Когда откроется садики в казахстане

Обновлено: 19.09.2024

Если школьное обучение у всех на слуху, со своими плюсами и минусами, то о том, что происходит за забором детского сада, общество практически не знает. Да и что там особо обсуждать: накормлен, под присмотром, что еще надо. С таким подходом к дошкольному образованию принципиально не согласна эксперт и председатель правления Института детства OYNA Гаухар Киикова.

Почему же пришло время понять, что дошкольное образование важно не меньше школьного?

Гаухар Киикова

Магистр искусств в области раннего детского развития (Миссурийский университет, США), докторант Высшей школы образования Назарбаев университета.

1. Почему надо менять подход к дошкольному образованию

Долгое время считалось, что настоящее серьезное обучение начинается с первого класса. А всё, что до школы – это лишь подготовительный этап. Но в последние годы произошел переворот в понимании важности раннего детского развития (с 0 до 8 лет). Появились исследования нейронауки о том, как развивается мозг, и как формируются когнитивные и другие навыки.

А еще возврат инвестиций, вложенных в детей в раннем возрасте, является самым высоким и составляет до $13 на каждый вложенный $1. За исследование на эту тему американский экономист Джеймс Хекман получил Нобелевскую премию. Навыки, полученные детьми в качественных садах, не исчезают с возрастом, а наоборот, влияют на лучшие достижения в учебе и в жизни, более высокую зарплату, более успешную карьеру, чем у тех детей, кто в сад не ходил.

Наконец, это понимание пришло и к нам. Правительство поставило в приоритет не только количественный охват дошкольным образованием, но и его качество.

2. Что должен давать в первую очередь детсад – знания или навыки?

Конечно, учителю удобно, когда в первом классе дети уже знают и буквы, и цифры. Но никто не принимает во внимание потребности самих малышей. А они точно не стремятся научиться писать и читать. Поэтому качественное дошкольное образование – не про полученные знания. И это еще одно ключевое различие между нашей страной и развитыми государствами. У нас же пока и педагоги, и родители считают, что цель – научить ребенка читать, писать и считать.

А ведь детство важно само по себе, без привязки к школе.

В этот период у детей происходит множество процессов: развитие мозга, когнитивных, социальных и коммуникативных навыков. Вот именно на это и надо обращать больше всего внимания. Для них важны теплые отношения со взрослыми, чувствовать себя в безопасности, быть полезными, делать собственный выбор, следовать своим интересам, выражать свое мнение (даже если оно не нравится) и делать это экологично, различать свои эмоции и выражать их безопасно для других. И самое главное – играть . Именно через игру дети учатся всему, это основная деятельность ребенка, а не бесцельно проведенное время, как считают многие.

3. С каким багажом ребенок должен выходить из детсада?

Большой вопрос, должен ли ребенок приходить в школу, уже умея писать и читать? Эксперты считают, что мы не имеем права предъявлять детям требования на входе в школу. Это противоречит концепции инклюзивного образования. Школа должна принимать всех детей и создавать условия для их обучения с учетом индивидуальных потребностей и особенностей. Казахстану еще очень далеко до этого. Многие частные школы сегодня отбирают детей по уровню знаний, но это тоже создает препятствия к равному доступу к образованию.

Мое мнение – нельзя каким-либо образом тестировать ребенка при поступлении ни в государственные, ни в частные школы. Мы так сильно давим на детей, заставляя их соответствовать требованиям взрослых, что совершенно не учитываем их собственные потребности. У всех детей возникает интерес к письму и чтению, но в разное время. Необходимо только подождать. При этом нужно сформировать богатую развивающую среду вокруг ребенка, предоставить ему возможность естественным образом прийти к чтению и письму. Как только взрослые перестают заставлять детей учиться – они сами к этому приходят, и с гораздо большим желанием.

4. Зачем нам новая модель дошкольного образования?

Затем, что необходимо изменить фундамент, на котором мы строим дальнейшее образование.

Я являюсь одним из разработчиков Модели развития дошкольного воспитания и обучения. В нем поднимаются важные вопросы и предлагается прописать современные методы и инструменты в работе с маленькими детьми.

К сожалению, тот документ, который рабочая группа отправила на согласование в госорганы, и то, что вышло в постановлении правительства – не одно и то же. Многое изменено и урезано. Но это уже вопрос бюрократии и доверия экспертам. В любом случае, то, что такой документ появился – это уже прорыв. Раньше мы даже не задумывались о тех подходах, что используем, и на чем они держатся.

5. Когда заработают эти изменения?

Главное, что важно держать в голове – эти изменения нам необходимы, но они долгосрочные, и результаты будут не сразу, а также то, что в центре этих изменений стоит ребенок и его интересы.

6. На какую модель дошкольного образования будет похожа наша?

Существует много разных моделей дошкольного образования: корейская, шведская, финская и другие. Но нельзя брать готовые модели и пытаться реализовать их в нашей стране. Это никогда не срабатывает. Подход должен быть другой: у нас есть своя история, культурные особенности, свой этнический состав – одним словом, наша страна не похожа ни на одну другую.

Самое верное – основываться на научных данных, защищать и уважать права ребенка, ставить его в центре изменений. И отсюда выстроится собственная система, которая будет хороша именно для Казахстана.

Если же говорить о примерах, то можно посмотреть на Новую Зеландию. Эта страна возрождает язык и культурные ценности коренных жителей – племени маори. Все это красной нитью проходит через их программу образования, но в то же время, не противоречит современным научным данным и показывает высокое качество.

Ольга Смирнова

Детские сады Алтайского края уже четыре месяца работают в формате дежурных групп. В родительских чатах периодически поднимается паника: по информации, якобы поступившей из комитета по образованию Барнаула, в полную мощь сады будут работать только с января. Сколько дежурных групп сейчас работает, как туда попасть и когда сады заработают в обычном режиме – в материале "Толка".

Докажи, что работаешь

Попасть в дежурную группу сложно, но можно – родительнице барнаульского дошколенка Анне удалось пристроить сына в сад со второго раза.

"Группы забиты, в них уже давно больше положенных 12 человек. Многим родителям надо работать, и заведующие с неохотой принимают новых детей. Нас приняли только со второго раза, пришлось ходить и доказывать, что я работаю и что моя деятельность разрешена", – прокомментировала читательница.

В других садах детей принимают без проблем.

"Нас взяли сразу, проблем не возникло. Принесла справку, что и я, и супруг работаем. Уже через пару дней отвела дочку в сад", – рассказала родительница барнаульского дошкольника.

Распоряжений нет

Как рассказали "Толку" в комитете по образованию Барнаула, пока что у них нет информации, как детские сады будут работать в дальнейшем.

Играть и ждать: педагог из Барнаула рассказала, когда ребенок готов к школе

Играть и ждать: педагог из Барнаула рассказала, когда ребенок готов к школе

До школы ребенка надо учить не читать и писать, а играть, находить компромиссы и ориентироваться во времени и пространстве

"Все будет зависеть от распоряжений правительства Алтайского края. Пока что никаких документов о том, что сады будут работать в полном объеме, нет. Поэтому продолжаем работу в формате дежурных групп", – прокомментировала Ирина Синенко, начальник отдела дошкольного образования комитета Барнаула.

Сейчас сады, по словам Ирины Синенко, рассчитывают свою работу на месяц вперед. Если в течение этой недели правительство не примет соответствующих распоряжений, август пройдет в том же формате.

На 27 июля в городе работают 87 детских садов, в них открыта 341 дежурная группа. Это число меняется постоянно, в основном в большую сторону. Каждое утро специалисты комитета проводят мониторинг обращений родителей и рекомендуют садам, в случае надобности, открывать новые группы.

Какие нужны справки

Чтобы ребенок попал в сад, родитель должен предоставить справку о том, что та деятельность, которой он занимается, разрешена на время эпидемии правительством Алтайского края.

Нехватки этих групп в данный момент нет, утверждает начальник отдела. Сейчас работа дошкольных учреждений ограничена, в том числе из-за летнего сезона – детей в это время года в сады традиционно ходит меньше. С августа, по словам специалиста, ситуация будет меняться: сады будут открываться после ремонта и количество групп вырастет.

Напомним, в конце марта детские сады Алтайского края ввели свободное посещение, а уже с 30 марта дошкольные учреждения перешли в режим дежурных групп. Тогда из 153 барнаульских садов открытыми остались 71. В них были созданы 72 дежурные группы.

По состоянию на 15 сентября по республике осуществляет деятельность 8291 детский сад. Из них 1860 являются государственными дошкольными образовательными учреждениями, а 6611 — негосударственными. Пока неизвестно, когда начнут работу государственные детские сады.


Министерство дошкольного образования сообщило, что с 15 октября родители могут встать в электронную очередь на приём ребёнка в детский сад. Во время пандемии электронный приём в дошкольные образовательные учреждения был приостановлен.

Направления выдаются в порядке электронной очереди

Родители, отправившие заявку на приём ребёнка в детский сад через Единый портал интерактивных государственных услуг, могут самостоятельно распечатать направление через принтер без посещения центра государственных услуг.

Если группа в дошкольном образовательном учреждении ещё не открылась, или родители желают оставить ребёнка дома в связи с эпидемиологической ситуацией, то родителям следует предоставить письменное уведомление о переводе ребёнка на дистанционное обучение. В данной ситуации место ребёнка в детском саду сохраняется, и оплата с родителей за этот период не взимается.

В министерстве предупредили, что в течение 15 дней требуется предоставить направление в ДОУ и оформить приём ребёнка. Направления, поступившие позже, чем через 15 дней, утрачивают свою силу.

Решение об открытии детских садов принимается местными советами

По словам руководителя министерства дошкольного образования Мавлюды Аскархужаевой, для начала работы дошкольных образовательных учреждений требуется разрешение районных и городских советов народных депутатов и службы благополучия и общественного здоровья.

«Министр разрешил открыть все детские сады. Но для открытия детских садов требуется заключение местных советов народных депутатов по регионам, поскольку ответственными за этот вопрос являются депутаты и местные хокимияты.

По этой причине, мы получим заключения всех районных и городских советов народных депутатов в разрезе областей. Если они разрешат открыть детские сады, то деятельность дошкольных образовательных учреждений по всей республике восстановится.

Следует подчеркнуть ещё один момент. Местные хокимияты обязаны обеспечить детские сады дезинфекционными средствами. Деятельность дошкольных образовательных учреждений, не обеспеченных этими средствами, не готовых к работе во время пандемии, а также, не имеющих отопительной системы, то есть, где в данный момент отсутствует возможность достаточно отапливать помещение — запрещена. Этот порядок касается только государственных детских садов, но не относится к дошкольным образовательным организациям" — говорит она.

Аскархужаева добавила, что министерство с 14 сентября разрешило деятельность подготовительных групп для детей 6−7 лет.

Ранее сообщалось, что в Узбекистане в более чем 900 детских садах имеется проблема с питьевой водой, а в условиях пандемии для деятельности детских садов в дошкольных образовательных учреждениях требуется резерв питьевой воды как минимум на 5 дней.

На состоявшейся 10 сентября, начальник управления МДО Умида Мухиддинова рассказала о том, что для деятельности детских садов в условиях пандемии разработаны нормы, согласно которым, у входа в ДОУ следует использовать хлорный коврик, но не устанавливать дезинфекционные тоннели.

Разные заявления, разные сроки…

До сего времени официальные лица несколько раз делали заявление о восстановлении деятельности детских садов. Устанавливались различные сроки об открытии дошкольных образовательных учреждений. Однако, в большинстве случаев, детские сады так и не заработали в названные сроки, а причины общественности не объяснили.

5 августа в Министерстве дошкольного образования сообщили о подготовке к восстановлению деятельности детских садов, но и на этот раз конкретную дату не назвали.

«В дошкольных образовательных учреждениях ведётся подготовка к восстановлению приостановленной деятельности по причине коронавирусной пандемии. Целью восстановления деятельности является возврат детей к нормальной бытовой жизни, играм и образовательному процессу, посредством обеспечения безопасной среды для работников и воспитанников.

Деятельность частных детских садов, открывшихся с 15 июня, но снова закрывшихся в связи с увеличением случаев заболевания коронавирусом по республике и усилением карантинных ограничений, — была восстановлена с 15 августа, но, дата открытия государственных детских садов пока остаётся неизвестной.

18 августа член штаба по борьбе с коронавирусом Рустам Икромов сообщил, что ведётся подготовка к открытию в ближайшие дни общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений. В том числе, Министерством дошкольного образования и Министерством народного образования совместно разработаны санитарные нормы, которые будут действовать в образовательных учреждениях. Данные нормы пройдут правовую экспертизу Министерства юстиции, станут обязательными для выполнения для всех, и после этого будет разрешена деятельность дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ.

На состоявшейся 10 сентября, министр дошкольного образования Агриппина Шин сообщила о том, что планируется постепенное открытие ДОУ, а для их открытия требуется согласие местных советов народных депутатов.

«С 14 сентября откроются в первую очередь старшие группы, то есть для детей 5−6 лет. Поскольку в этом возрасте дети уже понимают необходимость сохранения социальной дистанции и соблюдения санитарных правил.

Затем, с 1 октября мы планируем открытие групп для детей среднего возраста, а с ноября — младшего возраста, то есть 3-летних детей.

Группы с детьми младшего возраста пока не знают, что такое правила, и сохранить социальную дистанцию среди них очень трудно. Поэтому мы будем осуществлять открытие ДОУ постепенно" — сообщила Агриппина Шин на

Вместе с тем, сообщалось об открытии детских садов в областях с 14 сентября, но сроки открытия могут измениться в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране.

Министр пообещала, что до конца года охват детей дошкольным образованием будет доведён до 59,5 процентов.

Пандемия и детские сады

После официальной регистрации в Узбекистане первого больного, инфицированного коронавирусом, с 16 марта все образовательные учреждения республики, в том числе, детские сады, были закрыты, а воспитанники и работники ДОУ были отправлены на каникулы.

Для воспитанников детских садов были организованы дистанционные занятия по телевидению, а министр дошкольного образования призвала родителей проводить больше времени со своими детьми в период карантина.

По утверждению министра дошкольного образования Мавлуды Аскархужаевой, если с 12 октября начали деятельность группы детей среднего возраста (4−5 лет), то с ноября планируется начать приём групп детей младшего возраста (3−4 года).

В МДО сообщили, что по состоянию на 15 сентября в республике функционирует 8291 детский сад, 1860 из них являются государственными, а 6611 — негосударственными дошкольными образовательными учреждениями. Пока неизвестно, когда полностью откроются детские сады в ведении государства.


В Казахстане для открытия частного сада требуется лицензия. Приобретать здание в собственность также не нужно: достаточно арендовать помещение на длительный срок.

Но все же для открытия садика нужно соблюдать ряд правил, а именно:

Вам обязательно потребуется разрешение на размещение объекта. Оно представляет собой консультацию контролирующих органов о возможности открытия детского сада в указанных вами зданиях. В случае необходимости профессионалы дадут вам пояснения по действующим нормативно-правовым актам и иным вопросам. Вы значительно сэкономите, выбрав помещение, которое изначально подходит по всем параметрам.

Перечень документов, необходимых для работы дошкольной организации:

  • план помещения, в котором расположен садик;
  • комплект медкнижек работников;
  • журнал учета дезинфекционных средств;
  • программа производственного контроля.

Также нужно оформить формы предпринимательства в налоговых органах, получить разрешение в пожарной охране, акимате и еще ряда органов и ведомств. Детский сад как бизнес уже на начальном этапе обращает на себя внимания большого количества государственных органов.

Выбор места

Правильное месторасположение – одна из главных составляющих успешного развития дела. Не стоит открывать садик в районе, где уже есть свои детские сады. Создание клиентской базы будет не простым этапом. Ведь большинство родителей при выборе садика опирается на опыт своих знакомых, доверяет коллективам педагогов, которые прошли проверку годами. Поэтому первые 3-4 месяца количество подопечных будет 2-3 человека. Хорошо, если есть большой круг знакомых среди молодых мам – их дети могут стать вашими первыми клиентами. Важно, чтобы родители были убеждены, что пребывание в вашем саду это важная ступень в развитии ребенка и что малыш находится в полной безопасности.

Коллектив

Составляя бизнес план детского сада, будьте готовы к тому, что первые месяцы прибыли не будет. Будут убытки. Поэтому оптимизируйте расходы. Если есть возможность, берите на себя обязанности уборщицы, повара и педагога. Это очень сложно. Но нанять профессионалов логичнее тогда, когда начнется финансовая отдача.

Без педагога в детском саду никак не обойтись. Но важно не его присутствие, а профессионализм, полная отдача работе, талант. Родители, также как и дети, полюбят сад не за дорогие игрушки или уникальную мебель. А за атмосферу, которая создается людьми с огоньком в глазах. Выбирайте то направление, в котором вы найдете грамотных, увлеченных специалистов. Если есть сильные педагоги иностранных языков – делайте на этом акцент. Развита творческая направленность – расскажите об этом родителям.

Кроме этого требуется найти подрядчиков, которые будут ликвидировать твердые бытовые отходы, проводить дезинсекцию и дератизацию, стирать белье. Сотрудники также должны регулярно проходить медосмотры.

Частный сад – бизнес не для всех

Если мысли о детском саде как бизнесе посещают вас все чаще, то не сомневаетесь: на такие учреждения спрос есть. Многие родители отдают предпочтение частным садикам. Но этот бизнес потребует больших вложений, не только финансовых. И не ясно, чего потребуется больше: финансовых средств или моральных сил. Быстрых денег в этом бизнесе тоже не заработать. Сад начнет приносить доход минимум через год.

Открытие единичного садика не принесет большой прибыли. Сеть детских садов – другое дело. Но для начала нужно найти то, в чем вы сильны, уникальны, создать бренд и вложить существенные суммы.

Есть вариант как франчайзинг. У вас сразу будет узнаваемый бренд и поддержка. Но финансово это совсем не выгодно, да и творческим людям будет тесно в заранее очерченных рамках.

Большинство владельцев частных детских садов считает, что решение открыть детский сад должно идти от желания заниматься детьми, делать их жизнь интереснее и ярче. Если же идти в этот бизнес с целью заработка, то результатов ждать не стоит.

Так же рекомендуем

Бизнес идея: как открыть детский сад в Казахстане

Частный сад и документация В Казахстане для открытия частного сада требуется лицензия. Приобретать здание в со.

Что нужно для открытия детского сада

Важно учесть 1. При открытии частного детского сада необходимо руководствоваться правилами «Санитарно-эпидемио.

Мы собрали для Вас все детские организации города, чтобы Вам было удобно и легко подобрать лучшее для вашего ребенка!

Читайте также: