных — максимум две. Почти как у Hyundai Solaris. Только 12% корейских автомобилей к пятилетнему возрасту успели сменить не менее трех хозяев. Чуть хуже показатели у Ford Focus: 40% авто в продаже имеют одного хозяина и 15% — более трех.

А что с семилетними автомобилями? К этому возрасту одного владельца имеют примерно треть китайских седанов в продаже. И почти столько же Emgrand успели получить как минимум три отметки в ПТС. Среди семилетних Solaris у 34% автомобилей по одному владельцу. При этом у четверти машин было не менее трех хозяев. Найти Focus 2013 года выпуска от первого владельца сложнее. Таких набралось только 20%, зато более трети машин имеют как минимум три отметки в ПТС.

Взглянем на ситуацию с кроссовером Emgrand X7. 95% пятилетних автомобилей эксплуатировали один-два владельца. Сопоставимые показатели демонстрируют Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan, Kia Sportage и Mazda CX-5. Семилетних Emgrand X7 в продаже мало, поэтому оценим Geely MK Cross. 75% этих кроссоверов, находящихся в продаже, в семилетнем возрасте имеют не более двух хозяев. То ли дело Renault Sandero Stepway, у которых этот показатель колеблется в пределах 90%. Или Toyota RAV4 (пусть не конкурент, но эталон) — только 14% продающихся семилеток имеют трех и более владельцев.




Рассмотрим Lifan. Среди семилетних седанов Solano, что числятся в продаже, 78% имеют не более двух владельцев. Лада Granta немного, но отстает — у нее по этому показателю набрался только 71%. Почти на том же уровне держится и Renault Logan.

Получается, подержанные китайские автомобили не так уж и часто меняют хозяев. Может, потому, что их трудно продать?

Ликвидность


Ресурс

Насчет коррозии — молва не врет. На тонкий металл и слабое ЛКП, которое мгновенно покрывается сколами, жалуются все владельцы пяти-семилетних автомобилей из Поднебесной. Дабы избежать быстрого распространения рыжей чумы, залечивать кузовные раны приходится моментально. Ежегодный антикор — обязательная статья расходов.

Но ведь и остальные бюджетные марки-модели неидеальны. Жалуются на тонкий металл и слабый слой ЛКП владельцы Солярисов. Слишком быстро покрываются сколами Гранты и второй Logan. Ни с того ни с сего может отвалиться краска с кузова Duster. Еще как гниет УАЗ Patriot. Откровенно слабо окрашены третьи Фокусы — в местах постоянного соприкосновения кузовных элементов краска облезает слишком быстро.


Относительно техники подержанных машин из Китая больше всего нареканий вызывает подвеска. Именно с ходовой связано большинство поломок. Гремящие стойки стабилизатора — общий недуг, независимо от марки и модели. К сожалению, низкое качество запчастей не способствует выздоровлению. У конкурентов от Renault, Hyundai и Ford ситуация с этим вопросом несравнимо лучше.



То есть подержанный китайский автомобиль — образец надежности? Вовсе нет. Часто чудит электрика, особенно достают сбои датчиков ABS и глюки сигнализации, которая срабатывает с пятого раза. Но не только. Пример из жизни. Lifan X50 с пробегом 17 000 км — по гарантии заменили замок пассажирской двери, пыльник ручки скоростей и динамик, отслоились сайлент-блоки передних рычагов и задней балки, плавают обороты, потеет сальник клапанной крышки, порвался пыльник рулевого наконечника, скрипит ремень кондиционера. Обычно это последствия изначально кривой китайской сборки. Часто встречаются установленные с перекосами двери, дверные замки, механизмы стеклоподъемников, уплотнители и детали интерьера, которые потом нужно регулировать.

Низкий уровень дилерского обслуживания только добавляет проблем. Часть поломок — следствие устранения косяков после мастеров официальных сервисов. Есть сложности с запчастями — и не только с кузовными элементами и оптикой для снятых с производства моделей. Жалуются на отсутствие в наличии деталей владельцы Changan и Haima, есть перебои с поставками расходников у Lifan. Отдельный вопрос — что будут делать счастливые обладатели автомобилей покинувших наш рынок брендов вроде Hawtai.




Получается, владение пяти-семилетними китайским машинами — то еще удовольствие. В целом неплохой уровень надежности сильно портят проблемы с ЛКП, некачественные комплектующие, низкий уровень сборки и сервиса. Продать это чудо с каждым годов все сложнее, а цена падает стремительно.


Прогноз

Почему пора инвестировать в Китай? Рассматриваем 3 перспективные компании для инвестиций

Китайское правительство не дает покоя инвесторам на фондовом рынке. После того, как рынок коммерческого образования был "уничтожен", свидетельством этого является падение стоимости акций New Oriental Education & Technology Group Inc. (NYSE: EDU), TAL Education Group (NYSE: TAL) и Gaotu Techedu Inc. (NYSE: GOTU) на 90% и более, любая критика какой-нибудь из отраслей бизнеса теперь воспринимается как сигнал к её жесткому регулированию. Так, например, банальная публикация статьи в государственных СМИ, в которой онлайн-игры сравнили с "духовным опиумом" для подростков, привела к падению стоимости акций компаний Tencent Holdings Ltd ADR (OTC: TCEHY), NetEase Inc (NASDAQ: NTES) и Bilibili Inc (NASDAQ: BILI). Но даже в таких условиях инвесторы проявляют интерес к китайским компаниям.

В данной статье я предлагаю также обратить внимание на китайский рынок и представлю вашему вниманию три компании, акции которых могут вырасти в цене, когда ситуация с регулированием бизнеса в Поднебесной стабилизируется.

Boyd Gaming Corporation

Первой компанией, на которую стоит обратить внимание - это крупнейший производитель электромобилей Boyd Gaming Corporation (NYSE: BYD). Данная отрасль пока не попала в поле зрения китайского правительства, хотя опасения присутствуют, так как электромобили теперь тоже умеют собирать данные, а регулирующим органам важно, чтобы собранная информация не ушла за пределы страны.

Boyd Gaming это больше, чем просто компания, которая производит электромобили. Она была основана в 1995 году и начинала как завод по производству аккумуляторов. За 10 лет компания захватила более половины мирового рынка аккумуляторов для мобильных телефонов и возглавила список самых быстрорастущих технологических компаний Китая. Теперь Boyd Gaming занимается производством электромобилей, гибридных автобусов, грузовиков, электровелосипедов и погрузчиков. Компания продолжает производить аккумуляторы как для мобильных телефонов, так и для автомобилей, а также поставляет оборудование для возобновляемых источников энергии.

Из всей продукции, которую производит компания, только электромобили могут собирать данные пользователей, следовательно, риск инвестиций в нее не такой высокий, как, например, в компанию NIO.

Кто настоящий конкурент Tesla в Китае?

Мы привыкли считать, что основной конкурент Tesla (NASDAQ: TSLA) в Китае это компания NIO, но если посмотреть на статистику проданных электромобилей на китайском рынке за второй квартал 2021 года, то увидим, что это заблуждение. Boyd Gaming по итогам второго квартала продала 54 841 полностью электрических автомобилей. NIO за этот же период продала 21 896 электромобилей. Tesla в Китае смогла реализовать 61 745 электромобилей, то есть под звание основного конкурента больше подходит компания Boyd Gaming.

Помимо электромобилей компания занимается производством и продажей гибридных транспортных средств, где каждый месяц отмечается положительная динамика. Так, за июль Boyd Gaming смогла реализовать 50 492 гибридных автомобиля, что на 170% больше, чем в июле 2020 года.

Преимуществом Boyd Gaming перед китайскими автопроизводителями электромобилей NIO, Xpeng и Li auto является то, что Boyd Gaming прибыльна. По итогам второго квартала компания получила чистую прибыль в размере 113 млн USD.

Баффет инвестирует в генерального директора Boyd Gaming Corporation

Есть еще одна, на первый взгляд, незначительная деталь, выступающая в пользу инвестиций в бумаги Boyd Gaming. 11 лет назад Уоррен Баффет нарушил свое правило, согласно которому необходимо инвестировать в компании, бизнес которых вы понимаете, и инвестировал в Boyd Gaming. При этом, со слов Баффета, он не разбирался ни в электромобилях, ни в аккумуляторах. Уоррена впечатлил генеральный директор компании Ван Чуаньфу (Wáng Chuánfú), а точнее то, как его описал партнер Баффета Чарльз Мангер (Charles Thomas Munger). "Этот парень", - говорит Мангер журналу Fortune, - "представляет собой комбинацию Томаса Эдисона и Джека Уэлча - что-то вроде Эдисона в решении технических проблем и что-то вроде Уэлча в том, что он делает то, что ему нужно. Я никогда не видел ничего подобного".

В то время Berkshire Hathaway купил 10% Boyd Gaming, если посмотреть график 11 летней давности, то бумаги стоили около 10 USD. Весной прошлого года цена опускалась до данного уровня, но потом резко пошла вверх. Сейчас акции стоят 62 USD. Для нас важно то, что Ван Чуаньфу, в которого поверил Баффет, продолжает управлять компанией.

Технический анализ Boyd Gaming

Бумаги Boyd Gaming ранее отбились от 200-дневной Скользящей средней и торгуются над ней, что указывает на преобладание восходящей тенденции. Ближайшее сопротивление находится на уровне 65 USD. Его пробой приведет к росту стоимости бумаг и обновлению исторического максимума на уровне 71 USD.

Технический анализ Boyd Gaming

Технический анализ Boyd Gaming

Варианты запрета игр для несовершеннолетних

Но если отбросить эмоции и задуматься над тем, как можно ограничить доступ детей к играм, то первое, что придет на ум, это запретить им вход в компьютерные залы. Данную процедуру легче всего воплотить в жизнь, но Sohu работает в сегменте онлайн-игр, в которые можно играть, не посещая компьютерные залы.

Можно дополнительно коснутся и темы платежеспособности детей в онлайн-играх. Если, например, взять 30-летнего игрока, который ходит на работу и сам зарабатывает деньги и 14 летнего подростка, который живет за счет родителей, то расходы на онлайн-игру выше будут у 30-летнего пользователя. Но в этом случае математика получения прибыли гораздо сложнее, так как включаются доходы от показа рекламы в играх, и дети с удовольствием купят резиновый поп-ит, в десятки раз дороже его себестоимости, только потому, что он сейчас в моде.

Запрет онлайн-игр не испугал инвесторов Sohu

Казалось бы, введение запрета на онлайн-игры для несовершеннолетних должны были обрушить стоимость акций Sohu, но на самом деле ничего подобного не произошло. Стоимость акций в начале торговой сессии опустилась, но на момент закрытия торговой сессии бумаги отыграли 50% падения.

В целом, если сравнить акции Sohu с другими компаниями из индустрии игр, например, Bilibili Inc., то можно заметить, что инвесторы не спешат продавать бумаги Sohu. Акции торгуются над 200-дневной Скользящей средней, что указывает на преобладание восходящей тенденции. Акции BILI с февраля 2021 года торгуются с понижением, а в июле пробили 200-дневную Скользящую среднюю и продолжают снижаться, что указывает на возможное развитие нисходящей тенденции.

На недельном периоде акции торгуются у своих исторических минимумов, максимальная цена, по которой ранее торговались бумаги была на 400% выше текущей цены на рынке. Поэтому, потенциал роста, даже с точки зрения технического анализа, присутствует.

Weibo Corporation

Замыкает тройку китайских компаний, интересных с точки зрения инвестиций - Weibo Corporation (NASDAQ: WB). Это китайская социальная сеть микроблогов, что-то среднее между Twitter и Facebook.

К сожалению, и эта компания тоже попала под прицел правительства Китая. Хотя правильнее сказать, санкции коснулись не самой компании, а её пользователей. Правительство, опасаясь критики со стороны известных личностей Китая, у которых огромное множество поклонников, обязало компании удалить аккаунты успешных людей в социальных сетях. На этом фоне бумаги Weibo упали на 13%.

Квартальный отчет остановил падение акций

В противовес негативным новостям, корпорация опубликовала отчет за второй квартал, в котором отмечается рост выручки до 574 млн USD, что на 48% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. EBITDA находится на рекордных значениях и составляет 193 млн USD. Этот квартальный отчет смог остановить падение акций, а после него бумаги выросли в цене на 15%.

Технический анализ Weibo Corporation

Если обратить внимание на график акций, то бумаги торгуются в восходящем тренде, но сейчас цена скорректировалась к 200-дневной Скользящей средней. Подъём котировок выше 50 USD просигнализирует о продолжении восходящей тенденции и росту цены до сопротивления на 65 USD.

Технический анализ Weibo Corporation

Технический анализ Weibo Corporation

Вывод

Правительство Китая пытается улучшить демографическую ситуацию в стране, поэтому оно сейчас занято поиском виновных в замедлении темпов рождаемости (о законе одна семья, один ребенок уже забыли). В итоге, фондовый рынок штормит, так как не понятно, когда же все виновные будут наказы и кто ими окажется. Параллельно с заботой об улучшении демографической ситуации идет борьба с компаниями, занимающими монопольное положение, что добавляет нервозности. А ещё идет зачистка рынка от компаний не способных обслуживать свои долги, то есть государство отказывается им помогать. В связи с этим инвестиции в китайские компании - это как ходьба по минному полю. Учитывайте, пожалуйста, данные риски при инвестициях в Китай.

Евгений Савицкий

Работает на валютном рынке с 2004 года. С 2012 года участвует в торговле акциями на американской бирже и публикует аналитические статьи по фондовому рынку. Принимает активное участие в подготовке и проведении обучающих вебинаров RoboForex.

Читайте также: