Открыт ли кош агачский район для туристов
Обновлено: 18.09.2024
Отдых в Кош-Агаче (республика Алтай) 2021-2022 - выбирайте и бронируйте отдых без посредников. На сайте подробное описание, цены, отзывы, фото, удобное бронирование.
Пожалуйста, выберите город или объект из списка!
Выберите даты заезда/выезда!
Кош-Агач (республика Алтай) отдых 2021-2022 без посредников
Где разместиться
Несмотря на огромный потенциал, туристская индустрия села развивается очень медленно, и вариантов размещения здесь не так уж много. В селе есть скромные гостиницы, где можно снять двухместный номер за 1000 рублей. В таком номере, как правило, раздельные кровати, есть обеденная зона и телевизор; душ и туалет – общие и находятся на этаже. Питание во многих гостиницах Кош-Агача не предоставляется, и пообедать вы сможете в ближайших недорогих кафе.
Номер с собственным санузлом и бытовыми приборами будет стоить около 2000 рублей в сутки. Но и в эту стоимость обычно не входит завтрак, но еду можно приготовить самостоятельно на общей кухне.
В Кош-Агаче есть и современные отели со свежим ремонтом, собственной сауной на территории и местом для пикника. Такой вариант подойдет путешественникам, которые привыкли отдыхать с комфортом. Стоимость номеров в подобных отелях превышает 3000 рублей в сутки. В номерах есть все необходимые бытовые приборы, собственная ванная комната, доступ в Интернет.
Планируя отдых на Алтае, выбирайте номера с видом на горы – вам обязательно понравится просыпаться в окружении Алтайских пейзажей.
Персонал многих отелей с удовольствием знакомит гостей с местными традициями и кухней, проводит экскурсии и этнографические концерты, а также организует туристический трансфер из аэропорта.
Экскурсии
Кош-Агачский район – самый крупный в Горном Алтае. Большую часть его занимает полупустыни и степи с редкими хвойными чащами в долинах горных рек. Но даже в этих безлюдных, бесконечно одиноких пустынных просторах вы найдете рукотворные достопримечательности – древние, таинственные и даже немного пугающие…
Другие интересные объекты в окрестностях села Кош-Агач:
- Тархатинский Мегалитический комплекс;
- Перевал Карагем;
- Урочище Уландрык;
- Урочище Елангаш.
Село Кош-Агач окружает заповедная зона, поэтому вам необходимо будет сделать пропуск. Также многие объекты находятся в пограничной зоне, так что, отправляясь на экскурсию, не забудьте взять с собой паспорт.
Куда сходить
В самом селе Кош-Агач мало развлечений для туристов. Главная местная достопримечательность – крупнейшая в стране солнечная электростанция, открытая здесь в 2014 году в присутствии Президента РФ.
Познакомится с местной культурой можно в фермерской усадьбе Баш-Чуя по адресу: ул. Президентская, 11. Гостеприимные хозяева с удовольствием познакомят вас с историей села, обычаями местных жителей, устроят настоящий этнографический концерт и даже угостят традиционными блюдами национальной кухни.
Жители села – преимущественно мусульмане. Но также в составе населения есть и православные верующие. Так в Кош-Агаче вы сможете посетить православный храм Петра и Павла по адресу Советская, 11Б и Мечети на улице Градостроительная, 7 и Советская, 82.
Как добраться
Второй способ попасть в Кош-Агач – на автобусе. Обратите внимание: автобусы из Горно-Алтайска ходят всего раз в неделю – по воскресеньям. Выезд осуществляется в 7:20, время в пути – 7 часов 40 минут. Билет на автобус до Кош-Агача стоит около 1500 рублей.
Как ни крути, самый удобный способ путешествия по Республике Алтай – на личном автомобиле. Горно-Алтайск и Кош-Агач связывает хорошая пряма дорога – Чуйский тракт, однако если вы планируете дальнейшие передвижения вглубь Кош-Агачского района, мы все же рекомендуем делать это только на внедорожнике.
Отдых в Кош-Агаче понравится активным путешественникам, которые не привыкли проводить время в отелях, а любят наслаждаться природой из окон автомобиля или на пешей прогулке. Если вы относитесь к этой категории туристов, то ждем вас в Кош-Агаче!
Я свой рассказ хочу начать с небольшого описания моего края, где я родилась и живу. Ведь именно своеобразие природы местности, в котором я живу, воспитывает такие черты характера как упорство, любовь к труду, выдержка и терпение. Не раз я слышала из уст своего деда, что именно географическое положение отличает мой район от всех остальных.
Кош-Агач – это самый отдаленный и высокогорный район нашей прекрасной Республики Алтай. Если взглянуть на географическую карту, то можно увидеть, что границы моего района пересекаются с Монголией, Китаем, Казахстаном и Республикой Тыва. Кош-Агач – это дом, где дружной семьей живут алтайцы, русские, казахи, а так же представители других национальностей. Не зря написал о Кош-Агаче алтайский поэт Паслей Самык следующие строки:
В Кош -Агачских степях
Злые ветры свистят.
Там белки, как клинки,
В синей дали, блестят.
Там на землях песчаных
Отары пасет
Богатырский (а значит, и добрый)
Народ.
Не лесами ты славен,
Степь – суха и пуста.
Вся – в народе,
Вся – в людях
Твоя красота.
Мой район по-своему неповторим и своеобразен. Суровый климат, неприступные горы, быстрые реки, голубое светлое небо – вот главная особенность моего района, которую мы должны беречь и охранять. Необходимо отметить, что климатические условия в нашем районе не позволяют выращивать овощи, и даже цветы. Я считаю, что, не смотря на суровость природы, у меня иной Родины нет и не будет.
Я думаю, что для нашей многодетной семьи это большое подспорье. Ведь коммерсанты продают ведро картофеля за 200 рублей, килограмм моркови по 50 рублей, а живые цветы стоят очень больших денег. И мы всей семьей решили в следующем году посадить цветы, чтобы моя сестренка пошла в первый раз, в первый класс с огромным букетом цветов из собственной грядки.
Рекомендации:
Родины себе не выбираем,
Имени себе не даем,
Землю, где родились и живем,
С детства называем отчим краем.
Ф. Васильев
Я свой рассказ хочу начать с небольшого описания моего края, где я родилась и живу. Ведь именно своеобразие природы местности, в котором я живу, воспитывает такие черты характера как упорство, любовь к труду, выдержка и терпение. Не раз я слышала из уст своего деда, что именно географическое положение отличает мой район от всех остальных.
Кош-Агач – это самый отдаленный и высокогорный район нашей прекрасной Республики Алтай. Если взглянуть на географическую карту, то можно увидеть, что границы моего района пересекаются с Монголией, Китаем, Казахстаном и Республикой Тыва. Кош-Агач – это дом, где дружной семьей живут алтайцы, русские, казахи, а так же представители других национальностей. Не зря написал о Кош-Агаче алтайский поэт Паслей Самык следующие строки:
В Кош -Агачских степях
Злые ветры свистят.
Там белки, как клинки,
В синей дали, блестят.
Там на землях песчаных
Отары пасет
Богатырский (а значит, и добрый)
Народ.
Не лесами ты славен,
Степь – суха и пуста.
Вся – в народе,
Вся – в людях
Твоя красота.
Мой район по-своему неповторим и своеобразен. Суровый климат, неприступные горы, быстрые реки, голубое светлое небо – вот главная особенность моего района, которую мы должны беречь и охранять. Необходимо отметить, что климатические условия в нашем районе не позволяют выращивать овощи, и даже цветы. Я считаю, что, не смотря на суровость природы, у меня иной Родины нет и не будет.
Я думаю, что для нашей многодетной семьи это большое подспорье. Ведь коммерсанты продают ведро картофеля за 200 рублей, килограмм моркови по 50 рублей, а живые цветы стоят очень больших денег. И мы всей семьей решили в следующем году посадить цветы, чтобы моя сестренка пошла в первый раз, в первый класс с огромным букетом цветов из собственной грядки.
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ларина Елена Игоревна, Наумова Ольга Борисовна
Елена Ларина, Ольга Наумова
Ключевые слова: адаптация, внутригрупповые связи, Кош-Агачский район Республики Алтай, миграционное поведение, миграция в Казахстан, оралманы, реэмиграция, российские казахи, этническое самосознание
Елена Игоревна Ларина, доцент кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Москва.
Ольга Борисовна Наумова, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, Москва.
* Статья написана при поддержке РГНФ, гранты № 06-01-00134а и № 06-01 -18026е.
гический дискомфорт, чувство незащищённости, снижение социального статуса.
Полевые исследования в Астраханской, Оренбургской, Самарской, Саратовской областях — в местах компактного расселения казахов по казахстанско-российской границе — давали любопытный материал по миграционному поведению казахов. В целом миграционная картина по регионам различается не очень сильно, выделяется только неординарное поведение кош-агачских казахов. Патриотический романтизм и жизненный прагматизм лежат в основе как их переселения в Казахстан, так и возвращения в Россию, что, возможно, отличает их от всех прочих групп оралманов.
По переписи 2002 года, в Республике Алтай насчитывается 12,1 тыс. казахов, подавляющее большинство которых проживают в изолированном и труднодоступном Кош-Агачском районе. Район занимает Чуйскую степь, попасть в которую можно по единственной дороге — Чуйскому тракту. От районного центра пос. Кош-Агач до ближайшего города Горно-Алтайска 560 км. Казахи переселились в эти места в последней трети XIX века из Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области (ныне Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан) по причине нехватки пастбищ1. Принадлежат
они к Среднему жузу, в основном к родовым подразделениям саргал-дак и самой племени наймам, есть некоторое число казахов-уаков и др. Соседи казахов в Кош-Агачском районе — тюрки-алтайцы; русских очень немного (по переписи 1989 года, в районе было: 58 % казахов, 39 % алтайцев и 4 % русских2). Мы работали в посёлках с казахским и казахско-алтайским населением; это Кош-Агач, Жана-Аул, Джазатор, Тобелер, Теленгит-Сортогой, Чаган-Узун.
Когда началась миграция, президиум курултая, состоявший из нескольких авторитетных пожилых мужчин, обсуждал создавшееся
Однако собирание группы в Казахстане стало происходить стихийно. Приведём отрывок из интервью Сабыра Солтонова, прожившего в Казахстане с 1991 по 2000 год: «В 1991 году я работал в редакции, жена — в селъхозуправлении. В один прекрасный день меня вызывает отец. Осенью 1991 года, в сентябре. Он на стоянке, чабанит. И говорит: “Мы поедем в Казахстан ”. До этого мой младший брат уехал, там родственники со стороны его жены. Он летом 1991 года уехал. “Давай, поехали в Казахстан. Там неплохо живётся, — отец говорит. — Посмотрим, что за Казахстан ”. Мы-то с женой видели, Семипалатинск, Алматы видели, другие города. А в основном [казахи из Кош-Агача] уезжали в северный Казахстан — Кокчетавская область, в район Астаны — этого не видели. Поехали, это — в Ермента-уском районе, неподалёку от Астаны, совхоз ТУТУ, отделение Жалбаши.
Он (младший брат. — Е. Л., О. Н.) работал тогда заведующим фермой. И мы поехали, отец посмотрел — можно скот держать, и начал уговаривать: ну хоть не в отделении, так в соседнем совхозе. Мы поехали, посмотрели, чисто случайно попали в совхоз ‘Новодолинка ”. Там живут 99 процентов немцев. Акмолинская область, 100 км от Астаны. Мы посмотрели, посёлок хороший. Мы ездили по многим сёлам, городам. Этот посёлок ближе был к тому месту, где остановились мои родители: 50 км. Мы там купили дом, договорились. А потом ещё на машине покатались по Казахстану — в Кокчетавскую область и др. Место искали. Но всё равно вернулись в Новодолинку.
Там немцы ещё жили, и только-только начали переезжать [в Германию]. Когда мы переехали уже были дома на продажу. И цены были умеренные. Купили дома. Вместе переехали: мой друг из Кош-Агача, вместе учились в Барнауле в электротехническом техникуме, с женой, я с женой и сестра друга с мужем. Вот три семьи приехали где-то в начале декабря 1991 года.
Сначала отец в отделении работал, а потом через год-полтора они все переехали в Новодолинку, где мы жили. Сначала нас три семьи было, потом мои родственники, родственники жены, друзья к нам в гости приехали. Дома на продажу были. И уже в феврале—марте 1992 года постепенно стали переезжать люди из Кош-Агача, и кош-агачские и другие алтайские казахи из других областей Казахстана, которые раньше переехали, начали приезжать в Новодолинку, покупать дома. И это всё продолжалось, немцы уезжали, а казахи приезжали, все хорошо устроились. Жена устроилась диспетчером, а я как строитель, сначала в столярке, а потом мастером.
Всего в двух соседних посёлках собралось около 300 семей кош-агачцев — и стала воспроизводиться кош-агачская жизнь в её прежних родственных и соседских связях. Были и другие центры притяжения для кош-агачцев в Казахстане, но не такие крупные. Так, в селе Зерен-да Кокчетавской области собралось 15—16 семей из Кош-Агача. Восстановление хотя бы частичного единства кош-агачцы принимали с эмоциональным подъёмом, настолько ценно было для них ощущение общности. Тот же Солтонов говорил нам: «Когда в деревню переезжа-
Многие получили работу в соответствии со своими профессиональными навыками. Списокдолжностей, на которых работали кош-агачцы в Казахстане, включает зоотехника, ветврача, тракториста, строителя, диспетчера, директора школы, учителей казахского языка и литературы, истории, химии и др., бухгалтера банка и проч.
Не могли не отметить кош-агачские казахи и большой разницы в интенсивности родственных и соседских связей в Казахстане и у себя
деловой хваткой, что помогает им занимать более высокие должности, быстрее продвигаться по служебной лестнице и т. п. Например, чтобы в то время открыть магазин и создать успешное крестьянское хозяйство, как это сделал Сабыр Солтонов, надо было обладать определёнными деловыми качествами. Большинство крестьянских хозяйств в условиях Казахстана 1997—2000 годов разорялось, не просуществовав и одного-двух лет14. Супруги из Жана-Аула, не побоявшись проработать чабанами, организовали собственное семейное предприятие и даже нанимали рабочих. Разумеется, уже для того, чтобы сняться с насиженного места и переехать в другую страну, надо быть решительным, мобильным, активным. Скорее всего, именно такие люди и покидали Кош-Агач.
Близко общаясь с местными казахами, кош-агачцы осознавали некоторые этнокультурные особенности своей группы. Например, в Кош-Агаче почти не делают бешбармак — мясо с тонко раскатанными лепешками; казахстанских казахов это приводило в недоумение: как можно есть одно мясо? Однако самое главное отличие, которое увидели кош-агачцы, заключалось не в наличии или отсутствии тех
перед соседями и родственниками, а информация о том, кто сколько потратил на свадьбу, похороны и т. п., каковы были подарки той и другой стороны, быстро становится известной всем.
Поселившись в Казахстане, кош-агачцы не прерывали связи с теми, кто не уехал из Кош-Агача. У всех оставались в России родственники: у кого-то семьи братьев или сестёр, у кого-то родители. Почти все рассказывали, что очень часто приезжали в гости в Кош-Агач. Семья из Жана-Аула, например, каждый год с пятью детьми ездила к оставшимся в России родным. Так же каждый год ездили в Кош-Агач братья Солтоновы. Одна из наших собеседниц, пока не устроилась на работу, а искала она её два года, большую часть времени проводила на родине, в Джазаторе. Помимо того, что все регулярно ездили навещать родственников, были и незапланированные поездки, в частности на свадьбы и похороны; посещать последние и выражать соболезнования родным умершего все кош-агачцы считают своим долгом. Таким образом, кош-агачская общность, даже потеряв территориальное единство, сохраняла общее информационное пространство — тесные связи между географически удалёнными группами. Все уехавшие знали, что делается в Кош-Агаче, а оставшиеся — кто как устроился в Казахстане.
После отъезда части кош-агачцев — а по приблизительным подсчетам за 1990-е уехало около 2/3 казахского населения16 — ситуация в Кош-Агаче стала налаживаться. Улучшились жилищные условия оставшихся, так как отъезжающие продавали своё жильё и цены на него падали. Из-за оттока людей трудоспособного возраста уменьшилась, а потом практически исчезла безработица. Как и в стране в целом, постепенно поднималась экономика района. Всё это знали кош-агач-ские мигранты, и те из них, кто резко не принял жизнь в Казахстане, стали переезжать обратно.
Вот как сами кош-агачцы представляли себе причины своей реэмиграции: «Ив 1994 году начался обратный отток. Прежде всего, оставшиеся здесь родственники звали назад. У нас примерно 60 процентов родственников переехало, а остальные здесь оставались. Каждый год приезжали к ним в гости, не только в гости, но, если умер кто из родственников, на похороны обязательно.
А первый отток начался уже через два-три года. Некоторые вообще год пожили. Увидели, там — бураны, мы вообще к этому не привык-
ли. Летом жара. Мы тоже к этому не привыкли. Как говорят, у нас в Кош-Агаче два месяца чуть-чуть холодно, а остальные — очень холодно.
Сам факт массового отъезда и возвращения стал важным, запоминающимся событием в истории кош-агачской группы, усилил и обогатил историческую составляющую их самосознания. Вполне возможно, что через несколько лет эти события станут основой для об-щекош-агачских фольклорных традиций.
Мигранты жили и работали во многих областях Казахстана, видели многие казахстанские города, в том числе и крупные. Уже отмечалось, что жившие в Новодолинке и Павловке после расформирования совхоза работали на стройке в Астане. Круг общения сильно расширился: мигранты имели дело не только с казахами, но и с русскими, немцами, людьми других национальностей, самых разных социальных слоев и профессий. Расширение кругозора не только позволило кош-агачским казахам осознать своё место в более широкой этнографической системе, но и разорвало их былую замкнутость и изолированность. Особенно это видно по детям мигрантов. Дети вернувшихся ориентированы на получение высшего образования за пределами Республики Алтай (причём не только в Барнауле, Новосибирске или Томске, но и в столичных вузах Казахстана). Эти молодые люди, проведшие своё детство в Казахстане, менее привязаны к Кош-Агачу и часто видят своё будущее за его пределами.
сещения Аганы, как правило, открывается дар целительства, некоторые из них начинают заниматься знахарской практикой.
Эмиграция и реэмиграция казахов Кош-Агача имели ощутимые и неоднозначные последствия для их этнографической группы. Они несомненно способствовали более чёткому осознанию ими своего места среди казахов вообще как казахов именно российских, алтайских, кош-агачских, сделали более глубоким, наполненным их этническое самосознание. История исхода и возвращения продемонстрировала большую жизнеспособность группы: внутригрупповые связи кош-агач-цев оказались настолько сильны, что смогли пересилить географическую разобщённость эмигрантов, притяжение новых контактов, экономические выгоды проживания в Казахстане.
1 См.: Коновалов А. В. Казахи Южного Алтая (Проблемы формирования этнической группы). Алма-Ата, 1986.
4 Панорама культурной жизни. С. 14.
6 См.: Ларина Е., Наумова О. Миграции казахов в западной части российско-ка-захстанского пограничья // Вестник Евразии, 2006. № 4. С. 32—47.
7 Коновалов А. В. Указ. соч. С. 5.
8 О причинах и проявлениях кризиса на селе в Казахстане в 1990-е годы см.: Наумова О. Б. Сагнаева С. К. Антропология постсоветских изменений в сельском Казахстане: жизнь в условиях кризиса // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. 5. М., 2006. С. 235-251.
9 Сакман — группа маток с ягнятами одного возраста, находящаяся в период расплода на попечении одного лица. Здесь — период расплода маток.
10 Джаиляу — летовка, летнее пастбище.
11 Кстау — зимовка, зимнее пастбище.
12 Коновалов А. В. Указ. соч. С. 135. Подробнее см.: Болотов Ж. О местных особенностях в языке кош-агачских казахов // Вопросы истории и диалектологии казахского языка. Алма-Ата, 1962. Вып. 4. С. 53—103 (на каз. яз.)
13 См.: Наумова О. Б. Казахская диаспора в России: этническое самосознание и миграционное поведение // Этнографическое обозрение, 2000. № 3.
14 Наумова О. Б., Сагнаева С. К. Указ. соч. С. 237.
15 В основе большинства праздничных расходов — доступность кредитов и лёгкость в их получении. Кош-агачцев как будто не заботит необходимость их возвращения, которая становится проблематичной из-за ограниченности возможностей трудоустройства и получения постоянных заработков. Есть небезопасный, но всем известный и практикуемый способ — угон скота и сдача его на мясокомбинат в соседней Туве.
16 В 1991 — 1992 годах из Кош-Агача выехала пятая часть местных казахов, а всего за 1990-е уехало более 60 %. В 1989 году перепись зафиксировала в Республике Алтай 10 692 казаха, в 2001 году — около 4 тыс. (Панорама культурной жизни. С. 34).
18 Марказ — араб, центр. Так называется учебный центр джамаата Таблиг в Алматы.
В 1922 году была образована Ойротская автономная область, которую первоначально входило 24 волости, число которых вскоре сократилось, а сами они в 1924 году были переименованы в аймаки, одним из которых был Кош-Агачский. Первоначально аймак включал 4 сельсовета: Курайский, Киргизский, Кокоринский, Ялангашский. В 1926 году Киргизский с/с был переименован в Казакский. К 1930 году число сельсоветов возросло до 6 — появились Чаган-Узунский и Чибитский с/с. К 1932 году были образованы Кош-Агачский и Джазаторский с/с, упразднён Ялангашский с/с. В 1954 году был упразднён Кокоринский с/с, однако вскоре он был восстановлен. В 1957 году из состава Чибитского с/с был выделен Акташский поселковый совет.
1 февраля 1963 года Кош-Агачский аймак был преобразован в сельский район (с 1965 — район). В 1968 году Чибитский с/с и Акташский п/с были переданы в Улаганский район. В 1976 году образован Мухор-Тархатинский с/с, в 1979 — Бельтирский, в 1984 — Тобелерский. К 1985 году число сельсоветов выросло до 9 (Бельтирский, Джазаторский, Казахский, Кокоринский, Кош-Агачский, Курайский, Мухор-Тархатинский, Тобелерский и Чаган-Узунский). В 1989 году был образован Ортолыкский с/с, а в 1991 — Теленгит-Сортогойский с/с.
В 1995 году сельсоветы были преобразованы в сельские администрации. В 2001 году была образована Ташантинская с/а. В 2005 году сельские администрации были преобразованы в сельские поселения [3] .
Численность населения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1897 [4] | 1916 [4] | 1920 [4] | 1926 [4] | 1933 [4] | 1939 [4] | 1959 [5] | 1970 [4] | 1979 [4] |
2337 | ↘ 2039 | ↗ 5149 | ↗ 5940 | ↗ 6864 | ↗ 9849 | ↗ 11 944 | ↗ 12 400 | ↗ 14 250 |
1989 [4] | 2002 [6] | 2003 [7] | 2004 [7] | 2005 [8] | 2006 [8] | 2007 [8] | 2008 [9] | 2009 [10] |
↗ 16 422 | ↗ 17 353 | ↘ 17 258 | ↗ 17 397 | ↗ 17 700 | ↗ 17 900 | ↗ 18 100 | ↗ 18 551 | ↗ 18 924 |
2010 [11] | 2011 [9] | 2012 [12] | 2013 [13] | 2014 [14] | 2015 [15] | 2016 [16] | 2017 [17] | 2018 [18] |
↘ 18 263 | → 18 263 | → 18 263 | ↗ 18 318 | ↗ 18 599 | ↗ 18 765 | ↗ 18 814 | ↗ 19 025 | ↗ 19 188 |
2019 [19] | 2020 [20] | 2021 [2] | ||||||
↗ 19 308 | ↗ 19 616 | ↗ 19 906 |
Согласно прогнозу Минэкономразвития России, численность населения будет составлять [21] :
Коренными жителями района являются алтайцы-теленгиты, казахи, также проживают русские и другие национальности. Компактно проживают казахи, переселившиеся сюда в конце XIX — начале XX веков. Они составляют большинство населения (54,4 % по результатам переписи населения 2010 г.), доля алтайцев составила 41,3 %, русских — 3,3 % [22] .
Национальный состав Кош-Агачского района по переписи 1939 г. [23]
район (населенный пункт)
В Кош-Агачском районе 16 населённых пунктов в составе 12 сельских поселений:
№ | Сельские поселения | Административный центр | Количество населённых пунктов | Население | Площадь, км² |
---|---|---|---|---|---|
1 | Бельтирское сельское поселение | село Новый Бельтир | 2 | ↗ 1375 [2] | 3266,00 [1] |
2 | Джазаторское сельское поселение | село Беляши | 2 | ↗ 1357 [2] | 6664,00 [1] |
3 | Казахское сельское поселение | село Жана-Аул | 2 | ↗ 741 [2] | 802,00 [1] |
4 | Кокоринское сельское поселение | село Кокоря | 1 | ↘ 924 [2] | 2228,00 [1] |
5 | Кош-Агачское сельское поселение | село Кош-Агач | 1 | ↗ 10 297 [2] | 40,63 [1] |
6 | Курайское сельское поселение | село Курай | 2 | ↗ 1319 [2] | 1936,00 [1] |
7 | Мухор-Тархатинское сельское поселение | село Мухор-Тархата | 1 | ↘ 755 [2] | 1584,00 [1] |
8 | Ортолыкское сельское поселение | село Ортолык | 1 | ↗ 643 [2] | 628,00 [1] |
9 | Ташантинское сельское поселение | село Ташанта | 1 | ↗ 565 [2] | 354,00 [1] |
10 | Теленгит-Сортогойское сельское поселение | село Теленгит-Сортогой | 1 | ↗ 641 [2] | 454,00 [1] |
11 | Тобелерское сельское поселение | село Тобелер | 1 | ↘ 875 [2] | 1264,00 [1] |
12 | Чаган-Узунское сельское поселение | село Чаган-Узун | 1 | ↗ 414 [2] | 631,00 [1] |
Список населённых пунктов района | ||||
---|---|---|---|---|
№ | Населённый пункт | Тип | Население | Муниципальное образование |
1 | Актал | село | ↘ 3 [40] | Казахское сельское поселение |
2 | Аркыт | село | ↘ 62 [40] | Джазаторское сельское поселение |
3 | Бельтир | село | ↘ 77 [40] | Бельтирское сельское поселение |
4 | Беляши | село | ↘ 1292 [40] | Джазаторское сельское поселение |
5 | Жана-Аул | село | ↘ 796 [40] | Казахское сельское поселение |
6 | Кокоря | село | ↘ 924 [2] | Кокоринское сельское поселение |
7 | Кош-Агач | село, административный центр | ↗ 10 297 [2] | Кош-Агачское сельское поселение |
8 | Курай | село | ↘ 427 [40] | Курайское сельское поселение |
9 | Кызыл-Таш | село | ↗ 785 [40] | Курайское сельское поселение |
10 | Мухор-Тархата | село | ↘ 755 [2] | Мухор-Тархатинское сельское поселение |
11 | Новый Бельтир | село | ↗ 1248 [40] | Бельтирское сельское поселение |
12 | Ортолык | село | ↗ 643 [2] | Ортолыкское сельское поселение |
13 | Ташанта | село | ↗ 565 [2] | Ташантинское сельское поселение |
14 | Теленгит-Сортогой | село | ↗ 641 [2] | Теленгит-Сортогойское сельское поселение |
15 | Тобелер | село | ↘ 875 [2] | Тобелерское сельское поселение |
16 | Чаган-Узун | село | ↗ 414 [2] | Чаган-Узунское сельское поселение |
Основные виды экономики: мясное скотоводство, козоводство, овцеводство, коневодство, пантовое оленеводство, добыча вольфрамо-молибденовой руды.
4 сентября 2014 года вблизи села Кош-Агач открыта первая в России сетевая солнечная электростанция, мощностью 5 МВт. Команду на её запуск по телемосту дал Президент РФ В.В.Путин. Новая электростанция стала первым собственным объектом электрогенерации в Республике Алтай. Она обеспечивает стабильное электроснабжение более 1000 домохозяйств. Её площадь составляет 13 Га.
Село Кош-Агач расположено на юго-востоке Алтайского края и является административным центром одноименного района. В этой местности довольно суровый климат, поэтому здесь можно встретить не так много туристов. Особый интерес Кош-Агачский район вызывает у историков, археологов и любителей природы. Для почитателей Будды этот регион считается священным местом силы.
Описание Кош-Агачского района
Местность, расположенная близ села Кош-Агач, имеет разнообразный и интересный ландшафт. Основная часть региона – это полупустыня, раскинувшаяся среди заснеженных вершин, высота которых составляет около 2000 метров над уровнем моря. Разнообразие природных ресурсов Алтайского края впечатляет. Здесь можно увидеть степную зону, тундру, а также хвойные леса, которые находятся около реки Джазатор. В лесных массивах чаще всего встречаются такие деревья, как кедр, лиственница и ель.
Зимний период здесь очень долгий, холода могут держаться до 7 месяцев, и это совсем не удивительно, ведь самый суровый климат края именно в районе Кош-Агач. Республика Алтай – один из самых холодных регионов Сибири, есть места, где сохранена вечная мерзлота. Очень ощутим перепад температур, в течение суток показатели термометра могут существенно изменяться.
Описание села
История поселения насчитывает более 200 лет. Кош-Агач основан русскими купцами в 1801 г. Это место было торговым центром на юге Горного Алтая. Монголия до конца 1880-х годов относилась к Китайской империи и являлась торговым партнером Кош-Агачских купцов.
Селение находится на возвышенной местности, высота составляет примерно 2000 метров над уровнем моря. Здесь же протекает река Чуя, на берегах которой стоит Кош-Агач. От главного административного центра Алтайского Края – Барнаула - село удалено на 438 км, а вот до границы Монголии расстояние не более 50 км. Основное население этого региона – алтайцы и казахи. Русских в селе практически нет.
В 2003 году в этих местах произошло землетрясение, а сам поселок был в эпицентре стихии. В ходе природного катаклизма были разрушены некоторые дома.
Район находится в приграничной зоне, поэтому, чтобы посетить плато Укок, нужно получить разрешение в погранслужбе, отделение которой находится в селе.
В поселке имеется ряд социальных объектов: рынок, магазины, ДК, АЗС, кафе и гостиницы. Кош-Агач до начала 90-х годов имел свой собственный, небольшой аэродром, на который прибывали самолеты из Барнаула. В 2003 году в селе началось строительство целого микрорайона коттеджей. В 2014 году в этой местности была запущена солнечная электростанция – первая в стране.
Плато Укок и прочие достопримечательности района
Несмотря на то что в поселке туристическая инфраструктура не развита, эти места притягивают к себе многочисленные группы иностранных и русских путешественников. Особый интерес вызывает уникальная природа и плато Укок. В Кош-Агачском районе действительно есть на что посмотреть:
- Река Чуя с многочисленными порогами.
- Шавленские озера.
- Актру – нетронутые ледники.
- Голубое озеро.
Также туристы могут посетить один из двух музеев, которые находятся в соседних селениях: Кокоря и Жана-Аул.
Самой главной и значимой достопримечательностью этих мест является плато Укок, которое относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Плато расположилось на возвышенности среди горных массивов, на высоте 2000-2500 метров над уровнем моря. Несколько десятков рек пересекают его. Добираться сюда крайне сложно. Горные перевалы труднодоступные, и воспользоваться ими можно на протяжении нескольких месяцев. Но те туристы, которые проявят настойчивость, получат незабываемые впечатления. Им откроются:
- нетронутая человеком природа;
- чистейшие озера;
- разнообразие краснокнижных животных и птиц;
- свидетельства обитания в здешних местах древней цивилизации (наскальная живопись).
На плато было найдено множество исторических артефактов и архитектурных памятников. Могильник Ак-Алаха-3 наиболее известный объект. Здесь в начале 90-х годов была обнаружена мумия алтайской принцессы, возраст которой насчитывает больше 2500 лет.
Где переночевать в Кош-Агач?
В гостинице есть номера:
- полулюкс – 3;
- четырехместный – 2;
- двухместный – 8;
- шестиместный – 1.
Свой автомобиль можно припарковать рядом с отелем совершенно бесплатно. В общем холле заведения размещен телевизор. На этаже имеются санузел и душ. На специально оборудованной кухне посетители могут готовить еду самостоятельно. В гостинице работает сауна, есть возможность попользоваться утюгом. В качестве развлечения – бильярд.
Читайте также: