Как побывать в маньчжурии

Обновлено: 18.09.2024

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Досовицкая Вера Валерьевна

В статье рассматривается роль Маньчжурии в политической истории Восточной и Внутренней Азии, процесс становления японо-маньчжурских отношений в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Досовицкая Вера Валерьевна

Гото Симпэй и колониальная политика Японии. Часть вторая: южно-маньчжурская железная дорога и русско-японские отношения, 1906-1908 гг

The article examines the role of Manchuria in the political history of East and Inner Asia and the development of the Japanese-Manchurian relations in the late 19 th – early 20 th centuries.

ЯПОНИЯ И МАНЬЧЖУРИЯ: НАЧАЛО ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматривается роль Маньчжурии в политической истории Восточной и Внутренней Азии, процесс становления японо-маньчжурских отношений в конце XIX - начале ХХ вв.

The article examines the role of Manchuria in the political history of East and Inner Asia and the development of the Japanese-Manchurian relations in the late 19th - early 20th centuries.

Япония, Маньчжурия, Северо-Восточный Китай, международные отношения; Japan, Manchuria, North-East China, international relations.

Маньчжурия занимала три северо восточные провинции на терри тории нынешнего Китая: Хэйлунцзян (столица — Харбин), Цзилин (столица — Чанчунь) и Ляонин (столица — Шэньян). Соседями Маньчжурии являлись СССР (Дальневосточный край и Восточно -Сибирская обл.), провинции Китая Жэхэ и Чжили (Хобэй), Корея и Монголия. Морская граница Маньчжурии была равна 1 570 км и про -ходила по берегам Корейского и Ляодунского заливов Желтого моря2. По данным В.Я. Аварина, площадь Маньчжурии составляла 1 200 тыс. кв. км, превышая, таким образом, площадь Японии почти в 4 раза3.

Во внешнеполитическом аспекте Маньчжурия (а вместе с ней и Монголия) представляла собой регион, где скрещивались интересы Японии, СССР и Китая. Для СССР регион Маньчжурии - Монголии был необходим для осуществления политических планов и поддержания порядка в Сибири. Для Китая безопасность в этой области явля лась гарантией его собственного суверенитета, а также она становилась возможным местом переселения для возрастающего населения5.

Для Японии Маньчжурия являлась «первой линией обо -

1 Etherton P.T., Tiltman H.H. Manchuria, the Cockpit of Asia. - N.Y : Frederick A. Stokes Company, 1932, р. IX.

2 Аварин В.Я. Независимая Маньчжурия. — М.: Партиздат, 1934, с. 6.

4 Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине XX в. — ИМБиТ СО РАН, 2002, с. 10.

5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), ф. 495, оп. 127, д. 183, л. 63.

Маньчжурия и Япония:

В середине XIX в. Маньчжурия осущест -вляла большие поставки соевых бобов, соевого жмыха и соевого масла в Японию. Из соевых бобов получали соевый соус, молоко, сыры, шоколад, печенье, мыло, глицерин, краски, резину, взрывчатые вещества, водонепроницаемые матери алы, лекарства. Соевые бобы были всегда широко распространены в восточных культурах. Европейцы же узнали о сое -вых бобах только в начале XX в. Одними из первых, кто познакомил европейцев с соевыми бобами, были японцы. В 1908 г.

1 Stewart J.R. Manchuria as Japan's Economic Life - Line // Far Eastern Survey Coverage, 1935, vol. 4, № 23, р. 182.

2 Culver M.S. Manchuria: Japan's Supply Base // Far Eastern Survey Coverage, 1945, vol. 14, № 12, р. 1б0.

3 Stewart J.R. Manchuria as Japan's Economic Life - Line // Far Eastern Survey Coverage, 1935, vol. 4, № 23, р. 182.

4 Lattimore O. Manchuria, Cradle of Conflict. — N.Y : The Macmillan Company, 1932, р. 290.

5 РГАСПИ, ф. 495, оп. 127, д. 183, л. 11б.

Мацуока Есукэ, министр иностранных дел в

1940-41 гг., президент ЮМЖД в 1935-1939 гг.

Главными возделываемыми культурами в Маньчжурии являлись соевые бобы, маис, просо, сорго (гаолян)12 и пшеница.

Как известно, Маньчжурия входила в состав Цинской империи. В ходе японо -китайской войны 1894—1895 гг. часть Маньчжурии была занята японцами, но по Симоносекскому договору была возвра щена Китаю. В конце XIX в. произошло ослабление власти цинского правитель ства, и постепенно Маньчжурия вошла в сферу русских политических и коммерче ских интересов. В 1896 г. по кратчайшему

7 Ньючванг — порт в Южной Маньчжурии, совр. Ньючжуан, он же Инкоу. Был открыт англичанами в середине XIX в.

8 Spinks Ch.N. Origin of Japanese Interests in Manchuria // The Far Eastern Quarterly, 1943, vol. 2, № 3, р. 261.

9 Ниппон юсэн кайся (с 1893 г. — Ниппон юсэн кабусики гайся) — крупнейшая судоходная компания Японии, существует с 1885 г. в настоящее время действует под торговой маркой NYK Line.

10 Spinks Ch.N. Op. cit., p. 262.

11 Young C.W. Sino -Japanese Interests and Issues in Manchuria // Pacific Affairs, 1928, vol. 1, № 7, p. 9.

12 Сорго — травянистое растение семейства зла ковых. Яровая культура. Зерно сорго перерабатывают на крупу, муку и крахмал, из соломы изготов ляют плетеные изделия, бумагу, веники.

13 Kinnosuke A. Manchuria: A Survey. — N.Y : R.M. McBride & Company, 1925, p. 159.

во Владивосток маршруту через Xарбин была построена Китайско восточная железная дорога (КВЖД). В 1898 г. по Русско- китайской конвенции Россия арендовала у Китая Ляодунский полуо -стров с прилегающими островами, укре -пила Порт-Артур и построила коммерче -ский порт Дальний, которые соединялись железной дорогой с восточно китайской линией на Владивосток.

Используя в качестве повода Боксерское восстание, царская Россия в 1900 г. почти полностью захватила Маньчжурию, а с июня 1900 по март 1902 г. безраздельно владела ею1. Притязания Японии на Маньчжурию и Корею и отказ Российской империи вывести русские войска из Маньчжурии и Кореи в нарушение союз нического договора повлекли за собой Русско - японскую войну 1904—1905 гг. В результате победы Японии Ляодунский полуостров с Квантунской областью и русская железная дорога от Чаньчуня до Порт -Артура (около 735 км) отошли Японии, а маньчжурская проблема при обрела иной политический и экономиче ский аспект.

Дело в том, что узловой проблемой стала проблема Южно - Маньчжурской желез -ной дороги (ЮМЖД). И если до войны эта дорога служила объединяющим звеном русско цинского антияпонского союза, то с заключением Портсмутского договора в

1905 г. данный союз потерял смысл2.

Южно- Маньчжурская железная

Безусловно, главной мерой по эконо -мическому и политическому укреплению Японии в Маньчжурии стало создание в

1906 г. Южно - Маньчжурской железнодо -рожной компании (Мантэцу)3.

1 Батбаяр Ц. Монголия и Япония в первой половине XX в. - М. : ИМБиТ СО РАН, 2002, с. 11.

3 Мантэцу (Минами мансю тэцудо кабусики гайся) — Южно- Маньчжурская железнодорожная компания.

Штаб - квартира компании находилась в Дайрене (Дальнем). И хотя вся ЮМЖД, как и вся КВЖД, была построена с рус ской колеей (1 524 мм), во время Русско японской войны японцы перешили ее на японскую (1 067 мм) для удобства исполь зования на ней японского подвижного состава. А после войны дорога была пере ведена на стандартную колею (1 435 мм), чтобы сделать возможным ее соединение с другими железными дорогами Китая. Капитализация ЮМЖД в 1906 г. составила 200 млн иен, половину из которых выде лило японское правительство. В 1920 г. она составила 440 млн иен (220 млн долл.)4, в 1933 — 800 млн иен при прежнем соот -ношении государственного и частного капитала5. Первым президентом Мантэцу был назначен губернатор Тайваня Гото Симпэй6. Он считал, что Мантэцу является одним из основных средств укрепления японского влияния в Китае и выступал за создание в Южной Маньчжурии эконо мического, торгового и культурного плац дарма Японии с использованием ЮМЖД.

После окончания Первой мировой войны европейские державы поте ряли свои позиции в Восточной Азии. А Япония же осознала, что пришло время для поствоенного экономического под чинения азиатского пространства. Все эти события еще больше укрепили японское военное господство на Корейском полу острове и Тайване, создали исключи тельно благоприятные предпосылки для усиления экономического проникнове ния в Южную Маньчжурию.

В 1916 г. Япония и Россия подписали русско японское соглашение, в котором был проведен раздел сфер влияния двух государств в Китае, Корее, Маньчжурии и Монголии.

Таким образом, в 1916 г. в сферу влияния России попали Северная Маньчжурия, Внешняя Монголия и западная часть Внутренней Монголии, в сферу влия -ния Японии — Южная Маньчжурия, Корейский полуостров и восточная часть Внутренней Монголии.

4 Kmnosuke А. Ор. ей., р. 114.

5 Молодяков В.Э. Россия и Япония: рельсы гудят. Железнодорожный узел российско-японских отношений (1891 — 1945). — М. : Астрель, 2006, с. 355.

6 Гото Симпэй (1857—1929) — японский государственный и политический деятель, губернатор Тайваня, первый президент Южно - Маньчжурской железнодорожной компании, мэр Токио.

Туристы должны быть готовы к уникальному менталитету чужой страны.

Китай — одно из самых близких к нам государств, имеет самую длительную протяженность границ с Россией. На сегодняшний день Китай — активно развивающаяся мощная держава. С восточным соседом нас связывают не только тесные экономические отношения, культурные линии, но и давняя дружба. Поднебесная ввиду своего близкого расположения к Сибири очень привлекательна для туристов.

Маньчжурия — город, о котором мы хотим вам сегодня рассказать, — находится на севере Китая, его население 270 тыс. человек. Маньчжурия находится на границе с Россией (переход в поселок Забайкальск, Читинская область), является крупнейшей сухопутной транспортной артерией Китая и одним из центров российского шопинг-туризма в Китае. Иркутянин Павел Ясницкий 3 месяца жил и работал в городе Маньчжурии. Он согласился рассказать нашей газете о своих наблюдениях за китайским народом и впечатлениях от жизни в КНР.

Разгадка тайны экономического чуда

Одно из первых ощущений, которое испытал Павел, попав в Китай, — это страх за наше соседство с такой мощной армией китайского народа. Именно армией, так как китайцев много, они прекрасно организованы и дисциплинированны, трудятся много и регулярно. Эта гигантская масса точно следует указаниям центра. Когда воочию ежедневно наблюдаешь это явление повсеместно в ресторанах, на улице, в офисах, государственных органах, понимаешь, какая внутренняя сила единения народа кроется за улыбками этих доброжелательных людей. Подобная организованность китайцев раскрывает тайну "китайского экономического чуда".

Вообще китайцы — очень закаленный народ, они не позволяют себе расслабляться и жаловаться на жизнь, обсуждать проблемы своей страны, что, к сожалению, характерно для нас, русских. Жители Поднебесной порицают нас за постоянную неудовлетворенность жизнью, лень и склонность к нытью и пьянству.

Блеск и нищета

— Уникальность китайского национального характера заключается прежде всего в таких качествах, как трудолюбие и удивительная, порой доходящая до абсурда неприхотливость, — говорит Павел. — Китаец готов работать за крошечное вознаграждение. Говорят, что в Иркутске много китайцев, что живут они в нечеловеческих условиях, однако возвращаться на родину почему-то не торопятся. Это легко объяснимо — в Китае большая безработица и мощная конкуренция трудовых ресурсов (население Китая 1 млрд 350 млн человек).

Маньчжурия — удивительно чистый, быстро отстраивающийся, красивый город. Но в нем все же можно найти места, которые поражают своей нищетой. А если отъехать от Маньчжурии и достичь ближайшего населенного пункта, особенно видно, в каких ужасных, неблагоустроенных условиях живут простые люди. Контрасты проявляются в том, что наряду с высотными современными застройками нередко встречаются убогие жилища, кричащие о бедности или заброшенности.

Еще одна особенность китайских городов действует на обоняние приезжего — запахи. Повсеместные и всепроникающие. Нельзя сказать наверняка, какого они происхождения. Это запахи жизнедеятельности. Отчасти их возникновение можно объяснить антисанитарией, царящей на кухне некоторых жилых домов и ресторанов.

"Корефана", "друга", "капитана"

Как уже говорилось выше, Маньчжурия — город, граничащий с нашей страной. Русскую речь в можно услышать пусть не на каждом шагу, но довольно часто. Читинская область граничит с восточной границей Китая, читинцы облюбовали близкую Маньчжурию не только для отдыха, но и для совершения покупок. Нельзя сказать, что китайцы в восторге от русских приезжих. Жители Поднебесной порой бывают возмущены хамским поведением русских в чужой стране.

Китайцы признаются, что у многих наших соотечественников дурные манеры: не зная китайских обычаев и культуры, ведут себя в высшей мере непочтительно, злоупотребляют спиртным и сквернословят.

Присутствие большого числа русских туристов объясняет некоторую русификацию Маньчжурии. Здесь можно встретить рестораны русской кухни, магазины с русскоговорящими продавцами и дискотеки, где играет русская попса. Несмотря ни на что, русских в Китае все же уважают и ценят. Сказывается многолетняя дружба наших народов: "Русский с китайцем братья навек".

У жителей Маньчжурии даже принято своеобразное обращение к нашим соотечественникам: "капитана", "друга" и "корефана". Это устоявшийся китайский вариант произношения соответствующих русских слов. "Капитана" — особо уважительное обращение, подчеркивающее высокий статус лица, к которому обращаются; "друга" или "корефана" — обращение ко всем остальным русским туристам.

По словам Павла, в Маньчжурии очень активно развиты услуги такси. Причем, что удивительно, за рулем автомобиля с шашечками довольно часто сидят женщины. Современные китайские женщины становятся все более самостоятельными, деловыми и инициативными. Не нужно быть жертвой предубеждения и бояться за свою жизнь и здоровье в автомобиле, которым управляет женщина. Гораздо опасней могут быть водители-мужчины.

— В Маньчжурии бывают случаи нападений на людей, пользующихся такси, — отмечает Павел. — Их отвозят в укромное место и беззастенчиво грабят. Несмотря на то что в целом Маньчжурия очень безопасный город, следует быть осторожным.

Эксперименты с восточной экзотикой не всегда приятны

Не зря родиной массажа принято считать Китай. Русские туристы непременно хотят испробовать на собственном теле экзотическую процедуру, тем более что удовольствие это совсем недорогое. Наиболее искушенный турист игнорирует классические виды массажа, мечтая попробовать что-нибудь из ряда вон выходящее.

— Китайский массажист предложил мне процедуру, в которой используется солевой гель, — рассказывает Павел. — Только потом я узнал, что этот массаж называется "Огонь". Впрочем, о названии я мог бы и сам догадаться с первых минут массажа. Ощущения такие, словно со спины снимают кожу, — дикое жжение. После сеанса на спине около двух недель были видны красные полосы — два иероглифа, "огонь" и "индустрия". Интересно, что сразу после массажа и в дальнейшем никаких неприятных ощущений не было. Но все же экспериментировать с экзотикой нужно осмотрительней.

Павел Ясницкий. 25 лет. Родился в Иркутске. Окончил восточный факультет (специальность "Юриспруденция") Иркутского государственного технического университета. Владеет двумя иностранными языками — английским и китайским. Учится в аспирантуре, изучает правовое регулирование иностранных инвестиций в России и Китае. В конце 2005 года работал в Маньчжурии, занимался налаживанием внешнеэкономических связей предприятий Иркутской области с китайской стороной.

Желтороссия, которую мы потеряли. Часть 1. Дальний
Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) (Маньчжурская дорога (до переворота (революции) в России, с августа 1945 года — Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 — Харбинская железная дорога) — железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Построена в 1897—1903 как южная ветка Транссибирской магистрали. Принадлежала России и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке, укреплению российского военного присутствия на берегах Жёлтого моря. Это вызывало недовольство китайской стороны. 23 июня 1900 китайцы атаковали строителей, начали разрушение железнодорожного полотна и станционных построек.

Судьба партии строителей, уходивших из Мукдена под командой поручика Валевского и инженера Верховского, сложилась трагически. Почти вся она погибла в неравных боях. Захваченный в плен Верховский был обезглавлен в Ляояне. После поражения в войне с Японией оказалось, что все усилия по строительству были напрасны.

22 октября 1928 из Китая были высланы все русские служащие КВЖД. 21 августа 1937 был подписан советско-китайский договор о ненападении. Дорога была передана Китаю 31 декабря 1952.
История Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) тесно переплелась с историей Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб) и оказала во многом негативное влияние на судьбу одной из составных частей Транссиба — Амурской железной дороги.

В связи с ростом активности западных держав в конце XIX века в Восточной Азии и на Дальнем Востоке Российская империя стала проявлять повышенное беспокойство относительно положения значительной части своих территорий Сибири и Дальнего Востока, фактически оторванных от центральной части страны. Встала задача осуществления комплекса неотложных мер по заселению окраин, что требовало связать их с центром стабильными и удобными транспортными коммуникациями. В 1891 году было принято решение о сооружении Транссибирской железной дороги. Её строительство началось одновременно из Владивостока и Челябинска, велось на государственные средства и продемонстрировало невиданные до того времени темпы железнодорожного строительства — за 10 лет было проложено 7,5 тыс. км новой железнодорожной магистрали. С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где строительные работы затормозились необходимостью возведения огромного моста через Амур. С западной стороны железнодорожные пути были доведены до Забайкалья.
28 августа 1897 года в маленьком приграничном поселке Суйфэньхэ в местности Саньчакоу прошла церемония закладка КВЖД.

При начале работ над прокладкой Транссиба рассматривались два варианта её прохождения из Забайкалья на восток. По первому варианту магистраль должна была пройти вдоль берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска, а по второму — через Маньчжурию к Тихому океану. Второй вариант рассматривался ещё во время проектирования Сибирской железной дороги, когда обсуждалась возможность её прокладки от Иркутска через Кяхту в Монголию, далее через Китай в российское Приморье. Видную роль в прокладке маршрута и руководстве строительством сложных участков сыграл С. Н. Свиягин.

Сторонником маньчжурского варианта был министр финансов С. Ю. Витте, считавший, что железная дорога будет содействовать мирному завоеванию Маньчжурии. В пользу маньчжурского варианта сыграло и усиление на Дальнем Востоке активности Японии, угрожавшее интересам Российской империи в Китае. Кроме того, маньчжурский вариант давал возможность выхода России на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В конечном итоге победила концепция министра финансов о сооружении железнодорожной магистрали, получившей название Китайско-Восточная железная дорога, через территорию Маньчжурии. Только поражение в Русско-японской войне 1904-05 годов продемонстрировало правительству ошибочность этого решения, что ускорило строительство Амурской железной дороги.
КВЖД. Разработка выемки близ ст. Машань

При обсуждении планов строительства КВЖД было решено привлечь к участию в нём частный капитал, для чего была проведена соответствующая подготовительная работа. В декабре 1895 года был создан Русско-Китайский банк с первоначальным капиталом 6 млн рублей. Для его формирования 3/8 средств предоставил Петербургский международный банк, а 5/8 поступило от 4 французских банков.
КВЖД. Станция Хейлар (Внутренняя Монголия)

22 мая (3 июня) 1896 года состоялось подписание секретного Российско-китайского договора о союзе России и Китая против Японии. С российской стороны подписи под договором поставили С. Ю. Витте и А. Б. Лобанов-Ростовский, с китайской стороны — Ли Хунчжан. Договор предоставил России право на постройку железнодорожной магистрали через территорию Манчжурии. 27 августа (8 сентября) 1896 года китайский посланник в Российской империи Сюй Цзэнчэн подписал с правлением Русско-Китайского банка соглашение со сроком действия 80 лет о предоставлении банку права на постройку железной дороги через Манчжурию.
КВЖД. Станция Хейлар (Внутренняя Монголия)

В декабре 1896 года в Петербурге состоялись выборы правления Общества КВЖД. По результатам выборов вице-председателем правления стал С. И. Кербедз, членами правления — П. М. Романов, А. Ю. Ротштейн, Д. Д. Покотилов, Э. К. Циклер фон Шафгаузен, Э. Э. Ухтомский. В январе 1897 года император Китая издал указ о назначении бывшего посланника Китая в Петербурге и Берлине Сюй Цзэнчэна первым председателем Общества КВЖД.
КВЖД. Хайлар Монгольская кумирня

Подбором специалистов для прокладки КВЖД руководил лично С. Ю. Витте, по рекомендации которого главным инженером КВЖД был назначен строитель Рязанско-Уральской железной дороги А. И. Югович. Пунктом расположения Строительного управления по возведению КВЖД, который назвали железнодорожным посёлком Сунгари, был выбран участок на берегу реки Сунгари (Сунхуацзян) в месте её предполагаемого пересечения железнодорожной магистралью, где впоследствии встал город Харбин. 24 апреля 1897 года на берега Сунгари прибыл авангардный отряд Строительного управления КВЖД во главе с инженером А. И. Шидловским под охраной пешей Кубанской полусотни есаула Павиевского. В целях охраны строительства КВЖД была создана специальная Охранная стража, позднее преобразованная в Заамурский округ отдельного корпуса пограничной стражи.
КВЖД. Западная линия. Хинган. Разработка тонеля

16 (27) августа 1897 года стало днем начала строительства КВЖД. Строительство велось одновременно из пункта расположения Строительного управления по трём направлениям и из трёх конечных пунктов КВЖД — станции Гродеково в Приморье, из Забайкалья и Порт-Артура — в июне 1898 года Россия получила концессию на строительство южной ветки КВЖД (впоследствии известной как Южно-Манчжурской железной дороги), которая должна была обеспечить выход к КВЖД Дальнего (Даляня) и Порт-Артура (Люйшуня), расположенных на Ляодунском полуострове, арендованном Российской империей в марте 1898 года согласно Русско-китайской конвенции 1898.
Домики русских рабочих на восточной линии КВЖД.

В связи с протяженностью магистрали первоначально было принято решение о разукрупнении строительства на отдельные участки с назначением на них собственных руководителей. Линия между станциями Маньчжурия в Забайкалье и Пограничная в Приморье была разделена на 13 строительных участков, линию от Харбина до Порт-Артура разделили на 8 участков.
КВЖД. Корейцы рабочие

В 1899 году в империи Цин вспыхнуло восстание ихэтуаней (Боксёрское восстание), продолжавшееся до 1901 года включительно, что вызвало перерывы в строительстве ряда участков КВЖД. Тем не менее, 5 (18) июля 1901 года было открыто временное движение поездов и перевозки грузов по всей протяженности КВЖД. В связи с исчезновением необходимости деления дороги на строительные участки их начали сливать в объединения, а затем упразднили должности начальников отделений и вновь подчинили всю дорогу непосредственно главному инженеру.
КВЖД. Китайские рабочие

Завершение сооружения КВЖД сразу же увеличило достоинства положения Маньчжурии, превратив эту отсталую территорию в экономически развитую часть империи Цин. К 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн человек за счёт притока из собственно Китая. Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, что уже через несколько лет Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Избыток населения в Маньчжурии привел к тому, что летом десятки тысяч китайцев ежегодно перебирались на заработки в российское Приморье, где по прежнему не хватало российского населения, что продолжало тормозить развитие края.
Поражение России в войне с Японией сказалось и на дальнейших перспективах КВЖД. По Портсмутскому мирному договору большая часть южной ветви КВЖД (участок от Чанчуня на юг), оказавшаяся на оккупированной японцами территории, была передана Японии, образовав Южно-Манчжурскую железную дорогу (ЮМЖД). Это положило конец планам правительства Российской империи использовать КВЖД для выхода на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, но в то же время благотворно повлияло на возобновление строительства Амурской железной дороги.
Пульмановский вагон класса Люкс с открытой смотровой площадкой

В 1908 году Тобольский губернатор Н. Л. Гондатти в докладной записке на имя В. Плеве настаивал на постройке Амурской железной дороги и прокладке второй колеи на Сибирской и Забайкальской железных дорогах, без чего Амурская железная дорога имела бы лишь местное значение. В 1911 году Л. Н. Гондатти был назначен генерал-губернатором Приамурского края, после чего ему удалось реализовать за счёт строительства уникального по тем временам моста через Амур планы соединения Уссурийской железной дороги с Амурской железной дорогой с выходом на Забайкальскую железную дорогу.
В салон-вагоне курьерского поезда, 1909 г.

В 1910 году состоялось объединение Русско-Китайского Банка (обладавшего правом на КВЖД), и Северного банков с образованием Русско-Азиатского банка с первоначальным капиталом 45 млн рублей, из которых Северный банк предоставил 26 млн рублей, а Русско-Китайский банк — 19 млн рублей.

29 ноября (12 декабря) 1917 года Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов распустил все организации и объявил себя единственным органом власти на КВЖД, а 4 (17) декабря отстранил Д. Л. Хорвата от управления дорогой и назначил комиссаром дороги Б. А. Славина.
Хинганский тоннель, вид с выезжающим из портала паровозом, возле ст. Хинган, 1903 г.

13 (26) декабря 1917 года в Харбин по просьбе Д. Л. Хорвата вступили китайские войска под командованием Чжан Цзолиня и разогнали Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов.
КВЖД. Западная лин. на р. Ялу.

16 марта 1920 года китайские войска под командованием майора Ло Бина заняли Штаб русского главнокомандующего в Харбине и к 19 марта полностью оккупировали полосу отчуждения КВЖД. Это стало фактическим концом существования охранной стражи КВЖД.
КВЖД. Линия ж.д. по берегу р.Май-хэ

С апреля 1921 по октябрь 1924 управляющим КВЖД был инженер Б. В. Остроумов.
КВЖД. Линия ж.д. через Тайгу

30 марта 1926 года главнокомандующий китайскими войсками в Харбине расформировал все выборные органы общественного самоуправления, взамен которых был образован Временный комитет, в состав которого вошли только китайцы.
КВЖД. Скалистая выемка близ ст. Джеланьтунь

КВЖД. Скалы близ Джелантуня

В сентябре 1931 года Япония начала освобождение Маньчжурии от китайского владычества, 18 сентября японские войска вторглись в Северную Маньчжурию. 5 февраля 1932 года японские войска заняли Харбин и затем включили его в состав государства Маньчжоу-Го, создание которого 1 марта 1932 года провозгласили губернаторы, собранные японцами в Мукдене. Следует разрыв отношений Маньчжоу-Го с Китайской республикой.
КВЖД. Скалистая выемка

19 сентября 1934 года завершились многомесячные переговоры о продаже советской стороной КВЖД правительству Маньчжоу-го. Сумма согласованной сделки составила 140 млн иен, которые вел Генеральный консул СССР в Харбине М. Славуцкий. 23 марта 1935 года СССР и Маньчжоу-Го подписали соглашение о продаже КВЖД. Было согласовано, что в денежном выражении Маньчжоу-Го уплатит 1/3 суммы, оставшиеся 2/3 суммы будут погашены в течение трех лет поставками японских и маньчжурских фирм по заказам СССР в Японии. После подписания сделки Маньчжоу-Го немедленно внесла 23,3 млн иен.
Горы и линия железной дороги за Саншилипу

Под контролем Маньчжоу-Го, дорога была перешита на европейскую (1435 мм) колею, повсеместно используемую на других железных дорогах Китая.
КВЖД. Южная линия. Долина р. Асан-Хэ

20 августа 1945 года войска 2-го Дальневосточного фронта и корабли Амурской флотилии при поддержке воздушного десанта овладели Харбином. КВЖД вернулась под контроль СССР.
КВЖД. Южная линия. Мост на р. Лякин-Хэ

14 февраля 1950 года в Москве состоялось подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, соглашения о Китайской Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем (безвозмездно передававшимся Китаю), и соглашения о предоставлении СССР правительству КНР долгосрочного экономического кредита. В 1952 году с передачей Китайской Чанчуньской железной дороги Китаю российская история КВЖД была завершена.
Общий вид поста пограничной стражи

По состоянию на 2012 г, в китайских железнодорожных расписаниях числится по крайней мере один поезд, проходящий по всей линии бывшей КВЖД. Пассажирский поезд 4192/4194/4195 покрывает 1529 км от Маньчжоули до Суйфэньхэ за 25 часов. По большей части линии (напр, от Маньчжоули до Харбина, или от Харбина до Муданьцзяна) проходят и скорые поезда.
Граница Маньчжурии и России

Общий вид поста пограничной стражи

Пост пограничной стражи на линии КВЖД

КВЖД. Станция Пограничная. Китайский базар

КВЖД. Пристань станицы Новгородской по р. Сунгари.

Ст. Манчжурия (Маньчжоу-ли)

Ст. Маньчжурия - Базар. Зеленые ряды

Ст Маньчжурия. Александровский проспект

КВЖД. ст. Маньчжурия. Вокзал

Ст Маньчжурия. Вокзал, вид с привокзальной площади

КВЖД. Ст. Манчжурия. Крутицкий проспект

КВЖД. ст. Маньчжурия. Касимовский проспект.

Станция Бухай

КВЖД, Станция Силиньхэ

КВЖД. Станция Вафандьян

КВЖД. Станция Гуньчжулин

КВЖД. Станция Дандонг

КВЖД. Станция Ханьдаохэцзы. Улица за вокзалом

Бойницы в д. Сахэпу.

Сансин. Главная улица

Ст. Мулин. Парк

Станция Айсадзян. 14 августа 1904 г. за минуту до отхода с нее последнего поезда

Раскулачивание, сталинские репрессии и религиозные гонения заставили русских староверов бежать в Маньчжурию.

Маньчжурия — земля старообрядцев

На территориях северного Китая, а именно в Маньчжурии, на рубеже 19−20 веков проживали русские крестьяне и казаки. Они приехали туда из Забайкалья, Приамурья и Приморья.

Приток населения на Дальний Восток вырос после Октябрьского переворота 1917 года, когда часть русского верующего населения, опасавшаяся антирелигиозной политики большевиков, стремилась скрыться от коммунистической власти.

В связи с этим часть населения бежала на Дальний Восток. Выделялась среди группы религиозно настроенных беженцев община крестьян-старообрядцев — всего около 500 человек. Они наиболее успешно сохранили свои традиции, живя на чужбине. Также старообрядцы быстрее всех адаптировались к новым социальным, этнокультурным, климатическим и экономическим реалиям.

1.jpg

Почему же старообрядцы бежали именно на Дальний Восток? Их привлекало отсутствие податей и воинской повинности, свобода в выборе религии и возможность заниматься хозяйством на пригодных для этого землях. Костяк старообрядцев составили люди из самых разных уголков Советского Союза. Жители Приморья, Поволжья, Урала, Сибири, Алтая, Забайкалья покинули привычные места своего обитания ради сохранения веры.

Достаточно быстро старообрядцы переняли приёмы ведения хозяйства у живших в Маньчжурии народов. Русские переселенцы приспособились к местному климату, познакомились с традициями других людей, сохранив свои этнокультурные особенности. Крестьяне были обеспечены продуктами питания и вели торговлю с местными жителями.

С 1 марта 1932 года территории Маньчжурии, на которых жили старообрядцы, находились под влиянием японцев, создавших марионеточное государство Маньчжоу-го. Японская администрация заинтересовалась обычаями земледелия старообрядцев и подселила к ним верных Стране восходящего солнца людей, чтобы следить за ведением хозяйства крестьянами.

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

Старообрядцы основали несколько поселений, получивших названия Коломбо (Колумбэ), Чипигу (Масаловка), Селинхе, Медяны. Все эти деревушки располагались неподалёку от Харбина.

6.jpg

7.jpg

8.jpg

Богослужение жители Романовки все без исключения совершали по вечерам в субботу и утром в воскресенье. Накамура отмечал и внешний вид мужчин-старообрядцев: они никогда не брили бороду, а в молельню заходили только в длинных чёрных кафтанах.

Отношение к браку у староверов было достаточно консервативным: любые добрачные отношения пресекались и осуждались. Союзы заключались благодаря часовенным — старообрядцам-беспоповцам — из близлежащих деревень (Медяны, Селинхе, Колумбэ).

Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.

О городе

отношение к туристам -.-
индустрия развлечений -.-
памятники, исторически значимые места -.-
безопасность -.-
шоппинг -.-
цены -.-

Иван Жуков

Требуется
есть исключения

Китайский юань Жэньминьби (CNY)
1 CNY = 11.57 RUR

Описание Маньчжурии скоро появится.

Часто задаваемые вопросы

Нужна ли россиянам виза для отдыха в Маньчжурии в 2021 году?

Гражданам России для въезда в Китай с целью туризма требуется виза (есть исключения).

Какую валюту взять с собой на отдых в Маньчжурию?

На отдыхе в Китае выгоднее всего расплачиваться местной валютой. Официальная валюта Китая — Китайский юань Жэньминьби. Обозначается как CNY.
Курс Китайского юаня Жэньминьби, установленный ЦБ РФ на сегодня, составляет 1 CNY = 11.57 RUR.
Возьмите с собой доллары или евро, а по приезде поменяйте их на местную валюту.

Какая разница во времени между Барнаулом и Маньчжурией?

Время в Маньчжурии сейчас — 03:20. Разница во времени с Барнаулом составляет +1 ч.

Российские туристы полюбили медицинский туризм в Китае

Туристы из России все чаще предпочитают медицинский туризм в Китае, сообщают представители местной туриндустрии.

Гостиницы Хайнаня приспосабливают под туристов из России

Турпоток из России на китайский остров Хайнань растет, в связи с чем местные отельеры стараются сделать все возможное для удовлетворения потребностей российских путешественников.

Хайнань готовит новые предложения для туристов

Популярный среди российских туристов китайский остров-курорт Хайнань готовит ряд предложений для путешественников, которые будут способствовать росту турпотока по направлению.

Туристу на заметку

Интересные факты о Китае

Интересные факты о Китае

Если о том, что Китай – крупнейшее по численности населения государство мира, а каждый пятый человек на планете китаец, знают все, то некоторые любопытные факта об этом огромной и необычной стране могут быть вас удивить.

Рождественские традиции разных стран мира

Рождественские традиции разных стран мира

Рождество среди христиан принято праздновать особенно благоговейно, так как этот праздник уже более 2 тысяч лет считается одним из важнейших событий года для верующих.

10 необычных мест для встречи Нового Года

10 необычных мест для встречи Нового Года

Опытных путешественников сегодня достаточно сложно удивить: туристическая индустрия предлагает разнообразные формы отдыха на все вкусы.

Читайте также: