Открыт ли кош агачский район для туристов

Обновлено: 18.09.2024

Отдых в Кош-Агаче (республика Алтай) 2021-2022 - выбирайте и бронируйте отдых без посредников. На сайте подробное описание, цены, отзывы, фото, удобное бронирование.

Пожалуйста, выберите город или объект из списка!

Выберите даты заезда/выезда!

Кош-Агач (республика Алтай) отдых 2021-2022 без посредников

Где разместиться

Несмотря на огромный потенциал, туристская индустрия села развивается очень медленно, и вариантов размещения здесь не так уж много. В селе есть скромные гостиницы, где можно снять двухместный номер за 1000 рублей. В таком номере, как правило, раздельные кровати, есть обеденная зона и телевизор; душ и туалет – общие и находятся на этаже. Питание во многих гостиницах Кош-Агача не предоставляется, и пообедать вы сможете в ближайших недорогих кафе.

Номер с собственным санузлом и бытовыми приборами будет стоить около 2000 рублей в сутки. Но и в эту стоимость обычно не входит завтрак, но еду можно приготовить самостоятельно на общей кухне.

В Кош-Агаче есть и современные отели со свежим ремонтом, собственной сауной на территории и местом для пикника. Такой вариант подойдет путешественникам, которые привыкли отдыхать с комфортом. Стоимость номеров в подобных отелях превышает 3000 рублей в сутки. В номерах есть все необходимые бытовые приборы, собственная ванная комната, доступ в Интернет.

Планируя отдых на Алтае, выбирайте номера с видом на горы – вам обязательно понравится просыпаться в окружении Алтайских пейзажей.

Персонал многих отелей с удовольствием знакомит гостей с местными традициями и кухней, проводит экскурсии и этнографические концерты, а также организует туристический трансфер из аэропорта.

Экскурсии

Кош-Агачский район – самый крупный в Горном Алтае. Большую часть его занимает полупустыни и степи с редкими хвойными чащами в долинах горных рек. Но даже в этих безлюдных, бесконечно одиноких пустынных просторах вы найдете рукотворные достопримечательности – древние, таинственные и даже немного пугающие…

Другие интересные объекты в окрестностях села Кош-Агач:

  • Тархатинский Мегалитический комплекс;
  • Перевал Карагем;
  • Урочище Уландрык;
  • Урочище Елангаш.

Село Кош-Агач окружает заповедная зона, поэтому вам необходимо будет сделать пропуск. Также многие объекты находятся в пограничной зоне, так что, отправляясь на экскурсию, не забудьте взять с собой паспорт.

Куда сходить

В самом селе Кош-Агач мало развлечений для туристов. Главная местная достопримечательность – крупнейшая в стране солнечная электростанция, открытая здесь в 2014 году в присутствии Президента РФ.

Познакомится с местной культурой можно в фермерской усадьбе Баш-Чуя по адресу: ул. Президентская, 11. Гостеприимные хозяева с удовольствием познакомят вас с историей села, обычаями местных жителей, устроят настоящий этнографический концерт и даже угостят традиционными блюдами национальной кухни.

Жители села – преимущественно мусульмане. Но также в составе населения есть и православные верующие. Так в Кош-Агаче вы сможете посетить православный храм Петра и Павла по адресу Советская, 11Б и Мечети на улице Градостроительная, 7 и Советская, 82.

Как добраться

Второй способ попасть в Кош-Агач – на автобусе. Обратите внимание: автобусы из Горно-Алтайска ходят всего раз в неделю – по воскресеньям. Выезд осуществляется в 7:20, время в пути – 7 часов 40 минут. Билет на автобус до Кош-Агача стоит около 1500 рублей.

Как ни крути, самый удобный способ путешествия по Республике Алтай – на личном автомобиле. Горно-Алтайск и Кош-Агач связывает хорошая пряма дорога – Чуйский тракт, однако если вы планируете дальнейшие передвижения вглубь Кош-Агачского района, мы все же рекомендуем делать это только на внедорожнике.

Отдых в Кош-Агаче понравится активным путешественникам, которые не привыкли проводить время в отелях, а любят наслаждаться природой из окон автомобиля или на пешей прогулке. Если вы относитесь к этой категории туристов, то ждем вас в Кош-Агаче!

Я свой рассказ хочу начать с небольшого описания моего края, где я родилась и живу. Ведь именно своеобразие природы местности, в котором я живу, воспитывает такие черты характера как упорство, любовь к труду, выдержка и терпение. Не раз я слышала из уст своего деда, что именно географическое положение отличает мой район от всех остальных.

Кош-Агач – это самый отдаленный и высокогорный район нашей прекрасной Республики Алтай. Если взглянуть на географическую карту, то можно увидеть, что границы моего района пересекаются с Монголией, Китаем, Казахстаном и Республикой Тыва. Кош-Агач – это дом, где дружной семьей живут алтайцы, русские, казахи, а так же представители других национальностей. Не зря написал о Кош-Агаче алтайский поэт Паслей Самык следующие строки:

В Кош -Агачских степях
Злые ветры свистят.
Там белки, как клинки,
В синей дали, блестят.
Там на землях песчаных
Отары пасет
Богатырский (а значит, и добрый)
Народ.
Не лесами ты славен,
Степь – суха и пуста.
Вся – в народе,
Вся – в людях
Твоя красота.

Мой район по-своему неповторим и своеобразен. Суровый климат, неприступные горы, быстрые реки, голубое светлое небо – вот главная особенность моего района, которую мы должны беречь и охранять. Необходимо отметить, что климатические условия в нашем районе не позволяют выращивать овощи, и даже цветы. Я считаю, что, не смотря на суровость природы, у меня иной Родины нет и не будет.

Я думаю, что для нашей многодетной семьи это большое подспорье. Ведь коммерсанты продают ведро картофеля за 200 рублей, килограмм моркови по 50 рублей, а живые цветы стоят очень больших денег. И мы всей семьей решили в следующем году посадить цветы, чтобы моя сестренка пошла в первый раз, в первый класс с огромным букетом цветов из собственной грядки.


Рекомендации:






Родины себе не выбираем,
Имени себе не даем,
Землю, где родились и живем,
С детства называем отчим краем.
Ф. Васильев

Я свой рассказ хочу начать с небольшого описания моего края, где я родилась и живу. Ведь именно своеобразие природы местности, в котором я живу, воспитывает такие черты характера как упорство, любовь к труду, выдержка и терпение. Не раз я слышала из уст своего деда, что именно географическое положение отличает мой район от всех остальных.

Кош-Агач – это самый отдаленный и высокогорный район нашей прекрасной Республики Алтай. Если взглянуть на географическую карту, то можно увидеть, что границы моего района пересекаются с Монголией, Китаем, Казахстаном и Республикой Тыва. Кош-Агач – это дом, где дружной семьей живут алтайцы, русские, казахи, а так же представители других национальностей. Не зря написал о Кош-Агаче алтайский поэт Паслей Самык следующие строки:

В Кош -Агачских степях
Злые ветры свистят.
Там белки, как клинки,
В синей дали, блестят.
Там на землях песчаных
Отары пасет
Богатырский (а значит, и добрый)
Народ.
Не лесами ты славен,
Степь – суха и пуста.
Вся – в народе,
Вся – в людях
Твоя красота.

Мой район по-своему неповторим и своеобразен. Суровый климат, неприступные горы, быстрые реки, голубое светлое небо – вот главная особенность моего района, которую мы должны беречь и охранять. Необходимо отметить, что климатические условия в нашем районе не позволяют выращивать овощи, и даже цветы. Я считаю, что, не смотря на суровость природы, у меня иной Родины нет и не будет.

Я думаю, что для нашей многодетной семьи это большое подспорье. Ведь коммерсанты продают ведро картофеля за 200 рублей, килограмм моркови по 50 рублей, а живые цветы стоят очень больших денег. И мы всей семьей решили в следующем году посадить цветы, чтобы моя сестренка пошла в первый раз, в первый класс с огромным букетом цветов из собственной грядки.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ларина Елена Игоревна, Наумова Ольга Борисовна

Елена Ларина, Ольга Наумова

Ключевые слова: адаптация, внутригрупповые связи, Кош-Агачский район Республики Алтай, миграционное поведение, миграция в Казахстан, оралманы, реэмиграция, российские казахи, этническое самосознание

Елена Игоревна Ларина, доцент кафедры этнологии исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Москва.

Ольга Борисовна Наумова, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук, Москва.

* Статья написана при поддержке РГНФ, гранты № 06-01-00134а и № 06-01 -18026е.

гический дискомфорт, чувство незащищённости, снижение социального статуса.

Полевые исследования в Астраханской, Оренбургской, Самарской, Саратовской областях — в местах компактного расселения казахов по казахстанско-российской границе — давали любопытный материал по миграционному поведению казахов. В целом миграционная картина по регионам различается не очень сильно, выделяется только неординарное поведение кош-агачских казахов. Патриотический романтизм и жизненный прагматизм лежат в основе как их переселения в Казахстан, так и возвращения в Россию, что, возможно, отличает их от всех прочих групп оралманов.

По переписи 2002 года, в Республике Алтай насчитывается 12,1 тыс. казахов, подавляющее большинство которых проживают в изолированном и труднодоступном Кош-Агачском районе. Район занимает Чуйскую степь, попасть в которую можно по единственной дороге — Чуйскому тракту. От районного центра пос. Кош-Агач до ближайшего города Горно-Алтайска 560 км. Казахи переселились в эти места в последней трети XIX века из Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области (ныне Восточно-Казахстанская область Республики Казахстан) по причине нехватки пастбищ1. Принадлежат

они к Среднему жузу, в основном к родовым подразделениям саргал-дак и самой племени наймам, есть некоторое число казахов-уаков и др. Соседи казахов в Кош-Агачском районе — тюрки-алтайцы; русских очень немного (по переписи 1989 года, в районе было: 58 % казахов, 39 % алтайцев и 4 % русских2). Мы работали в посёлках с казахским и казахско-алтайским населением; это Кош-Агач, Жана-Аул, Джазатор, Тобелер, Теленгит-Сортогой, Чаган-Узун.

Когда началась миграция, президиум курултая, состоявший из нескольких авторитетных пожилых мужчин, обсуждал создавшееся

Однако собирание группы в Казахстане стало происходить стихийно. Приведём отрывок из интервью Сабыра Солтонова, прожившего в Казахстане с 1991 по 2000 год: «В 1991 году я работал в редакции, жена — в селъхозуправлении. В один прекрасный день меня вызывает отец. Осенью 1991 года, в сентябре. Он на стоянке, чабанит. И говорит: “Мы поедем в Казахстан ”. До этого мой младший брат уехал, там родственники со стороны его жены. Он летом 1991 года уехал. “Давай, поехали в Казахстан. Там неплохо живётся, — отец говорит. — Посмотрим, что за Казахстан ”. Мы-то с женой видели, Семипалатинск, Алматы видели, другие города. А в основном [казахи из Кош-Агача] уезжали в северный Казахстан — Кокчетавская область, в район Астаны — этого не видели. Поехали, это — в Ермента-уском районе, неподалёку от Астаны, совхоз ТУТУ, отделение Жалбаши.

Он (младший брат. — Е. Л., О. Н.) работал тогда заведующим фермой. И мы поехали, отец посмотрел — можно скот держать, и начал уговаривать: ну хоть не в отделении, так в соседнем совхозе. Мы поехали, посмотрели, чисто случайно попали в совхоз ‘Новодолинка ”. Там живут 99 процентов немцев. Акмолинская область, 100 км от Астаны. Мы посмотрели, посёлок хороший. Мы ездили по многим сёлам, городам. Этот посёлок ближе был к тому месту, где остановились мои родители: 50 км. Мы там купили дом, договорились. А потом ещё на машине покатались по Казахстану — в Кокчетавскую область и др. Место искали. Но всё равно вернулись в Новодолинку.

Там немцы ещё жили, и только-только начали переезжать [в Германию]. Когда мы переехали уже были дома на продажу. И цены были умеренные. Купили дома. Вместе переехали: мой друг из Кош-Агача, вместе учились в Барнауле в электротехническом техникуме, с женой, я с женой и сестра друга с мужем. Вот три семьи приехали где-то в начале декабря 1991 года.

Сначала отец в отделении работал, а потом через год-полтора они все переехали в Новодолинку, где мы жили. Сначала нас три семьи было, потом мои родственники, родственники жены, друзья к нам в гости приехали. Дома на продажу были. И уже в феврале—марте 1992 года постепенно стали переезжать люди из Кош-Агача, и кош-агачские и другие алтайские казахи из других областей Казахстана, которые раньше переехали, начали приезжать в Новодолинку, покупать дома. И это всё продолжалось, немцы уезжали, а казахи приезжали, все хорошо устроились. Жена устроилась диспетчером, а я как строитель, сначала в столярке, а потом мастером.

Всего в двух соседних посёлках собралось около 300 семей кош-агачцев — и стала воспроизводиться кош-агачская жизнь в её прежних родственных и соседских связях. Были и другие центры притяжения для кош-агачцев в Казахстане, но не такие крупные. Так, в селе Зерен-да Кокчетавской области собралось 15—16 семей из Кош-Агача. Восстановление хотя бы частичного единства кош-агачцы принимали с эмоциональным подъёмом, настолько ценно было для них ощущение общности. Тот же Солтонов говорил нам: «Когда в деревню переезжа-

Многие получили работу в соответствии со своими профессиональными навыками. Списокдолжностей, на которых работали кош-агачцы в Казахстане, включает зоотехника, ветврача, тракториста, строителя, диспетчера, директора школы, учителей казахского языка и литературы, истории, химии и др., бухгалтера банка и проч.

Не могли не отметить кош-агачские казахи и большой разницы в интенсивности родственных и соседских связей в Казахстане и у себя

деловой хваткой, что помогает им занимать более высокие должности, быстрее продвигаться по служебной лестнице и т. п. Например, чтобы в то время открыть магазин и создать успешное крестьянское хозяйство, как это сделал Сабыр Солтонов, надо было обладать определёнными деловыми качествами. Большинство крестьянских хозяйств в условиях Казахстана 1997—2000 годов разорялось, не просуществовав и одного-двух лет14. Супруги из Жана-Аула, не побоявшись проработать чабанами, организовали собственное семейное предприятие и даже нанимали рабочих. Разумеется, уже для того, чтобы сняться с насиженного места и переехать в другую страну, надо быть решительным, мобильным, активным. Скорее всего, именно такие люди и покидали Кош-Агач.

Близко общаясь с местными казахами, кош-агачцы осознавали некоторые этнокультурные особенности своей группы. Например, в Кош-Агаче почти не делают бешбармак — мясо с тонко раскатанными лепешками; казахстанских казахов это приводило в недоумение: как можно есть одно мясо? Однако самое главное отличие, которое увидели кош-агачцы, заключалось не в наличии или отсутствии тех

перед соседями и родственниками, а информация о том, кто сколько потратил на свадьбу, похороны и т. п., каковы были подарки той и другой стороны, быстро становится известной всем.

Поселившись в Казахстане, кош-агачцы не прерывали связи с теми, кто не уехал из Кош-Агача. У всех оставались в России родственники: у кого-то семьи братьев или сестёр, у кого-то родители. Почти все рассказывали, что очень часто приезжали в гости в Кош-Агач. Семья из Жана-Аула, например, каждый год с пятью детьми ездила к оставшимся в России родным. Так же каждый год ездили в Кош-Агач братья Солтоновы. Одна из наших собеседниц, пока не устроилась на работу, а искала она её два года, большую часть времени проводила на родине, в Джазаторе. Помимо того, что все регулярно ездили навещать родственников, были и незапланированные поездки, в частности на свадьбы и похороны; посещать последние и выражать соболезнования родным умершего все кош-агачцы считают своим долгом. Таким образом, кош-агачская общность, даже потеряв территориальное единство, сохраняла общее информационное пространство — тесные связи между географически удалёнными группами. Все уехавшие знали, что делается в Кош-Агаче, а оставшиеся — кто как устроился в Казахстане.

После отъезда части кош-агачцев — а по приблизительным подсчетам за 1990-е уехало около 2/3 казахского населения16 — ситуация в Кош-Агаче стала налаживаться. Улучшились жилищные условия оставшихся, так как отъезжающие продавали своё жильё и цены на него падали. Из-за оттока людей трудоспособного возраста уменьшилась, а потом практически исчезла безработица. Как и в стране в целом, постепенно поднималась экономика района. Всё это знали кош-агач-ские мигранты, и те из них, кто резко не принял жизнь в Казахстане, стали переезжать обратно.

Вот как сами кош-агачцы представляли себе причины своей реэмиграции: «Ив 1994 году начался обратный отток. Прежде всего, оставшиеся здесь родственники звали назад. У нас примерно 60 процентов родственников переехало, а остальные здесь оставались. Каждый год приезжали к ним в гости, не только в гости, но, если умер кто из родственников, на похороны обязательно.

А первый отток начался уже через два-три года. Некоторые вообще год пожили. Увидели, там — бураны, мы вообще к этому не привык-

ли. Летом жара. Мы тоже к этому не привыкли. Как говорят, у нас в Кош-Агаче два месяца чуть-чуть холодно, а остальные — очень холодно.

Сам факт массового отъезда и возвращения стал важным, запоминающимся событием в истории кош-агачской группы, усилил и обогатил историческую составляющую их самосознания. Вполне возможно, что через несколько лет эти события станут основой для об-щекош-агачских фольклорных традиций.

Мигранты жили и работали во многих областях Казахстана, видели многие казахстанские города, в том числе и крупные. Уже отмечалось, что жившие в Новодолинке и Павловке после расформирования совхоза работали на стройке в Астане. Круг общения сильно расширился: мигранты имели дело не только с казахами, но и с русскими, немцами, людьми других национальностей, самых разных социальных слоев и профессий. Расширение кругозора не только позволило кош-агачским казахам осознать своё место в более широкой этнографической системе, но и разорвало их былую замкнутость и изолированность. Особенно это видно по детям мигрантов. Дети вернувшихся ориентированы на получение высшего образования за пределами Республики Алтай (причём не только в Барнауле, Новосибирске или Томске, но и в столичных вузах Казахстана). Эти молодые люди, проведшие своё детство в Казахстане, менее привязаны к Кош-Агачу и часто видят своё будущее за его пределами.

сещения Аганы, как правило, открывается дар целительства, некоторые из них начинают заниматься знахарской практикой.

Эмиграция и реэмиграция казахов Кош-Агача имели ощутимые и неоднозначные последствия для их этнографической группы. Они несомненно способствовали более чёткому осознанию ими своего места среди казахов вообще как казахов именно российских, алтайских, кош-агачских, сделали более глубоким, наполненным их этническое самосознание. История исхода и возвращения продемонстрировала большую жизнеспособность группы: внутригрупповые связи кош-агач-цев оказались настолько сильны, что смогли пересилить географическую разобщённость эмигрантов, притяжение новых контактов, экономические выгоды проживания в Казахстане.

1 См.: Коновалов А. В. Казахи Южного Алтая (Проблемы формирования этнической группы). Алма-Ата, 1986.

4 Панорама культурной жизни. С. 14.

6 См.: Ларина Е., Наумова О. Миграции казахов в западной части российско-ка-захстанского пограничья // Вестник Евразии, 2006. № 4. С. 32—47.

7 Коновалов А. В. Указ. соч. С. 5.

8 О причинах и проявлениях кризиса на селе в Казахстане в 1990-е годы см.: Наумова О. Б. Сагнаева С. К. Антропология постсоветских изменений в сельском Казахстане: жизнь в условиях кризиса // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. 5. М., 2006. С. 235-251.

9 Сакман — группа маток с ягнятами одного возраста, находящаяся в период расплода на попечении одного лица. Здесь — период расплода маток.

10 Джаиляу — летовка, летнее пастбище.

11 Кстау — зимовка, зимнее пастбище.

12 Коновалов А. В. Указ. соч. С. 135. Подробнее см.: Болотов Ж. О местных особенностях в языке кош-агачских казахов // Вопросы истории и диалектологии казахского языка. Алма-Ата, 1962. Вып. 4. С. 53—103 (на каз. яз.)

13 См.: Наумова О. Б. Казахская диаспора в России: этническое самосознание и миграционное поведение // Этнографическое обозрение, 2000. № 3.

14 Наумова О. Б., Сагнаева С. К. Указ. соч. С. 237.

15 В основе большинства праздничных расходов — доступность кредитов и лёгкость в их получении. Кош-агачцев как будто не заботит необходимость их возвращения, которая становится проблематичной из-за ограниченности возможностей трудоустройства и получения постоянных заработков. Есть небезопасный, но всем известный и практикуемый способ — угон скота и сдача его на мясокомбинат в соседней Туве.

16 В 1991 — 1992 годах из Кош-Агача выехала пятая часть местных казахов, а всего за 1990-е уехало более 60 %. В 1989 году перепись зафиксировала в Республике Алтай 10 692 казаха, в 2001 году — около 4 тыс. (Панорама культурной жизни. С. 34).

18 Марказ — араб, центр. Так называется учебный центр джамаата Таблиг в Алматы.

В 1922 году была образована Ойротская автономная область, которую первоначально входило 24 волости, число которых вскоре сократилось, а сами они в 1924 году были переименованы в аймаки, одним из которых был Кош-Агачский. Первоначально аймак включал 4 сельсовета: Курайский, Киргизский, Кокоринский, Ялангашский. В 1926 году Киргизский с/с был переименован в Казакский. К 1930 году число сельсоветов возросло до 6 — появились Чаган-Узунский и Чибитский с/с. К 1932 году были образованы Кош-Агачский и Джазаторский с/с, упразднён Ялангашский с/с. В 1954 году был упразднён Кокоринский с/с, однако вскоре он был восстановлен. В 1957 году из состава Чибитского с/с был выделен Акташский поселковый совет.

1 февраля 1963 года Кош-Агачский аймак был преобразован в сельский район (с 1965 — район). В 1968 году Чибитский с/с и Акташский п/с были переданы в Улаганский район. В 1976 году образован Мухор-Тархатинский с/с, в 1979 — Бельтирский, в 1984 — Тобелерский. К 1985 году число сельсоветов выросло до 9 (Бельтирский, Джазаторский, Казахский, Кокоринский, Кош-Агачский, Курайский, Мухор-Тархатинский, Тобелерский и Чаган-Узунский). В 1989 году был образован Ортолыкский с/с, а в 1991 — Теленгит-Сортогойский с/с.

В 1995 году сельсоветы были преобразованы в сельские администрации. В 2001 году была образована Ташантинская с/а. В 2005 году сельские администрации были преобразованы в сельские поселения [3] .

Численность населения
1897 [4] 1916 [4] 1920 [4] 1926 [4] 1933 [4] 1939 [4] 1959 [5] 1970 [4] 1979 [4]
2337 ↘ 2039 ↗ 5149 ↗ 5940 ↗ 6864 ↗ 9849 ↗ 11 944 ↗ 12 400 ↗ 14 250
1989 [4] 2002 [6] 2003 [7] 2004 [7] 2005 [8] 2006 [8] 2007 [8] 2008 [9] 2009 [10]
↗ 16 422 ↗ 17 353 ↘ 17 258 ↗ 17 397 ↗ 17 700 ↗ 17 900 ↗ 18 100 ↗ 18 551 ↗ 18 924
2010 [11] 2011 [9] 2012 [12] 2013 [13] 2014 [14] 2015 [15] 2016 [16] 2017 [17] 2018 [18]
↘ 18 263 → 18 263 → 18 263 ↗ 18 318 ↗ 18 599 ↗ 18 765 ↗ 18 814 ↗ 19 025 ↗ 19 188
2019 [19] 2020 [20] 2021 [2]
↗ 19 308 ↗ 19 616 ↗ 19 906

Согласно прогнозу Минэкономразвития России, численность населения будет составлять [21] :

Коренными жителями района являются алтайцы-теленгиты, казахи, также проживают русские и другие национальности. Компактно проживают казахи, переселившиеся сюда в конце XIX — начале XX веков. Они составляют большинство населения (54,4 % по результатам переписи населения 2010 г.), доля алтайцев составила 41,3 %, русских — 3,3 % [22] .

Национальный состав Кош-Агачского района по переписи 1939 г. [23]

район (населенный пункт)

В Кош-Агачском районе 16 населённых пунктов в составе 12 сельских поселений:

Сельские поселенияАдминистративный
центр
Количество
населённых
пунктов
НаселениеПлощадь,
км²
1Бельтирское сельское поселение село Новый Бельтир 2 ↗ 1375 [2] 3266,00 [1]
2Джазаторское сельское поселение село Беляши 2 ↗ 1357 [2] 6664,00 [1]
3Казахское сельское поселение село Жана-Аул 2 ↗ 741 [2] 802,00 [1]
4Кокоринское сельское поселение село Кокоря 1 ↘ 924 [2] 2228,00 [1]
5Кош-Агачское сельское поселение село Кош-Агач 1 ↗ 10 297 [2] 40,63 [1]
6Курайское сельское поселение село Курай 2 ↗ 1319 [2] 1936,00 [1]
7Мухор-Тархатинское сельское поселение село Мухор-Тархата 1 ↘ 755 [2] 1584,00 [1]
8Ортолыкское сельское поселение село Ортолык 1 ↗ 643 [2] 628,00 [1]
9Ташантинское сельское поселение село Ташанта 1 ↗ 565 [2] 354,00 [1]
10Теленгит-Сортогойское сельское поселение село Теленгит-Сортогой 1 ↗ 641 [2] 454,00 [1]
11Тобелерское сельское поселение село Тобелер 1 ↘ 875 [2] 1264,00 [1]
12Чаган-Узунское сельское поселение село Чаган-Узун 1 ↗ 414 [2] 631,00 [1]

Список населённых пунктов района
Населённый пунктТипНаселениеМуниципальное образование
1 Актал село ↘ 3 [40] Казахское сельское поселение
2 Аркыт село ↘ 62 [40] Джазаторское сельское поселение
3 Бельтир село ↘ 77 [40] Бельтирское сельское поселение
4 Беляши село ↘ 1292 [40] Джазаторское сельское поселение
5 Жана-Аул село ↘ 796 [40] Казахское сельское поселение
6 Кокоря село ↘ 924 [2] Кокоринское сельское поселение
7 Кош-Агач село, административный центр ↗ 10 297 [2] Кош-Агачское сельское поселение
8 Курай село ↘ 427 [40] Курайское сельское поселение
9 Кызыл-Таш село ↗ 785 [40] Курайское сельское поселение
10 Мухор-Тархата село ↘ 755 [2] Мухор-Тархатинское сельское поселение
11 Новый Бельтир село ↗ 1248 [40] Бельтирское сельское поселение
12 Ортолык село ↗ 643 [2] Ортолыкское сельское поселение
13 Ташанта село ↗ 565 [2] Ташантинское сельское поселение
14 Теленгит-Сортогой село ↗ 641 [2] Теленгит-Сортогойское сельское поселение
15 Тобелер село ↘ 875 [2] Тобелерское сельское поселение
16 Чаган-Узун село ↗ 414 [2] Чаган-Узунское сельское поселение


Основные виды экономики: мясное скотоводство, козоводство, овцеводство, коневодство, пантовое оленеводство, добыча вольфрамо-молибденовой руды.

4 сентября 2014 года вблизи села Кош-Агач открыта первая в России сетевая солнечная электростанция, мощностью 5 МВт. Команду на её запуск по телемосту дал Президент РФ В.В.Путин. Новая электростанция стала первым собственным объектом электрогенерации в Республике Алтай. Она обеспечивает стабильное электроснабжение более 1000 домохозяйств. Её площадь составляет 13 Га.


Село Кош-Агач расположено на юго-востоке Алтайского края и является административным центром одноименного района. В этой местности довольно суровый климат, поэтому здесь можно встретить не так много туристов. Особый интерес Кош-Агачский район вызывает у историков, археологов и любителей природы. Для почитателей Будды этот регион считается священным местом силы.

кош агач республика алтай

Описание Кош-Агачского района

Местность, расположенная близ села Кош-Агач, имеет разнообразный и интересный ландшафт. Основная часть региона – это полупустыня, раскинувшаяся среди заснеженных вершин, высота которых составляет около 2000 метров над уровнем моря. Разнообразие природных ресурсов Алтайского края впечатляет. Здесь можно увидеть степную зону, тундру, а также хвойные леса, которые находятся около реки Джазатор. В лесных массивах чаще всего встречаются такие деревья, как кедр, лиственница и ель.

Зимний период здесь очень долгий, холода могут держаться до 7 месяцев, и это совсем не удивительно, ведь самый суровый климат края именно в районе Кош-Агач. Республика Алтай – один из самых холодных регионов Сибири, есть места, где сохранена вечная мерзлота. Очень ощутим перепад температур, в течение суток показатели термометра могут существенно изменяться.

гостиницы кош агач

Описание села

История поселения насчитывает более 200 лет. Кош-Агач основан русскими купцами в 1801 г. Это место было торговым центром на юге Горного Алтая. Монголия до конца 1880-х годов относилась к Китайской империи и являлась торговым партнером Кош-Агачских купцов.

Селение находится на возвышенной местности, высота составляет примерно 2000 метров над уровнем моря. Здесь же протекает река Чуя, на берегах которой стоит Кош-Агач. От главного административного центра Алтайского Края – Барнаула - село удалено на 438 км, а вот до границы Монголии расстояние не более 50 км. Основное население этого региона – алтайцы и казахи. Русских в селе практически нет.

В 2003 году в этих местах произошло землетрясение, а сам поселок был в эпицентре стихии. В ходе природного катаклизма были разрушены некоторые дома.

Район находится в приграничной зоне, поэтому, чтобы посетить плато Укок, нужно получить разрешение в погранслужбе, отделение которой находится в селе.

Кош-Агач

В поселке имеется ряд социальных объектов: рынок, магазины, ДК, АЗС, кафе и гостиницы. Кош-Агач до начала 90-х годов имел свой собственный, небольшой аэродром, на который прибывали самолеты из Барнаула. В 2003 году в селе началось строительство целого микрорайона коттеджей. В 2014 году в этой местности была запущена солнечная электростанция – первая в стране.

Плато Укок и прочие достопримечательности района

Несмотря на то что в поселке туристическая инфраструктура не развита, эти места притягивают к себе многочисленные группы иностранных и русских путешественников. Особый интерес вызывает уникальная природа и плато Укок. В Кош-Агачском районе действительно есть на что посмотреть:

  • Река Чуя с многочисленными порогами.
  • Шавленские озера.
  • Актру – нетронутые ледники.
  • Голубое озеро.

Также туристы могут посетить один из двух музеев, которые находятся в соседних селениях: Кокоря и Жана-Аул.

село кош агач

Самой главной и значимой достопримечательностью этих мест является плато Укок, которое относится к Всемирному наследию ЮНЕСКО. Плато расположилось на возвышенности среди горных массивов, на высоте 2000-2500 метров над уровнем моря. Несколько десятков рек пересекают его. Добираться сюда крайне сложно. Горные перевалы труднодоступные, и воспользоваться ими можно на протяжении нескольких месяцев. Но те туристы, которые проявят настойчивость, получат незабываемые впечатления. Им откроются:

  • нетронутая человеком природа;
  • чистейшие озера;
  • разнообразие краснокнижных животных и птиц;
  • свидетельства обитания в здешних местах древней цивилизации (наскальная живопись).

село кош агач

На плато было найдено множество исторических артефактов и архитектурных памятников. Могильник Ак-Алаха-3 наиболее известный объект. Здесь в начале 90-х годов была обнаружена мумия алтайской принцессы, возраст которой насчитывает больше 2500 лет.

Где переночевать в Кош-Агач?

гостиницы кош агач

В гостинице есть номера:

  • полулюкс – 3;
  • четырехместный – 2;
  • двухместный – 8;
  • шестиместный – 1.

Свой автомобиль можно припарковать рядом с отелем совершенно бесплатно. В общем холле заведения размещен телевизор. На этаже имеются санузел и душ. На специально оборудованной кухне посетители могут готовить еду самостоятельно. В гостинице работает сауна, есть возможность попользоваться утюгом. В качестве развлечения – бильярд.

Читайте также: